3. ОБ ОТВЕРЖЕНИИ ДОБРОГО ПАСТЫРЯ И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ЭТОГО ДЛЯ ИЗРАИЛЯ (Глава 11)

В этой трудной для понимания главе излагается причина, по которой благословения, обещанные Израилю (глава 10), откладываются.

а. О надвигающемся гневе (11:1−3)

Зах 11:1−3. Израиль отвергнет Мессию — Доброго Пастыря (стихи 4−14), и за это изольется на него гнев Божий, который пророк созерцает в картинах опустошения земли, уничтожения произведений природы. Самый язык образов подразумевает, однако, персонификацию и, значит, не только опустошение земли и уничтожение ее плодов, но и гибель ее обитателей. Названные здесь три области — Ливан, Васан и Иордан — славились густыми лесами. Пастухи «рыдают», потому что гибнут их пастбища (в русском тексте приволье).

Даже львы, жившие по берегам р. Иордан, в густых лесах, лишатся своих жилищ. Описанное в этих стихах следует понимать буквально, но некоторые толкователи склонны были видеть в перечисленных тут «величавых деревьях» символ славы Иерусалима и храма, который частично сооружен был из ценных пород дерева. Воспринимать ли предреченное Захарией буквально или в переносном смысле, но то, о чем он говорит, по всей вероятности, включало и разрушение Иерусалима римлянами в 70 году от Р. Х.

б. О причине опустошения (11:4−14)

Нелегкие эти стихи проникнуты мессианским смыслом. Направляемый Святым Божиим Духом, Захария описывает в них истинного Пастыря Израиля — Мессию. Затем (стихи 15−17) ему дано описать некоего злого пастыря, в образе которого можно увидеть указание на антихриста конца времен. в стихах 4−14 внимание читающего фокусируется на духовном состоянии Израиля в годы служения Иисуса Христа и на последствиях отвержения им Доброго Пастыря.

Зах 11:4. Повеление Господа, по-видимому, адресовано Захарии. Понятие «пасти» включало не только «кормление», но и «определение пути», правильное направление его, защиту пасомых. «Овцы» представляют тут народ Израиля, обреченный Богом на заклание римлянами.

Зах 11:5. К ним уже и теперь никто не чувствует жалости, и те, от кого они зависят, думают лишь о том, как бы нажиться на их счет. Трудно сказать однозначно, подразумевались ли под «купившими и продавшими» чужеземные угнетатели или власть имущие в самом Израиле. Но пастухи их — это несомненно они, т. е. вожди еврейского народа, не заботившиеся о нем, утратившие всякое чувство ответственности за него (сравните с 10:3).

Зах 11:6. Но высшей своей точки и без того несчастное положение Израиля достигнет тогда, когда Господь окончательно отнимет у него милость Свою. Это, как представляется, явится результатом отвержения избранным народом истинного своего Пастыря — Мессии (о чем говорится в стихах 8−13). Бог предаст его в руки царя его (очевидно, римского императора; Ин 19:15 «нет у нас царя, кроме кесаря») и не избавит от него и римского войска (от рук их).

Зах 11:7. Как бы во исполнение повеления, данного ему (стих 4), Захария символически изображает труд Пастыря, заботящегося об обреченных овцах. По характеру повествования видно, что это Сам Бог, либо одно из Лиц Божества (Мессия). Речь может идти о времени первого пришествия Спасителя. Символичны и названия Его жезлов, как бы составляющие вкупе девиз Его служения (благоволение и узы; по прочтению Мартином Лютером и не только им — «скорби, болезни»). Есть и другое прочтение «уз» — в значении объединения Израиля и Иуды, восстановления их как единого народа (сравните с Ос 1:11).

Зах 11:8−9. Деятельность Доброго Пастыря во времени символически определяется одним месяцем. Трудно с уверенностью сказать, кто стоит за тремя негодными пастырями (более 40 толкователей этого места даже не предпринимают попытки «идентифицировать» их!) И все-таки наиболее вероятным представляется, что «три пастыря» олицетворяют три «руководящих класса» еврейского сообщества: пророков (стражей закона), священников и царей (или гражданских «начальников»). Никто из них не оправдал возложенной на них ответственности.

Однако душа Пастыря отвратится и от стада, отвращающегося (соответствующее евр. слово имеет сильный нюанс отталкивания) от Него. Ибо по непокорности своему Пастырю оно не далеко ушло от своих правителей. Не буду более пасти вас (защищать, охранять), говорит Он устами Захарии. Брошу на произвол судьбы (предоставлю гибели от бедствий извне и от внутренних распрей). Умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет. Что касается последней фразы стиха 9, то в ней видят намек на людоедство, имевшее место во время осады римлянами Иерусалима в 70 г. от Р. Х.

Зах 11:10−11. Расторжение завета (о котором Господь говорит, что заключил его со всеми народами, — по всей вероятности, тут подразумевается, что он был заключен Им в интересах провиденциальной защиты Им Израиля) символизируется «преломлением» жезла благоволения. «Неблаговоление» же Бога к Израилю по причине отвержения им Доброго Пастыря приведет избранный народ к духовной слепоте (Рим 11:25), к частичной гибели и к рассеянию его по другим странам. Но все это станет понятно только верному Богу «остатку». Лишь бедные… ожидающие Меня (т. е. те немногие, которые признают в Иисусе Христе истинного Мессию) поймут, что все происшедшее произошло по слову Господа, говорит Бог устами пророка.

Зах 11:12−13. Израиль оценил своего Доброго Пастыря в тридцать Серебрянников, или тридцать сиклей серебра. Именно такую сумму предписывал закон уплатить владельцу вола тому, у которого этот вол забодал раба (Исх 21:32). Существует предположение, что «тридцать сиклей серебра» считались по Моисееву закону высшей ценой человеческой жизни. Так это или нет, но уплата за Доброго Пастыря той же цены, что за раба, была для Него оскорбительной — более оскорбительной, чем прямой отказ дать за него какую-либо плату.

Высокая цена (звучит иронически) уплачивается Захарией (символическое действие) за Пастыря в Дом Господень для приобретения земли у горшечника (уничижение Пастыря подчеркивается последней деталью, поскольку занятие горшечным ремеслом считалось в Иерусалиме одним из самых презренных). Это пророчество исполнилось в акте предательства Иудой! Христа (Мф 26:14−16; 27:3−10; пояснение к тому, почему Матфей ссылается не на Захарию, а на Иеремию, в толковании на Мф 27:3−10).

Зах 11:14. Следует символическое «преломление» другого жезла, названного «узы» — в этом акте отображается разрыв национальной солидарности между Иудою и Израилем. Расторжение «братства» внутри избранного народа послужило одной из главных причин падения Иерусалима в 70 г. от Р. Х. и новой волны рассеяния евреев по всему миру.

в. О последствиях отвержения Доброго Пастыря (11:15−17)

Зах 11:15−16. Отвергшие Доброго Пастыря вновь подпадут под власть пастырей неразумных и жестоких. Снаряд (снаряжение) одного из глупых пастухов символизирует неумелость и безответственность таковых.

Евр слово, переведенное на русский язык как «глупый», предполагает грубого, жестокого глупца. В «сборном образе» его видят Римскую империю, власти которой евреи вынуждены были подчиниться около времени пришествия Спасителя (рождения Иисуса Христа). За отвержение Его они поплатились полным разгромом от руки римлян.

Новые властители представлены как «ядущие» мясо тучных (на завоеванных ими землях); фразу копыта их оторвет объясняют употреблением в пищу жира из копыт. Существует и другое толкование этих стихов, относящее их ко времени антихриста, который во всем явится противоположностью Доброму Пастырю — Иисусу Христу (сравните с Ин 5:43).

Зах 11:17. Горе постигнет, однако (в час свой) и негодного пастуха, причиняющего зло стаду, предупреждает Захария. Он лишится силы (которая символизируется рукой) и способности разумно воспринимать окружающее (которая символизируется правым глазом).

Б. О воцарении отвергнутого Царя (главы 12−14)

Главы 12−14 составляют одно «предсказание», или «пророческое слово» (единое «бремя») относительно Божиего народа. События, которые прозревает Захария, относятся к одному периоду в будущем (исключение составляет 13:7) и совершаются в городе Иерусалиме. Пророчества, содержащиеся в этих главах, по праву относят к числу важнейших в Ветхом Завете.

1. ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ИЗРАИЛЯ (главы 12−13)

Два условия необходимы для установления будущего мессианского Царства Израиля. Первое: уничтожение богоборческих сил языческого мира, препятствующих установлению этого Царства; и второе: полное обновление (человеческое, и — в рамках его — прежде всего духовное) тех индивидов, которые станут рождаться в еврейском сообществе (обновление, по сравнению с тем, что было в предыдущей истории), чтобы составить народ, по отношению к которому Богу возможно будет осуществить заветы, заключенные Им с Авраамом и с Давидом. Как следует из глав 12 и 13, оба эти условия будут исполнены Самим Господом. Это Он избавит (физически) Израиль от его врагов (12:1−9), и Он же приведет его к духовному очищению (12:10 — 13:9).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Захарии, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.