Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Аввакум 2 Аввакум 2 глава

В данной главе приводится переданный Духом Божьим ответ, которого ожидал пророк (ст. 1) на свои жалобы, изложенные в заключительной части предыдущей главы, по поводу насилия и побед халдеев. Ответ таков:

(I) После того, как Бог достигнет собственные цели с помощью преобладающей силы халдеев, испытает веру и терпение Своего народа, проведет различие между лицемерами и искренними людьми в их среде, Он рассчитается с халдеями, смирит и покорит не только гордого монарха Навуходоносора, но и его гордую монархию за их беспредельную и ненасытимую жажду владычества и богатства; и за это, в конце концов, они сами станут добычей (ст. 2−8).

(II) Не только они, но и другие подобные им грешники погибнут от бедствия, посланного Богом:

(1) это люди алчные, жаждущие богатства и чести (ст. 9−10); (2) это те, которые угнетали и причиняли вред, умножали свое богатство с помощью насилия и грабежа (ст. 12−14); (3) это те, которые способствуют распространению пьянства, чтобы опозорить своих соседей (ст. 15−17); (4) это те, которые поклоняются идолам (ст. 18−20).

Стихи 1−4. В данных стихах:

I. Пророк смиренно приходит к Богу (ст. 1): «На стражу мою стал я, как часовой на стене осажденного города или на границе страны, которая подвергается нападению; то есть я очень хочу собрать информацию. Я буду смотреть вперед, по сторонам, вокруг себя, чтобы узнать, что скажет Он мне (англ. пер.); я буду внимательно слушать слова Его уст и тщательно наблюдать за проявлениями Его провидения, чтобы не потерять ни малейшего наставления или повеления. Я буду наблюдать, чтобы узнать, что скажет он во мне (рус. пер.), что дух пророчества продиктует мне, отвечая на мои жалобы». Даже в обычной ситуации Бог не только разговаривает с нами через Свое слово, но и разговаривает в нас через нашу совесть, нашептывая нам: «Вот путь, иди по нему», и в обоих случаях мы должны прислушиваться к гласу Божьему. Тот факт, что пророк стоит на башне или на высоком месте, подразумевает его благоразумие, ибо он использует помощь и средства, находящиеся в его распоряжении, чтобы познать намерения Бога и быть наставленным в этом вопросе. Кто надеется услышать Бога, тог должен выйти из мира и вознестись выше его, должен сконцентрировать свои мысли, изучать Писание, принимать во внимание опыт и становиться опытным, пребывать постоянно в молитве и таким образом становиться на башне. Тот факт, что он стоит на страже, подразумевает его терпение, постоянство и решимость; он готов долго ждать и терпеть любую погоду (как это часто бывает у стражников), но получит ответ; он узнает, что Бог хочет сказать ему, не только для собственного удовлетворения, но это также даст ему, как пророку, возможность удовлетворить других и ответить на их возражения, когда его порицают или спорят с ним. В этом пророк является для нас примером.

1. Когда мы пребываем в недоумении и сомневаемся в методах Его провидения, испытывая искушение думать, что это — рок, судьба, а не мудрый Бог, Который управляет миром, когда мы думаем, что Бог оставил Церковь и завет с Его народом отменен и отложен, тогда мы должны прилагать усилия, дабы вооружить себя размышлениями, которые могли бы прояснить данный вопрос; мы должны стоять на страже против искушений, чтобы они не укоренились в нас, должны стоять на башне и смотреть, не сможем ли мы найти то, что заглушило бы искушения и разрешило определенные трудности; должны поступать так, как псалмопевец, когда размышлял о днях древних и проводил тщательное исследование (Пс 76:6−7), должны идти во святилище Бога и там стараться разобраться в целях, которые Бог стремился достигнуть всем этим (Пс 72:17); мы не должны покоряться нашим сомнениям, а бороться, чтобы наилучшим образом избавиться от них.

2. Когда мы молимся, изливая свои жалобы и просьбы перед Богом, то должны внимательно следить, что Бог ответит через Свое слово, Свой Дух и Свои провидения на наше смиренное негодование. Когда Давид говорит: «Я направлю свою молитву к Тебе», как направляют стрелу в цель, то добавляет: «И буду ожидать»; он будет следить за своей молитвой, ожидая результата, как человек следит за посланной им стрелой (Пс 5:4, англ. пер.). Мы должны слушать, что скажет Господь Бог (Пс 84:9).

3. Когда мы отправляемся читать и слушать слово Бога и таким образом советоваться с живым пророчеством, то должны располагать себя быть внимательными к тому, что Бог скажет нам, чтобы разрешить нашу ситуацию, какие слова обличения, предостережения, совета и утешения Он обратит к нашим душам. А мы должны принять их, покориться их силе и подумать, что нам ответить, чем мы можем возразить слову Бога, когда оно обличает нас.

4. Когда нас атакуют люди, соперничающие с Богом и Его провидением, как в данной ситуации пророка осажденного вопросами со стороны протестующих, словно он находится в башне, то нам следует подумать, как ответить им, получить наставления от Бога, послушать, что Он говорит для нашего удовлетворения, и быть готовыми пересказать это другим (когда не порицают нас), чтобы удовлетворить их и дать отчет о своем уповании (1Пет 3:15); мы должны просить, чтобы Бог дал нам уста и премудрость и чтобы в тот час дано было нам, что сказать.

II. Бог милостиво соглашается встретиться с ним. ибо Он не разочарует ожидания Своего верующего народа, который ожидает, чтобы услышать, что Он скажет ему; Он скажет мир Своему народу и изречет слова благие, слова утешительные (Зах 1:13). Пророк жаловался на господство халдеев, которое Господь показал ему в видении; а теперь, чтобы успокоить его. Бог дает ему еще одно видение об их падении и гибели, как ранее делал Исаия, предсказывая плен в Вавилоне. а затем — уничтожение Вавилона Это величественное и важное событие показано пророку в видении; предприняты необходимые меры, чтобы опубликовать видение и передать его грядущим поколения, которые увидят его исполнение.

1. Пророк должен записать видение (ст. 2). Так, когда св Иоанн получил видение о Новом Иерусалиме, то ему было велено написать его (Откр 21:5). Он должен был написать его, чтобы оно отложилось в его памяти и стало более понятным для него, но особенно для того, чтобы о нем узнали люди, живущие в дальних местах, и оно было передано последующим поколениям. То, что передается по традиции, часто неправильно интерпретируется и подвергается тлению, а то. что записано, преобразовано в определенные факты, хранится надежно и в чистоте. У нас есть основания благословить Бога за написанные видения, за то, что Бог написал для нас великие откровения Своих пророков, равно как и Свой закон Пророк должен был записать видение и начертать ясно на скрижалях: написать его четко, в персонажах, чтобы читающий легко мог прочитать; и тот. кто не может уделить достаточно свободного времени, чтобы прочитать его обдуманно, смог бегло ознакомиться с ним Возможно, пророки могли записывать некоторые свои самые выдающиеся предсказания на скрижалях и вывешивать их в храме (Ис 8:1). В то время пророку было велено начертать его ясно. Отметьте; кто задействован в проповеди слова Божьего, тот должен учиться излагать ясно, насколько это возможно, чтобы оно было понятно для людей самых посредственных способностей. Истины о вечном мире, написанные для нас Богом, изложены очень ясно, все они ясны для разумного (Притч 8:9) и возвещены авторитетным источником; Сам Бог написал к ним предисловие, повелев Сделать их ясными.

2. Люди должны ожидать исполнения видения (ст. 3) «Видение относится еще к определенному времени Сейчас вам расскажут о том что вы будете освобождены благодаря сокрушению власти халдеев, что время этого события определено советом и указом Бога Для него определено время, но оно настанет не скоро; оно должно быть отложено на долгое время». Этот факт появляется здесь как основание, почему это пророчество должно быть записано; чтобы впоследствии его можно было пересмотреть и сравнить с событиями. Отметьте; у Бога есть определенное время для определенного дела, и Он обязательно совершит его, когда это время настанет; мы не должны предвосхищать его. а терпеливо ожидать Божьего времени. Для нас — великое ободрение ожидать с терпением обещанной милости, которая хотя и надолго откладывается, но обязательно исполнится и щедро вознаградит нас за ожидание: «Оно говорит о конце и не обманет». Мы не разочаруемся в нем, ибо оно придет в определенное время, оно не разочарует нас. ибо будет точно соответствовать нашим ожиданиям. Может казаться, что обетование в течение долгого времени молчит, но в конце концов оно скажет; поэтому хотя оно медлит дольше, чем мы думали, но мы должны продолжать ждать его с уверенностью в том. что оно придет, ожидая, пока оно ни придет. День, который Бог определил для освобождения Своего народа и уничтожения его и Своих врагов, это день, (1) который несомненно придет в конце концов, он никогда не будет отложен и sine die — перенесен на другой день; он обязательно настанет в определенное и наилучшее время.

(2) Который не отменится, ибо не медлит Господь, как некоторые почитают то медлением (2Пет 3:9); хотя оно и медлит больше, чем мы ожидаем, но не задержится более определенного Богом времени, которое всегда является наилучшим.

3. Это видение, исполнение которого так долго ожидалось, не только проявит веру и терпение, но испытает людей и раскроет, что они из себя представляют (ст. 4).

(1) Найдутся такие, которые с гордым презрением отнесутся к этому видению, чьи сердца настолько вознесутся. что они посчитают унизительным обратить на него внимание; они не доверяют Богу, хотя если бы Он сразу исполнил это обетование, то они поблагодарили бы Его; их сердца возносятся к суете, и раз Бог откладывает это событие, то они будут полагаться на себя, а не взирать на Него. Они думают, что руками своими они защитят себя, считая Божье обетование незначительной вещью. Когда душа надменная подобным образом надмевается, то она не права перед Богом (англ. пер.) Кто не доверяет или презирает вседостаточность Бога, того нельзя назвать непорочным пред Богом (Быт 17:1).

(2) А истинно благочестивые люди непорочны пред Богом, они будут высоко ценить обетование и полностью полагаться на него; таковые будут верить в его истинность, держаться близко к Богу и исполнять свой долг в самые трудные и тяжкие времена. И в такой ситуации они будут жить в благоденствии и общении с Богом, уповая на Него и возлагая на Него все надежды. Праведный своею верою жив будет, во время плена благочестивые люди будут поддерживать себя верой в эти драгоценные обетования и жить благоприятно, хотя их исполнение откладывается. Праведный своею верою жив будет — той верой, которой он действует, полагаясь на слово Божье. Этот стих процитирован в Новом Завете (Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38) для подтверждения великой доктрины оправдания верой и доктрины о влиянии благодати, сопутствующей вере, на христианскую жизнь. Кто стал праведным по вере, тот жив будет, он будет счастлив здесь и в вечной жизни; пока он находится здесь, то живет верой, а когда попадет на небеса, то вера будет поглощена видением.

Стихи 5−14. После того, как пророк получил повеление записать видение, а народ — ожидать его осуществления, следует само видение; оно, как и другие пророчества, с которыми мы сталкивались, возвещает горе Вавилону и царю Вавилона, о котором ранее сказано (Авв 1:11), что он будет ходить и буйствовать. Некоторые полагают, что в данных стихах выносится приговор Навуходоносору, который в основном принимал участие в разрушении Иерусалима, или приговор всей монархии, или всему царству Халдейскому, или всем подобным гордым и угнетающим силам, которые подавляли любой народ, особенно народ Божий Обратите внимание:

I. Какое обвинение предъявляется этому врагу, которое служит основанием для вынесения приговора (ст. 5). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская являются сетями, которые затягивают людей, особенно людей великих: и мы находим, что тот, кто взял в плен Израиль, сам попал к ним в плен, ибо (1) он был плотским и сластолюбивым человеком, склонным к удовольствиям: «Он грешил из-за вина» (англ. пер.). Само по себе пьянство является грехом и корнем многих преступлений. Мы читали о тех, кто грешил из-за вина (Ис 28:7, англ. пер.). Валтасар, в лице которого это пророчество исполнилось, совершил тяжкий грех из-за вина, когда надпись на стене подтвердила распоряжение о немедленном исполнении приговора (Дан 5:1).

(2) Он был высокомерным и властолюбивым: «Он — надменный человек, и гордость явилась неким предсказанием его падения, которое приближалось». Если великие люди горды, то великий Бог даст им понять, что Он — выше их. Его грехи, совершенные из-за вина, стали основанием для его высокомерия и самоуверенности; именно поэтому он стал человеком гордым. Когда человек подвержен пьянству, то хотя тем самым он делает себя презренным, как животное, но думает о себе возвышенно, как о царе, и гордится тем, чем позорит себя. Мы читали о венке гордости на голове пьяных Ефремлян, которым возвещалось горе (Ис 28:1).

(3) Он человек алчный и страстно жаждет богатства; это — результат его гордости; он считает себя достойным наслаждаться всеми благами и поэтому сделал наслаждения своим основным занятием. Халдейская монархия стремилась стать всемирной. Он не успокаивается и не довольствуется тем, что ему принадлежит и на что имеет неоспоримое право, а считает, что имеет слишком мало, и поэтому не радуется и не утешается тем, что имеет в своем дворце и в своей власти. Его грех является его наказанием, а его амбиции постоянно причиняют ему беспокойство. Даже если дом у человека — дворец, то для беспокойного разума он — тюрьма. Он расширяет душу свою, как ад или как преисподняя, которая ежедневно получает тела мертвых, но тем не менее вопиет: «Давай, давай», он как смерть, которая постоянно пожирает, и ненасытен. Отметьте: грех и безрассудство многих, кто обладает большим богатством в этом мире, заключается в том, что они не знают, когда имеют достаточно, и чем больше имеют, тем больше хотят. И Бог поступает справедливо, оставляя неудовлетворенными ненасытимые желания; приговор. вынесенный тем. кто любит серебро, гласит: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Еккл 5:9), Кто недоволен своей участью в этом мире, тот не получит утешения от своих достижений. Этот гордый правитель продолжал собирать к себе все народы и захватывать себе все племена, посягая на их права и завладевая их имуществом; они могли существовать только в том случае, если принадлежат ему и находятся в его власти. Владычество над одним народом не могло удовлетворить его: он должен был покорять один народ за другим — и так все народы. Подобным образом в низких сферах, чтобы удовлетворить свои чрезмерные желания, люди прибавляют дом к дому, присоединяют поле к полю, так что другим не остается места (Ис 5:8). И трудно сказать, кто больше нуждается в сочувствии: безрассудные и амбициозные владыки, которые считают делом чести умножение своих владений, не имея возможности хорошо управлять ими, или бедные народы, которых они покоряют и сокрушают.

II. Им вынесен приговор (ст. 6): «Не все ли они будут произносить о нем притчу?» Вынесенный ему приговор гласит:

1. Раз гордость стала его грехом, то позор и бесчестие будут его наказанием; он будет подвергнут презрению, над ним будут смеяться и презирать все окружающие. Так часто бывает с теми, кто выглядел величественно и ставил перед собой великие цели, но на самом деле не смог осуществить свои планы и был сломлен.

2. Раз он оскорблял своих соседей, то они станут инструментами, задействованными для его бесчестия: «Они будут произносить о нем насмешливую песнь». Они будут получать удовольствие, оскорбляя и позоря того, кто топтался по ним. Народы, которые будут радоваться падению этого великого тирана, в данных стихах обеспечиваются притчей и насмешливой песней для его обвинения. Он скажет (тот, кто придумывает оскорбительную песнь): «Эй ты, обогащающий себя не своим! Что же стало с тобой сейчас?», — так можно прочитать этот стих в насмешливом тоне. Или можно понять так: «Он скажет (то есть праведник, живущий своею верою, для которого это видение написано и сделано ясным) эти слова и предскажет падение врага, хотя увидит его процветающим, и проклянет дом его, хотя тот укоренился (Иов 5:3)». Он обязательно возвестит ему горе.

(1) В данных стихах ему провозглашается горе за то, что он умножал свои владения, посягая на права своих соседей (ст. 6−8). Он обогащал себя не своим, а тем, что принадлежит другим людям. Отметьте: то, что мы имеем, может считаться нашим лишь в том случае, если это честно добыто; богатство недолго будет нам принадлежать, ибо оно от суетности истощается. И пусть люди, процветающие в этом мире, не слишком стараются благословить себя им, ибо если вы процветаете не на законных основаниях, то вас ожидает горе. В данном месте обратите внимание:

[1] Чем занимается этот преуспевающий владыка; он обременяет себя плотной глиной (англ. пер.). Богатства — всего лишь глина, плотная глина; что из себя представляют золото и серебро, как не белую и желтую землю? Кому приходилось проходить через участок плотной глины, тот задерживался в своем продвижении и пачкался; то же самое происходит с теми, кто проходит через этот мир, сопровождаемый его изобилием и богатством; но, словно этого недостаточно, находятся такие глупцы, которые сами обременяют себя ею, словно этот мусор может быть их богатством! Они обременяют себя постоянным беспокойством о нем, виновностью (если оно добыто, хранится и тратится неправильно), а также сложным отчетом, который им предстоит дать о нем в другой день. Они обременяют свой корабль этой плотной глиной и затем ввергают ее и себя в бедствие и пагубу.

[2] Что люди говорят о нем, пока он подобным образом умножает свое богатство; они вопиют: «Надолго ли? Когда уже у него будет достаточно?» Они взывают к Богу: «До каких пор Ты будешь позволять этому гордому угнетателю тревожить народы?» Или они говорят друг другу: «Как долго это будет длиться? Как долго он сможет удерживать то, что добыл нечестным путем?» Они не осмеливались спросить об этом вслух, но мы знаем, что они подразумевали, когда говорили: «Надолго ли!»

[3] Чем все это закончится. Все, что он добыл с помощью насилия, отняв у других, будет силой отнято у него. Мидяне и персы сделают халдеев своей добычей, как те делали добычей другие народы (ст. 7−8). «Придут те, которые будут терзать и грабить тебя те, со стороны которых ты не ожидал никакой опасности, которые, казалось, дремали, восстанут и поднимутся, чтобы стать твоим наказанием. Они восстанут внезапно, когда ты будешь уверен в собственной безопасности и совсем не готов принять и отразить удар. Не восстанут ли они внезапно? Несомненно восстанут, и у тебя есть все основания ожидать этого и быть готовым к тому, что с тобой поступят так, как ты поступал с другими: ты достанешься им на расхищение так же, как другие были для тебя добычей, и, согласно закону возмездия, как ты ограбил многие народы, так и тебя ограбят (ст. 8); тебя ограбят все остальные народы». Царь Вавилона думал, что он основательно подавил все окружающие его народы и ни один из них не сможет отплатить ему за это; но хотя это будет лишь остаток народов (в англ. пер.) и их будет очень мало, но окажется достаточно, чтобы ограбить его, когда Бог противостанет ему, во-первых, за пролитие крови человеческой и тысячи жизней, которые были принесены в жертву его амбициям и мстительности, особенно за кровь израильтян, которая особым образом дорога Богу. Во-вторых, за разорение страны, за опустошение многих стран и уничтожение плодов земли, особенно в земле Израиля. В-третьих, за насилие над городами, за многие города, которые он превратил в груды развалин, особенно за Иерусалим, святой город, и всех живущих в нем, которых он уничтожил. Отметьте: гордым людям, которые продвигаются и обогащаются за счет насилия, придется ответить за это в другой день Богу отмщений.

(2) Ему провозглашается горе за то, что он жаждал иметь еще больше и стремился возвыситься еще больше (ст. 9−11). Преступление, за которое в данных стихах ему возвещается горе, очень похоже на предыдущее — это ненасытимое желание обладать богатством и почестями. Он жаждал неправедных приобретений для дома своего, то есть хватался за любое предложение ради обогащения своей семьи. Отметьте: алчность — это очень большое зло для семьи, ибо она приносит в нее беспокойство и тревогу (корыстолюбивый расстроит дом свой), но еще хуже то, что он навлекает проклятие Божье на него и все его дела. «Горе тому, кто приобретает неправедные приобретения», — написано на полях. Есть законные приобретения, которые благодаря Божьему благословению могут быть утешением для семьи (добрый оставляет наследство и внукам), но то, что добыто благодаря мошенничеству и несправедливости, является незаконным приобретением и будет скудной добычей; это приобретение не только не принесет добра семье, а принесет бедность и погубит ее.

Обратите внимание:

[1] К чему стремится эта ничтожная алчность: чтобы устроить гнездо свое на высоте и возвысить свою семью в более высокое положение по сравнению с тем, которого она достигла раньше, устроить ее так, чтобы ей не грозила опасность (которой он опасается), обезопасить себя от руки несчастья, чтобы самые злейшие враги не могли причинить ему зло или побеспокоить его покой. Отметьте: очень часто люди оправдывают свою алчность и амбиции тем, что беспокоятся о собственной безопасности и стремятся защитить себя, но они обманывают сами себя, если думают, что их имущество — их крепкий город и высокая ограда, но это только в его воображении (Притч 18:12).

[2] Что он приобретет благодаря этому: «Бесславие, а не безопасность измыслил ты для дома своего, истребляя многие народы» (ст. 10). Отметьте: богатство, приобретенное за счет беззакония, является позором семьи. Кто изгоняет других, чтобы освободить место для себя, кто доводит до обнищания других ради собственного обогащения, тот лишь бесславит свою семью и ставит на ней клеймо позора. Но это не самое худшее: «Ты согрешил против души твоей, сделал ее виновной и навлек на нее гнев, подверг ее опасности». Отметьте: кто причиняет зло своим ближним, тот причиняет еще большее зло своей собственной душе. Но если грешник утверждает, что он невиновен, думая, что замаскировал свое мошенничество и насилие так искусно, что их не смогут доказать, обвинив его в этом, то пусть знает, что если против него не найдется свидетелей, то камни из стен возопиют против него и перекладины из дерева его крыши будут отвечать им; они будут поддерживать их и свидетельствовать, что деньги и материалы, из которых он построил свой дом, были добыты нечестно (ст. 11). Камни и перекладины из дерева будут взывать к небесам об отмщении, ибо вся тварь стенает из-за греха человека и ожидает освобождения от рабства тлению.

(3) В данных стихах возвещается горе тому, кто построил город на крови и вымогательстве (ст. 12): «Он строит город и сам господствует в нем; он созидает крепости и делает их своим царским престолом». Так поступал Навуходоносор (Дан 4:27): «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства?» Но он построен на крови его подчиненных, которых он угнетал, на крови соседей, на которых он незаконно напал; он созидал его неправдою, несправедливыми законами, которые учреждены ради его безопасности. Горе тому, кто так поступает, ибо города и крепости, построенные таким образом, никогда не будут утверждены; они падут, и их основатели будут погребены в их руинах. Вавилон, который был построен на крови и беззаконии, недолго стоял; скоро настал день его падения, и провозглашенное в этих стихах горе обрушилось, когда это пророчество, выраженное как свершившийся факт (Ис 21:9), исполнилось: «Пал, пал Вавилон!» (Ис 21:9) Разрушение этого города [1] было позором для халдеев, которые приложили много усилий и понесли огромные затраты для его укрепления (ст 13): «Не от Господа ли Саваофа это, что народы, много потрудившиеся для защиты этого города, трудятся для огня, что им придется увидеть в огне плоды своего труда, на которые они уповали как на крепость, что они напрасно будут стараться спасти их?» Или они, стремясь к мирскому богатству и славе, сильно изнуряли себя и подвергали опасности, как поступают те, кто трудится для огня. Наихудшее, что можно сказать о работниках Божьего виноградника, так это то, что они переносили тягость дня и зной (Мф 20:12), а те, которые прилагают много усилий, стремясь к мирским благам, трудятся для огня и делают себя абсолютными рабами своих похотей. Самую тяжелую работу в мире выполняет тот, кто является рабом алчности. И что же из этого вышло? Хотя они много потрудились, но им мало заплатили, ибо в итоге оказалось, что они мучили себя напрасно; им говорили, что этот труд напрасен, и когда они разочаруются в своих ожиданиях, то признают, что их усилия были не только суетой, но и томлением духа.

[2] Прославило Бога как Бога нелицеприятной справедливости и непреодолимой силы, ибо благодаря гибели халдейской монархии — событию, на которое не мог не обратить внимания весь мир, — земля наполнилась познанием славы Господа (ст. 14). Познан был Господь по суду, который Он совершил, особенно когда Он решил посмотреть на все гордое и смирить его, ибо благодаря этому Он доказал, что является единственным Богом (Иов 40:6−7). Посмотрите, сколько хорошего Бог делает за счет того, что позорит и унижает мирскую славу: благодаря этому Он являет и возвеличивает Свою славу, наполняет землю знанием о ней так щедро, как воды наполняют море, которое является глубоким, далеко простирается и не высохнет лишь тогда, когда времени уже не будет. Поразительная гибель Вавилона была средством познания славы Господа, и такое познание славы Божией в лице Иисуса Христа дает Евангелие (2Кор 4:6). Отметьте: кто не желает познать славу Бога за счет судов Его уст, тому придется познать ее по судам Его руки.

Стихи 15−20. Три предыдущие статьи обвинения, на основании которых возвещалось горе, очень похожи друг на друга. Преступники, которым предъявлялось это обвинение, были угнетателями и вымогателями, обогащавшимися за счет грабежа и несправедливости. В данных стихах это преступление вновь упоминается (ст. 17) и повторяется сказанное в ст. 8, ибо именно на нем ставится наибольшее ударение: за пролитие крови человеческой, невинной крови, пролитой жестоко и несправедливо, что является вопиющим беззаконием, за опустошение страны, города и всех живущих в нем Бог обязательно рано или поздно взыщет с тебя, ибо Он восстанавливает права и мстит за зло.

Но в данных стихах также приводятся две статьи другой природы, которые возвещают горе всем, кого они касаются, в частности правителей Вавилона, которые взяли в плен и увели народ Божий.

I. В данных стихах обвиняются и осуждаются те, которые побуждали к пьянству. Одним из таких был Валтасар; именно таким он оказался в ту ночь, когда поразительным образом исполнилось пророчество, изложенное в данной главе, которое относилось ко времени его жизни и царства, когда он пил вино перед глазами тысячи своих вельмож (Дан 5:1), желал им здоровья и заставлял поднимать бокал за его здоровье. Возможно, одной из причин успешности Персидской империи был изданный в ней закон, гласивший, что никто не должен принуждать пить, а управляющие чтобы делали по воле каждого (Есф 1:8). ибо на примере царей Вавилона они видели, к каким печальным последствиям приводит принуждение выпивать за здоровье. Здесь же горе возвещается твердо и пугающе в адрес всех, кем бы они ни были, кто виновен в данном грехе, когда и где бы он ни совершался — то ли в величественных дворцах (как в вышеприведенном примере), то ли в презренных пивнушках. Обратите внимание:

1. Кем был грешник, которому предъявлялось данное обвинение: это тот, кто подает ближнему своему питье (ст. 15). Подать ближнему своему питье, когда он нуждается, когда его одолевает жажда и он беден (даже если это просто чаша воды, поданная ученику во имя ученика), подать питье утомленному путнику, дать сикеру погибающему и вино огорченному душею — проявление милосердия, которое требуется от нас; и мы будем вознаграждены за это. Жаждал, и вы напоили Меня. Но дать питье ближнему, который и так выпил достаточно, и более чем достаточно, чтобы он опьянел, опозорился и говорил глупости, чтобы сделать его посмешищем, заставить его раскрыть свои тайные беспокойства или склонить заключить невыгодную для него сделку — мерзкий и нечестивый поступок; а те, которые так поступают, гордятся и получают удовольствие от таких поступков, восстают против Бога небес и Его священных законов; таковые являются представителем дьявола в аду и его проклятых интересов, врагами людей на земле, их чести и благополучия; они похожи на сына Наватова, который согрешил и ввел Израиля в грех. Кто соблазняет другого к пьянству и подает ему питье, чтобы тот был очарован его чарами, глядя на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, кто заставляет других пить, обязывая следовать правилам клуба (а они именно таковы) и выпивать много стаканов, чтобы напиться допьяна, тот делает все, что в его силах и, возможно, даже больше, чем мы себе представляем, чтобы убить тело и душу; и поступающим так придется за многое ответить.

2. Какой приговор выносится такому человеку. В данных стихах ему возвещается горе (ст. 15) и наказание (ст. 16), соответствующее этому греху.

(1) Он подавал чашу в руки ближнего своего? — Чаша ярости, чаша трепета, чаша десницы Господней обратится к нему, сила Божья выступит против него. Та чаша, которая побывала у всех народов, чтоб опустошить их, сделать ужасом и посмеянием, которая стала для них камнем преткновения, так что они пали и больше не встали, наконец будет передана в руки царя Вавилона, как и было предсказано (Иер 25:15−16, 18, 26−27). Так новозаветному Вавилону, который вынуждал народы пить чашу, наполненную ее блудодейством, будет дана кровь, чтобы пить: они достойны того (Откр 16:6).

(2) Он развлекался, предавая позору ближнего своего? — Его самого будут презирать: «Ты пресытился стыдом вместо славы, то есть сейчас опозорен больше, чем раньше был прославлен; слава, которая сопутствовала тебе раньше, сделает твой позор более скорбным для тебя и более отвратительным в глазах других. Пей же и ты из чаши трепета, подвергая себя позору своим страхом и трусостью, которые подобны срамоте; все окружающие будут бесчестить тебя, ибо обратится к тебе посрамление на славу твою: на то, чем ты больше всего гордился, на твое достоинство, богатство и владычество, те, кого ты заставлял пить, будут блевать на твое достоинство. Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление животных (ст. 17); за тобой будут охотиться, и тебя будут преследовать с такой же яростью, с какой охотились на диких зверей на Ливане; ты будешь такой же добычей, как и они, и твое падение будет развлечением, так как сейчас ты похож на одного из животных, которые пугали их, и поэтому они будут ликовать, когда завладеют тобой». Или эти слова означают: «За насилие, которое ты совершал на Ливане, то есть в земле Израильской (Втор 3:25), и в храме (Зах 11:1), Бог сейчас наказывает тебя; это твой грех сейчас обрушился на тебя».

II. Обвиняются и осуждаются распространители идолопоклонства; в этом грехе Вавилон был в высшей степени виновен; он был матерью блудниц. На своих пирушках Валтасар славил своих идолов. И в данных стихах таковым возвещается горе, а в их лице — всем распространителям идолопоклонства, особенно в новозаветном Вавилоне. Обратите внимание:

1. Что они делают, чтобы распространять идолопоклонство; они обезумеют от идольских страшилищ — так говорит о халдеях Писание (Иер 50:38), ибо (1) у них очень много идолов — истуканов, сделанных художником, и литых, так что люди выбирают то, что им больше всего нравится.

(2) Они очень красиво и искусно сделаны: ваятель (создающий свое изобретение, написано на полях) восхитительно исполнил свою работу, которую задумывал создать выдающейся.

(3) Они идут на огромные затраты, чтобы сделать их красивыми и нарядными: они обкладывают их золотом и серебром, потому что люди любят и привязываются к таким вещам повсюду, где сталкиваются с ними; они облачали в них своих истуканов, чтобы те более действенно вызывали восхищение у сынов этого мира.

(4) Они возлагали на них большие надежды: «Ваятель полагается на свое произведение как на своего бога, уповает на него и почитает как своего бога». Поклоняющиеся единственному Богу прославляют Его, вознося Ему свои молитвы и ожидая от Него наставлений и указаний; и такие же почести воздавали своим богам эти язычники.

[1] Они молились им и говорили дереву: «Встань, чтобы помочь нам, пробудись, чтобы услышать наши молитвы», говорили бессловесному камню: «Пробудись и спаси нас», подобно тому как Церковь молится своему Богу: «Восстань, Господи, пробудись» (Пс 43:24). Они признают, что истукан является богом, молясь ему: «Спаси меня, ибо ты бог мой» (Ис 44:17). То. к чему человек направляет свои прошения, является его богом.

[2] Они обращались к ним за советом как к пророкам, ожидая от них наставлений и указаний: «Они говорили бессловесному камню, хотя тот не может говорить, в надежде, что он научит чему-нибудь». Все, что нечестивые демоны или нечестивые священники говорили им от имени истукана, они воспринимали с максимальным благоговением, как откровение божественной власти, и были готовы руководствоваться их наставлениями. Так идолопоклонство насаждается и пропагандируется под благовидным видом религиозности и набожности.

2. Как разоблачается их крайнее безрассудство. Когда Бог через Исаию предсказал избавление Своего народа из Вавилона, то Он четко показал позорную тупость идолопоклонников; то же самое Он делает здесь через пророка Аввакума в подобной ситуации.

(1) Сделанные ими истуканы являются всего лишь материей — самой низкой формой творения; и все затраты для них, на которые они идут, не смогут возвысить их ни на йоту. Они полностью лишены чувств и разума, безжизненны и бессловесны, ибо истукан — немой идол и бессловесный камень и дыхания в нем нет; и поэтому самое незначительное животное, которое имеет дыхание и двигается, превосходнее его; истуканы не имеют даже духа животного.

(2) Для своих поклонников они не могут сделать ничего хорошего (ст. 18): «Что за польза от истукана?» Хотя это всего лишь материя, но ей можно было бы придать другую форму и сделать полезной для каких-нибудь целей в жизни человека, но так как из нее сделали бога, то он не приносит никакой пользы и не может оказать никакой помощи поклоняющимся ему.

(3) Он не только не приносит им пользы, но и обманывает их, удерживая во власти сильных заблуждений; они говорят: «Он научит нас» (ст. 19, англ. пер.), но идол — это литой лжеучитель, ибо представляет Бога в виде личности, имеющей тело, ограниченной в возможностях, видимой и зависимой от многих факторов, в то время как Он — безграничный, невидимый и независимый Дух. Идол утверждает осуетившихся в своих представлениях в их ложных представлениях о Боге, делает образ Бога ненадежным — таким, каким угодно Его представлять любому человеку. Если мы можем сказать делам своих рук: «Вы — боги», то то же самое можем сказать о любом творении нашей фантазии, какой бы необычной ни была эта несбыточная мечта. Истукан — это пустое учение, это ложь и дело заблуждения (Иер 10:8, 14−15). И раз они препятствуют людям понимать Писание, скрывая его смысл и издавая на неизвестном языке, то легко увидеть, что из себя представляет их религия, к чему они стремятся, кто представляет этих учителей лжи в качестве мирских учебников, которые люди должны изучать и которыми они должны руководствоваться.

3. Как народ Божий радовался в Господе и тем самым поддерживал себя, в то время как идолопоклонники предавали себя позору (ст. 20): «А Господь — во святом храме Своем».

(1) Заступник их не таков, как наш Заступник (Втор 32:31). Их заступники — немые идолы, а наш Заступник — Иегова, живой Бог, Который является таким, какой Он есть, а не таким, каким людям угодно представлять Его. Он пребывает во святом храме Своем на небесах — обители Его славы, где мы имеет доступ к Нему, но не таким способом, который мы сами изобрели, а который учрежден Им самим (сравните Пс 113:11: «Бог наш на небесах» и Пс 10:4).

(2) Множество их богов, которые они сами утвердили и для поддержки которых прилагают так много усилий, не могут вытеснить нашего Бога, ибо Он есть и будет в Своем святом храме, прославленный Своей святостью. Они опустошили Его храм в Иерусалиме, но у Него есть храм в вышних, и их ярость и злоба не могут достичь Его там, хотя вера и молитвы Его народа доходят к Нему.

(3) Наш Бог заставит молчать весь мир пред Ним; Он поразит идолопоклонников немотой, как и их идолов, убеждая их в собственном безрассудстве и покрывая позором. Он заставит молчать яростных угнетателей и усмирит их гнев, направленный против Его народа.

(4) Долг Его народа — приходить к Нему с молчаливым восхищением (Пс 64:2) и терпеливо ожидать, когда Он явится, чтобы спасти их так, как Он считает нужным, и в Им установленное время. Остановитесь и познайте, что Я — Бог (Пс 45:11).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Аввакума, 2 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.