А. Основание освящения (6:1−4)

Рим 6:1−2. Поставленные здесь вопросы заставляют читателей задуматься. Факт откровения Божией благодати в Иисусе Христе, конечно же, должен вызывать чувство благодарности к Богу. Однако учение о Божием оправдании грешников (3:21 — 5:21) и особенно заявление, сделанное в 5:20, могут вызвать у некоторых вопрос, сформулированный Павлом: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» И в самом деле, есть как будто известная логика и в таком рассуждении: «если при умножении греха все более возрастает благодать, то не следует ли верующим больше грешить, чтобы тем более испытывать на себе действие благодати?» Однако апостол выдвигает эту идею только для того, чтобы решительно ее отвергнуть: «Никак!» (ме геноито; сравните толкование на 3:4). Умножение благодати Божией никак не может быть поводом к тому, чтобы грешить.

И Павел объясняет, почему: «Мы (христиане) умерли для греха» (сравните 6:7, 11). Греческое прошедшее время, в котором поставлен глагол «умерли», предполагает, что действие это произошло в какой-то определенный момент в прошлом (мы знаем — что в момент получения верующим спасения). Смерть же как физическая, так и духовная, означает не прекращение, угасание, а отделение (сравните стихи 6−7, 14).

Не прекращение греха как такового означает выражение «умерли для греха», но — «отделение от него», освобождение от его силы. Так же, как «быть мертвым для греха» значит «быть свободным от него» (стих 18, 22). Вот почему задает Павел следующий, в сущности риторический, вопрос: «Как же нам жить в нем?» Ясно, что верующие не могут жить во грехе, если они умерли для него.

Рим 6:3−4. В этих стихах апостол подробнее касается духовной основы того феномена, о котором перед этим сказал столь же категорично, сколь кратко: «мы умерли для греха» (стих 2). Независимо от того, знали ли это римские верующие или нет, но факт остается фактом: «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились» Вопрос, однако, в том, какое крещение имел в виду апостол: водное или Духом Святым (1Кор 12:13).

Некоторые возражают против того, что в Рим 6:3 речь идет о крещении Духом, на основании следующих слов: «крестившиеся во Христа Иисуса», тогда как в 1Кор 12:13 сказано, что посредством крещения Духом верующие входят в тело (Христово). Верно, конечно, и то и другое: верующий крещается во Христа, т. е. погружается, входит в Него, но также и в тело Христово; и то и другое делается Духом Святым. Другие полагают, что в Рим 6:3 подразумевается водное крещение, но из этого следовало бы, что водное крещение спасает.

Однако Новый Завет учит, что само по себе водное крещение никого не ведет к возрождению и спасению, а является лишь внешним актом, удостоверяющим, что человек претерпел духовное возрождение (Деян 10:44−48; 16:29−33). Духовная реальность, о которой говорит Павел, состоит в том, что по вере люди «крестятся в Него» и, таким образом, соединяются и отождествляются со Христом. В акте водного крещения верующих упомянутая духовная реальность лишь отражается зримо. То есть один вид крещения (водного) есть зримый образ духовной истины, содержащейся в ином крещении (отождествлении со Христом; сравните Гал 3:27 — «Крестившиеся во Христа… во Христа облеклись»).

Такая точка зрения подтверждается следующими словами: «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились». Погребение Христа свидетельствовало о том, что Он действительно умер (1Кор 15:3−4). «Погребение» верующего со Христом означает, что тот действительно умер с Ним, — для своего прошлого греховного образа жизни.

Цель отождествления со Христом или уподобления Ему в Его смерти и погребении заключается в том, чтобы «как Христос воскрес из мертвых (сравните Рим 4:24; Рим 8:11) славою Отца (т. е. силою Отца — Еф 1:19; Кол 2:12), так и нам ходить в обновленной жизни». Греческое слово, переведенное как «обновленной», означает, что жизнь стала качественно новой, иной.

Воскресение Христа не было простым возвращением Его к физической жизни; Он обрел новую, иную форму жизни. Так и верующие, уподобляющиеся Иисусу в Его воскресении, помимо того, что начинают жить новой, духовной жизнью, обретают и гарантию физического воскресения из мертвых.

Вся эта работа Бога по спасению верующего — через уподобление его Христу, в смерти, погребении и воскресении Сына Божиего, — посредством чего верующий освобождается от силы греха и получает способность жить новой жизнью — есть основа непрекращающейся работы над ним Духа Святого по его освящению.

Б. О состоянии и поведении освященных (6:5−23)

Освящение начинается с возрождения человека и «привития» ему способности к духовной жизни. С этого момента Бог через освящение все более отделяет верующего от греха и «приобщает» к Себе, преобразуя его повседневную жизнь в направлении святости и чистоты. И пока верующий находится в теле на этой земле, процесс освящения его не прекратится. Завершится он получением славы, когда христианин через смерть или через восхищение Церкви предстанет перед лицом Божиим «подобным образу Сына Его» (Рим 8:29). Отождествление верующего с Иисусом Христом по вере его — это и основание и цель освящения.

Но для того, чтобы упомянутое отождествление, уподобление или соединение с Сыном Божиим сказывались в повседневной жизни верующего, — в процессе возрастающего освящения его — необходимо соблюдение им трех условий, касающихся как образа его мыслей, так и действий. Это-то и является темой послания в 6:5−23.

I. «ПОЧИТАЙТЕ СЕБЯ МЕРТВЫМИ ДЛЯ ГРЕХА» (6:5−11)

Первое условие освящения состоит в том, чтобы верующий «почитал себя» мертвым для греха, но живым для Бога во Христе (стих 11). Однако, способность к этому зависит от знания определенных вещей и веры в них. Об этих-то вещах и говорит Павел в стихах 5−10.

Рим 6:5−7. Начало 5-го стиха правильнее было бы перевести как «Поскольку» (а не «ибо если») «мы соединены с Ним подобием смерти Его… «, потому что мы исходим из того, что это так и есть в действительности. В этом случае и вторая часть предложения звучит как безусловная: верующим гарантировано «соединение и подобием воскресения».

Вследствие этого мы знаем (гиносконтес, переведенное как «зная», означает не интуитивное знание как ейдотес в стихе 9, а полученное в опыте или путем размышлений), «что ветхий наш человек распят с Ним». По-гречески это точнее звучит как: «наш ветхий человек был сораспят с Ним». «Ветхий (или старый, прежний) человек» верующего — это он сам, каким он был в духовном отношении до того, как поверил Христу и обратился к Нему, т. е. когда он еще был под действием греха (3:9), немощный и нечестивый (5:6) грешник (5:8) и враг Богу (5:10).

«Ветхий наш человек» не есть греховная природа наша как таковая — ведь Библия нигде не учит, что в момент спасения человека или когда-либо еще на протяжении его жизни греховная его природа искореняется без остатка.

Итак, «ветхий человек» был распят со Христом (сравните с «крещением в Его смерть» — 6:3 и с «соединением с Ним в смерти Его», стих 5), «чтобы упразднено было тело греховное» (по-английски — не «упразднено», а «обессилено»). Выражение «тело греховное» не означает, что тело человека греховно само по себе, но что оно находится под контролем или под властью греха (толкование на «тело смерти» — 7:24). Это справедливо в отношении каждого верующего до его обращения. Но в момент получения спасения сила «контролирующего» греха подрывается; «греховное тело» обессиливается или «упраздняется» или делается «ничего не значущим» (здесь употреблено то же слово катаргете, что и в 1Кор 1:28).

Вторая часть 6-го стиха и стих 7 объясняют сказанное в первой части 6-го стиха. В невозрожденном состоянии человек порабощен грехом. Но вот его «ветхий человек» был распят со Христом («отождествлен» с Ним в распятии), и на этом основании верующий получил освобождение от «рабства греху». «Ибо умерший освободился от греха». «Освободился» — здесь свободный перевод греческое слово «дедикаиотаи», что означает буквально: «был оправдан и объявлен праведным». Греческое прошедшее время, в котором употреблено это слово, предполагает, что действие произошло в прошлом, но результат его продолжает ощущаться в настоящем. То есть грех не может более господствовать над верующим, поскольку тот умер со Христом.

Рим 6:8−11. В этих стихах в основном повторяется та же мысль, что и в стихах 5−7, и начинаются они с того же «Если», которое правильнее перевести — «Поскольку». Те, кто приняли Иисуса Христа и соединились с Ним, «умерли со Христом» (стихи 3, 5). И поскольку это верно, «мы веруем, что и жить будем с Ним». Участие в жизни воскресения со Христом начинается уже в момент возрождения, но продолжаться оно будет в присутствии Господа в вечности. И опять-таки в результате мы знаем.

Но в стихе 9 под «зная, что» подразумевается уже интуитивное знание, а не то, полученное в опыте, о котором шла речь в стихе 6; «Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает», то есть мы постигаем это как самоочевидную истину, что Он перешел из сферы, где царствует физическая смерть, в сферу бесконечной духовной жизни.

Пройдя однажды через физическую смерть и, будучи выведен из сферы ее действия жизнью воскресения, «Христос… уже не умирает», т. е. не может умереть снова. Воскресение Иисуса было победою над смертью (Деян 2:24), и «смерть не имеет уже над Ним власти», как имеет ее над всеми другими людьми (Ин 10:17−18).

Сказанному Павел подводит итог в словах: «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха» (то есть «в связи со грехом»). Этим стихом опровергаются учение о так называемом постоянном жертвоприношении Христа и вытекающие из этого учения церковные ритуалы. Но с другой стороны: «а что живет, то живет для Бога». Жизнь после воскресения — это жизнь вечная, т. е. бесконечная в своей протяженности.

Причем источником и одновременно — целью ее является Бог. Это верно по отношению ко Христу, но то, что верно по отношению к Нему, христиане, отождествляемые с Ним по вере, должны «почитать» верным и по отношению к себе. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога». Поскольку они умерли для греха, и, значит, неподвластны силе его (Рим 6:2), им следует осознать этот факт и более не пребывать во грехе. Всем существом их должны они понять, что во Христе они имеют новую жизнь, что они теперь соучастники Его жизни воскресения (сравните Еф 2:5−6; Кол 2:12−13).

2. «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ БОГУ» (6:12−14)

Рим 6:12. Коль скоро верующий сознает, что он умер для греха, это должно сказываться в его практической жизни. Павел повелевает: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле» (другими словами: «не позволяйте греху царствовать над вами, как это было до вашего обращения»). Когда грех господствует в жизни людей и в их телах, то они «повинуются» «похотям его», т. е. следуют исходящим от него злым побуждениям и желаниям. Грех порабощает (стих 6) в том смысле, что делает человека рабом его желаний.

Из контекста ясно, что отнюдь не добрых, но именно злых (порочных) побуждений и желаний. Выражение «в смертном вашем теле» означает, что грех проявляет себя в функциях и жизни тела. Смертность этого тела, его обреченность на умирание особенно подчеркнуты средствами греческого языка. Возможно, этим подчеркивалась и глупость тех, кто призывали идти на поводу у желаний временного, разлагающегося тела…

Рим 6:13. Здесь уточняются повеления, данные в стихе 12 «И не предавайте (буквально: «не продолжайте предавать», перестаньте предоставлять) членов ваших греху в орудие неправды» (здесь адикиас — «неправедность», по контрастной параллели со словом «праведность» далее в этом стихе). Свое повеление апостол строит на этом резком противопоставлении: «но представьте себя (в греческом — в значении раз и навсегда; то же — и в стихе 19) Богу, как оживших из мертвых (сравните Ин 5:24), и члены ваши Богу в орудия праведности».

С этим перекликается призыв Павла в 12:1 «представьте тела ваши в жертву живую… Богу» Поскольку некогда они были мертвыми по грехам (Еф 2:1), но вот получили новую жизнь (Рим 6:11), должны христиане жить для Бога. Не греху (стих 12) и неправде (стих 13) должны служить их тела, но способствовать торжеству праведности.

Рим 6:14. Бог хочет, чтобы грех перестал господствовать над верующим: «грех не должен над вами господствовать». И это потому, что «вы не под законом, но под благодатию». Павел уже объяснял, что закон был дан, чтобы «умножилось преступление» (толкование на 5:20), а в 1Кор 15:56 он пишет: «сила греха — закон». Если бы верующие по-прежнему находились под законом, то не могли бы избавиться от власти греха. Но так как теперь они «под благодатию», то в состоянии достигнуть этого, следуя наставлениям апостола Павла.

3. СЛУЖИТЕ ПРАВЕДНОСТИ (6:15−23)

Рим 6:15−16. Упоминание о том, что верующие находятся под благодатию (стих 14), может толкнуть к ложному умозаключению, которое Павел заранее отвергает: «Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию?» Построение этой фразы по-гречески, по-видимому, свидетельствует о том, что речь в ней идет о греховных поступках, совершаемых время от времени, а не о постоянном пребываний во грехе, что подразумевается в стихе 1. На поставленный им вопрос апостол, как и в том случае, отвечает своим категорическим «никак!» (толкование на 3:4).

И так же, как тогда, объясняет, почему. «Неужели вы не знаете?» — спрашивает он (здесь — греческий глагол, означающий «познавать интуитивно» как некую очевидную истину, 6:9). Неужели вы не знаете, что не существует середины между рабством греху и рабством повиновения Богу? Именно так можно было бы перефразировать вопрос Павла. Господь Иисус Христос сказал: «Никто не может служить двум господам… не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24; Лк 16:13). И Павел говорит вполне определенно, что рабство греху ведет к смерти (Рим 6:21, 23).

Причем не только к физической и даже не только к духовной смерти: тут имеется в виду смерть вообще — как естественный результат греха и его неизменный спутник (Быт 2:17). С другой стороны, рабство повиновения Богу (и Его Евангелию) ведет к праведности (снова в общем смысле этого слова: к праведности как к эквиваленту вечной жизни и славы). Смерть — это «нормальное» последствие греха, который есть непослушание Богу; праведность же — это естественное последствие послушания Богу и жизни для Него.

Рим 6:17−18. В процессе своих рассуждений апостол вспоминает о том, как Божия благодать явила себя в жизни его читателей, и прославляет за это Бога. Ведь до своего обращения они были рабами греха, но теперь они «от сердца (искренне, а не только внешне) стали послушны (сравните 1Пет 1:2) тому образу учения, которому предали себя», т. е. в которое уверовали. Слушая слово Божие, они становились преданными последователями излагаемых в нем истин.

Их преданность Богу была засвидетельствована их откликом на евангельскую проповедь и принятием ими крещения. В результате они «освободились от греха» и «стали рабами праведности» (Рим 6:22). Это новое их положение должно проявляться в повседневной их жизни и, опять же, в этом не может быть никакой середины. Христиане не могут уступать греху, потому что они мертвы для него и не являются больше его рабами. Это никак не соответствовало бы Божиему плану, если бы «рабы праведности» служили и греху!

Рим 6:19. Говорить о «рабстве праведности и Богу» в каком-то смысле неверно, и Павел сознает это — ведь Бог никого не принуждает. Но слово «рабство» достаточно точно выражает состояние невозрожденного человека по отношению ко греху и сатане. Павел, однако, употребляет это слово и применительно к верующим — с целью противопоставления их состояния состоянию неверующих.

Но прежде чем приступить к развитию своей мысли, Павел оговаривается: «говорю по рассуждению человеческому» (т. е., чтобы было понятнее на человеческое разумение) и добавляет: «ради немощи плоти вашей» (т. е. вашего плотского «я»). По-видимому, Павел чувствовал, что духовно его читатели были еще слабы (в смысле способности их воспринимать духовные истины), а потому и говорил с ними на языке, доступном их пониманию.

Далее он фактически повторяет то, что ранее высказал в стихах 16−17. Необращенные римляне отдавали свои тела в рабство «нечистоте и беззаконию, на дела беззаконные» (сравните 1:24−27; 6:13). Они добровольно отдались в это рабство! И вот Павел призывает их, теперь верующих, также добровольно отдаться в «рабы праведности на дела святые» (концом такого процесса должна стать совершенная святость (стих 22), резко отличная от их бывшей нечистоты).

Рим 6:20−23. Павел снова констатирует, что рабство греху и рабство праведности — несовместимы (стих 13, 16). И продолжает эту мысль, раскрывая несравненное преимущество второго вида «рабства». Ибо из рабства греху вытекали такие дела, которых верующие сами теперь стыдятся. К тому же они вели к смерти.

Вера человека в Евангелие и принятие им Иисуса Христа коренным образом меняют для него положение вещей. Верующий освобождается от греха (сравните стих 18) и становится рабом Богу, в результате чего обретает святость (стих 19 и толкование на него); этой теме посвящены главы 6 — 8. От греховной жизни не приходится ожидать благого результата (6:21), но освобождение, спасение от греха приносит плод святости, благодаря чему человек обретает способность жить чистой жизнью (стих 22).

Завершением, результатом, «концом» греховной жизни является смерть (стих 21), спасение же завершается жизнью вечной (стих 23). Смерть в данном случае означает пребывание в аду и, следовательно, вечное разделение с Богом; вечные мучения, которым подвергаются неверующие в аду, тем более нестерпимы, что вполне сознаются ими (Лк 16:24−25). Эти мучения и есть их плата за грех (сравните Рим 5:12; Рим 7:13). В отличие от этого, «дар Божий — жизнь вечная во Христе» (также Ин 3:16, 36). Поскольку вечная жизнь — это дар, то заслужить его нельзя (сравните Еф 2:8−9; Тит 3:5).

В этой главе Павел трижды повторяет, что смерть — это результат греха (Рим 6:16, 21, 23). Однако верующие освобождены от греха (стихи 18, 22) и более не находятся в рабстве у него (стих 6, 20), но «стали рабами праведности» (стих 16, 18−19; сравните со стихом 13). Поскольку живы они для Бога (а не для греха; стих 11) и имеют жизнь вечную (стих 23), то и должны предоставить себя в распоряжение Бога (стих 13, 19) и жить в соответствии с этим, не позволяя более греху управлять собою (стихи 6, 11−14, 22).

В. Противоречия, переживаемые освященным (глава 7)

Одно дело для верующего осознать, что его уподобление Иисусу Христу означает, что он умер для греха (6:2), и именно из этого исходить (6:11). Есть, однако, и нечто другое, с чем ему приходится иметь дело, — это его греховная природа, которая остается при нем и постоянно стремится проявить себя в мыслях и поступках уверовавшего человека. Таким образом, в процессе освящения каждый верующий неизбежно вступает в этот специфический внутренний конфликт с самим собою.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Римлянам 6 глава в переводах:
Римлянам 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.