12:1 сказал Господь. Вероятнее всего, повеления о Пасхе (ст. 1-20) также были даны в течение трёх дней тьмы, чтобы полностью подготовить Израиль к торжественному завершению их выхода из Египта. в земле. Позже, когда Израиль был в пустыне, Моисей написал (23:14-17; Втор 16:1-8) и указал, что подробные предписания для этого особого праздника в религиозном календаре Израиля отличаются от предписаний для других особых дней, которые были даны после того, как народ покинул Египет. Праздник Пасхи был неразрывно связан с событиями, имевшими место в исходе, и эта связь никогда не должна быть забыта. Это навсегда вошло в историю Израиля как день освобождения из Египта.
12:2 месяц этот. Месяц Авив (март-апрель) Божьим постановлением явился началом религиозного календаря, отмечая начало жизни Израиля как нации. Позже в истории Израиля, после вавилонского плена, Авив будет назван Нисаном (ср. Неем 2:1; Есф 3:7).
12:3-14 Подробные указания для праздника Пасхи включали описание, каких животных нужно брать, когда убивать, что делать с кровью, как их готовить, что делать с остатками, как быть одетыми во время трапезы, в чём причина празднования «с поспешностью», и какую защиту означала кровь.
12:5 Агнец у вас должен быть без порока. Альтернативой ему был козлёнок. Любой порок делал его неспособным символизировать чистую, благоприятную жертву, приносимую Яхве.
12:6 вечером. Букв. «между двумя вечерами». Так как новый день начинался с закатом, жертвоприношение агнца или козлёнка завершалось до заката, пока был 14-й день первого месяца. Вечер обозначает либо время между закатом и наступлением темноты, либо время от нахождения солнца в зените до его заката. Позже Моисей описывал время для жертвоприношения как «вечер, при захождении солнца» (Втор 16:6). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, в те времена было привычным закалывать агнца примерно в три часа дня. Это было время смерти Христа (Лк 23:44-46) — Пасхального Агнца христиан (1Кор 5:7).
12:9 Не ешьте от него недопечённого. Запрет, имеющий отношение к здоровью, который также отделял их от языческих народов, евших сырое мясо на своих священных празднествах.
12:12 над всеми богами. Десятая казнь была судом над всеми египетскими божествами. Гибель первенцев мужского пола у людей и животных имела далеко идущий богословский смысл по отношению к важности языческих богов, многие из которых были представлены в виде животных и должны были защитить своих ревностных поклонников от такой общенациональной трагедии. Великий вопль горести (11:6; 12:30) мог также означать оплакивание неспособности богов народа.
12:14 памятен. Подробности о том, как этот пасхальный день должен был быть увековечен в будущих веках, описаны (ст. 14-20) и затем повторены в указаниях старейшинам (ст. 21-27). Предписание есть пресный хлеб в течение семи дней предполагает тщательную очистку дома от закваски (ст. 15), выдвигая жёсткое предупреждение об изгнании за употребление квасного (ст. 15) и отделяя семь дней как священные дни (ст. 16), служившие для свидетельства особой важности почитания этого события.
12:19 пришелец. Неизраильтяне также приобщались к национальному религиозному празднеству. Поэтому с самого начала вся пища должна была приготавливаться соответствующим образом. Невыполнение постановлений в отношении квасного грозило наказанием и для иноземцев.
12:22 пучок иссопа. Точно определить невозможно, но это могло быть растение майоран. перекладина… оба косяка дверей. Верх и боковые стороны дверного проёма.
12:23 губитель. Это, скорее всего, ангел Господень (ср. 2Цар 24:16; Ис 37:36). См. пояснение к 3:2.
12:25 В этом стихе повторно подчёркивается обещание вступления в Землю Обетованную. Израиль должен был рассматривать исход не только как уход из Египта, но и как переход в землю, которая будет принадлежать народу Божьему в прямом соответствии с обещаниями Авраамова завета его потомкам через Исаака и Иакова (ср. Быт 17:7-8).
12:26-27 скажите. Ежегодно, во время празднования Пасхи, взрослые были обязаны рассказывать детям о значении этого праздника. В каждой еврейской семье стало традицией для самого младшего ребёнка спрашивать у отца официального разъяснения о том, что послужило основанием для установления такого обряда в Египте.
12:31 Встаньте, выйдите… совершите служение Господу. Наконец, в ответ на повторяющуюся просьбу «отпусти народ Мой» прозвучали слова фараона «выйдите из среды народа моего» — без всякой попытки дальнейших переговоров. Его подданные, боясь ещё больших потерь, торопили Израиль (ст. 33), не давая народу времени для сборов (ст. 39).
12:32 и благословите меня. Несомненно, последняя просьба фараона, чьё сердце, конечно же, не было раскаявшимся (14:8), временно признала его поражение, а в Моисее и его Боге — победителей, имеющих силу и возможность благословить его.
12:36 и обобрал он египтян. Ср. Быт 15:14; Исх 3:20-21. Это не было сделано обманным путём, скорее это была открытая просьба (ср. 11:2-3).
12:37 — 18:27 Этот раздел подробно описывает путь израильского народа из Египта к горе Синай.
12:37 Сокхоф. Один из городов, построенный израильтянами (1:11) во время перехода через пустыню в Ханаан. Сокхоф впервые упоминается в Быт 33:17 как временная стоянка, обозначенная словом «сокхоф», что означает «палатка». Хотя позже появляется город с одноименным названием на восток от Иордана (ср. Суд 8:5-16), это скорее всего место, находящееся недалеко от Египта (ср. 13:20; Чис 33:5-6). шестьсот тысяч пеших мужчин. Даже по скромным подсчётам, основанным на количестве мужчин, вероятно, боеспособных, от 20 лет и выше, население составляло 2 млн. человек. Численность Израиля увеличилась от 70 человек, которые пришли в Египет в 1875 г. до Р.Х., до двух миллионов человек, которые вышли с Моисеем в 1445 г. до Р.Х. См. пояснение к 1:7.
12:38 множество разноплемённых людей. Уходившую нацию сопровождали другие семитские народы, другие расы и, возможно, коренные египтяне. Они предпочли присоединиться к победоносной нации и к Богу Иегове. Позже некоторые из них наводили смуту, и Моисею пришлось с ними разбираться (Чис 11:4).
12:40-41 четыреста тридцать лет. Аврааму было сказано, что его потомки будут пришельцами и рабами в чужой земле четыреста лет — число было округлено до сотен (Быт 15:13).
12:43-51 Дополнительные постановления по соблюдению праздника Пасхи содержали запреты в отношении участия необрезанных иноплеменников, пришельцев или наёмных рабов. Чтобы принять участие в этой трапезе, неизраильтяне должны были быть «как коренной житель земли» (ст. 48). См. пояснение к Иер 4:4.
12:46 костей… не сокрушайте. У Христа — Пасхального Агнца христиан (1Кор 5:7) — также не были сокрушены кости (Ин 19:36).
12:50 сделали все. В двух случаях (см. также ст. 28) Моисей подчёркивает абсолютное послушание народа Божьим повелениям — контраст непослушанию, которое они проявят уже в самом ближайшем будущем.
12:51 В этот самый день. То, что впоследствии стало для них священным днём отдыха в новой земле, сейчас было днём начала их путешествия.
P.S.: См. Хронология Исхода из Египта.

Комментарии учебной Библии МакАртура на Исход, 12 глава. Учебной Библии МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.