А. О посвящении себя Богу (12:1−2)

Рим 12:1−2. Практическая часть послания начинается увещанием: «Итак умоляю» Слово «итак» отражает логическую связь с предыдущим разделом (сравните с его употреблением в 3:20; 5:1; 8:1). Апостол увещает, исходя из «милосердия Божия» (соответствующее греческое слово оиктирмон встречаем также в 2Кор 1:3: Флп 2:1; Кол 3:12 и Евр 10:28). На теме милосердия Божия Павел подробно останавливался в первых 11 главах. Теперь же во имя этого милосердия он умоляет своих читателей: «представьте тела ваши (сравните с «членами» в Рим 6:13) в жертву живую».

Тело верующего — это храм живущего в нем Духа Святого (1Кор 6:19−20). В свете Ветхозаветных жертвоприношений понятие «тела» символизирует здесь жизнь во всей ее полноте, которая через тело проявляется. Но в отличие от ветхозаветных жертв, тут речь идет о «живой жертве». И такая жертва является «святой (отделенной от мира) и благоугодной Богу» (12:2), будучи предоставленной для «разумного (подразумевается — духовного; по-гречески то же слово логикен, что и в 1Пет 2:2, где оно переведено как «словесное» — «словесное молоко») служения» (лостериан — это любое служение Богу, как например, служение священников и левитов).

Христиане являются одновременно и верующими и священниками, отождествляемыми с великим Первосвященником Иисусом Христом (сравните Евр 7:23−28; 1Пет 2:5,9; Откр 1:6). Принесение верующим всей его жизни в жертву Богу соответствует его святому служению Ему. В свете подробно рассмотренного Павлом и четко им аргументированного милосердия Божия (Рим 1−11 главы) такое служение является достойным отзывом верующих на Божию благодать.

Апостол показывает, что «жертвоприношение», к которому он призывает верующих, предполагает полную перемену их жизни как в отрицательном, так и в положительном аспекте ее. «Не сообразуйтесь с веком (в значении «мира») сим» (слово «не сообразуйтесь» находим еще только в 1Пет 1:14), — повелевает апостол прежде всего. От образа жизни, присущего «настоящему лукавому веку» (Гал 1:4; сравните с Еф 1:21), следует теперь отказаться. Затем Павел говорит: «но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Греческое слово метаморфоузе означает полное преображение, идущее изнутри (сравните 2Кор 3:18).

Центр этого изменения лежит в разуме (ноос) человека, который контролирует его жизненную позицию, мысли, чувства и поступки (Еф 4:22−23). Если ум верующего постоянно обновляется под воздействием на него Слова Божиего, молитв и общения этого человека с другими верующими, то и вся его жизнь «преображается».

Павел добавляет: «чтобы нам познавать (буквально — убеждаться на опыте), что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Перечисленные три свойства не есть свойства Божией воли, как это можно заключить из нашего русского (и некоторых других) перевода. Павел хочет сказать, что воля Божия всегда исходит из того и направлена на то, что есть добро («благо»; в частности, для каждого верующего) и совершенство, угодное Богу.

По мере того, как верующий обновляется своим умом и становится все более подобным Христу, его охватывает все большее желание жить не по своей воле, а по воле Божией. Ведь он познает, что воля Божия преследует то, что есть благо для него (и это угодно Богу), и является совершенным во всех отношениях. Ею предусмотрены все его нужды. Но для того, чтобы понимать, желать и делать то, что угодно Богу, верующий должен постоянно обновляться духовно.

Б. О христианском служении (12:3−8)

Рим 12:3−5. Посвященность верующего Богу и перемена им образа жизни проявляются в его служении духовными дарами в теле Иисуса Христа. Будучи апостолом Христовым («по данной мне благодати»; сравните 1:5; 15:15−16) Павел предупреждает «всякого» верующего: «не думайте о себе более, нежели должно думать». Высокое мнение о самом себе не свойственно истинному христианину. Павел побуждает своих читателей: «но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».

Важно понимать, что веры каждому христианину Бог уделил неодинаково, но каждому она дана для служения Ему, потому-то и следует думать о себе «по мере веры», т. е. соответственно своему служению Богу. Павел подчеркивает всем строем фразы, что человеческая гордость неугодна Богу (сравните 3:27; 11:18,20) отчасти потому, что все природные и духовные способности, которыми обладает тот или иной человек, даны ему Богом. Поэтому каждому христианину должны быть свойственны смирение и сознание того, что он — лишь один из членов тела Христова.

Для наглядности апостол прибегает к параллелизму, существующему между физическим телом человека, каждый из членов (органов) которого имеет свои специфические функции, и общиной верующих, составляющих во Христе духовное тело (сравните 1Кор 12:12−27; Еф 4:11−12,15−16). Суть заключается в том, что не тело служит отдельным членам, а отдельные члены — телу. Разница между «многими» способствует единству всего тела. Вот почему так важно, чтобы каждый здраво судил о самом себе, а также правильно оценивал различные Божии дары и умело пользовался ими в деле церковного служения.

Рим 12:6−8. Павел переходит к рассмотрению того, как нужно применять на практике то, о чем говорилось выше (стихи 3−5), т. е. как использовать полученные от Бога духовные способности в церковном служении (стихи 6−8). Принцип, которым он руководствуется, — «мы имеем различные дарования» (сравните стих 4) — «но не у всех членов одно и то же дело»; сравните также с 1Кор 12:4). Бог дает верующим дары по Своей благодати.

Павел перечисляет семь таких даров, и ни один из них, за исключением, возможно, только пророчества, не являются дарами явными и видимыми. Тот, кто имеет дар пророчества, должен пророчествовать «по мере веры». Другими словами, пророчествующий, т. е. передающий Божию весть ради «назидания, увещания и утешения» (1Кор 14:3) должен делать это в соответствии с истиной, открытой Богом прежде (о «вере» как об учении в Гал 1:23; Иуд 1:3,20). А вот еще шесть перечисленных даров: «служение», учительствование, увещание, раздавание, начальствование, благотворение. Помогать людям в их нуждах следует щедро, без скупости (сравните 2Кор 8:2; 9:11,13).

Руководить («начальствовать»; буквально — «стоять впереди»; сравните с «предстоятелями» в 1Фес 5:12) нужно усердно, т. е. ревностно и серьезно, а не с ленцой и без энтузиазма. Благотворительность должна осуществляться с радушием, т. е. с радостью, а не уныло. Три из этих семи даров перечислены и в 1Кор 12:28 — пророки, учителя, руководители (по-русски — «иным дал силы… управления»); а два в Еф 4:11 (пророки и пастыри-учители). Апостол Петр упоминает о даре служения (1Пет 4:10−11). Каждый верующий должен верно служить тем даром, какой он имеет.

В. Об отношениях христиан друг с другом и с миром (12:9−21)

В этом разделе мы находим целый ряд коротких поучений касательно взаимоотношений верующих с другими людьми, как спасенными, так и неспасенными.

Рим 12:9−10. Эти поучения, имеющие особое значение, апостол начинает с того, что является ключом к их успешному исполнению: любовь (подразумевается — ваша) да будет непритворна (буквально — «без лицемерия»). То есть такой, какую питает к верующим Бог, и которая «излилась в сердца» их Духом Святым (5:5). Именно такую искреннюю, «непритворную» любовь должны христиане проявлять силою Духа Святого к другим людям. Греческое слово анипокритос — «нелицемерная», переведенное здесь как «непритворна», встречаем в 2Кор 6:6 и 1Пет 1:22, тоже применительно к любви; в 1Тим 1:5; 2Тим 1:5, где оно относится к вере; и, наконец, в Иак 3:17 — применительно к мудрости.

Это первое повеление сопровождается двумя другими, как бы вытекающими из него: «отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Многие богословы считают, что эти две фразы раскрывают характер непритворной любви и перефразируют стих следующим образом: «любовь да будет непритворною, отвращающейся от зла и, прилепляющейся к добру». Об отвращении ко злу (греху) во всех его проявлениях часто говорится в Библии (Пс 96:10; 118:104,128,163; Притч 8:13; 13:5; 28:16; Евр 1:9; Откр 2:6). Отвращение от зла должно сопровождаться стремлением («прилеплением») к добру (сравните 1Пет 3:11).

Любовь, изливающаяся в сердца верующих от Бога, должна быть направлена на других верующих. Греческое слово филосторгои, переведенное как «братолюбивы», предполагает нежность, сопутствующую отношениям близких людей в семье. Как и в Рим 12:9, вторая часть предложения объясняет первую. Таким образом 10 стих можно перевести так: «Относитесь с братской любовью друг ко другу, как члены одной семьи, почитая каждый в первую очередь другого» (сравните с фразой в Флп 2:3 — «почитайте один другого высшим себя»; именно в таком смысле надо понимать «предупреждайте» — как «ставьте других впереди себя»).

Рим 12:11−12. Далее идут несколько наставлений относительно того, какими личными качествами должен обладать верующий, чтобы больше привлекать к себе других людей. Ключевая мысль 11 стиха выражена в последней части его: «Господу служите». Первые же две фразы этого стиха объясняют, как именно должен верующий служить Господу, будучи Его рабом (по-гречески доулос; сравните 1:1): «в усердии не ослабевайте», т. е. будьте усердны, не зная колебания, не поддаваясь лени; «духом пламенейте» (слово зеонтес. переведенное как «пламенейте», встречается еще раз только в Деян 18:25, где оно употреблено по отношению к Аполлосу). Под словом «дух» здесь может подразумеваться как личный дух человека, так и Дух Святой. Служа Богу как Его рабы, верующие должны быть прилежны и исполнены энтузиазма.

Три наставления, изложенные в 12 стихе, можно рассматривать или в качестве независимых, или как дополняющие объяснение того, как нужно служить Господу. «Утешайтесь надеждою». Ведь надежда на Христа является источником радости и утешения для верующих (Рим 5:2−5; 1Пет 1:6−9). «В скорби будьте терпеливы». То есть верующие должны стойко переносить посылаемые им испытания (сравните Рим 5:3). «В молитве (будьте) постоянны». Христиане должны постоянно просить у Бога мудрости, силы и руководства (сравните 1Фес 5:17). О постоянстве в молитвах Деян 1:14; 2:42; Кол 4:2.

Рим 12:13. Возвращаясь к обязанностям христиан по отношению к другим верующим, Павел призывает: «В нуждах святых принимайте участие» (дословно: «делитесь со святыми, сообща удовлетворяйте свои нужды»). Это было характерно для церкви в Иерусалиме (Деян 2:44−45; 4:32,34−37). Та же забота о ближних побудила верующих в Антиохии (Деян 11:27−30) и самого Павла оказать материальную помощь иерусалимским христианам (1Кор 16:1−4; 2Кор 8−9; Рим 15:25−27). В том же плане звучит и второе повеление апостола: «ревнуйте о странноприимстве» (дословно — «будьте дружелюбны к странникам»). Оба этих служения — помощь нуждающимся, и странноприимство или гостеприимство — относятся к аспектам помощи другим.

Рим 12:14−16. Наставления апостола, изложенные в этих стихах, касаются реакции верующих на поступки и чувства других людей — как верующих, так и неверующих. Обычно ненависть и гонения со стороны других людей вызывает у гонимых ответную ненависть, однако, Павел говорит: «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте» (сравните Мф 5:44). Вполне возможно, что Павел, когда писал эти строки, думал о Стефане (Деян 7:59−60) или о Самом Иисусе Христе (Лк 23:34). Оба они молились за тех, кто мучил и убивал их, прося, чтобы Бог простил их.

Христиане должны сочувственно относиться к другим людям (как к верующим, так и к неверующим). Павел наставляет: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Отсюда вытекает и следующее наставление: «Будьте единомысленны между собою» (буквально — «относитесь друг к другу ровно; как относятся к вам, так и вы относитесь к другим»; сравните Рим 15:5; Флп 2:2; 1Пет 3:8). Только в этом случае можно сочувствовать друг другу.

В развитие этой мысли даны следующие два наставления: «не высокомудрствуйте» (т. е. «не думайте о себе слишком много» (сравните Рим 11:20; 12:3), но «последуйте смиренным» т. е. учитесь ставить себя на один уровень с теми, кто не занимает в жизни высокого положения; сравните Иак 2:1−9). Итог этим двум наставлениям подводится в последнем наставлении стиха, в сущности повторяющем ту же мысль, что и во втором наставлении, — «не мечтайте о себе» (буквально: «не воображайте о себе чрезмерно»; сравните Притч 3:7; Рим 11:25). Тот, кто слишком высокого мнения о себе, не может сочувствовать другим.

Рим 12:17−18. Поучения, изложенные в стихах 17−21, относятся к сфере отношений верующих с неверующими, которые причиняют христианам зло (стих 17), являются их «врагами» (стих 20). Принципом соблюдения справедливости в Ветхом Завете было — «око за око» (Исх 21:24), но Павел пишет: «Никому не воздавайте злом за зло» (сравните 1Пет 3:9). Напротив: «пекитесь о добром пред всеми человеками» (слово кала — «прекрасное», переведенное как «доброе», употреблено в этическом смысле, в значении «о том, что благородно»).

Павел затем повелевает верующим: «будьте в мире со всеми людьми» (сравните «будьте единомысленны между собою» — Рим 12:16). Но осознавая пределы человеческих возможностей, он добавляет: «если возможно с вашей стороны». Мирные, гармонические отношения с другими людьми — не всегда достижимы, но да не ляжет ответственность за нарушение мира на верующего (Мф 5:9).

Рим 12:19−21. Для апостола Павла характерно чередование поучений в позитивной форме с таковыми в негативной. 19-й стих он начинает с наставления в негативной форме (сравните 17а): «Не мстите за себя». Вместо того, чтобы отомстить обидчику, «дайте место гневу Божию», и это потому, что Сам Бог сказал: «Мне отмщение, Я воздам» (Втор 32:35; сравните Евр 10:30). Классическим примером такого поведения был Давид, который не убил Саула, хотя Бог дважды как будто предавал того в руки Давида.

В свете Божиего обещания о воздаянии за зло, которое Он покарает Сам, христиане должны накормить своих врагов, если они голодны, и напоить их, если они жаждут, другими словами — на зло, которое те делают, они должны отвечать христианскою любовью. Выражение «соберешь ему на голову горящие уголья», как и первая часть 20 стиха, взяты из Притч 25:21−22. Тут, вероятно, подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями.

Помощь в нужде, а не проклятие, скорее поможет обидчику устыдиться своего поведения и покаяться в нем. Павел подводит итог сказанному в следующих словах: «не будь побежден злом» (т. е. не поддавайся искушению отомстить), «но побеждай зло добром» (сравните Мф 5:44 «любите врагов ваших»). И тут снова — чередование поучения о том, что не следует делать, с поучением о том, как следует поступать (сравните Рим 12:9,11,16−20).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, 12 глава



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.