Библия » Толкование Мэтью Генри

2-я Царств 21 глава

← 20 2Цар 21 MGC 22

Неясно, когда происходили эти события. Я полагаю, именно тогда, когда описаны в данной книге, а именно после мятежей Авессалома и Савея, ближе к концу правления Давида. Тот факт, что упомянутые здесь сражения с филистимлянами были задолго до того, как они были покорены, следует из сравнения 1Пар 18:1 и 1Пар 20:4. Исчисление народа имело место как раз перед тем, как было выбрано место для храма (что следует из 1Пар 22:1), и это событие произошло в конце жизни Давида. Похоже, народ был пересчитан как раз после трехлетнего голода, причиной которого были гаваонитяне, ибо угроза «трех» лет голода (1Пар 21:12) названа «семью» годами (2Цар 24:12,13): добавлены три года и текущий год. В данной главе говорится, что:

(I) за гаваонитян отмщено (1) голодом по всей земле (ст. 1); (2) преданием смерти семерых потомков Саула (ст. 9); тем не менее об'их мертвых телах и костях Саула позаботились(ст. 10-14). (II) Исполины филистимские были поражены в нескольких сражениях (ст. 15-22).

Стихи 1-9. В данных стихах:

I. Нам рассказывается, какой вред задолго до этого Саул причинил гаваонитянам, хотя об этом не говорится в истории его царствования и мы не узнали бы о нем, если бы теперь он не всплыл, чтобы за него было взыскано. Гаваонитяне были остатком аморреев (ст. 2), которые благодаря уловке сохранили мир с Израилем, и Иисус Навин торжественно пообещал им безопасность. Это описано в Книге Иисуса Навина,

Стихи 10-14. В данных стихах мы читаем:

I. Что сыновья Саула были не просто повешены, а на цепях; их мертвые тела остались висеть на всеобщее обозрение, пока не прекратятся суды (отвратить которые могла их смерть) и не пойдет дождь. Они умерли как жертвы, и таковыми они являлись, ибо не были сожжены огнем в одно мгновение, а поглощались постепенно воздухом. Они умерли как преступники, преданные анафеме, а этим позорным обычаем были представлены как отвратительные творения, ибо на них было возложено беззаконие. Когда наш благословенный Спаситель стал грехом за нас, то стал и проклятием за нас. Но как это можно соотнести с законом, который четко требовал, чтобы повешенные были погребены в тот же день? (Втор 21:23). Один иудейский раввин желал, чтобы фраза: «Дабы имя Бога святилось» была удалена, ибо, как он полагает, это действие было осквернено тем фактом, что Он принял то, что было нарушением закона. Но данный случай был необычным и не подпадал под этот закон; более того, само основание закона послужило основанием для исключения. Тот, кто подобным образом оставлен повешенным, проклят, поэтому обычных преступников не следовало так бесчестить; а этих нужно было оставить, потому что они были принесены в жертву не согласно правосудию народа, а за вину народа (их вина насилие над верой народа) и для избавления народа от наказания в виде всеобщего голода. А так как они стали прахом, всеми попираемым, то также сделались позорищем для мира (1Кор 4:9,13); так определил Бог, по крайней мере, допустил это.

II. За мертвыми телами присматривала Рицпа – мать двоих из них (ст. 10). Она сильно страдала, когда теперь, в преклонном возрасте, видела своих двух сыновей, которые, как мы можем предположить, были для нее утешением и должны были стать поддержкой в конце жизни, убитых таким варварским образом. Никто не знает, для каких скорбей он хранится. Она не видела, чтобы их благопристойно предали земле, и поэтому решила, что их нужно хранить в благопристойном виде. Она не пыталась нарушить вынесенный им приговор, гласивший, что там они должны висеть до тех пор, пока Бог не пошлет дождь; она не пыталась украсть или силой забрать их мертвые тела, хотя ссылка на божественный закон могла бы оправдать ее, а терпеливо подчинилась обстоятельствам, поставила палатку из мешковины возле виселицы, где со своими друзьями и слугами защищала мертвые тела от птиц и хищных зверей. Так она:

(1) потакала своей скорби, как склонны поступать скорбящие без определенных намерений. Когда в подобных ситуациях возникает опасность, что скорбь станет чрезмерной, мы должны научиться, каким образом можно успокоиться и отвлечься от нее, а не как ее лелеять и потакать ей. Зачем подобным образом ожесточаться в скорби?

(2) Она засвидетельствовала о своей любви. Таким образом она дала миру понять, что ее сыновья умерли, но не за свой грех, не за то, что они были непокорными и мятежными сыновьями и пренебрегали покорностью к матери', если бы так обстояло дело, то она позволила, чтобы их выклевали вороны дольные и сожрали птенцы орлиные (Прит 30:17). Но они умерли за грех своего отца, и поэтому она не могла забыть их из-за их тяжелой судьбы. Хотя им ничем нельзя было помочь и они должны были умереть, но по крайне мере оплаканными и сопровождаемыми соболезнованиями.

III. О торжественном погребении их мертвых тел вместе с костями Саула и Ионафана в гробнице их семьи. Давид не только не был недоволен поведением Рицпы, но и, глядя на нее, захотел воздать почести дому Саула и этому его ответвлению. Тем самым было явлено, что он отдал их не из личной ненависти к его семье и что он не желал бедственного дня, а был вынужден так поступить ради блага всего народа.

1. Он решил забрать тела Саула и Ионафана из того места, где мужи Иависа Галаадского пристойно, но в то же время тайно и неприметно похоронили их под дубом (1 Дар.3 1:12,13). Хотя щит Саула был основательно отвергнут, словно он никогда не был помазан елеем, тем не менее его царский прах не должен был затеряться в могилах обычных людей. Человечность обязывает нас с уважением относиться к человеческим телам, особенно людей великих и благочестивых, исходя из размышлений о том, какими они были и какими должны были быть.

2. Вместе с ними он похоронил тела повешенных, ибо, когда гнев Божий отвратился, на них больше не нужно было смотреть как на проклятие (ст. 13,14). Когда полились на них воды Божии с неба (ст. 10), то есть когда Бог послал дождь, чтобы напоить землю (что, возможно, произошло вскоре после того, как они были повешены), тела были сняты, ибо тогда было явлено, что умилостивился Бог над страною. Когда правосудие на земле совершилось, тогда месть с небес прекратилась. Через Христа, Который был повешен на дереве и таким образом стал клятвою за нас, чтобы искупить нашу вину (хотя Сам Он был невиновен), Бог умиротворился и умилостивился над нами. Писание говорит (Деян 13:29), что когда исполнили все написанное о Нем, то в знак совершенства этой Жертвы и того, что Бог принял Ее, сняв с древа, положили Его во гроб.

Стихи 15-22. В данных стихах описаны некоторые конфликты с филистимлянами, которые имели место, похоже, в конце правления Давида. Хотя он настолько покорил их, что они не могли вывести многочисленную армию на поле боя, но всякий раз, когда среди них появлялся какой-нибудь исполин, достойный стать их лидером, они не могли пребывать в спокойствии, а использовали всякую возможность, чтобы потревожить мир в Израиле, бросить им вызов или совершить набег.

1. Давиду лично пришлось сразиться с одним из таких исполинов. Филистимляне вновь развязали войну (ст. 15). Враги Божьего Израиля неугомонны в своих попытках причинить ему вред. Хотя Давид был стар, но не оставлял служение своему народу и вышел лично, чтобы воевать с Филистимлянами (БепезсИ, поп segnescit Он состарился, но не стал бездеятельным)', это говорило о том, что он сражался не ради своей славы (в таком преклонном возрасте он достаточно прославился, и больше ему не нужно было), а ради славы своего царства. Но во время этой войны мы видим, что он оказывается:

(1) в беде и опасности. Он думал, что сможет справиться с трудностями, сопутствующими войне, так же, как раньше; он был так же энергичен и надеялся, что сможет воевать как раньше. Но Давид переоценил себя; возраст подрезал его волосы, и после незначительных усилий он утолялся. Его тело не могло идти в ногу с его умом. Вождь филистимлян скоро узнал об этом преимуществе, осознал, что силы покинули Давида, и, будучи человеком сильным и хорошо вооруженным, хотел поразить Давида. Но этого не было в Божьих планах, и в тот самый день все они погибли. Враги народа Божьего часто оказываются очень сильными и коварными и очень уверенными в своем успехе, как Иесвий, но выступающие против Господа лишаются силы, совета и уверенности.

2. Чудесным образом спасенным Авессой, который своевременно пришел ему на помощь (ст. 17). При этом мы должны признать смелость и верность Авессы своему царю, ради спасения жизни которого он смело подвергал опасности свою, но особым образом признать провидение Бога, приведшего его на помощь Давиду, когда тот в ней отчаянно нуждался. Нельзя оставлять такое дело и такого вождя, даже если он попал в беду. Когда Авесса помог ему (возможно, дал целебное средство, чтобы поддержать его ослабевший дух, или пришел ему на помощь), то он (а именно Давид, я так полагаю) поразил Филистимлянина и убил его, ибо сказано (ст. 22), что исполины пали от руки Давида. Царь ослабел, но не побежал, хотя силы подвели его; он смело продолжал сражаться, и тогда Бог своевременно послал ему помощь, которую Давид (хотя она была подана младшим по званию и по возрасту) с благодарностью принял и, укрепив свои силы, достиг цели и вышел победителем. Христос, подвергаясь смертным мукам, был укреплен ангелом. Даже сильные святые иногда ослабевают в духовных конфликтах; тогда сатана яростно набрасывается на них; но продолжающие сражаться и сопротивляющиеся ему получат помощь и выйдут из этого сражения победителями.

(3) В связи с этим событием слуги Давида решили, что больше он не должен подвергать себя опасности. Они легко убедили его не сражаться против Авессалома (2Цар 18:3), но против филистимлян он решил пойти; и теперь, когда ему с трудом удалось спастись, военным советом было решено и подтверждено клятвой, что светильник Израиля (его вождь и слава) больше не должен подвергаться опасности быть убитым. Жизнь тех, кто представляет для страны такую же ценность, как Давид, нужно оберегать с двойной тщательностью, прилагая свои силы и силы других.

11. Остальные исполины пали от рук слуг Давида.

1. Сафута был убит Совохаем одним из знатных воинов Давида (ст. 18; 1Пар 11:29).

2. Другой исполин, брат Голиафа, был убит Елхананом, который упоминается в 2Цар 23:24. Еще один исполин, который был необычайно высоким и имел пальцев на руках и ногах больше, чем у обычных людей (ст. 20), был настолько наглым, что хотя и видел, как пали остальные исполины, но тем не менее поносил Израиль. Его убил Ионафан, сын Сафая. Сафай имел одного сына по имени Ионадав (2Цар 13:3), которого я принял за Ионафана, но первый был известен своим коварством, а второй своей смелостью. Эти исполины, возможно, были остатком сыновей Енаковых, которых хотя и долго боялись, но и они в конце пали. Теперь обратите внимание:

(1) глупо человеку сильному хвалиться своей силой. Слуги Давида не были больше или сильнее обычных людей, но благодаря божественной помощи они одолели одного исполина за другим. Бог любит через слабых людей приводить в замешательство сильных.

(2) Очень часто тех, которые были ужасом на земле живых, убивают, и они сходят в преисподнюю (Иез 32:27).

(3) Самые сильные враги очень часто хранятся для последнего боя. Слава Давида началась с победы над одним исполином, а здесь заканчивается победой над четырьмя. Смерть это последний враг христианина и сын Енаков, но через Того, Кто одержал победу для нас, мы надеемся в конце одержать победу даже над этим врагом.


Толкование Мэтью Генри на вторую книгу Царств, 21 глава


← 20 2Цар 21 MGC 22

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.