Есфирь 9 глава

Книга Есфири
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В тринадцатый день двенадцатого месяца (месяца адара), когда настал срок исполнить повеление царя и его указ, — именно в тот день, когда враги надеялись восторжествовать над иудеями, вышло наоборот: иудеи одолели своих врагов.
2 Иудеи собрались в своих городах по всем областям царства Ксеркса, чтобы нанести поражение тем, кто желал им зла. Никто не устоял против них, потому что ужас перед ними охватил все народы.
3 И все областные правители: сатрапы, наместники, исполнители царских дел — содействовали иудеям, потому что трепетали перед Мардохеем.
4 Велик был Мардохей при царском дворе, и слава о его всё возраставшем влиянии распространялась по всем областям царства.
5 Иудеи сразили своих врагов мечом, перебили их, истребили — поступили со всеми своими врагами, как захотели.
6 В самой крепости Сузы иудеи убили пятьсот человек.
7 Среди убитых были Паршандата, Далфон, Аспата,
8 Пората, Адалья, Аридата,
9 Пармашта, Арисай, Аридай и Вайзата —
10 десять сыновей Амана, сына Хаммедаты, гонителя иудеев; но иудеи не стали, однако, захватывать их имущество как добычу.
11 В тот же день царя известили о числе убитых в крепости Сузы.
12 «В крепости Сузы, — сказал царь царице Эсфири, — иудеи перебили и погубили пятьсот человек, в том числе десять сыновей Амана. А что они сделали в остальных областях царства? Так скажи, о чем ты еще просишь, — и я дам тебе! Что желаешь — всё будет исполнено!»
13 «Если угодно будет царю, — отвечала Эсфирь, — пусть и завтра всем иудеям, живущим в Сузах, будет дозволено исполнять сегодняшний указ, а тела десятерых сыновей Амана пусть повесят на деревянном столбе ».
14 Так царь и повелел поступить в Сузах: был дан особый указ, и тела сыновей Амана повесили.
15 Иудеи, жившие в Сузах, собрались и в четырнадцатый день месяца адара перебили еще триста человек, но имущество их как добычу захватывать не стали.
16 Тем временем остальные иудеи, что жили в других областях царства, тоже собрались, чтобы защитить свои жизни и обезопасить себя от врагов. Они убили семьдесят пять тысяч своих врагов, но имущество их как добычу захватывать не стали.
17 Это произошло в тринадцатый день месяца адара, а в четырнадцатый день они отдыхали, устроив праздник, — это был день радостного пира.
18 Те иудеи, что жили в Сузах, собирались против врагов в тринадцатый и в четырнадцатый дни, а в пятнадцатый день отдыхали, устроив праздник, — это был день радостного пира.
19 С тех пор у иудеев, живущих в селах и поселениях в открытой местности, четырнадцатый день месяца адара стал днем праздника и радостного пира, когда сосед угощает соседа.
20 Мардохей описал эти события и разослал письма ко всем иудеям, ближним и дальним, по всем областям царства Ксеркса,
21 призывая их1 ежегодно в четырнадцатый и пятнадцатый день месяца адара праздновать
22 дни избавления от врагов — дни, когда печаль их обернулась радостью, а скорбь — праздником. Он велел им сделать эти дни временем пиршества и радости, временем, когда сосед угощает соседа и богатые одаривают бедняков.
23 Так у иудеев и возник этот обычай — благодаря Мардохею, который написал им об этом:
24 «Аман, сын Хаммедаты из рода Агага, гонитель иудеев, задумал всех их уничтожить и бросал о том „пур“ — жребий, чтобы определить, когда именно повергнуть их в смятение и погубить.
25 Но, когда Эсфирь пришла к царю,2 он издал новый указ и обратил зло, что Аман замышлял против иудеев, на его собственную голову — и Амана вместе с сыновьями повесили на столбе».
26 Потому и называются эти дни Пурим — от слова «пур».
Согласно тому, что было сказано в письме Мардохея, и тому, что они сами видели и пережили,
27 иудеи установили непреложный обычай для себя самих, своих потомков и всех, кто к ним присоединится, — ежегодно праздновать эти два дня, как было записано и установлено.
28 Теперь они празднуют эти памятные дни из поколения в поколение, из рода в род, во всякой области и во всяком городе — дни Пурима не изгладятся из памяти иудеев, потомки не предадут их забвению!
29 Царица Эсфирь, дочь Авихаиля, вместе с иудеем Мардохеем данной ей властью утвердила и второе послание о Пуриме,
30 оно было послано ко всем иудеям по всем ста двадцати семи областям царства Ксеркса с пожеланиями мира и верности.
31 Так по предписанию иудея Мардохея и царицы Эсфири и по решению самих иудеев для их потомства были установлены дни празднования Пурима — как и в случаях с установлением дней поста и плача.3
32 Своим повелением Эсфирь утвердила правила и обычаи празднования Пурима, и это было записано в книгу.

Толкование Далласской семинарии

4. ОТМЩЕНИЕ ИУДЕЕВ (9:1−19)

Есф 9:1−4. И вот настал тринадцатый день месяца Адар (в марте 473 г. до Р. Х.), день последнего и окончательного торжества Иудеев, когда никто уже не мог усомниться в том, что обстоятельства «повернулись на 180 градусов». Во всех городах, где они жили, собирались Иудеи сплоченными группами — не столько уже в целях обороны, сколько для нападения на зложелателей своих. И такой страх охватил их соседей, что никто не мог устоять перед ними, тем более, что и все «начальники», все царские чиновники поддерживали теперь Иудеев, и повсюду распространялся слух о том, как велик и все выше поднимается в доме у царя… Мардохей.

Есф 9:5−15. Можно предположить, что, побуждаемый первым указом царя, кто-то все-таки пытался нападать на евреев, в частности, в Сузах. Но они неизменно выходили победителями из схваток, побивая мечем… и истребляя… всех врагов своих. В столице они убили пятьсот человек, плюс десятерых сыновей Амана. Узнав об этом, царь спросил Есфирь, какая еще просьба будет у нее, пообещав, что и она будет исполнена.

И просила Есфирь, чтобы Ксеркс еще один день позволил евреям продолжить расправу с ненавидевшими их, чтобы покончить со всеми ними; а еще просила она, чтобы тела десяти умерщвленных сыновей Амановых повесили на виселице. В древности на Ближнем Востоке известен был и такой вид «посмертной казни», служивший «наглядным предупреждением» потенциальным преступникам.

Есф 9:16−19. И во всех царских областях стали Иудеи… на защиту жизни своей и убивали врагов своих, чтобы надолго «успокоиться» от них. Трижды в этой главе (здесь и в стихе 10 и 15) сказано, что в 13-ый и 14-ый дни Адара на грабеж евреи не простерли руки своей.

Только в Сузах «избиение врагов» происходило на протяжении двух дней, а пятнадцатый день месяца Адар стал даем пиршества и веселия. В провинциях же Иудеи уничтожали неприятелей своих только на протяжении 13-го дня (убив их семьдесят пять тысяч), а четырнадцатый день … Адара… сделали… днем пиршества и веселия.

IV. Установление праздника Пурим (9:20−32)

Есф 9:20−22. Здесь речь идет об установлении праздника Пурим. Как видим, своим возникновением он обязан не закону Моисея, а повелению Мардохея (стихи 20−28) и Есфири (стихи 29−32). Праздновать Пурим (веселясь и пируя, даря подарки друг другу и посылая… подаяния бедным) предписывалось два дня — в память о том, как Бог, действуя посредством обстоятельств, спас народ Свой от уничтожения, и о том, как время печали стало для иудеев временем радости.

Есф 9:23−32. А в память о том, как Аман… думал погубить Иудеев и бросал (ради определения дня благоприятного для этого; 3:7) пур, жребий… и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал разрушить злой замысел Амана и обратить его на голову его, названы были эти дни Пурим.

И царица Есфирь… написала от себя, в подтверждение письма о Пуриме, написанного Мардохеем, чтобы все, о чем говорится в этом письме, иудеи исполняли (стихи 29−32) и праздновали Пурим из года в год. Сказано, что оригинал письма Есфири сохранен был в царских архивах (стих 32).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
21  [1] — Или: предписав / заповедав им.
25  [2] — Или: когда это дошло до царя.
31  [3] — См. Зах 8:19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.