Мы остановились на том, что оба царских указа имеют законную силу, и тот и другой изданы в царском дворе в Сузах; один из них подписан тринадцатым числом первого месяца и гласит, что в тринадцатый день двенадцатого месяца текущего года все иудеи подлежат истреблению; второй подписан двадцать третьим числом третьего месяца и наделяет иудеев полномочиями обнажить меч в свою защиту в назначенный день истребления и выступить против врагов в полную силу. Вне всякого сомнения, на этот день и его исход возлагались большие надежды. Правота дела иудеев будет испытана в битве, и день сражения определен властями. Их враги решили не упускать преимущество, данное им первым указом, в надежде превозмочь иудеев своим числом; а иудеи полагались на благость своего Бога и правоту своего дела и решили приложить все усилия в борьбе с врагом. Наконец наступил этот день, и мы узнаем:

(I) Каким славным стал он в тот год для иудеев, а также два следующих дня день победы и триумфа как в городе Сузы, так и во всем областях царских (ст. 1−19).

(II) Каким памятным стал этот день для потомков: в честь великого спасения ежегодно устраивался праздник под названием Пурим (ст. 20−32).

Стихи 1−19. В этих стихах описывается решающая битва между иудеями и их врагами, в которой иудеи победили. Ни одна из сторон не удивилась, ибо обе получили уведомление задолго до этого, так что сражение между ними стало честным испытанием мастерства. Ни одна из сторон не могла назвать противников мятежниками, потому что и у тех и у других была поддержка по воле царя.

I. Враги атаковали иудеев первыми; невзирая на последний указ, они надеялись взять власть над ними в силу первого указа (ст. 1) и поэтому нападали; а иудеи сформировали отряды и объединились в союз против неприятелей, чтобы наложить руку на них (ст. 2). Согласно халдейскому парафразу, против иудеев выступили только амаликитяне, так как сильно негодовали и их сердце ожесточилось, подобно сердцу фараона; они взяли в руки оружие себе же на погибель. Некоторые из них затаили злобу на иудеев издавна и были столь непримиримы, что падение Амана и повышение Мардохея, вместо того чтобы убедить, привело их в ярость и решимость перерезать горло всем иудеям. В частности, сыновья Амана поклялись отомстить за смерть отца и довести его замысел, который считали смелым и благородным, до конца ценой любого риска. С этой целью они сформировали сильный отряд в Сузах и в областях царства. Они желали битвы, хотя и четко видели, что против них сражается Провидение; и таким образом пришли в ярость себе же на погибель. Если бы они сидели тихо и ничего не предпринимали против Божьего народа, то ни один волос не упал бы с их головы; но убедить себя в этом они не смогли, им непременно хотелось вмешаться, пусть даже себе на погибель, поэтому они покатили тяжелый камень, который придавит их самих.

II. А иудеи стали победителями. Именно тот день, когда царский указ об их уничтожении вступил в силу (и враги считали его своим днем), оказался Божьим днем (Пс 36:13). И вышло наоборот (вопреки ожиданиям), что сами Иудеи взяли власть над врагами своими (ст. 1). Здесь мы узнаем:

1. Что иудеи сделали для себя: собрались Иудеи в городах своих (ст. 2), выстроились в боевой порядок и встали на свою защиту, ни на кого не нападая, но готовясь отразить любой удар. Если бы не было указа, дававшего им полномочия, то они не осмелились бы сделать это, но, имея такую поддержку, иудеи сражались на законном основании. Если бы они действовали разрозненно, каждая семья по отдельности, то стали бы легкой добычей для противников; но, объединившись в своих городах, они укрепили друг друга и отважились предстать перед врагом. К« ипПа/оП1ог Объединенные силы мощнее. Авторы, описывающие состояние иудеев в наши дни, приводят такую причину, почему они, несмотря на свое огромное богатство и многочисленность во многих частях мира, все равно презренны: потому что, как правило, они настолько эгоистичны, что не способны стать единым телом, а также, пребывая под проклятием рассеяния, не могут объединиться или, как здесь, собраться вместе. Ведь если бы могли, то своим числом и богатством угрожали бы самым мощным державам.

2. Что под влиянием Мардохея сделали для иудеев начальники областей. Все сатрапы царя, которым, согласно жестокому указу, было велено содействовать истреблению иудеев (Есф 3:12−13), подчинились второму указу (который, являясь эстоппелем на эстоппель, предоставлял им свободу выбора, каким из двух указов руководствоваться) и поддерживали Иудеев, благодаря чему чаша весов склонилась в их пользу (ст. 3). А жители областей обычно поступают так же, как и их начальники, поэтому благосклонное отношение к иудеям сильно помогло последним. Но почему начальники областей их поддерживали? Не потому, что были особенно добры по отношению к ним, а потому, что напал на них страх пред Мардохеем, ибо он явно пользовался расположением и Бога и царя. Все сочли, что им выгодно помогать друзьям Мардохея не только потому, что он был великим в доме царя и придворные заискивали перед ним (так для поддержания своей репутации делают многие, кто сам особой ценности не имеет), но и благодаря тому, что слава о нем, как о человеке мудром и достойном, ходила по всем областям: в любом месте его превозносили как великого человека. Его также считали преуспевающим человеком, который поднимался выше и выше (ст. 4), и поэтому в страхе перед ним все царские сатрапы помогали иудеям. Великие люди могут благодаря своему влиянию приносить огромную пользу; многие, кто не боится Бога, будут благоговеть перед ними.

3. Что сделал для иудеев Бог: Он навел на все народы страх пред ними (ст. 2); подобным же образом и хананеев заставили бояться Израиля (Нав 2:9; Нав 5:1); так что, несмотря на присущую им жестокость, с которой они могли бы напасть на иудеев, им не хватило смелости для нападения. Когда дело дошло до битвы, они лишились присутствия духа и ни у кого из храбрых не поднялась на них рука.

4. Какую карательную операцию провели после этого иудеи: никто не мог устоять пред лицем их (ст. 2), но они поступали с неприятелями своими по своей воле (ст. 5). Иудеи укрепились и воодушевились столь дивным образом, а их враги ослабли и лишились присутствия духа, что никому из обрекших себя на погибель не удалось убежать, но избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом. В частности:

(1) В тринадцатый день месяца Адара они убили в городе Сузы 500 человек (ст. 6) и десять сыновей Амана (ст. 10). Когда иудеи во время праздника Пурим читают Книгу Есфирь, то считают своей обязанностью произнести имена всех десяти сыновей Амана на одном дыхании, без пауз, потому что, как говорят, те были убиты все вместе и испустили дух одновременно (Buxt. Synag. Jud. c. 24). Согласно халдейскому парафразу, когда эти десять были убиты, Зерешь, вместе с остальными семьюдесятью детьми Амана, сбежала и потом ходила от двери к двери, прося хлеба.

(2) В четырнадцатый день иудеи убили в Сузах еще 300 человек, избежавших меча в предыдущий день операции (ст. 15). Разрешение на это Есфирь получила у царя для еще большего устрашения врагов и полного уничтожения этой группы злобных людей. Царь получил отчет о числе падших от меча в первый день (ст. 11), сказал об этом Есфири и спросил, чего еще она желает (ст. 15). «Ничего, ответила Есфирь, кроме полномочий на еще один день такого же дела». Конечно, Есфирь не принадлежала к числу кровожадных людей, которые находят удовольствие в убийстве, но у нее были некие веские основания, побудившие обратиться с этой просьбой. Кроме того, она пожелала, чтобы мертвые тела десяти сыновей Амана были повешены на том дереве, на котором был повешен и Аман, к еще большему позору семьи и для устрашения ее сторонников (ст. 13); все было сделано, как она просила (ст. 14). Предполагают, что их повесили в оковах и оставили висеть некоторое время.

(3) Иудеи в провинции придерживались порядка и убили не больше врагов, чем в тринадцатый день; и общее число убитых во всех областях составило 75 000 (ст. 16). Если все убитые были амаликитянами (как утверждают иудеи), то теперь, несомненно, память об амаликитянах была совершенно изглажена (Исх 17:14). Тем не менее у иудеев есть оправдание в убийстве столь многих людей, а именно: они делали это ради законной и необходимой обороны, чтобы стать на защиту жизни своей, имея полномочия по царскому указу и по закону самосохранения.

(4) В описании этих нескольких карательных операций обращается внимание на то, что на грабеж иудеи не простерли руки своей (ст. 10, 15−16). Царь наделил их полномочиями разграбить имение врагов (Есф 8:11), и у них была прекрасная возможность обогатиться. Если бы победу одержали сторонники Амана, то, вне всякого сомнения, они воспользовались бы своими полномочиями на захват вещей и имений иудеев (Есф 3:13). Но иудеи не захотели поступать так:

[1] Чтобы, к чести религии, свидетельствовать о своем святом и благородном презрении к мирскому богатству и подражать в этом своему отцу Аврааму, который счел неприемлемым для себя обогатиться добычей из Содома.

[2] Чтобы было очевидно, что они не стремились к чему бы то ни было, кроме собственной защиты, и воспользовались связями при дворе лишь для спасения своей жизни, а не для увеличения имения.

[3] И, имея полномочия уничтожить семьи врагов, даже детей и жен (Есф 8:11), иудеи по своей гуманности не стали делать этого, хотя то же самое замышлялось против них. Они убивали лишь тех, кто был вооружен; и поэтому не грабили, но оставили имущество женщинам и детям, которых пощадили, чтобы у них были средства к существованию; в противном случае, заставив их голодать, иудеи обрекли бы их на смерть: захват средств к жизни равнозначен лишению жизни. В этом они проявили рассудительность и сострадание, которое достойно подражания.

5. Какое удовлетворение от своего спасения получили иудеи. В сельской местности они избавились от врагов в тринадцатый день месяца, а в четырнадцатый день сего же месяца... успокоились (ст. 17) и превратили его в день благодарения (ст. 19). Иудеям царского города Сузы понадобилось два дня для проведения военной операции, поэтому они успокоились в пятнадцатый день и превратили его в день благодарения (ст. 18). И те и другие устроили праздник именно в тот день, когда закончили дело и добились своей цели. Когда мы получаем значительные милости от Бога, то нам следует проявить расторопность и воздать Ему благодарение, пока милости свежи в памяти, а их действие наиболее ощутимо.

Стихи 20−32. Можно только представить, какое сильное впечатление произвел на Мардохея и Есфирь триумф иудеев над врагами и с каким удовлетворением (соразмерным волнениям и тревоге, с которой его ожидали) они увидели исход этого решающего дня. Как их сердца исполнились радостью о Боге и о Его спасении и какие новые песни хвалы прозвучали из их уст! А здесь говорится, какие действия предприняли, чтобы донести знание об этих событиях до всего народа и сохранить в памяти для потомков во славу Бога и для воодушевления Его народа, чтобы доверяли Ему во все времена.

I. Эта история была записана, и копии ее рукописей распространили среди иудеев во всех областях империи близких и дальних (ст. 20). Каждый из них что-то знал о происшедшем, поскольку это касалось всех иудеев непосредственно: первый указ вызвал у них чувство опасности, а второй вселил надежду на спасение; но, как произошла эта поразительная перемена, они сказать не могли. Поэтому и описал Мардохей эти происшествия. И если Книга Есфирь представляет собой именно это описание, как думают многие, то непременно бросается в глаза различие в стилях написания Мардохея и Неемии. Неемия при каждом удобном случае говорит о Божьем провидении и о благодеявшей ему руке Бога его, и это очень уместно для пробуждения благочестивых чувств в душе читателей; Мардохей же ни разу в своем повествовании не упомянул имя Бога. Неемия писал свою книгу в Иерусалиме, где религия была популярна, и это проявлялось даже в повседневных разговорах людей; Мардохей же писал в царском дворце в Сузах, где политика преобладала над благочестием, и писал он в стиле, соответствующем духу этого места. Даже имеющие религиозные корни могут утратить вкус к религии; и пусть их лист увянет, если они общаются исключительно с нерелигиозными людьми. Меня больше привлекает стиль письма Неемии, именно ему я хотел бы подражать; тем не менее на примере Мардохея мы узнаем, что человек может обладать непритворным благочестием, несмотря на то что явных признаков усердного поклонения за ним не наблюдается; и на этом основании нам не следует судить и презирать своих братьев. Но из-за того, что в этой книге так мало слов из лексикона Ханаана, существует мнение, что ее написал не Мардохей, но она составлена из выдержек летописей персидских царей и представляет собой простое изложение фактов, которые иудеи сумеют истолковать сами.

II. Был учрежден праздник, который иудеям надлежало соблюдать ежегодно из поколения в поколение в память о чуде, которое сотворил для них Бог, чтобы дети, которые родятся, знали об этом и возвещали своим детям возлагать надежду свою на Бога (Пс 78:6−7). Праздник учрежден в честь Бога защитника Своего народа и в честь Израиля подопечного Небес; он служит подтверждением надежности Божьего завета и приглашением для внешних, чтобы связали себя его узами; он будет воодушевлять Божий народ, чтобы охотно полагались на мудрость, силу и благость Господа в самых трудных ситуациях. Пожинать плоды этого спасения будут потомки, и поэтому им надлежит праздновать в память о нем. Итак, об этом празднике здесь сообщается:

1. Когда его надлежит соблюдать каждый год четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его (ст. 21), как раз за месяц до Пасхи. Таким образом первый и последний месяцы года становились памятными как дни, когда Бог хранил иудеев. Два дня подряд были днями благодарения, и иудеи посвящали их прославлению Господа, не считая, что это слишком долго. Давайте и мы не будем скупиться на благодарное славословие Тому, Кто столь щедро дарует нам Свои милости. Заметьте, что иудеи считали праздничным не день сражения, а те два дня, когда они обрели покой: жители Суз в пятнадцатый день, остальные в четырнадцатый и пятнадцатый. Установление о субботе связано с тем, что Бог не только завершил Свою работу, а и почил от всех дел своих. В наше время в тринадцатый день, определенный как день истребления, иудеи соблюдают пост, основываясь на сказанном в ст. 31 о причине пощения и воплей. Но здесь речь идет о том, что было в день сетования (Есф 4:3, 16), которое прекратилось, когда Бог сделал пост иудеев радостью и веселым торжеством (Зах 8:19).

2. Какое название дали празднику Пурим (ст. 26), от слова пур, которое на персидском языке означает жребий, потому что именно по жребию Аман определил время для уничтожения иудеев, а Господь, в Чьем распоряжении находится жребий, определил, что оно станет временем их триумфа. Название праздника должно напоминать иудеям о верховной власти Бога Израилева, Который поставил Себе на службу неразумные суеверия язычников и превзошел предвещателей по новолуниям (Ис 47:13) в их же ремесле, сделав ничтожными знамения лжепророков и обнаружив безумие волшебников (Ис 44:25−26).

3. Кем он был предписан и учрежден. Речь идет не о Божьем установлении, (поэтому Пурим не называют святым днем), а о человеческом, и поэтому о Пуриме сказано как о дне праздничном (ст. 19, 22).

(1) Иудеи сами предписали его и взяли это на себя (ст. 27), добровольно приняли... то, что уже сами начали делать (ст. 23). Они обязали себя к этому по общему согласию.

(2) Мардохей и Есфирь подтвердили свое решение о том, что соблюдение праздника должно передаться потомкам; и все сложится прекрасно с одобрения этих великих людей.

Они написали [1] со всею настойчивостью (ст. 29), и имели на это право, так как Есфирь царица, а Мардохей премьер-министр. Хорошо, когда люди, находящиеся при власти, используют ее для предписания благих дел.

[2] Со словами мира и правды. Несмотря на то что они писали как власть имеющие, тон их писем был вежливым, а не повелительным; они не старались навязать этот праздник, но прибегли к стилю, который мы находим и в постановлении Иерусалимского совета: «Если вы будете поступать так-то и так-то, то, соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян 15:29). Именно в таком стиле написаны эти письма, по крайней мере, мы видим это в приветственной и прощальной части: мир Вам и истина.

4. Кому надлежит соблюдать этот праздник всем Иудеям, их детям и всем присоединяющимся к ним (ст. 27). Соблюдение этого праздника будет всеобщим и постоянным; прозелиты должны соблюдать его в знак искренней привязанности к иудейскому народу и общих интересов с ним. Гармония в радости и славословии одна из составляющих общения святых.

5. Зачем его надлежит соблюдать чтобы память о великих делах Господа для Своей Церкви никогда не исчезла у детей их (ст. 28). Бог совершает чудеса не на один день, а для вечной памяти о них. Все, что делает Бог, пребывает вовек (Еккл 3:14), поэтому о Его делах нужно думать всегда. Относительно этой истории будут помнить, что:

(1) Аман строил козни против Церкви, к своему вечному позору: он думал погубить Иудеев (ст. 24). Нужно иметь это в виду, ибо Божий народ не может чувствовать себя в безопасности, пока у него есть такие злобные враги, в отношении которых нужно соблюдать особую бдительность. Ведь цель врагов Божьих людей ни много ни мало погубить их, поэтому пусть они полагаются на Бога, чтобы спастись.

(2) Есфирь сослужила Церкви добрую службу, к своей бессмертной чести. Когда она, рискуя жизнью, дошла до царя (ст. 25), то он предотвратил действие указа. О поступке Есфири нужно вспоминать всякий раз во время праздника и при объяснении, сопровождающем чтение этой книги: пусть сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. Нужно вспоминать добрые дела, совершенные для Израиля Божия, чтобы воодушевить других людей поступать так же. Бог не забудет их, поэтому и мы не должны забывать.

(3) Иудеи молились и получили ответ: как они сами назначали для себя... в дни пощения и воплей (ст. 31). Чем больше мы взываем к Богу во время скорби и чем больше молимся об избавлении, тем усерднее нам надлежит благодарить Господа за спасение. Призови Его в день скорби, а потом принеси в жертву Богу хвалу.

6. Как надлежало соблюдать праздник. В этом отношении давайте посмотрим:

(1) Что здесь предписывалось (очень хорошее, что следовало соблюдать). Этот день должен стать:

[1] Радостным день пиршества и веселья (ст. 22), а пиры устраиваются для удовольствия (Еккл 10:19). Когда Бог дает повод для веселья, то почему бы нам не выразить свою радость?

[2] Днем щедрости: предписывалось, чтобы посылали подарки друг другу в знак симпатии, взаимного уважения и того, что людей связывала эта и другие общие опасности и избавление от таковых, которое сближало их и побуждало к любви. У друзей все общее.

[3] Днем благотворительности, когда посылают подаяния бедным. Знаки внимания нужно оказывать не только родственникам и богатым соседям, но и нищим и увечным (Лк 14:12−13). Кто получил милости, тот должен в знак благодарности явить милость. А в поводах для этого никогда не будет недостатка, потому что бедные всегда при нас. Благодарение и благотворительность всегда должны идти вместе, чтобы, когда мы радуемся и благословляем Бога, вместе с нами радовалось и сердце бедного и чресла его благословляли нас.

(2) Что к этому добавилось (и было еще лучше). Во время праздника каждый день всегда читают эту историю с начала до конца и возносят три молитвы к Богу: в первой иудеи славят Господа за то, что Он счел их достойными, чтобы посетить это богослужение; во второй благодарят Господа за то, что Он дивным образом хранил их предков; в третьей хвалят Его за то, что дожили до очередного праздника в память об этом. Так утверждает епископ Патрик.

(3) Что с тех пор изменилось в худшую сторону. Иудейские писатели сами признают, что обычно этому празднику сопутствует чревоугодие, пьянство и необузданное веселье. В Талмуде говорится, что во время праздника Пурим человек может пить, пока не перестанет замечать разницу между «Да будет проклят Аман» и «Да будет благословен Мардохей». Видите, как порочное и нечестивое человеческое естество зачастую доводит до абсурда дело, которое изначально замышлялось как благое; в данном случае религиозный праздник превратили в балаган и пирушку, как и у нас происходит с храмовыми праздниками. Ничто не очищает сердце и не украшает религию так, как это делает святая радость; ничто не оскверняет сердце и не бесчестит религию так, как мирское веселье и плотские удовольствия. Corruptio optimi est pessima — Падение доброго самое злое падение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу Есфирь, 9 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.