Данная глава сообщает о завершении работы над скинией.

I. Последними были изготовлены священные одежды. Ефод вместе с поясом (ст. 1−5). Камни ониксовые для нарамников (ст. 6−7). Наперсник со вставленными в него драгоценными камнями (ст. 8−21). Верхняя риза к ефоду (ст. 22−26). Хитоны, головные повязки и нижние платья для младших по чину священников (ст. 27−29). Полированная дощечка, диадима святыни (ст. 30−31).

II. Суммарный отчет о проделанной работе, как он был представлен Моисею по ее завершении (ст. 32 и далее).

Стихи 1−31. В этом сообщении об изготовлении одежд священников согласно данным прежде указаниям (гл. 28) мы можем отметить, (1) что одежды священников названы здесь служебными одеждами (ст. 1). Следует заметить: кто носит почетную мантию, тот должен смотреть на нее, как на служебную одежду, ибо, на кого возложена честь, от того ожидают служения. О тех, кто облачен в белые одежды, сказано, что они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр 7:13, 15). Священные одежды были сделаны не для того, чтобы люди в них спали или ходили с напыщенным видом, но чтобы в них служили; и тогда сии одежды действительно для славы и благолепия. Сын Человеческий Сам пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить.

(2) Что все шесть отрывков, которые сообщают об изготовлении отдельных предметов сего священного одеяния, завершаются словами: как повелел Господь Моисею (ст. 5, 7, 21, 26, 29, 31). Подобное не встречается ни в одном из предшествующих сообщений; божественное определение уделяет особое внимание священным одеждам более, чем другим принадлежностям скинии, как с целью подтверждения, так и с целью наставления. Это звучит как указание всем духовным служителям Господа, чтобы они взяли Слово Божие за руководство в отправлениях всех своих обязанностей и действовали в соблюдении и послушании повелениям Всевышнего.

(3) Что все эти одежды, в соответствии с остальным убранством скинии, были весьма дорогими и великолепными; в период своего становления Церковь так была научена и довольствовалась начальными знаниями этого мира; но теперь, в евангельское время, при служении Духа, помпезные традиции, которыми поражает воображение и которые навязывает католическая церковь, выдавая их за правила приличия и за назидание, означают измену свободе, которую даровал нам Христос, и снова вовлекают Церковь в рабство обрядов, относящихся к плоти, которые были навязаны только до времени реформации.

(4) Что все они были тенью будущих благ, тогда как суть Христос и благодать Евангелия; поэтому, когда явилась суть, преклоняться пред тенью несерьезно.

(1) Христос наш Великий Первосвященник; когда Он взялся за труд нашего искупления, то надел служебные одежды облачился в дары и благодати Духа, которые получил без меры, опоясался поясом решимости, чтобы совершить Свое предприятие, и обременил Себя всем духовным Израилем взвалил его на Свои плечи, носил на руках, положил близко к сердцу, вырезал на ладонях Своих рук и представил на наперснике судном Своему Отцу. И (наконец) Он увенчал себя Святыней Господней, посвящая все Свое предприятие в честь святости Отца, теперь рассудите, сколь велик Сей Человек.

(2) Истинные верующие духовные священники. Чистый виссон, из которого должны быть сделаны все их служебные одежды, это праведность святых (Откр 19:8), и «Святыня Господня» надлежит написать у них на челе так, чтобы всякий, говорящий с ними, увидел и сказал, что они несут образ Божьей святости и посвятили себя ее восхвалению.

Стихи 32−43. Здесь обратите внимание:

I. Строители скинии весьма быстро справились с делом. От начала и до конца работ прошло не многим более пяти месяцев. Несмотря на то что в скинии требовалось много искусной работы, на которую обычно уходит уйма времени вышивка и гравировка не только по золоту, но и по драгоценным камням ее завершили довольно быстро. Работы в церкви, как правило, продвигаются медленно, здесь же все сделали быстро, но тем не менее со всей вообразимой точностью. Ибо (1) было задействовано много рук, работали слаженно, не ссорясь друг с другом. Сие ускорило и облегчило дело.

(2) Работники были научены Богом и поэтому удерживались от грубых промахов, способных замедлить работу.

(3) Люди были расположены к работе всем сердцем и ревновали о ней, они не успокоились, пока все не было завершено. Бог подготовил их сердца, и тогда это сделалось неожиданно (2Пар 29:36). Решительность и трудолюбие, бодрый настрой ума с помощью Божьей благодати доведут до свершения уйму доброй работы за короткий срок меньший, чем рассчитывали.

II. Они в точности соблюдали все повеления и даже в малом не отступили от таковых. Сделали так, как повелел Господь Моисею (ст. 32, 42). Следует заметить, что Божье дело надлежит во всем делать согласно Его собственной воле. Его установления не нуждаются и не допускают домыслов человека с целью приукрасить или лучше приспособить назначению. Не прибавляй к словам Его. Богу угодно добровольное, а не своевольное поклонение.

III. Они принесли всю свою работу Моисею и представили на его рассмотрение и суд (ст. 33). Он знал, что поручил им сделать; и теперь все отдельные предметы названы и представлены, чтобы Моисей мог посмотреть, все ли сделано и не упущено ли что, равно как и сделано ли все в соответствии с данными работникам указаниями, чтобы, если допустили ошибку в чем-либо, ее можно было незамедлительно исправить. Так они засвидетельствовали свое почтение Моисею, который был поставлен во главе их в Господе, не выдвигая возражений о том, что Моисей не разбирается в подобной работе, и поэтому нет оснований приносить сие на его суд. Отнюдь нет, ибо Бог, который дал им так много знаний для выполнения работы, дал им и большое смирение, чтобы охотно принести сие на проверку и для сравнения с образцом. Моисей был у власти, и люди платили дань уважения его положению. Духи пророческие послушны пророкам. И кроме того, хотя они и знали, как выполнить работу, лучше, нежели Моисей, тот имел лучшее и более точное, нежели они, представление об образце, и поэтому работники не могли быть вполне довольными своим трудом, не получив одобрение Моисея. Подобным же образом и нам следует во всех духовных служениях стараться угодить Господу.

IV. После исследования Моисей нашел, что все сделано правильно (ст. 43). Моисей, как для удовлетворения работников, так и для своего собственного, осмотрел всю работу, предмет за предметом, и увидел, что ее выполнили в соответствии с показанным образцом, ибо Сама Сущность, которая показала образец, направляла руки в работе. Все копии Божьей благодати в точности совпадают с оригиналом Божьей воли: то, что Господь совершает в нас и посредством нас, является исполнением благоволения Его собственной благости. И когда совершится тайна Божия и все действия Господа будут представлены для сравнения с Его намерениями, станет очевидным, что вот все сделано в соответствии с изволением воли Его, от которой не отступили, и ни одна ее йота и ни одна черта не осталась неисполнившейся.

V. Моисей благословил работников.

1. Он похвалил их и засвидетельствовал свое одобрение всего сделанного. Он не нашел недостатков там, где их не было, как делают некоторые, думая, что уменьшат ценность собственного суждения, если не найдут какого-нибудь промаха в самых лучших и совершеннейших результатах. Во всей работе, вероятно, можно было бы найти то здесь, то там неровный стежок или кривой мазок, которые могли бы послужить слишком придирчивым и строгим критикам поводом для порицания; однако Моисей не страдал излишней предвзятостью, чтобы заметить мелкие недостатки при отсутствии крупных. Следует заметить, что всем начальствующим надлежит хвалить тех, кто поступает хорошо, равно как и быть страшными для злодеев. Разве нужно гордиться тем, что тебе трудно угодить?

2. Моисей не только похвалил их, но и помолился о них. Он благословил их как власть имеющий, ибо меньший благословляется большим. Мы не находим, чтобы Моисей что-нибудь заплатил за их труд, но читаем только о его благословении. Ибо, хотя обычно трудящийся достоин награды за труды свои, все же в данном случае (1) работники трудились для себя. Честь и утешение иметь у себя Божью скинию само по себе было достаточным вознаграждением. Если ты мудр, то мудр для себя.

(2) Они бесплатно получали пищу с неба для себя и для своих семей, и одежда их не ветшала на них, поэтому они не нуждались в плате и не имели оснований ожидать таковой. Даром получили, даром давайте. Обязательства служить Господу, возложенные на нас долгом и выгодой, должны быть достаточным стимулом в нашей работе, даже если мы не ожидаем в будущем награды. Однако (3) сие благословение во имя Господа было достаточным вознаграждением за всю их работу. Кого Господь нанимает, того Он благословит, а кого Он благословляет, тот воистину благословен. Благословение, которое заповедует Господь, это жизнь на веки.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Исход, 39 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.