В данной главе приводится описание одного из самых достопамятных установлений и одного из самых достопамятных провидений Господа из всех, что записаны в Ветхом Завете.
I. Ни одно из всех постановлений Иудейской Церкви не было столь достопримечательным, как постановление о Пасхе, ни одно из них не упоминается столь часто в Новом Завете; здесь мы находим повествование о введении Пасхи. Сие установление состояло из трех частей:
(1) Заклание и съедание пасхального агнца (ст. 1−6, 8−11); (2) кропление кровью перекладины и косяков дверей, о чем говорится как о знаке отличия (Евр 11:28) и что было присуще этой первой Пасхе (ст. 7), чему здесь приводится обоснование (ст. 13); (3) праздник опресноков в течение семи следующих дней; сие указывает скорее на то, что предстояло делать впоследствии в соблюдении данного постановления (ст. 14−20). Это постановление сообщается народу с наставлениями о соблюдении [1] этой первой Пасхи (ст. 21−23); [2] последующих праздников Пасхи (ст. 24−27). Подчинение израильтян сим повелениям (ст. 28).
II. Ни один из всех Божьих промыслов в отношении Иудейской Церкви не был столь ярким или столь часто упоминаемым, как освобождение сынов Израилевых из Египта.
1. Первенцы египтян умерщвлены (ст. 29−30).
2. Тотчас же даны повеления об освобождении израильтян (ст. 31−33).
3. Они отправились в путь (1) нагруженные собственным имуществом (ст. 34).
(2) Обогащенные добытым у египтян (ст. 35−36).
(3) В сопровождении множества разноплеменных (ст. 37−38).
(4) Прибегнув к крайним мерам в отношении запасов (ст. 39). Сие событие датировано (ст. 40−42). И наконец, в заключение приводится краткое повторение [1] сего достопамятного установления с некоторыми дополнениями (ст. 43−49).
[2] Сего достопамятного промысла Божия (ст. 50−51).
Стихи 1−20. Моисей и Аарон принимают от Господа то, что им впоследствии предстоит передать народу в отношении постановления о Пасхе, которое предваряет повеление о новом стиле исчисления месяцев: месяц сей да будет у вас началом месяцев (ст. 1−2). До сих пор год у евреев начинался в середине сентября, а впредь ему надлежит начинаться в середине марта, по крайней мере, во всех церковных подсчетах. Следует заметить, что хорошо начинать день, начинать год и, в особенности, начинать жизнь с Богом. Согласно новым подсчетам, год начинался весной, которая обновляет лицо земли и которая служила прообразом пришествия Христа (Песн 2:11−12). Мы можем предположить, что в то время, как Моисей наводил на египтян десять казней, он предписывал израильтянам быть готовыми к отбытию в течение часа после полученного предупреждения. Вероятно, он постепенно собирал их вместе из мест рассеяния, ибо здесь они названы обществом Израильтян (ст. 3), и им как обществу отдаются приказы. Их изумление и спешка, легко предположить, были весьма великими; тем не менее теперь они должны заняться соблюдением священного обряда в честь Господа. Следует заметить, что, даже когда голова наша полна забот, а руки заняты делами, мы не должны забывать о религии и допускать со своей стороны малейшего нерасположения к поклонению.
I. Бог определил, что в ночь, когда израильтянам предстоит выйти из Египта, они должны в каждой семье заколоть агнца, или две-три семьи, если они маленькие, должны разделить одного агнца. Агнцу надлежало быть готовым за четыре дня, и пополудни того дня они должны были заколоть его как жертву (ст. 6); не строго, ибо агнца сего не возносили на жертвенник, но как религиозный обряд, признавая благость Господа к израильтянам, которая состояла не только в том, что Он хранил их, но и в том, что избавил их благодаря казням, наведенным на египтян. Видите, какую давнюю историю имеет семейное поклонение и какую выгоду несет объединение небольших семей для совместного поклонения, дабы оно было более торжественным.
II. Израильтяне должны были съесть сего закланного агнца запеченным (и разделенным, надо полагать, на несколько частей) с пресным хлебом и горькими травами, потому что им предстояло есть с поспешностью (ст. 11) и ничего не оставлять до утра, ибо Господу было угодно, чтобы они в хлебе своем насущном полагались на Него и не думали о дне завтрашнем. Тот, кто вел их, хотел их кормить.
III. Прежде чем съесть мясо агнца, израильтянам следовало окропить косяки и перекладины дверей кровью (ст. 7). Таким образом их домам надлежало отличаться от домов египтян и их первенцам уберечься от меча ангела-губителя (ст. 11−12). Страшному делу предстояло свершиться в эту ночь в Египте: все первенцы как людей, так и скота должны быть умерщвлены, а над египетскими богами должен свершиться суд. Моисей не упоминает об исполнении сего в данной главе, но говорит об в этом в Чис 33:4. Весьма вероятно, что идолы, которым поклонялись египтяне, были разрушены: металлические расплавлены, деревянные сожжены, каменные разбиты на куски, на основании чего Иофор приходит к выводу, что Господь велик паче всех богов (Исх 18:11). Тот же ангел, что погубил первенцев, стер с лица земли и идолов египтян, которые были им не менее дороги. Что же касается защиты Израиля от этой казни, то людям было велено окропить кровью агнца косяки и перекладины дверей, и совершение сего принималось как свидетельство веры в предупреждения свыше и свидетельство послушания Божьим повелениям. Отметьте:
(1) Если во времена всеобщих бедствий Господу угодно сохранить Свой народ и поставить на нем метку, то верующие найдут убежище либо на небе, либо под небом, будучи защищены или от удара судов, или, по крайней мере, от их жала.
(2) Кропление кровью это защита святых во времена всеобщих бедствий; это то, что является их меткой для Бога, что умиротворяет их совесть и дает им дерзновение приходить к престолу благодати, становясь таким образом преградой, стоящей между ними и детьми мира сего.
IV. Сие надлежало соблюдать каждый год как праздник Господу во всех поколениях, и к этому празднику был добавлен праздник опресноков, во время которого семь дней не должны были есть никакого хлеба, кроме того, что был без закваски, в воспоминание о том, как народ, за неимением другого, был вынужден есть такой хлеб на протяжении многих дней после выхода из Египта (ст. 14−20). Назначение сего введения заключалось в улучшении руководства народом, дабы он не заблуждался, а также чтобы пробудить тех, кто, возможно, вырос в Египте невеждой, пренебрегающим вопросами религии, к прилежному соблюдению сего введения. Итак, вне всякого сомнения, в данном постановлении было много от Евангелия; на него часто ссылается Новый Завет, и в нем нам возвещается Евангелие, как и тем, кто не мог взирать на конец преходящего (Евр 4:2; 2Кор 3:13).
1. Пасхальный агнец служил прообразом. Христос Пасха наша (1Кор 5:7).
(1) Ему надлежало быть агнцем; и Христос Агнец Божий (Ин 1:29), о Нем часто говорится как об Агнце в Книге Откровение, кротком и невинном, как ягненок, безгласный пред стригущими его, перед мясниками.
(2) Ему надлежало быть мужеского пола, однолетним (ст. 5), в расцвете сил. Христос принес себя в жертву в середине дней Своих, а не в раннем детстве, вместе с Вифлеемскими младенцами. Это указывает на силу и достаточность Господа Иисуса, на Которого было возложено наше спасение.
(3) Ему надлежало быть без порока (ст. 5), что указывает на чистоту Господа Иисуса, Агнца непорочного (1Пет 1:19). Судья, судивший Его (как если бы судебное разбирательство заключалось лишь в расследовании относительно жертв с пороком они или без), объявил Его невиновным.
(4) Его надлежало отделить за четыре дня (ст. 3, 6), что указывает на предназначение Господа Иисуса быть Спасителем как по замыслу, так и по обетованию. Весьма достоин внимания тот факт, что, поскольку Христос был распят на Пасху, Он торжественно вошел в Иерусалим за четыре дня до этого, именно в тот день, когда надлежало отделить пасхального агнца.
(5) Его надлежало заколоть и испечь на огне (ст. 6−9), что указывает на неимоверные муки Господа Иисуса, даже до смерти и смерти крестной. Гнев Божий подобен огню, и Христос сделался проклятием за нас.
(6) В заклании должно было участвовать все общество между двумя вечерами, то есть между тремя и шестью часами. Христос пострадал к концу веков (Евр 9:26) от руки иудеев, всего народа (Лк 23:18), и на благо всего Его духовного Израиля.
(7) Ни одна кость агнца не должна быть сокрушена (ст. 46), чему явно, как сказано, надлежит исполниться в Христе (Ин 19:33, 36), и что указывает на несокрушимую силу Господа Иисуса.
2. Кропление кровью служило прообразом.
(1) Пролития крови агнца было недостаточно, необходимо было и кропление ею, что указывает на приложение достоинств смерти Христа к нашим душам; мы должны получить примирение (Рим 5:11).
(2) Кровь надлежало кропить пучком иссопа (ст. 22), погружаемого в сосуд. Вечный завет, подобно сосуду, служит хранилищем Крови; блага и преимущества, купленные ею, приберегаются для нас в нем. Вера пучок иссопа, которым мы прилагаем к себе обетования и блага Крови Христа.
(3) Кровью надлежало окропить двери, что обозначает открытое исповедание нами веры в Христа и послушание Ему, ибо мы не стыдимся признаться в своей зависимости от Него. Начертание зверя можно положить на лоб или на правую руку, но печать Агнца всегда на челе (Откр 7:3). Есть обходной путь в ад, но обходного пути на небо не существует; нет, туда ведет только одна дорога большая дорога (Ис 35:8).
(4) Кровью надлежало окропить перекладину и оба косяка дверей, но не порог (ст. 7), в этом звучит предупреждение для нас, дабы мы остерегались попирать ногами Кровь завета (Евр 10:29). Сия Кровь драгоценна, драгоценной она должна быть и для нас.
(5) Кровь, таким образом нанесенная, была средством защиты израильтян от ангела-губителя, которому нечего было делать там, где была кровь. Если Кровь Христа окропит нашу совесть, то она послужит нам защитой от гнева Божия, проклятия закона и осуждения в геенну (Рим 8:1).
3. Съедение агнца в торжественной обстановке стало прообразом нашего евангельского служения Христу.
(1) Пасхального агнца надлежало заколоть не только для того, чтобы на него смотреть, но для приема в пищу; так мы должны верою сделать Христа своим, как поступаем с пищей, которую едим, и должны принять от Него силу и питание, как от еды, а также находить в Нем радость и удовлетворение, которое мы находим в пище и питье, когда испытываем голод и жажду (см. Ин 6:53−55).
(2) Агнца надлежало съесть полностью; тот, кто верою питается от Христа, должен питаться от всего Христа, должен взять Христа и Его бремя, Христа и Его крест, равно как Христа и Его венец. Разве разделился Христос? Кто обретает много от Христа, тот не желает ничего сверх того.
(3) Агнца надлежало съесть сразу, не откладывая до утра (ст. 10). Сегодня Христос принесен в жертву, и принять Его надлежит, пока зовет, сегодня, прежде, чем уснем сном смерти.
(4) Агнца надлежало есть с горькими травами (ст. 8), вспоминая о горечи рабства народа в Египте. Мы должны питаться от Христа со скорбью и в сокрушении сердца, вспоминая о грехе; это придаст пасхальному агнцу восхитительный вкус. Если грех нам горек, то Христос будет сладок.
(5) Агнца надлежало есть в готовности к отбытию (ст. 11); когда мы питаемся от Христа верою, то должны полностью отвергнуть власть и господство греха, сбросить фараоново ярмо; мы не должны проявлять интереса к миру и ко всему, что в нем, нам надлежит бросить все ради Христа и почитать сие неплохим приобретением (Евр 13:13−14).
4. Праздник опресноков стал прообразом христианской жизни (1Кор 5:7−8). Приняв Христа Иисуса Господа, (1) нам надлежит праздновать в святой радости, непрестанно утешаясь Христом Иисусом; никакой работы не должно делать (ст. 16), нельзя допускать или потакать заботам, не подобающим или пагубным для этой святой радости; если истинно верующий не имеет непрестанного праздника, то по своей собственной вине.
(2) Это должен быть праздник опресноков, проводимый в любви без закваски злобы, и в искренности без закваски лицемерия. Закон был очень строг по отношению к Пасхе, и евреям так строго надлежало придерживаться его в своих обычаях, что никакой закваски не должно быть в домах их (ст. 19). Нам надлежит удалить от себя всю старую закваску греха со всякой осторожностью и омерзением, если желаем соблюдать праздник святой жизни в честь Христа.
(3) Сие должно стать установлением вечным (ст. 17); на протяжении всей своей жизни нам надлежит непрестанно питаться от Христа и утешаться в Нем, всегда с благодарностью вспоминая о великих делах, совершенных Им для нас.
Стихи 21−28. I. Здесь Моисей, как верный домоправитель дома Божия, учит сынов Израилевых хранить все, что повелел им Бог; и, вне всякого сомнения, он дал им наставления в том же объеме, что получил сам, хотя они не столь подробно записаны. Здесь также упоминается:
1. Что в эту ночь, когда всем первенцам предстоит погибнуть, ни один израильтянин не должен выходить за двери дома своего до утра, то есть до времени ближе к утру, когда народ будет призван выйти из Египта (ст. 22). Не то чтобы ангел-губитель не мог отличить израильтянина от египтянина на улице, но Господь желал сообщить Своему народу, что опасность миновала их благодаря Крови кропления, и если они уйдут из-под защиты таковой, то себе на погибель. Те, кого Господь отметил для Себя, не должны смешиваться с беззаконниками (см. Ис 26:20−21). Они не должны выходить за двери, чтобы не заблудиться и не сбиться с пути, на котором их призовут к отбытию: они должны оставаться внутри, терпеливо ожидая спасения от Господа, и благо тому, кто поступает так.
2. Что впоследствии израильтяне должны добросовестно преподать своим детям значение сего служения (ст. 26−27). Примите во внимание:
(1) Вопрос, который зададут дети в отношении этого церемониала (соблюдение которого в семье они вскоре заметят): «Что это за служение? Что означает вся эта строгость и щепетильность в съедении агнца и опресноков, не так как с обычной пищей. Почему такая разница между этой и любой другой едой?» Отметьте:
[1] Хорошо, когда дети проявляют любознательность в отношении того, что касается Бога; будем надеяться, что те, кто потрудился спросить путь, найдут его. Сам Христос, когда был ребенком, слушал и спрашивал (Лк 2:46).
[2] Нам стоит побеспокоиться о том, чтобы правильно понимать значение святых установлений в отношении нашего поклонения Господу: какова их природа и какова их цель, что они символизируют и что подразумевают; какое служение в них ожидается от нас, и какое преимущество мы вправе ожидать от них. Каждое установление имеет цель; цель некоторых установлений, таких как таинства, не столь проста и очевидна, как у других, поэтому нам надлежит исследовать, дабы мы не приносили в жертву слепое, но чтобы служение наше было разумным. Если мы в неведении или заблуждаемся в отношении святых постановлений, то не сможем ни угодить Богу, ни принести пользы самим себе.
(2) Ответ на этот вопрос, который предстоит дать родителям: скажите: «это пасхальная жертва Господу…» (ст. 27), то есть «закланием и принесением в жертву сего агнца мы храним в памяти чудо и благодать, сотворенные Господом для наших отцов, когда [1] с целью проложить путь нашему избавлению от рабства Он поразил первенцев египтян, заставив их таким образом подписаться под нашим освобождением.
[2] И хотя на нас самих была вина пред Господом Богом нашим, за которую ангел-губитель, вышедший казнить, был вправе погубить также и наших первенцев, тем не менее Бог милостиво определил и принял от семей жертвоприношение агнца вместо первенца, как и в старину вместо Исаака был принесен овен, и в каждом доме, где был заклан агнец, первенцы спаслись». Повторение сего церемониала каждый год было задумано с целью, во-первых, оглянуться назад как на монумент, благодаря которому народ будет помнить о великих деяниях Господа ради него и его отцов. Слово pesach (Пасха) обозначает «скачок» или «переход»; речь идет о прохождении мимо, ибо ангел-губитель прошел мимо домов израильтян и не погубил их первенцев. Когда Господь наводит на Свой народ полное разорение, Он говорит: не буду более прощать ему (Ам 7:8; Ам 8:2), подразумевая, что весьма часто проходил мимо него, как и в данном случае ангел-губитель пройдет мимо домов израильтян. Отметьте:
(а) Отличительные милости налагают особые обязательства. Если падут подле нас тысяча и десять тысяч одесную нас, а мы останемся невредимы, и жизнь наша будет дана нам вместо добычи, то сие должно произвести на нас весьма сильное впечатление (Пс 90:7). Во время войны или чумы, когда стрелы смерти пролетают мимо нас, пролетают над нами, поражают тех, кто рядом, но не попадают в нас, нам не следует говорить, что мы не пострадали по случайности, но видеть в том особый промысел Всевышнего.
(б) Прежние милости, дарованные нам или нашим отцам, нельзя забывать, но надлежит вечно хранить в памяти, дабы прославился Господь и наша вера в Него укрепилась, а сердца расширились в служении Ему. Во-вторых, сие было задумано с тем, чтобы смотрели вперед как на залог принесения великой жертвы Агнца Божия в полноте времен вместо нас и наших первенцев. Мы были уязвимы перед мечем ангела-губителя, но Пасха наша, Христос, заклан за нас, Его смерть стала нашей жизнью, и таким образом Он является Агнцем, закланным от создания мира, от создания Иудейской Церкви: Моисей соблюдал Пасху верою в Христа, ибо Христос стал концом закона к праведности.
II. Народ принял сии наставления с благоговением и с готовностью к послушанию.
1. И преклонился народ и поклонился (ст. 27), выразив этим свое подчинение сему наставлению как закону и благодарность за него как за благодать и преимущество. Следует заметить: когда Бог дает нам закон, мы должны воздать Ему хвалу; когда Он говорит, нам надлежит преклониться и поклониться.
2. И пошли сыны Израилевы и сделали, как им было велено (ст. 23), без ропота и недовольства, о которых мы читаем в Исх 5:20−21. Казни египетские пошли им на пользу и побудили уповать на славное избавление, в котором они было отчаялись; теперь же они отправились встретить таковое на пути, который был определен. Следует заметить, что нам надлежит ожидать свершения над нами Божьей милости, смиренно соблюдая постановления Господа.
Стихи 29−36. Эти стихи описывают следующее:
I. Сыны египтян, а именно первенцы, умерщвлены (ст. 29−30). Если бы фараон внял предупреждению об этой казни и освободил Израиля, то как много дорогих и ценных жизней могло бы сохраниться! Но видите, что навлекает на людей твердолобое неверие. Обратите внимание:
(1) На время, когда был нанесен сей удар: в полночь, что сделало его более ужасным. Три предшествующие ночи были страшны из-за казни тьмою, весьма ощутимой, вне всякого сомнения, лишившей людей сна, и теперь, когда они надеялись на одну спокойную ночь отдыха, в полночь прозвучал сигнал тревоги. Когда ангел-губитель простер свой меч над Иерусалимом, сие случилось в дневное время (2Цар 24:15), что было не так страшно; пагубой же для Египта стала язва, ходящая во мраке (Пс 90:6). Скоро в полночь раздастся пробуждающий крик: «Вот, жених идет».
(2) Кого постигла казнь первенцев, радость и надежду своих семей. Египтяне убивали первенцев евреев и теперь Бог убил их первенцев. Таким образом Он поражает детей за вину отцов, и Господь не будет несправедлив, когда изъявляет гнев.
(3) Как далеко зашла казнь от царского престола до темниц. Правитель и крестьянин равны перед Божьими судами, ибо у Бога нет лицеприятия (см. Иов 34:20, 29). Теперь было много пораженных Господом; толпы, толпы павших в долине суда, когда пришло время разрешиться спору между Богом и фараоном.
(4) Какой неистовый вопль случился вследствие этого: сделался великий вопль в земле Египетской, всеобщий плач по единственному (для многих) сыну, плач всех по своим первенцам. Если кто-то внезапно заболевает среди ночи, мы имеем обыкновение звать соседей; но египтяне не могли рассчитывать на помощь и утешение от соседей, ибо всех постигло одно и то же бедствие. Отсюда научимся [1] трепетать перед Господом и бояться Его судов (Пс 118:120). Кто способен устоять перед Ним и осмелится противиться Ему?
[2] Быть благодарными Богу за то, что Он хранит нас и наши семьи каждый день; будучи такими уязвимыми, мы имеем основание говорить: «По милости Господа мы не исчезли».
II. Божьи дети, а именно Его первенцы, освобождены; эта казнь подчинила фараона и обязала Его безоговорочно сдаться на милость победителя без переговоров. Лучше бы люди сразу соглашались на условия, выдвинутые Богом, ибо Он никогда не снизойдет до их условий, сколь долго бы они ни противились. Теперь гордость фараона унижена, и он согласен на все, на чем настаивал Моисей: «Совершите служение Господу, как говорили вы (ст. 31), и скот ваш возьмите, как вы говорили» (ст. 32). Следует заметить, что Божье слово сбудется, и мы ничего не добьемся, оспаривая его или не торопясь ему подчиниться. До сих пор израильтянам не разрешали уйти, но теперь состояние дел достигло крайности, вследствие чего (1) им велено удалиться: встаньте, выйдите (ст. 31). Фараон ранее говорил, чтобы Моисей не являлся более перед лицом его, теперь же сам посылает за ним. Бога будет искать от ранней зари в тесноте своей тот, кто прежде дерзко противился Ему. Теперь фараон пребывал в таком страхе, что ночью отдал приказы об освобождении евреев, боясь, как бы ему самому не пасть следующим, если замешкается. Фараон выслал израильтян не как ненавистных людей (как это представили языческие историки), но как людей, которых боятся, что очевидно из его смиренного к ним прошения: «…и благословите меня, помолитесь обо мне, чтобы меня не постигла казнь за прошлое, когда вы удалитесь» (ст. 32). Следует заметить, что тот, кто является врагом церкви Божьей, является врагом самому себе, и рано или поздно он в этом убедится.
(2) Сами египтяне упрашивали израильтян удалиться; они возопили: мы все помрем (ст. 33). Следует заметить: когда смерть приходит в наши дома, самое время подумать о том, что мы смертны. Умерли наши родственники? Отсюда легко сделать вывод, что и сами мы умираем, и по сути уже мертвы. Рассудив таким образом, египтяне стали торопить израильтян удалиться, что дало последним преимущество, когда те брали у египтян украшения (ст. 35−36). Когда египтяне торопили израильтян уйти, последним было проще сказать, что египтяне держали их в нищете, что они не могут предпринять сие путешествие с порожней сумой, и если бы их снабдили средствами, необходимыми, дабы пережить такие лишения, они бы ушли. Именно так распорядилось Божье провидение, чтобы состояние дел достигло такой крайности, когда народ Божий, сделавшись грозным в глазах египтян, смог получить то, о чем просил. Также и Господь, благодаря Своему влиянию на разум людей, расположил сердца египтян снабдить израильтян всем, что бы те ни пожелали; посредством этого они, вероятно, намеревались совершить очищение, дабы остановить казни; подобным же образом филистимляне, возвращая ковчег Господень, послали в качестве жертвы повинности дар, памятуя о данном случае (1Цар 6:3, 6). Израильтяне смогли получить и оставить себе то, что таким образом попросили, а вернее потребовали у египтян:
[1] Вполне справедливо как слуги получают от своих господ плату за выполненную работу и взыскивают таковую в случае задержки.
[2] Вполне справедливо как победители забирают оставшееся у тех, кого покорили. Фараон восстал против Бога Евреев, из-за чего лишился всего, что имел.
[3] Вполне справедливо как подданные получают в дар от своего правителя имения. Бог Верховный Владыка земли и того, что наполняет ее; и если Он забирает у одного, чтобы отдать другому, то кто вправе сказать Ему: «Что Ты делаешь?» Именно по особому повелению и постановлению Господа израильтяне сделали то, что сделали, и этого достаточно для их оправдания и поддержки; но их поступки никоим образом не подразумевают, что другие (кто не вправе претендовать на подобные полномочия) вольны поступать так же. Давайте запомним, во-первых, что Царь царей не может поступать неправильно. Во-вторых, что Он делает правду обиженным (Пс 145:7). Поэтому и выходит, что зачастую богатство грешника сберегается для праведного (Притч 13:22; Иов 27:16−17).
Стихи 37−42. Здесь повествуется об отбытии сынов Израилевых из Египта; обретя освобождение, они отправились в путь без промедления, не откладывая до более благоприятного времени. Теперь фараон был настроен благожелательно, однако у израильтян были все основания полагать, что сие продлится недолго, поэтому времени на колебания не было. Здесь сообщается (1) о числе израильтян около 600 000 мужчин (ст. 37), кроме женщин и детей, которых, предположительно, было не менее 1 200 000. Какой значительный прирост от семидесяти душ за время чуть более 400 лет! (В печатной и английской версиях написано «200 лет», что скорее всего ошибка, см. ст. 41. — прим. bible.by) Таким сильным и действенным было благословение, когда Господь повелел: плодись и умножайся. Сие стало прообразом великого множества приведенных в Евангельскую Церковь в момент ее основания: с такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
(2) О сопровождении израильтян: и множество разноплеменных людей вышли с ними (ст. 38): прихлебателей сего великого рода; некоторые, возможно, хотели покинуть свою страну, потому что та была опустошена казнями, и, как говорится, поискать лучшей доли с израильтянами; другие вышли из любопытства посмотреть церемонию жертвоприношения израильтян своему Богу, о котором так много говорили, ожидая увидеть некие славные явления народу его Бога в пустыне, поскольку были свидетелями таких славных явлений Бога народу на поле Цоан (Пс 77:12). Вероятно, большую часть сего разноплеменного множества составляла всего лишь бездумная толпа, последовавшая за народом, сама не зная зачем (Чис 11:4), и также вероятно, что, когда в ближайшем будущем эти люди поняли, что сынам Израилевым предстоит ходить по пустыне сорок лет, они бросили их и вернулись в Египет. Следует заметить, что среди израильтян всегда были те, кто израильтянином не являлся, да и в Церкви до сих пор есть лицемеры, которые приносят много зла, но в конце концов будут отторгнуты.
(3) Об имуществе израильтян. С собой у них был и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. Сие стадо особо отмечено потому, что они долго ждали разрешения фараона на то, чтобы взять с собой свое имущество, состоявшее преимущественно из скота (Быт 46:32).
(4) О пропитании для стана, которое было весьма скудным. Израильтяне вынесли с собою из Египта немного теста, завязанного в одеждах (ст. 34). Они приготовили его, дабы испечь на следующий день перед уходом, понимая, что таковой весьма близок; но, будучи подгоняемы удалиться еще быстрее, чем думали в течение нескольких часов, тесто взяли таким, каким оно было не вскисшим. Когда люди подошли к месту первой стоянки в Сокхофе, то испекли пресные лепешки, и хотя те были абсолютно безвкусными, свобода, которую обрели израильтяне, превратила эту пищу в настоящий пир самый радостный в их жизни. Следует заметить, что служители Господа не должны быть рабами своего чрева, равно как и не должны усердствовать, доводя до высшей точки чувственные наслаждения. Нам надлежит быть готовыми довольствоваться сухим хлебом, а вернее пресным хлебом, предпочитая сие пренебрежению или промедлению в совершении своего служения Господу, как приличествует тем, чья пища и питие исполнять Его волю.
(5) О дате сего великого события: оно произошло как раз через 430 лет после того, как Аврааму было дано обетование (согласно объяснению апостола в Гал 3:17), когда он впервые пришел в Ханаан; в течение всего этого времени сыны Израилевы, то есть евреи выдающееся, избранное семя были поселенцами в земле, которая им не принадлежала в Ханаане ли, в Египте ли. Так долго обетование, данное Богом Аврааму о земле, «дремало» и не исполнялось, но теперь наконец пробудилось, и все стало содействовать его исполнению. Первый день похода Авраамова семени по направлению к Ханаану имел место как раз (похоже, что день в день) спустя 430 лет с момента обетования, данного Аврааму: Я произведу от тебя великий народ (Быт 12:2). Обратите внимание, как точно Господь соблюдает Свое время, и хотя Его обетования исполняются не быстро, они исполнятся своевременно.
(6) О достопамятности этой ночи: это — ночь бдения Господу (ст. 42).
[1] Промысел Божий этой ночью был весьма достопримечательным: не забываема гибель египтян и свершившееся, благодаря таковой, освобождение израильтян; в этих событиях трудно не увидеть Господа.
[2] Постановления Божии об этой ночи необходимо добросовестно соблюдать во все роды при наступлении таковой каждый год: эта самая ночь бдение Господу, эту достопамятную ночь необходимо праздновать во всех поколениях. Следует заметить, что великие дела, совершаемые Господом для Своего народа, не должны стать кратковременной сенсацией, или, как мы говорим, девятидневным чудом, но память о них пусть будет вечной во все века, и особой памяти достойно дело искупления нас Христом. Эта первая пасхальная ночь стала ночью бдения Господу, однако последняя пасхальная ночь, в которую Христос был предан (и в которую Пасха, вместе с остальными церемониальными постановлениями, была заменена и упразднена), стала ночью еще большего бдения Господу, когда с нашей шеи сняли ярмо, потяжелее египетского, и предложили нам землю лучшую, чем Ханаан. Временное избавление надлежало праздновать в роды их; сие же искупление навеки надлежит праздновать хвалою славных святых во все роды, от века до века.
Стихи 43−51. Здесь даны дальнейшие наставления в отношении Пасхи: как ее надлежит соблюдать в будущем.
I. Все общество Израиля должно совершать ее (ст. 47). Все, кто имеет долю в Божьих милостях, должны объединиться в благодарственной хвале за таковые. И хотя Пасху надлежало совершать отдельно в семьях, она рассматривалась как деяние всего общества, ибо большая община состояла из меньших. Новозаветной Пасхой, Вечерей Господней, не должен пренебрегать никто из тех, кто в силах ее соблюдать. Не достоин именоваться израильтянином тот, кто сознательно пренебрегает воспоминанием о таком великом избавлении.
1. Никого из необрезанных иноплеменников нельзя было допускать есть ее (ст. 43, 45, 48). За столом не мог сидеть никто, кроме вошедших дверью; равно как и теперь никто не вправе приступать к освящающему таинству Вечери Господней, если вначале не прошел посвящающего таинства водного крещения. Сначала нам надлежит родиться выше Словом, дабы мы могли питаться от него. Никто не может разделять блага жертвы Христа или принимать участие в Его трапезе, не претерпев сначала обрезания сердца (Кол 2:11).
2. Любого пришельца, если он обрезан, разрешалось пригласить есть Пасху, даже рабов (ст. 44). Если, обрезавшись, человек обязывался исполнять тяготы закона, то он мог быть приглашен разделить радость его торжественных праздников, но не наоборот. Однако сие подразумевало, что главам семей надлежало не только быть обрезанными самим, но также обрезать всех лиц мужского пола в доме (ст. 48). Если мы искренне и со всяким усердием, которого Он требует и заслуживает, посвящаем себя Господу, нам надлежит, кроме самих себя, посвятить Ему все, что имеем, прилагая максимум усилий к тому, чтобы все наши также принадлежали Ему. Это один их первых признаков благодати для бедных язычников, заключавшийся в том, что пришелец, если он обрезан, стоит на том же уровне, что и исконный израильтянин. Один закон как для того, так и для другого (ст. 49). Для иудеев сие было уничижением, дабы научить их, что право на преимущества им давала именно их преданность Господу, а не происхождение от Авраама. Искренний прозелит приглашался к Пасхе наравне с исконным израильтянином (Ис 56:6−7).
II. В одном доме должно есть ее (ст. 46) ради чувства товарищества, чтобы вместе радовались и назидали друг друга, пока ели Пасху. Ничто от нее нельзя было уносить в другое место или оставлять на другое время, ибо Господь не желал, чтобы израильтяне были весьма озабочены своим уходом, лишившись утешения, которое нес таковой, но чтобы они покидали Египет и входили в пустыню с радостью, и в знак того насладились дружеской трапезой. Заведенный у католиков обычай носить хлеб святого причастия от дома к дому не только сам по себе является суеверием, но и противоречит этому, служащему прообразом, закону о Пасхе, который постановил, что никакую часть агнца нельзя выносить из дому.
В заключение данной главы звучит повторение сути события: сыны Израилевы поступили так, как им было велено, а Господь сделал для них то, что обещал (ст. 50−51), ибо истинно Он будет виновником спасения тех, кто послушен Ему.
Толкование Мэтью Генри на Исход, 12 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.