Библия » Лютер Комментарии Мартина Лютера

Римлянам 6 Лекции по посланию к Римлянам 6 глава

Заметки на полях

Краткое содержание: Апостол провозглашает, что нам не следует пребывать в своих грехах, но мы должны творить добро.

Стих 1. «Что же скажем?», если благодать умножается потому, что грех умножается, то «оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» {примечание: это выражение, в отношении которого многие люди возмущались и говорили, как мы уже видели в Рим 3:8: «Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?», ошибочно истолковывая слова апостола: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» Рим 5:20, ибо он говорил эти слова не для того, чтобы разрешить совершение греха, но для того, чтобы прославить благодать Божью. Соответственно, блаженный Августин в главе 7 своей работы «О Духе и букве» говорит: Апостол Павел «вместо осуждения получает милосердие, вместо наказания находит благодать; поэтому правильно, что он столь громогласно и ревностно защищает благодать; он в резкой форме, не заботясь ни о чем, осуждает тех, кто не понимает этого глубокого и загадочного явления, всех, кто искажает [выворачивает] его правильные слова, придавая им извращенный смысл». [1] Ибо в этой главе он говорит о таинстве смерти и воскресения Иисуса Христа.}, как фальсификаторы понимают этот фрагмент, говоря: «Давайте делать зло», то есть давайте совершать грех, «чтобы вышло добро» Рим 3:8, то есть чтобы благодать преумножилась. «Никак», потому что это представление абсолютно противоречит делу благодати, ибо

Стих 2. «Мы умерли для греха» {примечание: блаженный Августин говорит: «Для благодати необходимо, чтобы мы умерли для греха» [2].} духовной и спасительной смертью, ибо тот, кто решил, что он никогда более не пожелает греха, умирает для греха. Более того, поскольку грех кажется ему отвратительным на протяжении всей его жизни, то «как же нам жить в нем?» Это ответ на вопрос: «Оставаться ли нам во грехе?», ибо тот человек, который живет для греха, остается во грехе. Это как если бы он сказал: «Это невозможно, потому что мертвый человек не восстает». Более того, то, что мы мертвы для греха, он доказывает следующим образом:

Стих 3. «Неужели не знаете», это все равно, что сказать: «вам следовало бы знать это», «что все мы, крестившиеся», потому что трехкратное погружение при Крещении означает трехдневный период смерти и погребения Иисуса, «во Христа Иисуса», то есть верой во Христа Иисуса, «в смерть Его крестились?», то есть через добродетель и силу Его смерти. Следовательно, «Крещение» (baptismus), «погружение» (mersio), «крестить» (baptiso) и «погружать» (mergo) — все это означает, что

Стих 4. «Итак, мы погреблись» (consepulti), то есть духовно. В греческом тексте сказано: «Мы погребены» (sepulti igitur sumus). Ибо это логическая последовательность, «с Ним крещением в смерть» [3], а именно, в духовную смерть, то есть в смерть для мира и греха, «дабы, как Христос» после Своей смерти «воскрес» телесно, «из мертвых славою Отца» силой Его сияния, «так и нам» после этой духовной смерти «ходить» {примечание: это то, о чем мы говорили в предыдущей главе (Рим 5:10): «Спасемся жизнию Его».}, развиваться, «в обновленной», в обновлении, которое приходит через благодать крещения, «жизни», духовной жизни.

Стих 5. «Ибо если», он объясняет то, что только что сказал, «мы соединены с Ним» духовно, когда Он был погребен телесно, «подобием смерти Его» {примечание: [переводчик: В библейской версии, которую использует для работы Лютер, здесь дословно сказано так: «Ибо если мы были посажены [посеены] с Ним в смерть…» и т. д. Отсюда вытекают дальнейшие комментарии Лютера:] Этим заявлением он ссылается на фрагмент из Ин 12:24: «…Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно …» и т. д. Таким образом, он использует термин «подобием» для того, чтобы никто не думал, что он говорит о физическом воскресении и физической смерти. И для того, чтобы показать значение этой концепции о соединении с Ним [«посеве» вместе с Ним], Он продолжает в том же фрагменте: «…А ненавидящий душу свою [то есть жизнь свою] в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» Ин 12:25.}, то есть по сходству [по аналогии] с Его смертью, потому что мы были погребены в тайную смерть, «то должны быть соединены», по духовному сходству с Ним, «и подобием воскресения», то есть с нами должно произойти нечто подобное {примечание: так, что facti sumus («мы были») erimus («мы будем») соответствуют друг другу.}. Ибо отсюда неизбежно следует то, о чем он говорит далее (стих 7): «Ибо умерший освободился от греха».

Стих 6. «Зная то, что ветхий наш человек», наше по духу «я», доставшееся нам от Адама и предков по плоти, «распят с Ним», со Христом, распятым физически, «чтобы упразднено», посредством усердного стремления к новой жизни, «было тело», имеется в виду смертное тело, склонное ко греху, «греховное», то есть похотливое, «дабы нам не быть уже рабами греху» {примечание: какому греху? Речь идет о первородном грехе, которому мы служили, совершая дела, согласующиеся с помыслами [желаниями] плоти.}, или похоти, что происходит, когда мы повинуемся телесным похотям.

Стих 7. «Ибо» — он подтверждает истинность утверждения «ибо если мы соединены с Ним…» [см. стих 5 и соответствующие примечания. — Переводчик.], «умерший» духовной смертью в хорошем смысле этого слова, «освободился от греха», то есть он воскрес духовным воскресением.

Стих 8. «Если же мы умерли» духовной смертью, через Крещение, для того, чтобы положить конец греху, «со Христом, то веруем», потому что эта жизнь не обладает знаниями [основанными на опыте] о Нем, но зато мы имеем веру. Ибо никто не знает, что он имеет жизнь, равно как не чувствует, что он оправдан, но он верует и надеется, «что и жить будем с Ним» в Духе и в новом начале, которое перейдет в вечность.

Стих 9. «Зная», так как мы знаем, «что Христос», умерши и «воскресши из мертвых», для Себя — телесно, а для нас — таинственным образом, «уже не умирает» {примечание: он не говорит: «Христос будет жить», но использует фразу «уже не умирает», потому что отрицательное утверждение в Писании имеет более сильное значение и воспринимается как вечная истина. Таким образом, выражение «Дабы нам не быть уже рабами греху» (стих 6) означает, что мы навеки будем праведными.}, то есть больше не будет умирать, «смерть уже не имеет» навеки «над Ним власти», этим он как бы говорит, что смерть не должна более иметь власти над вашим духом.

Стих 10. «Ибо, что Он», Христос, «умер» телесно, «то умер однажды»‌ {примечание: Евр 9:12: «…Но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». И еще Евр 9:28: «…Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих…».}, то есть Он не будет умирать второй раз, или снова, «для греха», то есть для того, чтобы грех мог умереть, «а что живет», после воскресения, «то живет для Бога»‌ {примечание: в греческом оригинале здесь сказано: «Умирающий для греха умирает раз и навсегда», и это намного лучше. «Живущий живет для Бога». Quod, то есть quodcunque («всякий», «любой») используется как местоимение, а не как союз. Потому что это выражение о таинстве смерти Христовой, которое говорит, что как Христос, умерший однажды, никогда более не умрет, так и всякий (quicunque), однажды умерший духовно для греха, никогда не умирает снова, но будет жизнь вечно.}, {примечание: из этого фрагмента очевидно, что наш переводчик [4] помимо своей прямой функции взял на себя функцию истолкователя, что является для переводчика большим недостатком, поскольку он вкладывает в работу других свой смысл и свое значение. Следовательно, мы не можем согласиться с блаженным Иеронимом, который говорит о Данииле, что он не мог перевести то, что он сначала не понял [5]. Но это то же самое, что понимание [знание] всего и отсутствие каких-либо пробелов в ведении, хотя, если бы он применил это утверждение в более умеренной [сдержанной] форме [с оговоркой], то его слова были бы истиной.} в праведности и славе.

Стих 11. «Так и вы почитайте себя», считайте себя, имейте в виду, что вы являетесь «мертвыми для греха», 1Пет 2:24: «…дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды…», «живыми же», то есть имеющими духовную жизнь, «для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем», через веру во Христа.

Стих 12. «Итак да не царствует грех», хотя он присутствует и отнюдь не безмолвствует, «в смертном вашем теле», заявление, которое он делает для того, чтобы показать различие между нашим таинственным [мистическим] телом, которое является Церковью Христовой и которое является бессмертным телом, как и Главой также, как апостол объясняет смысл сказанного: «чтобы вам повиноваться», посредством сердечного согласия, «ему в похотях его» {примечание: в греческом оригинале сказано: «чтобы вы были покорны ему», то есть греху, «в похотях его», то есть тела [плоти].}, {примечание: выражения «грех правит» и «повиноваться греху» предполагают согласие с ним и исполнение того, чего желает грех. На греческом об этом сказано так: «чтобы вы были покорны ему в похотях его», так же как ниже, в Рим 13:14, [в греческом оригинале] говорится: «вам не следует заботиться о плоти, удовлетворяя ее желания».}, то есть похотям плоти, говоря этим как бы, что они будут изводить вас наверняка, но не будут властвовать над вами, если вы не будете повиноваться им.

Стих 13. «И» [6], здесь он раскрывает ту же идею даже еще более ясно, «не предавайте» [7], не подчиняйте, или не предлагайте добровольно, даже если (что возможно) они и склонны к тому, «членов ваших греху», который представляет собой неверие, «в орудие неправды», греческий термин «неправедность» (adicia), который является лучшим переводом, «но предавайте», представляйте, даже если ваш грех борется против этого, «себя», все свое «я», «Богу, как оживших из мертвых», духовно и смиренно, живя в духе и не повинуясь греху, но праведно, «и члены ваши Богу в орудия», как инструменты и слуги «праведности», которая исходит от веры, чтобы они могли служить Богу по правде.

Стих 14. «Грех {примечание: какой грех? Фактический? Нет, первородный грех. Ибо этот грех владычествует над нами прежде всего, как показано в Тит 3:3: «Ибо и мы были некогда…» и т. д.} не должен над вами господствовать», пока вы того не хотите сами, он не может господствовать. Причина этого заключается в следующем: «ибо вы не под законом, но под благодатию» {примечание: Ин 8:34: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». Таким образом, грех является господином. Но те, кто под Законом, непременно находятся во грехе, поскольку без благодати никто не может исполнить Закон, по крайней мере, в сердце своем. Если бы кто-то сказал: «Кто может устоять перед силой греха и его похотливыми желаниями?», то ответ был бы таков: «Он не будет властвовать над теми, кто не хочет этого, хотя он будет сражаться против них и противостоять им». Но Христос в Ин 16:33 дает нам утешение: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Это как если бы Он сказал: «Моя победа будет вашей победой, если вы веруете».}, потому что вы исполнили Закон верой во Христа, чьи праведность и исполнение Закона принадлежат вам по дарованной вам благодати милосердного Бога.

Стих 15. «Что же», что следует из этого Слова? «Станем ли грешить», поскольку, мол, все дозволено тем, кто живет без Закона, «потому что мы не под законом, а под благодатию?» {примечание: ибо те, кто думают, что выражение «быть не под Законом» означает вседозволенность и что, с другой стороны, мы «под благодатью», и потому никакой грех не запрещен нам, являются либо безумцами, либо болванами.}, как бы говоря: «Таким ли образом мы должны понимать выражение ‘Быть под Законом’»? «Никак», конечно же, это не нужно понимать таким образом, и отсюда вовсе не следует, что таково значение этих выражений.

Стих 16. «Неужели вы не знаете», этим он как бы говорит: «Конечно же, вы знаете», «что кому вы отдаете себя», подчиняете, или предлагаете себя, всю свою личность, «в рабы для послушания», мы становимся рабами тем самым актом повиновения (подчинения), «того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха», то есть вы служите греху, «к смерти», ибо грех ведет к смерти и по этой причине он не находится более под благодатью; таким образом, существует борьба между существованием под благодатью и под грехом. Апостол пытается выделить это. Диалектика выражена следующими словами: «либо греха, ведущего к смерти, либо праведности к жизни». Но апостол использует слова «или послушания (obeditio)», согласия (obedientia), или веры, «к праведности?», которая, в свою очередь, является жизнью.

Стих 17. «Благодарение», то есть мы благодарны «Богу» в греческом оригинале сказано: «Но благодарение (χάρις) Богу», а именно, да воздастся благодарение Богу, «что вы, бывши прежде рабами греха», то есть потому что вы теперь те, кем не были ранее, — вы были прежде ‘рабами греха’, но теперь «от сердца», простодушно и бесхитростно, «стали послушны» через веру, «тому образу учения», соответствующего Евангелию, «которому предали себя». {примечание: то есть вы были избавлены от следования заблуждениям и теперь следуете Евангелию, потому что «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» Пс 118:89. Ибо Слово не претерпело никаких изменений, но мы изменились и мы подчиняем себя Ему; Ис 40:8: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно»; Мa 5:25: «Мирись с соперником твоим…», что означает: «Отбрось свою обычную форму и облачись в форму Слова». Ибо «Слово стало плотью», чтобы мы могли быть соделаны Словом.}

Стих 18. «Освободившись же от греха», так, что мы не совершаем того, чего требует грех; вы стали свободными еще не полностью, не во всех отношениях, но «вы стали рабами», так, что мы совершаем все по вере, «праведности» {примечание: 1Пет 2:16: «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии».}, которая обитает в нас верой во Христа.

Стих 19. «Говорю по рассуждению человеческому», то есть о том, чему уделяется внимание среди людей, «ради немощи плоти вашей», из-за ваших физических ограничений и неспособности вашей плоти {примечание: этим он как бы говорит: «Я учил вас до этого, что вы должны быть тверды, то есть что даже во время самых свирепых и злобных нападок грех не должен властвовать над вами. Но так как вы все еще слабы в этой битве, то заботьтесь, по меньшей мере, о том, чтобы не грешить, пребывая в состоянии душевного мира [равновесия] и покоя, что нисколько не выходит за рамки человеческих возможностей. Ибо первое положение [когда человек противостоит греху в сильных искушениях и невзгодах] — это положение героя [великого мужа веры], последнее же требование относится к такой добродетели, которой обладает большинство людей, так что, если вы должны предаться своим похотям [дословно это звучит именно так, однако из общего контекста ясно, что здесь имеется в виду: «не можете удержаться и предаётесь». —Переводчик.], например, в брачной жизни, в делах, в проявлении своей власти и т. п., то оставайтесь, по меньшей мере, в разумных рамках.} совершать более великие дела. «Как предавали вы», добровольно, или, по крайней мере, без особого сопротивления, «члены ваши в рабы нечистоте», то есть осквернению и плотским порывам, таким как разгульная жизнь, не ограниченная брачными узами [то есть связанная с супружеской изменой], «и беззаконию», неправде, которая является неверностью, «на дела беззаконные», неправедные, то есть приводящие к возрастанию неправедности, «так ныне», в вере, «представьте члены ваши» своим образом жизни, «в рабы праведности», которая приходит от веры, «на дела святые», [для освящения], чтобы они могли быть очищены и освящены от осквернений. {примечание: перед этим он учил, что те, кто умерли для греха, конечно же, не должны покоряться греховным похотям, потому что совершенно целомудренные, пренебрегающие [мирскими] сокровищами, избегающие почестей [по отношению к себе] и ходящие путями Евангелия люди живут совершенной жизнью. Но чтобы никому не казалось, что он адресует это требование всем [то есть требует этого от всех], считая это абсолютно необходимым, он говорит об этом не столь строго, ограничиваясь только лишь заповедью. Ибо он благопристойно учит, что и в брачной жизни мы должны быть умеренны и избегать нечистых, плотских похотей.}

Стих 20. «Ибо, когда вы были [8]», или лучше: «поскольку вы были», «рабами греха, тогда были свободны от праведности», то есть вы были лишены праведности и не претендовали на праведность, которая во Христе.

Стих 21. «Какой же плод вы имели тогда?», этим он как бы говорит: «В самом деле, ущерб и никакого плода вовсе». «Такие дела», дела греха, осквернение и нечистота, «каких ныне сами стыдитесь {примечание: ибо пока грех пламенеет [в разгаре], он кажется благим и полезным делом, то есть радостью и наслаждением, но затем, когда все заканчивается, это становится в глазах раскаявшегося и вернувшегося в чувства человека отвратительным, мерзким и постыдным делом.}, потому что конец их —», награда за эти плотские наслаждения и грешные деяния — «смерть», то есть вечная смерть.

Стих 22. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами» через праведность веры «Богу, плод ваш», заслуга и радость доброй совести, «есть святость», то есть чистота и целомудрие тела и души, «а конец», награда — «жизнь вечная».

Стих 23. «Ибо возмездие», награда, как окончательный итог, «за грех — смерть»; он объяснил это словами: «потому что конец их — смерть» (стих 21), «а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем», то есть благодать, которая в нас во Христе лично и через веру в Него. Мы причастны ей и принимаем ее потому, что Он вменяет ее нам.

Дополнительные примечания, составленные переводчиком английской версии

[1] Августин, De Spiritu et littera, 7,12, Patrologia, Series Latina, XLIV, 207.

[2] Августин, Expositio quarundam propositionum ex epistula ad Romanos, 31, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2068.

[3] Переводчик:данное примечание опущено, так как речь идет о тонкостях перевода, которые в русском языке труднообъяснимы и несущественны.

[4] То есть переводчик Вульгаты.

[5] Смотрите Иероним, Contra Rufinum, II, 32, Patrologia, Series Latina, XXIII, 475.

[6] Лютер зачеркнул в тексте слово sed и написал над ним слово et.

[7] Лютер предпочитает здесь скорее exhibete, чем exhibeatis.

[8] «Вы были» (essetus) — таков перевод этого фрагмента у Фабера и в других современных версиях, однако в лютеровском печатном тексте здесь используется «мы были» (essemus).

Комментарий

Стих 2. «Мы умерли для греха». Блаженный Августин говорит об этом фрагменте так: «Здесь Апостол дает полное описание человека, который обрел благодать, когда он всем разумом своим уже служит Закону Божьему, хотя всей своей плотью он все еще служит закону греховному». И Августин продолжает свое описание этих двух разновидностей служения Закону и греху следующим образом: «Ибо такой человек не повинуется греховному желанию, независимо от того, насколько его похоти все еще продолжают досаждать ему и призывать его уступить им, до тех пор, пока его плоть не воскреснет к жизни и пока не сбудется сказанное в Писании: ‘Поглощена смерть победою’ 1Кор 15:54. Поэтому, так как мы не поддаемся этим низменным желаниям, мы под благодатью, и ‘не царствует грех в [нашем]… теле’ (стих 12). Но тот, над кем грех царствует, независимо от того, насколько он противостоит греху, все еще находится под Законом, а не под благодатью». {Примечание: Августин, Expositio quarundam propositionum ex epistula ad Romanos, 35, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2069.}

Из этой цитаты ясным образом вытекает значение слов Апостола. Ибо все эти предложения: (1) Быть мертвым по отношению ко греху; (2) Но жить для Бога; (3) Служить разумом Закону Божьему и плотью — закону греховному, — все это означает не что иное, как то, что мы не сдаемся нашим порочным похотям и греху, несмотря на то что грех все еще остается в нас. Это то же самое, что сказать: (4) Грех не преобладает, не правит; (5) Но праведность правит и т. д. Таким образом, далее, в главе Рим 13:14, Апостол говорит: «И попечения о плоти не превращайте в похоти», а именно — «Желания плоти сами по себе являются грехом, то есть первородным грехом, и остатки наследия от Адама [все еще] пребывают, но вы не должны покоряться им». Подобным же образом он говорит: «Чтобы упразднено было тело греховное» (стих 6), что происходит, когда наш дух противостоит греху и отказывается предаваться ему.

Вывод

Мы пребываем во грехе до конца своей жизни. Поэтому Блаженный Августин говорит: «До тех пор, пока наше тело не восстанет к жизни и смерть не будет поглощена победою, наши порочные желания будут досаждать нам». {Примечание: там же; см. 1Кор 15:54.} Подобным же образом мы читаем в Гал 5:17: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». И далее, в Рим 7:19, Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…». И еще в Иак 4:1: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» И в 1Пет 2:11: «Прошу вас… удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». И, таким образом, все апостолы и святые исповедуют, что грех и похотливость остаются в нас до тех пор, пока тело не обратится в прах и пока не восстанет новое тело, — тело, не подверженное похотям и греху, как об этом сказано в 2Пет 3:13: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда», что означает, что грех обитает в мире этом. И в Книге Иеремии (Иер 18:4), упоминая о горшечнике, который восстанавливает разваленный сосуд, делая из него другой сосуд, Господь говорит, что Он поступит так же. Ибо Господь ненавидит это греховное тело и готовится переделать его в тело иное. Таким образом, Он заповедует и нам также ненавидеть это тело, разрушать и умерщвлять его, стремясь к освобождению от него и вхождению в Царство Божье (см. Мф 6:10).

Но эта ненависть и сопротивление телу греховному — дело нелегкое, а фактически — самое трудное. Для этого необходимо как можно больше дел покаяния, и особенно предостережения против тщетности.

Стих 3. «…Все мы… в смерть Его крестились». Блаженный Августин в Книге 4, главе 3, «О Святой Троице» говорит: «За нашу двойную смерть Спаситель платит Своей единственной смертью, и для того чтобы достичь двойного воскресения для нас, Он поставил перед нами и предложил нам Свое собственное единственное воскресение в Своем таинстве и примере». {Примечание: см. выше, в главе 4 второй части этой книги и W, IX, 18, 20.} Ибо, облекшись в нашу смертную плоть, умерев только в ней и воскреснув только в ней, теперь только в ней Он воссоединяет всё это с нами, ибо в этой плоти Он стал таинством для внутреннего человека и примером для человека внешнего. Относительно таинства для внутреннего человека у нас есть следующие слова: «Зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (стих 6). Что касается примера для человека внешнего, к этому относится следующее заявление: «И не бойтесь убивающих тело…» Мф 10:28. Он самым решительным образом подталкивал Своих последователей к таким действиям Своей собственной смертью, которая была как раз смертью такого типа. {Примечание: Августин, De Trinitate, IV, 3, Patrologia, Series Latina, XLII, 891.} То, что телесное воскресение Господа имеет отношение к таинству внутреннего человека, показано в следующем утверждении Апостола Кол 3:1: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего…». {Примечание: современный перевод данного фрагмента: «…Если вы воскресли со Христом, то стремитесь к небесному…». — переводчик.} А в качестве примера для внешнего человека применяется следующее утверждение: «Но и волос с головы вашей не пропадет» Лк 21:18, наряду с тем фактом, что Он явил тело Свое ученикам после воскресения. Таким образом, в данном фрагменте Апостол говорит о смерти и воскресении Христовом так, что они относятся к таинству, но не к примеру.

Следовательно, мы можем отметить, что существуют две разновидности смерти — естественная, или, точнее сказать, временная смерть, и смерть вечная. Временная смерть — это разделение тела и души. Но эта смерть является только образом, символом и подобием смерти, нарисованной на стене {примечание: возможно, Лютер думает здесь о широко распространенных в его время изображениях «танца смерти», в которых смерть, как правило, изображалась в виде заводилы хоровода, неизбежно сталкивающегося с людьми на различных жизненных этапах, предлагая присоединиться к танцу смерти.}, по сравнению с вечной смертью, которая является также смертью духовной. Таким образом, в Писании она очень часто называется сном или покоем. Вечная смерть также двойственна. Одна ее разновидность очень хороша. Это смерть греха и смерть смерти, в результате которой душа освобождается и отделяется от греха, и тело отделяется от развращенности и, посредством благодати и славы, воссоединяется с живущим Богом. Это является смертью в самом полном смысле этого слова, ибо во всех других формах смерти остается что-то такое, что примешано к жизни, но этого нет в данной разновидности смерти, где присутствует одна лишь чистейшая жизнь, потому что это жизнь вечная. Ибо только этой разновидности смерти принадлежат абсолютно и совершенно условия смерти, и только в этой смерти всё умирающее погибает полностью, превращаясь в вечную пустоту, и ничто и никогда не вернется из этой смерти, потому что оно воистину умирает вечной смертью. Так умирает грех и подобным же образом грешник, когда он оправдан, потому что грех не вернется более никогда, как Апостол говорит здесь: «Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает…» (стих 9). Это очень важная тема Писаний, потому что Бог устроил так, что через Христа устраняется все, что принес дьявол через Адама. И это именно дьявол принес грех и смерть. Таким образом, Бог произвел [осуществил] смерть смерти и грех греха, яд яда, рабство рабства. Как Он говорит через Осию Ос 13:14: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». {Примечание: при дословном переводе: «О смерть, Я буду твоей смертью; о ад, я буду твоим жалом». — переводчик.} Это проявлялось во всех войнах детей Израилевых в Ветхом Завете, когда они убивали язычников. Другая разновидность смерти — вечная и ужасная. Это смерть проклятых, где не грех и грешник умирают, в то время как человек спасается, но человек умирает, в то время как грех живет и продолжается вовеки. Это «злейшая смерть беззаконных». {Примечание: см. Пс 33:22.} И когда Апостол говорит о смерти Христовой сакраментально, он подразумевает вторую, духовную смерть и, таким образом, значение его слов становится совершенно ясным.

Я использовал выражение «грех греха». Что это значит? Грех греха означает действие против закона греховного, преступление закона членов Рим 7:23 и согрешение против похотей плоти. Эта разновидность греха является весьма благой. Как «смерть смерти» означает действие против смерти, что является тем же самым, что и жизнь, точно так же и «грех греха» — это праведность. Поэтому в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах 42:14) мы читаем: «Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, — женщина, которая стыдит до поношения», то есть лучше дух, нарушающий закон плоти и действующий против плоти, чем плоть, действующая согласно собственному закону. Существуют дела Господни, в которых Он находит удовольствие и делает так, что мы также находим в них удовольствие, как написано: «Да веселится Господь о делах Своих!» Пс 103:31. И далее, в Рим 8:3, он говорит: «В подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти». {Примечание: при дословном переводе: «Он осудил грех за грех». — переводчик.} Дух использует эти отрицательные выражения, которые слаще утвердительных, чтобы описать вечную суть вещей, о которых Он говорит. Потому что для смерти быть умерщвленной означает, что смерть не вернется более, и слова: «пленил плен» {примечание: см. Пс 67:19; Еф 4:8.} означают, что плен никогда более не вернется, — понятие, которое не может быть высказано в утвердительном выражении. Ибо человек может думать о жизни без вечности [не думая о вечности]. Поэтому в том же Псалме говорится: «Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» Пс 67:21 {примечание: см. лютеровские комментарии к этому фрагменту для углубленного изучения путем сравнения. W, III, 400−401.} [здесь сказано: врата смерти], а не врата жизни. Ибо вхождение в жизнь может, и обязательно должно, стать уходом из жизни, однако выражение «врата смерти» означает вхождение — вхождение в жизнь без смерти. Это и есть то «желание Христа», о котором говорится в Пс 15:3: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое». И в Пс 110:2: «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные».

Стих 4. «Итак мы погреблись…» В духовном человеке все должно выглядеть в глазах людей и в его собственных глазах так же, как Христос выглядел с позиции иудеев в смерти и погребении. Ибо Он потому и является нашим Регентом {примечание: «руководитель хора» (образное выражение). — переводчик.}, что мы должны откликаться Ему во всем.

Во-первых, когда Христос умер, Он более не ощущал ничего из того, что происходит в окружающем мире, несмотря на то, что Он по-прежнему был в этом мире. Таким образом, духовный человек, хотя и присутствует во всем своими ощущениями [чувствами], сердцем своим полностью отстранен от этих вещей и мертв для них. Это происходит, когда человек начинает ненавидеть до мозга костей всё, что от мира сего, действительно, когда он питает отвращение ко всему, что происходит в этой жизни, но в то же время переносит это терпеливо и даже с радостью, хвалясь тем, что он — как мертвое тело и «как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» 1Кор 4:13, как об этом пишет Апостол. Но мы должны отметить, что не следует всем людям стремиться к этому совершенству сразу же после крещения в такую смерть. Ибо они крещены «в смерть», то есть к смерти, что означает, что они начали жить так, чтобы стремиться к этой разновидности смерти и направляться к этой своей цели. Ибо, хотя они и крещены в жизнь вечную и царство небесное, они не сразу полностью достигают этой цели, однако действуют таким образом, что могут достичь этого, ибо Крещение было учреждено для направления нас к смерти, и через эту смерть — к жизни, и необходимо, чтобы мы приходили к этому так [в таком порядке], как это было предписано.

Итак, этот порядок предполагает существование трех разновидностей людей. Во-первых, существуют люди, которые нетерпимы ко кресту и такого рода смерти; они не хотят умирать. Такие люди подобны разбойнику, распятому по левую сторону от Христа, ибо они поносят Христа, по меньшей мере в своих сердцах, а также и своими делами. Ко второй разновидности людей относятся те, кто переносят это, но очень эмоционально, с огромным трудом и ропотом, и все же, в конце концов, преодолевают — так что они хотя бы умирают со смирением и спокойствием. Им очень трудно переносить всеобщее презрение и ненависть к себе. Они подобны разбойнику, распятому по правую сторону от Христа, — сочувствующий и сопереживающий Христос понес их в Своем теле. Но третья разновидность людей — это те, кто, как я уже сказал, вступают в эту смерть с радостью, те, чьим образцом стал Сам Христос, Который, умирая, возопил громким голосом, как отважный великан. {Примечание: см. Мф 27:50; Мк 15:37; Лк 23:46. Героический аспект смерти Христовой, вероятно, должен в большей мере отмечаться во время Рождественского поста или на Пасху, чем в сцене распятия. Средневековый рождественский гимн Veni, Redemptor gentium, заимствуя текст из Пс 18:7, Exultavit ut gigas ad currendam viam, говорит о Спасителе: Geminae gigas substantiae, alacris ut currat viam, что Лютер перевел словами: Gott von Art und Mensch ein Held, Sein’n Weg er zu laufen eilt.}

Стих 6. «Ветхий наш человек». Термин «ветхий человек» описывает то, какой человек был рожден от Адама, не по сути [природе] его, но в соответствии с изъяном его природы. Ибо природа его хороша, но изъян [ее] является пороком. Однако термин «ветхий человек» использован здесь не только потому, что человек совершает дела плоти, но особенно — когда он поступает праведно и мудро, проявляя себя во всех духовно благих деяниях, вплоть до любви к Самому Богу и поклонения Ему. Причина этого заключается в том, что во всем этом он «получает удовольствие» от даров Божьих и «использует» Бога. Он также не может быть освобожден от своей порочности (которая в Писаниях названа «искривленностью» {примечание: см. комментарии к Рим 5:4 в предыдущей главе.}, беззаконием и извращенностью) иначе, кроме как по благодати Божьей. Еккл 1:15: «Кривое не может сделаться прямым». {Примечание: Лютер комментирует данный фрагмент в Luther’s Works, 15, p. 26.} Это сказано не только из-за упрямства извращенных людей, но особенно по причине исключительно глубокого проникновения унаследованной ими немощности и яда первородного греха, от которых человек стремится к собственной выгоде даже в Самом Боге, из-за своей любви к похоти. Пс 71:14: «От коварства и насилия избавит души их». Более того, это беззаконие столь бездонно, что никто не может даже осознать его глубины, и в Писании, по благодати Божьей, порицается не само беззаконие, но лишь любовь к нему. Пс 10:5: «А нечестивого… ненавидит душа Его». И в Пс 31:6: «За то, — то есть из-за беззакония [своего], — помолится Тебе каждый праведник», потому что Он ненавидит беззаконие. Это символически изображается в скорченности [искривленности] женщины, история которой описана в Евангелии от Луки (Лк 13:11) и которую, как сказал Спаситель, сатана держал в плену 18 лет.

«…Чтобы упразднено было тело греховное…» Слово «упразднено» {примечание: при дословном переводе: «разрушено», «уничтожено». — переводчик.} в этом контексте понимается в духовном смысле. Ибо если бы мы хотели говорить о разрушении тела, то для этого не было бы необходимости в том, чтобы «ветхий человек» был распят. Потому что в самом деле он будет уничтожен в любом случае, желаем мы того или нет, даже в тех людях, чей ветхий человек не распят. Это то, что никак не может быть заповедано или завещано. Следовательно, также согласно Блаженному Августину, Апостол, объясняя это упразднение [разрушение], продолжает: «…Дабы нам не быть уже рабами греху» (стих 6). Это истолкование (как говорит Блаженный Августин) выражения: «Чтобы упразднено было тело греховное». {Примечание: Августин, Expositio quarundam propositionum ex epistula ad Romanos, 35, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2069.} Итак, упразднять тело греховное — значит разрушать похоти плоти и ветхого человека делами покаяния и креста, умаляя их день за днем и умерщвляя их, как об этом нам сказано в Кол 3:5: «Умертвите земные члены ваши…». Фактически именно в этом фрагменте он наиболее явственно описывает как нового, так и ветхого человека.

Вступления к некоторым Псалмам указывают на это упразднение: «Не погуби…» (Пс 56:1; Пс 57:1; Пс 58:1). В Пс 59:3 мы читаем: «Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас…». И в Книге Иеремии (Иер 1:10): «Искоренять и разорять, губить и разрушать…».

Таким образом, «тело греховное» не следует понимать как нечто таинственное, что делают многие, воображающие, что «тело греховное» относится ко всей совокупности порочных деяний, но, скорее, эти слова относятся к тому самому телу, которое мы носим. Оно названо «телом греховным» потому, что противостоит духу и склонно ко греху. И семя дьявола обитает в нем, поэтому Господь говорит в Быт 3:15: «И вражду положу… между семенем твоим и между семенем ее…». Семя жены {примечание: Glossa interlinearis истолковывает термин mulieri как ecclesia.} является Словом Божьим в церкви, потому что оно склонно к праведности и добрым делам. Семя дьявола — это сам грех, наклонность и порочная похоть плоти. И эта вражда действует всегда, как говорит Апостол в Гал 5:17: «Ибо плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти…». Плоть имеет в себе семя дьявола, стремится к совершению греха и несет грешный плод. Но Дух обладает семенем Божьим и стремится принести праведность и плоды праведности. И, таким образом, «они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» Гал 5:17.

Стих 10. «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха…» Значение этого фрагмента таково, что мы должны подвергнуться этой духовной смерти лишь однажды. Ибо всякий, кто умирает таким образом, живет вовеки. Потому мы не должны возвращаться к нашему греху, чтобы снова умирать для греха. Это истолкование противоречит утверждениям новатиан {примечание: секта, действующая в 250−650 гг. Они утверждали, что для тех, кто отпал от веры после Крещения, не может быть восстановлено членство в церкви. Амвросий в работе De poenitentia, II, 2, использует Рим 6:3 и 10 для противостояния их утверждениям. В проповеди по Мф 18:21 (W, XLVII, 305−310) Лютер выступает не только против изначальной новатианской ереси, но также и против доводов современных сторонников подобной точки зрения.}, ибо в отношении необходимости и сути духовной жизни она должна быть положена раз и навсегда, потому что она вечна. Ибо смерть не является концом такой жизни против ее воли, что имеет место в случае с физической жизнью, но является началом жизни новой. Таким образом, мы читаем в Ин 11:26: «И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек», то есть, пока он добровольно не отвратится от этой духовной жизни, он не может умереть. Эта духовная жизнь будет укреплена в будущем таким образом, что человек не может отвратиться, ибо никто из тех, кому дано полное совершенство вечной воли, не пожелает отвращаться от этого.

Ибо как сияние солнца вечно, потому что вечно солнце, так и духовная жизнь вечна, потому что вечен Христос, ведь Он — наша жизнь, и верой Он втекает в нас и остается в нас сиянием Своей славы. И как Христос вечен, так и благодать, проистекающая от Него, имеет Его вечную суть. Более того, только потому, что человек снова грешит, его духовная жизнь не умирает, но он возвращается в жизнь сию и умирает, в то время как эта жизнь остается вечной во Христе. Именно это Апостол имеет в виду, когда говорит: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (стих 8). Как мы будем жить с Ним, «зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает» (стих 9)? «Он умер… однажды для греха» (стих 10). Человек имеет Христа, Который более не умирает, таким образом, он и сам больше не умирает, но живет со Христом вечно. Поэтому мы и крестимся лишь один раз, обретая жизнь Христову, несмотря на то, что мы часто падаем и вновь поднимаемся. Ибо жизнь Христова может быть восстановлена снова и снова, но человек может войти в нее только однажды, точно так же как человек, который никогда не был богат, может стать богачом лишь однажды, при этом он может снова и снова терять и обретать свое богатство.

«…А что живет, то живет для Бога». Ничто не живет для Бога, кроме того, что живет вечно и духовно, потому что Бог вечен и является Духом, перед Которым ничто не принимается в расчет кроме того, что духовно и вечно. Но плоть и все преходящее — ничто перед Ним. Таким образом, поскольку эта жизнь вечна, необходимо, чтобы человек, который умирает для греха, умирал лишь однажды, так как только вечная жизнь может последовать за такой смертью, и в этой жизни не может быть смерти, ибо в противном случае она не была бы вечной. Точно так же человек, который однажды умер для греха, не может снова умереть для греха, потому что за этой смертью следует вечная праведность, и эта праведность никогда более не грешит. Отсюда следует вывод:

Новатианская ересь истолковывает этот библейский фрагмент ложным образом — так, будто отпавшие от веры не имеют надежды на то, что вновь поднимутся, потому что человек должен умереть для греха однажды, раз и навсегда. Но слово «однажды» (semel) не определяет количество покаяний, — скорее это описание вечной природы благодати, и оно отрицает возможность какой-либо другой «разновидности» праведности, поэтому значение данного фрагмента таково, что всякий, кто однажды был крещен или покаялся, тем самым уже избежал греха и обрел праведность, так что ему никогда, во веки веков, не надо более освобождаться от греха или обретать иную праведность. Но этой одной-единственной праведности довольно навсегда. Это не имеет никакого отношения к праведности человеческой, где действует следующий принцип философской морали — как только достигнута одна какая-то добродетель, так сразу же появляются другие добродетели, которых следует достигать. Однако значение рассматриваемого фрагмента не таково, что если человек утрачивает однажды обретенное, он не может обрести этого вновь. Писание опровергает это заблуждение в Притч 24:16: «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет». И Господь говорит Петру: «Не говорю тебе: ‘до семи’, но до седмижды семидесяти раз» Мф 18:22. Таким образом, как я уже говорил, слово «однажды» не устанавливает какое-то число перемен и не отвергает ничего, но лишь подчеркивает разнообразие или, скорее, вечную суть праведности, которая в этой жизни может часто теряться и вновь обретаться, что ничуть не противоречит ее вечной природе. Ибо даже Блаженный Петр после ниспослания Святого Духа согрешал в лицемерии, что, например, описано в Гал 2:11 и далее, — это, конечно же, было смертным грехом, потому что противоречило Евангелию и спасению души, поскольку Апостол Павел ясно говорит, что Петр поступал в этом случае не «прямо по истине Евангельской».

Стих 14. «…Ибо вы не под законом». Таким образом, грех владычествует над всеми теми, кто под Законом. Это совершенно ясно из сказанного выше, в Рим 3:27 и далее. Ибо тот, кто без Христа, все еще пребывает в своих грехах, даже если он совершает добрые дела. Поэтому мы должны заметить, что манера, в которой выражается Апостол, кажется необычной и странной для тех, кто не понимает ее специфики. Ибо такие люди считают, что выражение «быть под Законом» означает «иметь Закон, согласно которому следует жить». Но для Апостола слова «быть под Законом» означают «не выполнять Закон» или «быть виновным в неповиновении Закону», или «быть должником и нарушителем», потому что Закон имеет власть обвинять и проклинать человека и господствовать над ним, но он не властен наделить его способностью удовлетворить Закон или преодолеть его. И, таким образом, поскольку Закон правит, грех также владычествует и держит человека в рабстве. Поэтому в 1Кор 15:56 нам сказано: «Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (то есть грех столь могуществен и так правит потому, что Закон правит). Слово «власть» (virtus) здесь означает то же самое, что «сила» (potentia), и последовательность мысли такова: грех является жалом или властью смерти, благодаря которой смерть столь могущественна и посредством которой она правит и владеет, как сказано выше, в Рим 5:12 и далее: «…и грехом смерть…». Но Закон является властью или силой греха, посредством которой грех пребывает и правит. И от этого правления Закона и греха никто не может быть освобожден, кроме как через Христа, о чем сказано в следующем стихе: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим, Иисусом Христом!» 1Кор 15:57. Также в Ин 6:36 Он Сам говорит: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»; а также в Ин 16:33: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»; и в 1Ин 5:4: «И сия есть победа, победившая мир, вера ваша»; и еще в 1Ин 5:5: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» Таким образом, он говорит в данном фрагменте, что мы можем ограничить власть греха, потому что мы «не под законом, но под благодатию» (стих 14). Все это означает, что «упразднено было тело греховное» (стих 6), дабы праведность, зачатая в нас, могла быть приведена в совершенство.

Стих 17. «…Которому предали себя». Хотя некоторые {примечание: Фабер в своих комментариях рекомендует воспринимать это образно.} хотят, чтобы это утверждение понималось наоборот {примечание: Per hipallagen, «путем обмена» (синтаксических отношений). Классическим примером такого выражения является dare classibus austros Вергилия (Aeneid (Энеида), III, 61): «Предать ветры кораблям» вместо «Предать корабли ветрам».} — так, чтобы оно означало: «которое было предано вам», все-таки Дух, вещавший через Апостола, конечно же, имеет определенную цель, говоря это. Ибо мудрость плоти противна Слову Божьему, но Слово Божье неизменно и непреодолимо. Таким образом, необходимо, чтобы мудрость плоти была изменена и чтобы она отказалась от своей формы, приняв форму Слова. Это происходит, когда верой она [мудрость плоти] пленяет себя и сама, содрав с себя свой венец, подчиняет себя Слову и верует, что Слово является истиной, а она сама — ложью. Для этого «Слово стало плотию» Ин 1:14, и «Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба…» (Флп 2:6,7), так, чтобы плоть могла стать Словом и человечество приняло форму Слова. Тогда, как утверждается в главе 3, человек становится праведным, верным, мудрым, благим, кротким и целомудренным, как само Слово, которому он предает себя верою. Таким образом, вариант «которому вы были посвящены» [«которому предали себя»] — это лучшее истолкование, чем «которое было дано вам». Ибо учение евангельское было дано даже неблагочестивым, но они не предались ему или не сообразовали себя с ним. Они не предались ему, потому что они не веруют в него в действительности, то есть всем сердцем своим. Очень похожим на это является утверждение из 1-го Послания к Коринфянам (см. 1Кор 13:12; Гал 4:9): «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». И в рассматриваемом случае он также мог бы сказать: «Которое было передано вам и которому были преданы [посвящены] вы», потому что это характеризует верующих и святых. Прочтите фрагмент Рим 7:4, где сказано, что мы умираем для греха и Закона, а не наоборот.

Стих 14. «Грех не должен над вами господствовать…» Это относится не только к грешным похотям, направленным на обретение мирских благ и временного преуспевания, но также и к нашей практике уклонения от временных бедствий и несчастий. Ибо человек, имеющий Христа верою, не желает никаких благ мира сего (хотя многое может привлекать его), и даже самой жизни, равно как он не боится зла, и даже самой смерти (независимо от того, насколько ужасающими они являются). Ибо он прочно стоит на твердой скале, не уклоняясь ни к хорошей жизни, ни к жизни суровой, — и это не потому, что он не имеет искушения скрыться бегством от всеподавляющего страха или неискушаем греховной лестью [«льстивыми увещеваниями греха»] (ибо он отнюдь не является нечувствительным по отношению к похотям и ужасам), но, в конце концов, он не уступает и превозмогает искушения, хотя это противостояние дается ему с огромным трудом и многими скорбями, в соответствии с утверждением из 1Пет 4:18: «И если праведник едва спасается…». И праведник всегда больше напоминает жертву, чем победителя, пока он борется с искушениями. Ибо Господь позволяет ему быть искушаемым и подвергаться нападкам до самого конца, подобно золоту в горниле. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими… Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» 2Тим 2:4,5. {Примечание: в оригинале использована только вторая часть данной цитаты 2Тим 2:5, однако для русского читателя имеет смысл привести начало предыдущего стиха, поскольку в противном случае все это становится трудным для восприятия. — переводчик.}

Вывод

1

Тот, кто боится смерти более, нежели Христа, и любит свою жизнь более Христа, пока еще не имеет Христа и истинной веры. {Примечание: дословно: «Не имеет Христа истинной верой», то есть не имеет Христа, обрести Которого можно только истинной верой. — переводчик.} Ибо грех владычествует над ним, и он все еще под Законом. Мы должны полностью понять эту истину, как Он Сам объясняет ее в Ин 12:25: «Любящий душу свою погубит ее», и в другом месте Мф 10:37: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»; и еще Мф 10:38: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». Это не простое дело — покорить грех. В самом деле, если бы Господь, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил», не пребывал в нас, то волна, конечно же, захлестнула бы нас. Но Он позволяет неверующим подвергнуться искушению и пасть в действительности они уже пали и уже никогда не смогут предстать пред Ним, но Он верен по отношению к тому, кто стоит и взывает к Нему с верой.

2

Поскольку грех только нападает на святых, но не овладевает ими, он вынужден служить им, о чем мы читаем далее, в Рим 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». И еще Апостол говорит 1Кор 10:13: «Но при искушении [Бог] даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Роскошная жизнь делает душу более целомудренной, когда она подвергается нападкам, надменность делает душу более смиренной, леность делает ее более активной, скупость делает ее более щедрой, злобливость делает ее более доброй, обжорство — более умеренной. {Примечание: здесь Лютер перечисляет почти всю гамму так называемых «семи смертных грехов», упуская лишь invidia — зависть.} Ибо во всех этих примерах ненависть духовного человека усиливается более и более против того, что атакует его. Таким образом, искушение — полезнейшее явление. Поэтому также оно царствует над смертным телом, когда человек попускает ему.

Но искушение становится слугой, когда мы противостоим ему, потому что тогда оно порождает ненависть к беззаконию и любовь к праведности. И в нашем будущем бессмертном теле оно никогда не будет ни править, ни царствовать, равно как оно не будет слугой. Таким образом, давайте признаем чудесную мудрость Божью. Ведь средствами зла Он обеспечивает добро, и через грех Он достигает праведности не только в нас, но также и в других людях. Ибо Он дает нам в грехах других людей причину для ненависти ко грехам в ближнем нашем, чтобы избавляться от нее, и, таким образом, [мы получаем] возможность проявлять любовь и добродетель по отношению к ближнему. И в то же время Он дает нам причину для того, чтобы жаждать праведности и питать отвращение к неправедности, — но только если мы взываем к Нему с чистой и искренней верой.

Стих 13. «…Орудие неправды…» В нашей версии перевода {примечание: имеется в виду Вульгата. У Фабера это переведено словом iniustitia.} здесь вместо «неправды» используется слово «беззаконие». И эта «неправда» есть жизнь, наполненная абсолютным неверием, точно так же как, с другой стороны, праведность — это путь жизни веры, веры вместе с ее делами, так же как неправедность является неверием вместе с его делами — даже если эти дела добрые и святые.

И слово «грех» в этом фрагменте, согласно Блаженному Августину в его работе «О Духе и букве» {примечание: вероятно, Лютер имеет в виду работу Августина De nuptiis et concupiscentia, I, 30−31, Patrologia, Series Latina, XLIV, 432.}, должно пониматься не как дело греха, но как закон греха или закон членов, как похотливость, порочная склонность ко греху, склонность к пороку и нерасположенность к творению добра. Таким образом, Апостол хочет сказать, что члены тела не должны быть преданы [подчинены] «греху», то есть порочным похотям и склонности ко греху, ибо, повинуясь греху, они становятся орудием неверия и из верующих они делают неверующих тем, что они творят дела неверующих, предаваясь греховным похотям. Но мы должны повиноваться Богу, чтобы члены наши могли стать «орудиями праведности» (стих 13), то есть жизни веры.

Стих 19. «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей». Он говорил ранее таким образом относительно полного умерщвления порочных похотей, что мы не должны уступать им, даже состоя в браке. Но здесь он смягчает свою позицию и хочет сказать следующее: «Если вы должны уступить этому по слабости плоти, то пусть это происходит в брачной жизни и освящается верою, и это не будет осквернением или нечистотой, поскольку даже язычники, не имеющие веры, соблюдают чистоту такого рода в качестве человеческой традиции. Таким образом, значение данного фрагмента совпадает (хотя и выражено это несколько короче) с мыслью, развиваемой в 7-й главе 1-го Послания к Коринфянам, где Апостол говорит, например (стих 2): «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену…»; и далее (стих 5): «Чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Вот что он имеет здесь в виду, говоря: «ради немощи плоти вашей». Подобным же образом выражение, которое он использует в ранее упомянутом фрагменте: «Это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор 7:6, представлено здесь следующими словами: «Говорю по рассуждению человеческому». Этим он как бы говорит, что не заповедует того, чтобы каждый человек взял себе жену, но настаивает лишь на том, что мы должны избегать блуда из-за «немощи плоти», то есть из-за нашей невоздержанности. Ибо это человеческий наказ, и он имеет намного меньшее значение, нежели совет, который он дает, говоря: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» 1Кор 7:7, но не каждый человек может делать это, и, таким образом, он продолжает: «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». Смягчая свою позицию словами «говорю по рассуждению человеческому», он показывает, что здесь он также говорил о совете относительно полного умерщвления плоти. Этим он как бы говорит, что если вы не можете хранить свое целомудрие [воздерживаться от половых связей], то хотя бы ведите себя целомудренно, чтобы грех не правил вами через ваше осквернение и нечистоту плоти, в ущерб вере и праведности и [чтобы это не вело] к возрастанию неправедности.

«Нечистоте». Здесь Апостол возвращается назад и более не рассматривает антитезу, ибо он говорит прежде всего: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные» и затем: «Так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые», то есть чистоте. По этой причине в Ветхом Завете такие выражения, как: «Будь свят», «Освящай себя», часто используются в качестве эквивалентов выражений: «Будь чист», «Очищай себя», в смысле очищения от плотских осквернений. И потому терминами «освящение» и «очищение» он пытается выразить то же понятие, а именно — что тело должно быть чистым, но речь здесь идет не просто о чистоте, но о той чистоте, которая исходит изнутри, от духа освящающей веры. У язычников также существует целомудрие, но это не святое целомудрие, или освящение, потому что души язычников осквернены. Таким образом, сначала он говорит о представлении наших членов «в рабы праведности», а затем добавляет слова: «На дела святые» [для освящения]. Потому что верою душа прежде всего должна быть очищена, чтобы таким образом святая душа могла сделать тело чистым ради Бога; в противном случае это было бы недостойным целомудрием. Таким образом, Господь говорит лицемерам: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» Мф 23:26, — это означает, что если вы чисты внутренне, тело и все внешнее будет легко и почти само собой очищено. То есть, если вы служите праведности, такое служение приносит с собой освящение, как нам сказано в Ис 11:5: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина», что означает следующее: кто верует и является праведным в Духе, тот помимо этого легко справится с распутным образом жизни и преодолеет его.

И наоборот: кто служит нечистоте, то есть распутной жизни и плотской нечистоте, тот уже сейчас становится все более и более неправедным, ибо грех правит им сейчас и он утратил свою веру, став неверующим.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Мартина Лютера на послание к Римлянам, 6 глава. Комментарии Мартина Лютера.


«Лютеранское наследие»

Публикуется с разрешения фонда «Лютеранское наследие» в России.
Лекции Мартина Лютера на послания Римлянам и Галатам.
© 1996−97, 2021−22.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Римлянам 6 глава в переводах:
Римлянам 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.