Песня Песней 3 глава

Песнь песней Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В постели своей ночами
томилась1 я по любимому,
искала его — и не находила.
2 Подумала: «Встану, обойду город,
по улицам и площадям
поищу своего любимого».
Искала его — и не находила.
3 Тут и стражей я повстречала,
что обходят дозором город,
о своем любимом спросила их,
не видали ли они его.
4 Но едва я их миновала,
отыскала своего любимого.
Прильнула к нему и решила:
ни за что от себя не отпущу,
пока не приведу в дом матушки своей,
в опочивальню своей родимой.
5 Заклинаю вас, девушки иерусалимские,
сернами и ланями полевыми:
не будите любовь, не пробуждайте,
пока сама она того не пожелает.
6 Кто она — та, что восходит от пустыни,
словно дыма столб,
благоухая ладаном и миррой,
дыша ароматами,
доставленными издалека?2
7 А вот ложе его, ложе Соломоново,
шестьдесят ратников3 вокруг него,
ратников Израиля.
8 Каждый мечом препоясан,
обучен искусству войны.
Мечи у них наготове4
против страха ночного.
9 Изготовил себе царь Соломон
паланкин5 из дерев ливанских.
10 Из серебра сделал его подпоры,
спинку6 — из золота,
сиденье покрыл пурпуром,
а внутри его украсили с любовью
иерусалимские мастерицы.7
11 Выходите,8 девушки сионские, поглядеть
на царя Соломона в венце,
которым матушка его увенчала
в день женитьбы его,
в самый радостный день.9

Толкование Далласской семинарии

4. СТРАХ НЕВЕСТЫ ПОТЕРЯТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОГО (3:1−4)

Песн 3:1−4. Многие комментаторы сходятся на мысли, что описанное в этих стихах переживается невестой во сне. Ее возлюбленный, царь, вероятно, возвратился в Иерусалим, оставив ее в родительском доме. Переживая разлуку, боясь потерять любимого, она засыпает тревожным сном и, вот, мечется на ложе своем, ища того, которого любит душа ее. Она ищет и не находит его и продолжает искать его в сновидении своем: она «выходит на улицы и площади» и «спрашивает о нем у городских стражей». Наконец она встретила любимого и ухватилась за него, и не отпустила… доколе не привела его в дом матери своей, чтобы там он остался с ней и более не покидал ее.

5. ПОВТОРЕНИЕ ЗАКЛИНАНИЯ (3:5)

Песн 3:5. Здесь этим заклинанием-рефреном отмечается начало нового раздела (3:6 — 5:1). О значении «мольбы», обращаемой невестой к «дочерям иерусалимским», в толковании на 2:7.

II. Бракосочетание (3:6 — 5:1)

А. Описание бракосочетания (3:6−11)

Брачные отношения, заключавшиеся в древности на Ближнем Востоке, по-видимому, рассматривались как акты гражданского, а не религиозного характера. Как о завете, заключенном «в присутствии Бога», о брачных контрактах в Ветхом Завете упоминается лишь в Притч 2:17 и в Мал 2:14. А вот образцы гражданских брачных контрактов, заключавшихся в еврейском сообществе, были обнаружены при раскопках на месте еврейской колонии в Элефантине (Египет), и относились они к 5 веку до Р. Х.

Брак, заключенный между Руфью и Воозом перед городскими старейшинами (Руфь 4:10−11), а не священниками, тоже говорит в пользу гражданского, а не религиозного характера свадебных церемоний. Не приходится таким образом удивляться, что брачные торжества происходили не в храме (или позднее — в синагогах), а в доме вступавших в брак.

Главным, событием свадебной церемонии являлось (как и многие столетия спустя в странах далеких от Палестины) шествие к дому невесты жениха, который затем торжественно сопровождал ее к своему дому. После этого начиналась собственно свадьба — торжество, продолжавшееся неделю или более, хотя в супружеские отношения жених и невеста вступали в первую же ночь.

Если описания свадебного празднества в Песне Песней нет, то торжественная свадебная процессия (3:6−11) и брачная ночь (4:1−5) описаны довольно подробно.

Песн 3:6. Автор говорит здесь как участник или свидетель происходившего. Он описывает шествие невесты, перед которой возжигают столбы благовоний (она как бы идет в них), окуривая ее миррою и фимиамом и всеми благоухающими травами, которые имелись у изготовителя благовоний (мироварника).

Песн 3:7−10. В этих стихах описание царского положения жениха, Соломона. Великолепие его вполне соответствует тому, что известно об этом царе из 3-й Царств и 2-Паралипоменои. Одр его — это его роскошные носилки, которыми окружают его телохранители, вероятно, шестьдесят наиболее знатных и «сильных» военачальников царя (сравните с «храбрыми» царя Давида; 2Цар 23:8). Они вооружены мечами.

Возможно, этот караван, прежде чем войти в Иерусалим, проделал немалый путь от «пустыни» (3:6), от дома невесты (в Ливане? 4:8, 15) — отсюда упоминание страха ночного в конце стиха 8: полагают, что речь может идти о разбойниках, нападавших в ночи; другое мнение: здесь подразумеваются ночные призраки, суеверным страхом перед которыми евреи страдали с глубокой древности. (Заметим, что и еврейские богословы давних времен и некоторые относительно современные христианские богословы склонны были видеть в описываемом тут бракосочетании Соломона аллегорию восхождения его на трон — заключения им «брачного завета» с израильским народом, причем в еврейской священной книге Мидраш Соломон в стихе 11 понимается как грядущий Мессия.) Столпцы «одра» — это серебряные столбы великолепных царских носилок, подробное описание которых дается в стихе 10.

Песн 3:11. В стихе 11 о бракосочетании Царя с его Невестой говорится как о факте уже совершившемся. Загадочно звучит фраза о том, что в день бракосочетания его… Соломона увенчала царским венцом (короной) мать его (Вирсавия). Объяснить ее можно как иносказание — если понимать описываемое тут бракосочетание как вступление Соломона в «брачный завет» с израильским народом (как говорилось выше), с учетом той роли, которую сыграла Вирсавия в восхождении сына на престол (именно ей, любимой своей жене, Давид обещал, что после него царствовать будет рожденный ею Соломон; 3Цар 1:13 и далее).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: искала, как далее в этом стихе.
6  [2] — Древн. пер.: изготовителей благовоний; или: разносчиков. Друг. возм. пер.: что душистее всех ароматов у купцов.
7  [3] — Или: храбрецов.
8  [4] — Букв.: на бедре.
9  [5] — Паланкин — носилки в восточных странах в виде кресла или ложа.
10  [6] — Или: подлокотники; или: балдахин — значение слова неясно.
10  [7] — Или: а внутри он выстлан любовью дев Иерусалима. Друг. возм. пер.: покрыт кожей.
11  [8] — Друг. возм. пер.: выстлан любовью. Девы Иерусалима, 11 придите.
11  [9] — Букв.: в день радости его сердца.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.