Это письмо является одним из лучших образцов древней литературы, написанных в эпистолярной форме, причем не только среди посланий самого апостола Павла или новозаветных Писаний, но и в древней литературе в целом. Его всегда ставят первым в списке посланий апостола Павла, хотя по времени оно и не было написано прежде других. И это свидетельствует о значении его с точки зрения, как темы, так и содержания. Возможно, посланию этому придавалось особое значение и потому, что первые его читатели жили в столице могущественной Римской Империи.

Автор

В начале письма Павел называет себя по имени (1:1), и в самом тексте данного послания имеется ряд свидетельств в пользу того, что оно действительно написано Павлом. Он говорит о себе, что он из колена Вениаминова (11:1 сравните с Флп 3:5). Он передает приветы Акиле и Прискилле (Рим 16:3), с которыми познакомился в Коринфе (Деян 18:2−3), а затем расстался в Ефесе (Деян 18:18−19), когда совершал свое второе миссионерское путешествие.

Павел упоминает также о своей поездке в Иерусалим с «дарами любви», то есть с пожертвованиями, собранными церквами в Македонии и Ахаии (Рим 15:25−27); факты эти подтверждены и в книге Деяний (Деян 19:21; Деян 20:1−5; Деян 21:15, 17−19), а также в посланиях Коринфянам (1Кор 16:1−5; 2Кор 8:1−12; 2Кор 9:1−5). Несколько раз упоминает Павел и о своем намерении посетить Рим (Рим 1:10−13, 15; Рим 15:22−32), и этот факт тоже находит подтверждение в книге Деяний (19:21).

Кому адресовано

Вопрос, к кому обращается апостол в этом послании, заслуживает внимания. Павел пишет: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим 1:7). Заметим, что он не обращается к римской церкви. Тот факт, что церковь в Риме тогда уже существовала, не вызывает сомнений — ведь Павел шлет приветы «домашней церкви», собиравшейся у Акилы и Прискиллы (Рим 16:3−4). Вероятно, в Риме было тогда уже несколько церквей, и, может быть, поэтому Павел обращается ко «всем святым», а не к «церкви».

Но кто были эти «святые», жившие в Риме, по своему происхождению — язычники или евреи? Очевидно, и те и другие. Акила, к примеру, был евреем (Деян 18:2), евреями же были родственники Павла: Иродион, Андроник и Юний (Рим 16:7, 11). Согласно Иосифу Флавию и другим авторам, в Риме жило тогда много евреев (сравните Деян 28:17−28).

Тем не менее, Рим был, конечно, языческим городом, столицей языческой империи, где евреи, будь они верующие или неверующие, составляли лишь незначительное меньшинство. Далее. Хотя Павел никогда не упускал случая свидетельствовать и служить евреям, Бог призвал его быть «апостолом язычников» (Рим 11:13 сравните 15:16). Так что скорей всего послание его было адресовано главным образом недавним язычникам.

Этот вывод подтверждается и свидетельством, содержащимся в самом письме. С одной стороны, Павел прямо обращается к евреям (2:17), и когда говорит евреям — христианам об «Аврааме, отце нашем» (4:1, 12), то говорит от первого лица. Но с другой стороны, он не менее прямо заявляет: «Вам говорю, язычникам» (11:13). Несколько других мест в послании также указывают на то, что христиане из язычников составляли часть его аудитории (11:17−31; 15:14−16). Косвенно следует и из 1:5, 13, что в христианской общине Рима преобладали язычники.

Но если к тому времени, как Павел писал это послание, лично в Риме он еще не был, то как появились там христиане? В свете того, что апостол пишет в 15:20, а именно, что его целью было благовествовать там, где имя Христа еще не было проповедано, представляется, что и никто другой из апостолов не достиг еще к тому времени Рима. В частности, и Петра не было в ту пору в Риме — иначе как объяснить, что его имени нет среди тех, кому Павел передает приветы (16 гл.)?

Вот возможный ответ на вопрос об основании церкви в Риме: в толпе, на глазах которой совершилось чудо в день Пятидесятницы в Иерусалиме, и которая слышала проповедь Петра, были, как известно, «пришедшие из Рима» (Деян 2:10); некоторые из них, вероятно, оказались среди 3000 обращенных в тот знаменательный день. Они-то и вернулись в Рим верующими в Иисуса Христа и стали распространять евангельскую весть.

Затем и другие верующие могли переселиться в этот город, поскольку столица влекла к себе людей со всей империи, которые и съезжались в Рим по деловым и другим соображениям. Хорошим примером тому могут служить Акила и Прискилла. Как уже говорилось, они жили в Италии прежде (Деян 18:2), вынуждены были оставить ее и затем снова возвратились, как только позволили обстоятельства. Фива (Рим 16:1−2), которая, по-видимому, и доставила это послание в столицу — второй пример.

В Рим она отправилась не затем, чтобы доставить послание, она захватила его с собой, потому что ехала в этот город по каким-то делам. Возможно, что намерение Фивы посетить Рим стало для апостола Павла поводом к написанию этого послания. По человечески рассуждая, апостол воспользовался предоставившейся возможностью, чтобы вступить в контакт с группой верующих, глубоко интересовавшей его, с которой он при первой возможности намеревался встретиться лично.

Как отсутствие имени Петра среди приветствуемых Павлом в главе 16 свидетельствует о том, что этого апостола в Риме тогда не было, так многочисленные приветствия Павла отдельным лицам (он называет 28 имен) и нескольким группам верующих, — говорит о большом его влиянии на римскую церковь — в ее основании и становлении. Среди тамошних верующих многие обратились ко Христу под его воздействием или были его помощниками в миссионерской работе в разных частях империи. Именно поэтому Павел считал «своей» христианскую общину в Риме, о чем и свидетельствует его письмо.

Место и время написания

Хотя Павел ни разу не упомянул города, в котором в то время находился, нет сомнения, что письмо это он писал из Коринфа, восточной гаванью которого была Кенхрея (16:1). Послание было написано в конце третьего миссионерского путешествия Павла, когда на протяжении трех месяцев апостол жил в Греции (Элладе, Деян 20:3), то есть перед возвращением его в Иерусалим с пожертвованиями, собранными в Македонии и Ахаии для нуждавшихся верующих Иерусалимской церкви (Рим 15:26). Из Коринфа Павел отправился в Филиппы, где оставался на Пасху и Дни опресноков (Деян 20:6), намереваясь попасть в Иерусалим ко дню Пятидесятницы (Деян 20:16). Таким образом Послание к Римлянам было написано им или в конце зимы, или в начале весны, в 57 или 58 году.

Цель написания

Тогда как поводом написания послания несомненно явилась намечавшаяся поездка Фивы в Рим (Рим 16:2), причин или целей написания его было у Павла несколько. И главная, по-видимому, состояла в том, чтобы сообщить тамошним верующим о своем намерении посетить Рим после того, как он побывает в Иерусалиме (15:24, 28−29 сравните с Деян 19:21), и тем самым подготовить римскую общину к своему прибытию.

Верующие в Риме всегда были дороги Павлу, и он постоянно о них молился (Рим 1:9−10); теперь, наконец, его желание посетить их и послужить им должно было осуществиться (1:11−15; 15:22−23, 29, 32). Потому-то и хотел апостол заранее известить их о своих планах — чтобы и они молились об их исполнении (15:30−32).

Вторая цель заключалась в том, чтобы более полно и подробно объяснить римским верующим сущность Евангельской вести, которую он проповедовал. Павел пишет: «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим 1:15), а что именно — это-то он и хотел довести до их сведения. Так что в этом послании апостол Павел осуществил то, что хотел бы сделать Иуда: «писать вам об общем спасении» (Иуд 1:3). Вполне возможно, что Иуда не стал писать на эту тему как раз потому, что Павел уже сделал это.

Послание к Римлянам, несомненно, содержит достаточно полное и логическое изложение плана Триединого Бога по спасению человечества — начиная от осуждения человека за грехопадение и до завершения этого плана, которым предусмотрено вечное пребывание в присутствии Божием тех людей, что уподобятся Сыну Божиему, Господу Иисусу Христу.

Третья цель или причина не является столь очевидной, как первые две. Она, очевидно, связана была с напряженными отношениями, возникшими в римской христианской общине между евреями и язычниками, и даже с возможным конфликтом между ними. Апостола Павла буквально преследовали иудаисты, которые, идя за ним из города в город, старались посеять в его новообращенных сомнение в свободе, данной им Евангелием (Гал 5:1). Классическим, хотя и не единственным ответом Павла иудаистам, является его послание к Галатам.

Примерно в то время, когда было написано послание к Римлянам, нападки иудаистов на апостола приняли характер физического насилия (Деян 20:3). Успели или нет иудаисты прийти в Рим прежде Павла, судя по его Посланию к Римлянам, разногласия между евреями и язычниками носили в имперской столице достаточно серьезный характер.

Апостол не становится на какую-то одну сторону, но тщательно анализирует возникшую проблему с обеих, так сказать, точек зрения. С одной стороны, он подчеркивает исторический и хронологический приоритет иудеев: «во-первых, иудею, потом и еллину» (Рим 1:16 сравните с 2:9−10). Он говорит и о преимуществе «быть иудеем» объясняя причины этого преимущества (Рим 3:1−2; Рим 9:4−5).

Но с другой стороны, он указывает, что, поскольку существует только «один Бог» (3:30), то Он, конечно же, Бог не только иудеев, но и язычников (Рим 3:29). Да, евреи имеют «преимущества», но и как бы и не имеют их, потому что «как иудеи, так и еллины — все под грехом» (Рим 3:9), а потому и те и другие могут спастись только верою в Господа Иисуса Христа и в Его искупительную жертву.

Далее, простирая милость Свою на все человеческие существа, Бог временно приостановил действие Своего особого плана для Израиля как Своего избранного народа, потому что вожди евреев, да и весь народ в целом, в неверии своем отвергли Божиего Сына как Мессию. Но и в это время Бог сохраняет богобоязненный «остаток» (Рим 11:5), «пока войдет полное число язычников» (Рим 11:25). После этого Бог снова восстановит положение Израиля как избранного народа.

Подоплекой темы напряженности между иудеями и язычниками, которая проходит через все это послание, является глухо звучащее сомнение в великодушии, мудрости и справедливости Бога, как проявляются они в Его плане спасения человечества. Вслух на Бога не роптали, но ропот этот подразумевался. Вот почему послание к Римлянам явилось более чем изложением Павлом его «Евангелия благодати Божией» (Деян 20:24) и более чем провозглашением Божественного плана спасения человечества по благодати через веру.

Это — богословско-апологетическое послание, направленное на объяснение как характера Бога, так и Его плана спасения рода человеческого. Павел пишет о Боге: «да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим 3:26). «О, бездна богатства, премудрости и ведения Божия» (11:33), восклицает апостол и утверждает, обращаясь к своим читателям: «Бог верен, а всякий человек лжив» (3:4).

Тема послания

Из упомянутых выше трех целей послания, в особенности из 2-й и 3-ей, вытекает и его тема. Если сформулировать ее упрощенно и в общих словах, то это — благовествование о Христе (1:16). Говоря же более конкретно, Павел пишет на тему о «правде Божией», которая открывается в этом благовествовании и принимается верою (1:17).

Эта «правда» или праведность, во-первых, присуща Самому Богу и проявляется во всех Его действиях, а во-вторых, эту праведность Бог дает человеку по благодати, через веру. Сюда входит получение человеком как оправдания перед Богом, так и способности ко все более праведной жизни; последнее дается ему благодаря возрождению Святым Духом Божиим и тому, что Дух поселяется в верующем (обновление и освящение).

Праведность его в повседневном существовании делается все более совершенной и все более отвечает полученному человеком оправданию (прославление), потому что верующий в Иисуса Христа, получив через смерть Его и воскресение «усыновление, искупление тела» (8:23), находится в присутствии Божием, сделавшись «подобным образу Сына» Его (8:29).

Божий план спасения людей не может не осуществиться, поскольку эту работу производит Он Сам, и Он «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).

План книги

I. Вступительная часть (1:1−17)

А. Приветствия (1:1−7)

Б. Обоснование отношений, связующих апостола с читателями (1:8−15)

В. Тема излагается подчеркнуто горячо (1:14−17)

II. Божия праведность, открывающаяся в гневе Его (1:18 — 3:20)

А. Гнев Божий на «нечестие… человеков» (1:18−32)

1. Причины гнева Божия (1:18−23)

2. Последствия гнева Божиего (1:24−32)

Б. Осуждение согласно Божиим законам (2:1−16)

1. О «судах» человеческих и суде Божием (2:1−4)

2. О «нераскаянности» людей и «нелицеприятии» Бога (2:5−11)

3. Иисус Христос (2:12−16)

В. Осуждение неверующих евреев (2:17 — 3:8)

1. Осуждение их лицемерия (2:17−24)

2. Осуждение за то, что ритуалом подменяют исполнение закона (2:25−29)

3. Осуждение их за неверие (3:1−8)

Г. Осуждение всех людей (3:9−20)

1. Все под грехом (3:9−18)

2. Каждый сознает свою греховность (3:19−20)

III. Божия праведность открывается через оправдание (3:21 — 5:21)

А. Объяснения относительно предлагаемой Богом праведности (3:21−31)

Б. Примеры этой праведности (глава 4)

1. По вере, а не по делам (4:1−8)

2. По вере, а не за исполнение ритуалов (4:9−12)

3. По вере, а не по закону (4:13−17)

4. По вере в Божие обетование (4:18−25)

В. В оправдании — радость (5:1−11)

Г. Противопоставление «преступления» (греховности) и праведности (5:12−21)

IV. Божия праведность открывается в освящении (главы 6−8)

А. Основание освящения (6:1−4)

Б. О состоянии и поведении освященных (6:5−23)

1. «Почитайте себя мертвыми для греха» (6:5−11)

2. «Представьте себя Богу» (6:12−14)

3. Служите праведности (6:15−23)

В. Противоречия, переживаемые освященным (глава 7)

1. Верующий и закон (7:1−6)

2. Закон и грех (7:7−13)

3. Верующий и грех (7:14−25)

Г. Сила освященных (8:1−17)

Д. Цель освящения (8:18−27)

Е. Уверенность освященных (8:28−39)

V. Божия праведность проявляется в избрании (главы 9−11)

А. О праве Бога совершать избрание (9:1−29)

1. Преимущества израильтян (9:1−5)

2. Бог избирает (примеры; 9:6−18)

3. Объяснение принципа избрания (9:19−29)

Б. Практические результаты избрания (9:30 — 10:21)

1. Преткновение израильтян (9:30 — 10:4)

2. Бог предлагает Свою милость (10:5−15)

3. Израиль отвергает милость Божию (10:16−21)

В. Неизменность Божьего избрания (глава 11)

1. «По избранию благодати» (11:1−10)

2. Ради язычников (11:11−24)

3. О спасении Израиля (11:25−32)

4. Все ко славе Божией (11:33−36)

VI. Божия праведность проявляется в обновленной жизни (12:1 — 15:13)

А. О посвящении себя Богу (12:1−2)

Б. О христианском служении (12:3−8)

В. Об отношениях христиан друг с другом и с миром (12:9−21)

Г. Об отношении к властям (13:1−7)

Д. О жизни и свете приближающегося спасения (13:8−14)

Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 — 15:13)

1. Не судите (14:1−12)

2. «Не подавайте случая к преткновению или соблазну» (14:13−23)

3. Подражайте Христу (15:1−13)

VII. Заключительные замечании (15:14 — 16:27)

А. Личные планы (15:14−33)

Б. Личные приветствия (16:1−16)

В. Заключительные слова (16:17−27)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.