Екклесиаст 4 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 И присмотрелся я и увидел всякое угнетение, что творится под солнцем, и слезы угнетенных — у них утешителя нет, я увидел, что вся сила — в руках угнетателей их и нет утешителя у угнетенных,
2 и я подумал, что лучше всего тем, кто давно уже ушел из жизни,1 а не тем, кто ныне живет,
3 но более счастливы те,2 кто не появился на свет: не видели они того зла, что творится под солнцем.
4 Повидал я всяческие труды и умелую работу,3 от чего одна лишь зависть среди людей. И всё это тщета одна, за ветром погоня.4
5

Сидит глупец сложа руки,
собственную плоть пожирая,

6

но лучше горсть с покоем,
чем полные ладони в трудах тяжких
да за ветром в погоне…5

7 И еще присмотрелся я к такой бессмыслице6 под солнцем:
8 человек одинок, и нет у него никого другого: ни сына, ни брата, а он всё трудится, и нет конца трудам его, и не радуется7 богатствам око его. И сам же вопрошает он: „Кого ради тружусь я и отказываю себе в удовольствиях?“8 И впрямь, всё это тщета и тягостный труд.9
9 Лучше быть вдвоем, чем одному; тогда есть и у двоих доброе воздаяние за их старания:
10 один упадет — другой его поднимет, но когда один упадет,10 а другого нет — некому и поднять.
11 Улягутся двое — и тепло им, а в одиночку — как согреться?
12 С одиночкою сладят быстро, но двое против одного устоят, а уж тройная веревка оборвется не скоро.
13 Лучше юноша бедный, но мудрый, нежели царь старый, да глупый, что предупреждениям не внимает.
14 Выйдя из темницы, такой юноша может взойти на царство,11 хоть и родился бедным, когда тот царствовал.12
15 И понял13 я, что происходит под солнцем с любым из живущих: ему на смену придет молодая поросль, что займет его место.
16 Не исчислить всех ныне живущих и предков не перечесть, только кто из потомков помянет их добрым словом?14 Так что всё это тщета и погоня за ветром.
17 Будь осмотрителен, вступая в Божий Храм:15 ты лучше, приходя туда, послушай, а глупцы пусть спешат с жертвоприношениями — не понимают они, какое зло творят.16

Комментарии МакДональда

Г. Суетность жизненного неравенства (4:1 — 4:16)

4:1 Роберт Бернс сказал: «Негуманное отношение человека к человеку заставляет стенать бесчисленные тысячи!» Во все века чувствительные сердца печалились, глядя на угнетение человека человеком. Это беспокоило и Соломона. Ему грустно было видеть слезы угнетенных, силу угнетающих и то, что никто не может защитить первых от последних. Сила была на стороне угнетающих, и никто не осмеливался оспаривать их право. Казалось, что «Истина навеки забыта, а Зло навеки сидит на престоле». Он не видел, что «за непроницаемой завесой стоит Бог, Который охраняет Свой народ».

4:2 Глядя на все это, Соломон пришел к выводу, что мертвым лучше, чем живым. Смерть представлялась ему желанным спасением от гонений и жестокостей этой жизни. В тот момент он не думал о более глубоком значении смерти — о том, что человек, умирающий в неверии, обречен на более жестокие страдания, чем самое ужасное угнетение на земле. Перед ним стоял не вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?», а скорее: «Есть ли жизнь после рождения?»

4:3 Цинизм Соломона достигает предела, когда он замечает, что, хотя мертвым лучше, чем живым, еще лучше вовсе не рождаться на свет. Те, кто никогда не жил, избежали угнетения под солнцем. Им не пришлось терпеть «отвратительные издевательства счастья под названием жизнь».

4:4 Был и еще один неприятный момент, который сводил его с ума, — осознание того, что человеческая деятельность и умения управляемы желанием занять более высокое положение, чем другие люди. Он видел, что колесо жизни вращается, благодаря зависти и духу соперничества. Желание иметь лучший дом и более красивую одежду — все это казалось таким пустым и недостойным человека, сотворенного по образу и подобию Божьему.

Когда Микеланджело и Рафаэлю поручили использовать свои художественные таланты для украшения Ватикана, они стали соревноваться между собой. «Хотя каждому было поручено отдельное задание, они исполнились такой зависти, что в конце даже перестали разговаривать друг с другом». Некоторым людям лучше удается скрывать свою зависть, чем этим гениям, но в основе современной деятельности часто лежит тот же самый дух соперничества.

Один современный циник написал: «Я испытал все, что может предложить мне жизнь, но все, что я вижу, — это как один человек старается перещеголять другого в бесполезном стремлении к счастью».

4:5 Тем, кто руководствуется в своих поступках завистью, противопоставлен глупый — бездеятельный и ленивый. Он сидит, сложа руки, и живет за счет того небольшого количества пищи, которое может достать без особых усилий. Возможно, он на самом деле мудрее, чем те, кто неустанно борется друг с другом и завидует.

4:6 В то время как окружаюшие неустанно соревнуются друг с другом, глупый думает так: Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. Или, как перефразирует это выражение Х. Ч. Леупольд: «Лучше я буду жить спокойно, довольствуясь малым, чем приобретать все больше с такими волнениями».

4:7, 8 Было и еще одно безумство, которое не давало покоя Екклесиасту. Это бессмысленная работа и накопление богатств одиноким человеком. У него нет ни сына, ни брата; нет близких родственников. У него уже больше денег, чем нужно ему самому. Однако он изо дня в день трудится, отказывая себе в простых радостях жизни. Он никогда не задает себе вопроса: «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» Чарльз Бриджес комментирует: «Скупец — а он заслуживает такого имени — проклятый слуга маммоны, старится в тяжком труде, копя, собирая крохи!» Скупец несчастен. Какой нелепый и пустой образ жизни! — думал Соломон.

Без сомнений, Сэмюэль Джонсон был прав, когда сказал: «Жажда золота, бесчувственная и лишенная угрызений совести, — последняя степень порочности невозрожденного человека».

4:9 Одиночество скупца побуждает Соломона подчеркнуть преимущества дружбы и сотрудничества. Он приводит четыре примера, чтобы доказать свою мысль. Прежде всего, два труженика лучше, нежели один, потому что вместе они трудятся более эффективно.

4:10 Если на работе случится что-нибудь, один товарищ поможет другому. Но трудно придется человеку, который упадет с приставной лестницы, будучи в одиночестве. Никого не будет рядом, чтобы помочь ему.

4:11 В холодную ночь в постели лучше лежать вдвоем, а не одному, потому что вдвоем тепло. Мы, конечно, можем найти изъяны в этом доводе, вспомнив о беспокойстве, которое причиняет лежащий рядом, потому что у него холодные ноги или он натягивает на себя одеяло, или сказав, что можно купить одеяло с электроподогревом. Но речь здесь не об этом, а об удовольствиях и благах дружбы и общения, неизвестных тому, кто живет в изоляции.

4:12 Третий пример связан с защитой при нападении. Грабитель часто одолевает одну жертву, но двое могут успешно противостоять ему.

Наконец, веревка, свитая из трех нитей, прочнее, чем одинарная или двойная. В самом деле, три сплетенные вместе нити больше чем втрое прочнее трех нитей, взятых по отдельности.

4:13−16 Безрассудство и тщетность жизни характерны не только для простонародья; это относится и к царям, живущим во дворцах. Соломон описывает царя, который преодолел бедность и темницу на пути к престолу, но теперь, когда он состарился, с ним невозможно было иметь дело. Он не слушал своих советников. Лучше бы во дворце правил обучаемый молодой человек, пусть и бедный. Соломон думал обо всем народе, подданных этого царя, и о молодом человеке, втором после него — очевидно, наследнике. Толпа подняла бунт. Она устала от старого правителя и хотела перемен, надеясь на лучшее правление. Но и те, кто будет после них, не порадуются избранному ими царю.

Переменчивость толпы, ее желание перемен помогли Соломону понять, что даже высшие почести мира — суета. Их тоже можно назвать томлением духа.

Д. Суетность популярной религии и политики (4:17 — 5:1−8)

По природе своей человек религиозен, но это не обязательно хорошо. Это даже может быть плохо. Сама эта религиозность может помешать ему ощутить свою потребность в спасении как безвозмездном даре Божьей благодати. Кроме того, собственная религия человека может быть лишь внешней и показной, без внутреннего содержания. Суета способна проникнуть в религиозную жизнь так же, как в любую другую область, может быть, даже легче. Поэтому в главе 5 Соломон дает кое-какие советы, помогающие уберечься от формализма и поверхностной веры в отношениях с Творцом.

4:17 Во-первых, он советует людям следить за своими шагами, когда они идут в дом Божий. Речь может идти об уважении к Богу в целом, но здесь скорее имеется в виду умение учиться, а не вести пустые разговоры. Поспешные обеты — жертвоприношение глупцов. Неразумные люди дают их, не думая, что это — худо.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: и воздал я славу уже умершим.
3  [2] — Букв.: но (в сравнении) с обоими лучше / благо тем.
4  [3] — Друг. возм. пер.: успехи.
4  [4] — Или: поиски / стремление; подобное в ст. 6.
6  [5] — Здесь явная перекличка с традиционной мудростью, дополнение к ней и даже спор с ней, см. Притч 6:9−11.
7  [6] — Букв.: тщете, евр. хе́вель.
8  [7] — Букв.: не насыщается, ср. 1:8.
8  [8] — Букв.: лишаю душу блага.
8  [9] — Или: не к добру / несчастное дело. Ср. 1:13; 3:10.
10  [10] — LXX: но беда, когда упадет один
14  [11] — См. Быт 41:37−43.
14  [12] — Один из возможных переводов трудного места.
15  [13] — Букв.: увидел.
16  [14] — Или: нет числа народу — тем, кто шел впереди него, но не порадуются ему те, кто будут после.
17  [15] — Букв.: наблюдай за ногою твоей, идя в Божий Дом.
17  [16] — Друг. возм. пер.: даже зла сотворить они не умеют; или: зло творят, не понимая этого.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.