После того как были даны распоряжения об устройстве места поклонения, эта и следующая глава посвящаются священникам, которым предстояло совершать в сем святом месте служение, как покорным слугам Бога Израилева. Господь нанял слуг в знак Своего намерения обитать среди израильтян. В данной главе:

(I) Он выбирает людей, которым надлежит стать Его слугами (ст. 1).

(II) Он определяет, каким должно быть их одеяние; они выполняли святую работу, такой же надлежит быть и одежде, учитывая неоспоримость славы дома, который предстояло теперь возвести (ст. 2−5).

1. Господь определяет, какими должны быть одежды Его главного слуги, первосвященника; и были они весьма роскошными:

(1) ефод и пояс (ст. 6−14); (2) наперсник судный (ст. 15−29), в который надлежало поместить урим и туммим (ст. 30); (3) риза к ефоду (ст. 31−35); (4) кидар (ст. 36−39).

2. Одежды младших по чину священников (ст. 40−43). Сии тоже были тенью будущих благ.

Стихи 1−5. В этих стихах говорится:

I. О назначении священников: ими стали Аарон и его сыновья (ст. 1). До сих пор каждый глава семьи был священником своей собственной семьи и совершал, когда видел основание, приношения на жертвеннике из земли; но теперь, когда семьи Израилевы начали объединяться в народ и надлежало возвести скинию собрания, как видимый центр их единства, возникла необходимость введения публичного священства. Моисею, до сих пор исполнявшему обязанности, а посему считавшемуся священником Господа (Пс 98:6), хватало работы в качестве пророка для израильтян, вопрошающего о них Бога, и в качестве правителя и судьи среди них. Кроме того, Моисей не желал завладеть всеми почестями сам или присвоить своему роду право на священство единственное передававшееся по наследству, но был рад видеть, что на это служение поставлен его брат Аарон и его сыновья после него, тогда как (каким бы великим ни был сам Моисей) его сыновья после него остались всего лишь обычными левитами. То, что он так мало радел о высоком общественном положении для собственного рода, является одним из примеров смирения сего великого человека и доказательством его нелицемерного радения о славе Господа. Аарон, смиренно служивший пророком своему младшему брату Моисею и не отказавшийся от сего служения (Исх 7:1), теперь повышен в чине до священника, первосвященника Богу; ибо возвысится тот, кто унижает себя. Ни один человек не мог сам собою принять этой чести, но призываемый Богом (Евр 5:4). Бог сказал об Израиле вообще, что сей народ будет у Него царством священников (Исх 19:6). Но так как требовалось, чтобы служащие при жертвеннике всецело посвящали себя сему служению, а дело каждого очень скоро становится ничьим делом, Бог здесь выбрал из народа одну семью отца с его четырьмя сыновьями, чтобы быть родом священников, и из Аароновых чресл вышли все священники иудейской Церкви, о которых мы так часто читаем как в Ветхом, так и в Новом Завете. Какое благословение, когда истинная святость предается в семье по наследству, как передавалась церемониальная святость!

II. Об одежде священников, предназначавшейся для славы и благолепия (ст. 2). Предстояло запастись некоторыми роскошнейшими материалами (ст. 5), и в их изготовлении были задействованы искуснейшие умельцы, чье мастерство Господь намеревался довести с этой целью до высочайшего уровня посредством особого дарования (ст. 3). Следует заметить, что высокое мастерство даже в обычном искусстве является Божьим даром, который исходит от Господа и по возможности должен употребляться для Него. Научающий благоразумию земледельца научит таковому и ремесленника, а посему и тому и другому надлежит почтить Бога своими достижениями. Познания людей следует в особенности посвятить священническому служению и использовать для украшения тех, кто служит при святынях.

1. Одеяние состояло из четырех элементов, которые носили как первосвященник, так и младшие по чину священники, а именно: льняное нижнее платье, льняная верхняя одежда, льняной пояс для скрепления первого со второй и шапка, или тюрбан; головной убор первосвященника называется кидар.

2. Оно включало еще четыре элемента, присущих только одежде первосвященника, а именно: ефод с поясом к нему, наперсник судный, длинная риза с колокольчиками и яблоками по подолу и золотая дощечка на челе. Сии славные одеяния предназначались, (1) чтобы напоминать самим священникам о высоком достоинстве их служения, дабы их поведение соответствовало таковому.

(2) Чтобы народом овладевало святое благоговение перед Богом, чьи слуги предстают в таком великолепии.

(3) Чтобы священники могли служить прообразом Христа, которому надлежало принести Себя Богу незапятнанным, и прообразом всех христиан, облаченных во благолепие святыни, в котором они освящены Господу. Теперь, в евангельское время, нашим украшением, как верующих, так и их пастырей, служит не золото, не жемчуг, не многоценная одежда, а ризы спасения, одежда правды (Ис 61:10; Пс 131:9, 16). Подобно тому как запятнанные одежды, в которые был одет Иисус, великий иерей, символизировали беззаконие, приставшее к Его священству, от которого Его позаботились очистить (Зах 3:3−4), так и сии священные одежды символизировали совершенную чистоту, присущую священству Христа; Он свят, непричастен злу и непорочен.

Стихи 6−14. Здесь даны указания относительно ефода, который первосвященник надевал поверх всего. Младшие по чину священники носили льняной ефод (1Цар 22:18). Самуил носил таковой в отрочестве (1Цар 2:18), и Давид когда танцевал перед ковчегом (2Цар 6:14); но только тот, который носил первосвященник, назван золотым ефодом, ибо в ткани присутствовало большое количество золота. Это была короткая безрукавка, плотно закреплявшаяся искусным поясом, изготовленным из того же материала (ст. 6−8). Примыкавшие к плечам части ефода были скреплены при помощи двух драгоценных камней в золотых гнездах, по одному на каждом плече, на них были выгравированы имена сынов Израилевых (ст. 9−12). По аналогии:

(1) Христос, наш Первосвященник, явился Иоанну по персям опоясанным золотым поясом таким же, как искусный пояс ефода (Откр 1:13). Он препоясал чресла Свои правдою (Ис 11:5), так же должны поступить и мы (Еф 6:14). Он препоясался силою для работы спасения, и готов к ней.

(2) Сказано, что владычество на раменах Его (Ис 9:6) так и Аарон носил на своих плечах выгравированные на драгоценном камне имена всего Израиля. Он представляет Себе и Своему Отцу славную Церковь (Еф 5:27). У Него есть силы, чтобы поддержать верующих, интерес чтобы хвалить их, и именно в Нем о них помнят с честью и благосклонностью. Он носит их пред Господом для памяти (ст. 12), в знак Своего явления перед лицом Господа в качестве представителя всего Израиля и ходатая за него.

Стихи 15−30. Самым значительным из украшений первосвященника был наперсник роскошный элемент из ткани, искусно отделанный золотом, жемчугом и т.д., двух пядей в длину и одной в ширину, так что, будучи сложенным вдвое, имел форму квадрата, со сторонами в одну пядь каждая (ст. 16). Он крепился к ефоду при помощи витых цепочек из золота (ст. 13−14, 22 и далее) вверху и внизу так, чтоб не спадал наперсник с ефода (ст. 28). Ефод был одеянием для служения, наперсник судный был символом чести: их ни в коем случае нельзя было разъединять. Если какой человек Господу служит и исполняет волю Его, то узнает Его учение. Предназначение сего наперсника:

I. На двенадцати драгоценных камнях колена Израилевы поручались Божьему покровительству (ст. 17−21, 29). Существуют сомнения в отношении того, был ли драгоценный камень с именем Левия. Если такового не было, то в отдельности упоминались Ефрем и Манассия, как заповедал о них Иаков, а сам первосвященник, будучи главою колена Левиина, достаточно хорошо сие колено представлял. Если камень с именем Левия был, что, возможно, подразумевается, когда говорится, что имена были выгравированы по порядку рождения их (ст. 10), то за Ефрема и Манассию был один камень с именем Иосифа. Аарон должен был носить эти имена для постоянной памяти пред Господом, ибо был поставлен для человеков, дабы представлять их в служении Богу; тем самым он служит прообразом нашего Великого Первосвященника, который всегда является в Божье присутствие ради нас.

1. Хотя людям запрещалось подходить ближе и они обязаны были держаться на расстоянии, тем не менее посредством первосвященника, носившего их имена на наперснике, они входили во Святое Святых; так же и верующие, даже находясь на этой земле, не только входят во святилище, но верою посажены на небесах во Христе Иисусе (Еф 2:6).

2. Имя каждого колена было выгравировано на драгоценном камне, а сие означает, как дороги и многоценны в Божьих глазах верующие (Ис 43:4). Они будут Его собственностью в тот день, когда он соберет свои драгоценности (англ. пер. Мал 3:17). Каким бы малым и бедным ни было колено, оно было драгоценным камнем на наперснике первосвященника; точно так же все святые дороги Христу и Он находит в них самых дивных земли радость, даже если люди сравнивают их с глиняною посудою (Плач 4:2).

3. Первосвященник носил имена колен как на плечах, так и на груди, что подразумевает как силу, так и любовь, с которыми наш Господь Иисус ходатайствует за Своих. Он не только носит их у сердца Своего, как говорится здесь (ст. 29), но и носит на груди Своей (Ис 40:11) с самыми нежными чувствами. Как близко должно быть имя Христа нашему сердцу, если Ему угодно принять наши имена так близко к Своему! И какое утешение для всех нас знать, когда обращаемся к Богу, что Великий Первосвященник нашего исповедания носит имена всего Своего Израиля на груди для памяти пред Господом, представляя его Богу как народ, выбранный Им, дабы стать облагодетельствованными в Возлюбленном! Так пусть же никто из добрых христиан не страшится, что Бог забудет их, и не сомневается в том, что Бог заботится о них во всех ситуациях, раз они не только начертаны на дланях Его (Ис 49:16), но и вырезаны на сердце Великого Ходатая (см. Песн 8:6).

II. В этом наперснике хранили урим и туммим, посредством которых узнавали Божью волю в спорных случаях, поэтому он и назван наперсником судным (ст. 30). Урим и туммим обозначают свет и совершенство; ученые выдвигают много предположений о том, чем же они были на самом деле; у нас нет основания полагать, что они были чем-то, что Моисею надлежало сделать сверх того, что было велено прежде, поэтому: либо Бог сделал их Сам и дал Моисею, дабы тот положил их в наперсник во время подготовки всего остального (Лев 8:8), или же сие просто служит объяснением, как в дальнейшем употреблять то, что уже было велено сделать. Я думаю, что данные слова можно прочитать и так: к наперснику судному дай, или добавь, или доставь свет и совершенства, и они будут у сердца Ааронова; то есть: «Он будет наделен силой познания и объявления воли Божьей во всех сложных спорных случаях, имеющих отношение как к гражданским, так и к церковным делам государства». Формой правления у израильтян была теократия: их Царем был Бог, первосвященник был их руководителем под началом Бога, урим и туммим были его советом министров; вероятно, Моисей написал на наперснике или выткал на нем слова: Урим и Туммим, что означало, что первосвященник, носящий сей наперсник и просящий у Бога совета в любом критическом случае, касающемся народа, должен руководствоваться этим в своем служении и давать советы, которые Бог признал бы Своими. Если он стоял перед ковчегом (но снаружи завесы) то, вероятно, получал указания, исходившие от места милосердия, как это было с Моисеем (Исх 25:22); подобным же образом, надо полагать, поступил и Финеес (Суд 20:27−28). Если первосвященник находился вдали от ковчега, как, похоже, Авиафар вопрошал Господа за Давида (1Цар 23:6 и далее), тогда ответ давался либо гласом с небес, либо, скорее всего, в виде импульса в душе первосвященника, возможно, именно это подразумевают слова: и будет всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего. Сие наставление было весьма полезным для Израиля; к таковому прибегал Иисус Навин (Чис 27:21) и, вероятно, судьи, которые пришли после него. Во время пленения сие было утеряно, утеряно безвозвратно, хотя, надо полагать, была надежда обрести вновь (Езд 2:63). Однако сие было тенью будущих благ и по сути Христом. Он наше Слово; посредством Него Бог в эти последние дни открывает Себя и Свою волю нам (Евр 1:2; Ин 1:18). Божье откровение сосредоточено в Нем и приходит к нам через Него; Он свет, свидетель верный, сама истина, и от Него мы получаем Духа истины, который ведет нас ко всякой истине. Присоединение наперсника к ефоду означает, что Его пророческое служение основывалось на Его священстве; и именно ценою Своей смерти Христос приобрел сию честь для Себя и такую благосклонность для нас. Именно Агнец закланный был удостоен взять книгу и снять с нее печати (Откр 5:9).

Стихи 31−39. Здесь приводятся (1) наставления о верхней ризе к ефоду (ст. 31−35). Она находилась прямо под ефодом и доходила до колен, была без рукавов, надевалась через голову, имея по бокам отверстия для рук, или, согласно описанию Маймонида, верхняя риза вообще не сшивалась по бокам. Верхнее отверстие для головы тщательно обшивалось, дабы не порваться при надевании. Во время религиозного поклонения следует тщательно предотвращать все, что может отвлечь поклоняющихся или вызвать к служению презрение. Подол ризы был увешан по кругу золотыми колокольчиками и изображениями яблок из нитей разных цветов. Яблоки делали ризу красивой, а звук колокольчиков извещал находящихся во внешнем дворе людей о том, когда первосвященник входил во святилище для каждения фимиама, чтобы они могли одновременно приступить к молитвам (Лк 1:10) в знак согласия с первосвященником во время совершаемого им приношения и с упованием на то, что молитвы взойдут к Господу благодаря каждению. Аарону надлежало приступать к служению в предписанном одеянии, чтобы ему не умереть. Он сильно рискует, если явится иначе, чем гласит сие установление. Под этим подразумевается, что мы должны служить Господу в страхе и со святым трепетом, зная о том, что заслуживаем смерти и рискуем совершить какую-нибудь роковую ошибку. Существует мнение, что колокольчики святой ризы служили прообразом радостного звучания Евангелия Христова в мире, извещающем о Его вхождении за завесу ради нас. Блажен народ, знающий трубный зов! (Пс 88:16). Добавление яблок ароматного плода означает приятное благоухание Евангелия, равно как и его радостный зов, ибо сие есть запах живительный на жизнь. Церковь названа садом с гранатовыми яблоками.

(2) Наставления о золотой дощечке, которая помещалась на лбу Аарона и на которой надлежало вырезать слова «Святыня Господня» (ст. 36−37), или «Святыня Иеговы». Сие служило Аарону напоминанием от том, что Бог свят и что Его священник должен быть свят. Дому Его принадлежит святость, а также домочадцам. Первосвященнику надлежало удалиться от всякой скверны и посвятить себя Богу, Его служению и чести; таковыми должны быть все Его духовные служители. У всех, кто посещает дом Господа, на лбу должно быть вырезано «Святыня Господня», то есть они должны быть святы, преданны Господу, помышляя о Его славе, что бы ни делали. Это должно быть видно у них на лбу, проявляясь в открытом, безо всякого стыда в этом признаться, исповедании своего отношения к Богу и в соответствующем данному исповеданию поведении в мире. Должно быть вырезано так же глубоко и надежно, как гравировка на печати написано не краской, которая может смыться, но быть подлинным и устойчивым; такой должны быть наша Святыня Господня. Аарону надлежит иметь сие на челе, дабы нести на себе недостатки приношений (ст. 38) для благоволения Господня к ним. Здесь Аарон выступает в качестве прообраза Христа, Великого Посредника между Богом и человеком, через которого и мы имеем отношение к Богу.

[1] Через Него нам прощаются недочеты в служении. Божий закон суров; у нас многое не получается в нашем служении, поэтому мы не можем не осознавать сами, какое множество пороков проникает даже в наши святыни; когда хотим делать добро, присутствует и зло; даже сие было бы нам на погибель, если бы Бог принялся судить нас. Но Христос, наш Первосвященник, несет сии недостатки, несет их за нас, чтобы унести их от нас, и через Него таковые нам прощаются и с нас не взыскиваются.

[2] Через Него принимается благое; мы сами и наши дела угодны Богу на основании ходатайства Христа, а не иначе (1Пет 2:5). Он, будучи Святыней Господней, рекомендует Божьей благосклонности всех заинтересованных в Его праведности и облаченных Его Духом; и поэтому говорится, что ради нас Он посвятил Себя (Ин 17:19). Имея такого Первосвященника, мы приходим с дерзновением к престолу благодати (Евр 4:14−16).

(3) Остальные элементы одеяния просто перечислены (ст. 39), потому что в них не было ничего необычного. Хитон из виссона находился ближе всего к телу первосвященника, он доставал до пят, рукава были до запястий, он крепился к телу при помощи пояса, или кушака, узорчатой работы. Кидар, или венец, был из льна такой, как на востоке носили цари в древности, будучи прообразом царского служения Христа. Христос священник на престоле (Зах 6:13), коронованный священник. Сии два соединил Господь, и мы не должны помышлять разлучить их.

Стихи 40−43. В этих стихах приводятся (1) обстоятельные указания относительно облачения младших по чину священников, которым надлежало иметь хитоны, пояса и головные повязки из тех же материалов, что и одежды первосвященника, но их головная повязка отличалась по форме от его кидара. И то и другое предназначалось для славы и благолепия (ст. 40), чтобы во время отправления обязанностей священники великолепно выглядели; однако вся эта слава не шла ни в какое сравнение со славой благодати, эта красота не сравнима с красотой святости, прообразом которой служили сии священные одежды. Особенно четко прозвучало повеление носить во время отправления обязанностей нижнее платье льняное (ст. 42). Сие учит нас скромности и благопристойности в одежде и в поведении во все времена, в особенности когда поклоняемся в собрании, где приличествует покрываться (1Кор 11:5−6, 10). Сие также подразумевает, как сильно нуждаются наши души в покрытии, когда мы предстаем перед Богом, чтобы не видна была срамота наготы.

(2) Общее правило в отношении одеяния как первосвященника, так и младших по чину священников, в которое те должны облачиться: сначала во время посвящения, в знак вступления в должность (ст. 41), а затем им надлежало носить таковое во время всех отправлений обязанностей священника, но не в другое время (ст. 43), дабы на свой собственный риск не навести греха и не умереть. Кто повинен в ошибках при исполнении долга, так же как и при неисполнении долга, тот наводит на себя грех. Если священники исполняют установленное служение, но не в предписанных одеждах, то сие (по словам иудейских законоведов) равнозначно исполнению служения посторонним, а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Кроме того, Господь не станет смотреть сквозь пальцы на самонадеянность и непочтительность даже тех, кого Он более всего приблизил к Себе; и если сам Аарон допустит небрежность в исполнении Божьего установления, то наведет на себя грех и умрет. Для нас эти одежды служат прообразом [1] праведности Христа: если мы не являемся пред Богом в таковых, то наведем грех и умрем. (Мф 22:12−13). Что нам делать на брачном пиру, не облачившись в брачную одежду, или у Божьего жертвенника без одеяния Его священников?

[2] Предписанного нам всеоружия Божия (Еф 6:13). Если мы отважимся выйти без сего облачения, наши духовные враги станут смертью для наших душ, и мы наведем на себя грех, и кровь будет на нашей собственной совести. Поэтому блажен бодрствующий и хранящий одежду свою (Откр 16:15).

(3) Сие названо уставом вечным, то есть ему надлежит пребывать, пока пребудет священство. Но надлежит сохранить его вечность, тенью чего были, по сути, сии установления.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Исход, 28 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.