2. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ (8:1−23)

Как глава 7 перекликается в содержании своем с призывом к покаянию в 1:2−6, так глава 8 — с обетованными благословениями, о которых Захария услышал в своих ночных видениях (1:7 — 6:8). Таким образом «восстановление» иудейского народа в постссыльную пору, в дни Захарии, видится из 3-ей и 4-ой пророческих вестей его как предваряющее благословенное Богом процветание этого народа в будущем, мессианском, веке. Смысловое ударение в двух заключительных речах Захарии тоже делается на том, будущем, времени, когда уделом всей земли станут праведность, справедливость и мир.

Зах 8:1−2. Вводная «формула» удостоверяет и, повторяясь затем неоднократно, подтверждает, что слова, произносимые пророком, «пришли» к нему из откровения ему свыше.

Ревность Господа о Сионе — это ревность любви, которая по отношению к врагам Израиля делается источником «великого гнева». Впрочем, и сам Израиль может подразумеваться тут как «объект» гнева Божиего — по причине все той же безмерной любви Всевышнего к народу Своему, который слишком часто являет себя недостойным этой любви.

Зах 8:3. Но Бог не изменит Своему завету с Израилем. Он возвратит ему милость Свою, Он вернется на Сион и снова будет обитать в Иерусалиме (сравните с 2:12), который оставил при разрушении города и храма, как открылось это в видениях его пророку Иезекиилю (Иез 9:3; 10:4, 18; 11:22−23). Теперь вот Захария в духовном созерцании своем воспринимает откровение о том, что осуществится в тысячелетнее правление Иисуса Христа на троне Давидовом. В то время истина, которая есть Он Сам, и святость Его (Иоиль 3:17; Авд 1:17) передадутся городу Иерусалиму и всей земле.

Напомним, что Сионом называлось первоначально возвышенное место, населенное племенем иевуссеев; крепостью, защищавшей подходы к ним, завладел царь Давид (2Цар 5:7). Позже Сионом (и горой Сион) стали называть место, на котором построен был иерусалимский храм (Пс 2:6; Ис 8:18; Иоиль 2:1). Кроме того, Сион стал синонимом Иерусалима (Ис 2:3; 4:3; 33:20; Ам 1:2; Мих 3:10, 12). Вместе оба названия несколько раз встречаются у Захарии (1:14, 17; 8:3; 9:9).

Зах 8:4−5. Картина мирной жизни Иерусалима, где спокойно чувствуют себя старики, и радуются в безмятежности дней своих дети и молодежь.

Зах 8:6. В глазах… народа, пережившего гибель города и храма и горечь чужбины, такая перспектива покажется удивительной, иудеи, пожалуй, отнесутся к ней с недоверием, но трудно ли Господу Всемогущему совершить подобное чудо!

Зах 8:7−8. Снова обещает Бог собрать Израиля и Иуду в будущем. Из страны востока и запада (страны захождения солнца) здесь, вероятно, речевой прием (так называемый меризм, когда часть представляет целое). И тогда речь тут идет обо всех странах света (сравните с Ис 11:11−12; 43:5−6). Иерусалим в свою очередь здесь, очевидно, представляет израильскую землю в целом.

Возвращение Господом евреев со всех концов земли в их землю подразумевает восстановление их отношений с Ним в том виде, в каком они были задуманы Им изначально. И будут они Моим народом, и Я буду их Богом (сравните с Зах 13:9; Ос 2:21−23). Обратите внимание на то, как проникновенно и трогательно раскрывает характер этих будущих взаимоотношений (Бога и Его народа) пророк Осия (Ос 2:19−20).

Зах 8:9−13. Устами Захарии Господь обращается к строителям храма, призывая их «укрепить руки» для продолжения работ и ободряя их тем, что слова Его, которые они слышат теперь, возвещаются им пророками, которые присутствовали при закладке дома Господня (т. е. теми же Захарией и Аггеем); часть их предсказаний уже сбылась, так что и теперь не верить им оснований нет.

Ибо прежде дней тех… Подразумевается время до возобновления строительных работ. Слово «возмездие» употреблено здесь в значении «воздаяния», добрых результатов. Иудеи помнят, что совсем недавно их (добрых плодов) было совсем мало от труда их и их животных (Агг 1:6, 9−11; 2:16−19). И от врагов их не было им покоя. А ныне для остатка этого народа… В «ближней перспективе» имеются в виду иудеи, возвратившиеся из Вавилонии и восстанавливающие теперь храм; в отдаленной — евреи мессианского века.

Итак, для «остатка», благословляемого Богом ныне и предназначенного для благословений в будущем, все коренным образом изменится к лучшему. К тем, которые «ныне», относится обещание изобильной жизни (стих 12), к будущим — и это обетование, и то, что содержится в стихе 13: не раз — на протяжении своей истории — бывшие проклятием у народов (Втор 28:37), евреи станут благословением для них (Мих 5:7; сравните с Зах 8:22−23).

Зах 8:14−17. Благословения Израиля во временах грядущих есть цель Господа Саваофа, и Он непременно осуществит ее. Как прежде Он обрек еврейский народ наказанию, потому что определил наказать его в гневе на отцов их, и не отменил, так не отменит Он — в свете нынешнего определения Своего — и грядущих благословений.

Народу следует, однако, отвергнуть лицемерно — формальную «практику» своих «отцов» и держаться — как в личной, так и в гражданской жизни, — истинно духовных принципов: не лгать друг другу, быть справедливыми и миролюбивыми всегда и во всем. Напомним, что у ворот городов и селений израильских старейшинами народа решались вопросы, имевшие значение для сообщества в целом и для отдельных членов его, в том числе судебные иски. Сказанное в стихах 16−17 можно свести к одной фразе: делайте угодное Богу и не делайте того, что Ему ненавистно.

Зах 8:18−19. Захария повторяет, что изрекаемое им теперь есть слово Господа Саваофа. Резюмируя сказанное им выше — только любите истину и мир — пророк подразумевает, что лишь в этом случае посты, соблюдаемые иудеями, обратятся для них радостью и веселым торжеством. Только теперь, как видим, получают делегаты из Вефиля прямой ответ на свой вопрос о посте (7:2−3).

Причем в ответ этот включены два дополнительных поста, прежде не упомянутые (сравните с 7:3, 5): тот, что совершался в десятый день десятого месяца — в память о начале осады Иерусалима (4Цар 25:1−2; Иер 39:1), и тот, который соблюдался на девятый день четвертого месяца, когда Иерусалим был взят полчищами Навуходоносора (4Цар 25:3−4). Назначенные самими иудеями, эти посты на протяжении 70 лет блюлись ими в скорби сердечной (об этом в 7:5−7).

Зах 8:20−23. Здесь картина мессианского века, когда люди всей земли будут стремиться к сближению с евреями — по причине их особых взаимоотношений с Господом. Посредством иудеев истинное богопознание будет распространяться среди народов (т. е. не-евреев, или (на языке Библии) язычников). В тысячелетнее правление Иисуса Христа в Иерусалим станут стекаться отовсюду представители стран и городов, чтобы помолиться «пред лицем» Господа. Они будут нуждаться в духовном руководстве евреев, о чем у Захарии образно сказано: десять человек (разноязыких) возьмутся за полу Иудея.

Господь, сотворивший мир, есть Бог всех народов, но в ветхозаветное время Он выступает как Бог преимущественно одного — израильского, чтобы через его посредство истинное богопознание сделалось достоянием всех. Надо заметить, что лишь у пророков важная мысль о том, что и язычники предназначены Богом ко спасению и ко вступлению в Царство, созидаемое Им, достигает полной ясности.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Захарии, 8 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.