От Матфея 14 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Когда Ирод, правитель Галилеи, царствовавший в то время, узнал об Иисусе,
2 он сказал своим слугам:
«Этот Человек на самом деле Иоанн Креститель. Он воскрес из мёртвых и потому способен творить все эти чудеса».
3 Задолго до этого Ирод схватил Иоанна, заковал его в цепи и бросил в темницу. Он сделал это из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа.
4 Иоанн говорил ему:
«Тебе не подобает с ней сожительствовать».
5 Ирод хотел убить его, но боялся народа, так как люди считали Иоанна пророком.
6 Когда наступил день рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала перед ним и его гостями и так угодила ему,
7 что он клятвенно пообещал дать ей всё, о чём она ни попросит.
8 По наущению матери она сказала:
«Принеси мне на блюде голову Иоанна Крестителя».
9 И хотя царь был опечален, он приказал исполнить её просьбу, так как гости, которые ели вмести с ним, слышали его клятву.
10 Поэтому Ирод послал людей обезглавить Иоанна в тюрьме.
11 Они принесли голову Иоанна на блюде и отдали девушке, а та отнесла её матери.
12 После этого пришли ученики Иоанна и, забрав тело, похоронили его, а затем пошли и рассказали Иисусу, что произошло.
13 Услышав о том, что случилось, Иисус сел в лодку и отправился в уединённое место, чтобы побыть в одиночестве. Но, когда люди узнали об этом, они пришли из своих городов и пошли за Ним по берегу.
14 Выйдя на берег, Иисус увидел большую толпу и сжалился над людьми, и исцелил больных.
15 Когда настал вечер, к Нему пришли Его ученики и сказали:
«Уже поздно, а место здесь уединённое. Распусти людей, чтобы они могли пойти в селения и купить себе еду».
16 Но Иисус сказал ученикам:
«Незачем им уходить. Вы дайте им что-нибудь поесть».
17 Ученики ответили Ему:
«Всё, что у нас есть с собой, это пять хлебов и две рыбины».
18 Иисус сказал:
«Принесите их Мне».
19 Он велел народу сесть на траву, а затем, взяв пять хлебов и две рыбины, возвёл глаза к небу и возблагодарил Бога за еду. После этого Он преломил хлеб и стал раздавать куски Своим ученикам, а те в свою очередь передавали их народу.
20 Все поели и насытились, а ученики потом ещё наполнили остатками еды двенадцать корзин.
21 И всего среди евших было пять тысяч мужчин, а кроме них ещё женщины и дети.
22 Вскоре после этого Иисус велел ученикам сесть в лодку и послал их вперед, на другой берег озера, а Сам остался, чтобы отпустить народ.
23 Попрощавшись с людьми, Он в одиночестве поднялся в горы, чтобы помолиться. И когда наступил вечер, Он был там один.
24 Лодка была уже далеко от берега, и волны кидали её из стороны в сторону, так как она шла против сильного ветра.
25 Между тремя и шестью часами утра Иисус пришёл к ученикам, идя по воде.
26 Увидев, что Он идёт по озеру, они испугались и сказали:
«Это призрак!» — и стали кричать от страха.
27 Затем Иисус заговорил с ними:
«Не пугайтесь! Это — Я! Не бойтесь!»
28 В ответ Пётр сказал:
«Господи, если это Ты, то прикажи, чтобы я мог подойти к Тебе по воде!»
29 Иисус сказал:
«Подойди!» Тогда Пётр вышел из лодки и пошёл по воде к Иисусу.
30 Тотчас же он заметил, что ветер усилился, и поэтому испугался. Он стал тонуть и закричал:
«Господи, спаси меня!»
31 Иисус тотчас же протянул руку и подхватил его. Он сказал Петру:
«Маловерный, почему ты усомнился?»
32 Как только они вошли в лодку, ветер стих.
33 Те, кто были в лодке, поклонились Иисусу и сказали:
«Ты — истинно Сын Божий!»
34 Они пересекли озеро и причалили к берегу в Геннисарете.
35 Когда местные жители узнали Иисуса, они послали весть по всей округе, и люди стали приносить больных
36 и умолять Его позволить им хотя бы дотронуться до подола Его одежды. И все те, кто коснулись её, исцелились.

Новый Библейский Комментарий

14:1−12 Реакция Ирода Антипы (см.: Мк 6:14−29; Лк 9:7−9; 3:19, 20). Ирод четверовластник — это Ирод Антипа, правитель Галилеи и сын Ирода, во время царствования которого родился Иисус (гл 2). Рассказы о чудесах, совершенных Иисусом, в сочетании с тем, что сам Ирод в глубине души сожалел о своем приказе убить Иоанна Крестителя (отданном по слабости), привели его к странной мысли о том, что это он воскрес из мертвых.

Последний раз Матфей упоминает об Иоанне в 4:12; 11:2 (когда он находился в заточении), а теперь объясняет, что произошло. Ирод, в нарушение иудейских законов (Лев 18:16), женился на жене своего сводного брата, хотя и Ирод, и Иродиада развелись со своими прежними супругами, чтобы вступить в этот брак. Однако это был не только политически неверный, но и скандальный с точки зрения религии шаг, а потому его публичное осуждение Иоанном губительно сказывалось на репутации Ирода среди иудеев. Поэтому Иоанн не только доставлял неприятности Ироду, но также (как пишет Иосиф Флавий) представлял угрозу его политической безопасности.

Сообщая Иисусу о смерти Иоанна, ученики Иоаннатш самым показывали, что признают Иисуса его истинным «последователем», как уже отмечалось в 11:17−19 и как далее (в 21:23−32) подтвердит Сам Иисус. Последующий уход Иисуса (13) позволяет полагать, что Он знал об опасности этой Его «связи» с Иоанном в глазах Ирода.

14:13−21 Чудо насыщения голодных (см.: Мк 6:32−44; Лк 9:10−17). У Луки говорится, что уединенным местом была Вифсаида, расположенная на северном, противоположном берегу озера, на территории, не подвластной Ироду Антипе. Тот факт, что множество людей поспешило пойти за Иисусом, показывает, как и в Ин 6:14, 15, что это было не случайное сборище, но организованное движение народных масс с целью побудить Иисуса принять политическое решение (см. коммент. к ст. 21 ниже).

Матфей, однако, не привлекает внимания к этой теме. Для него эта история была живым свидетельством сострадания и проявления чудодейственной силы Иисуса. Иудейские читатели не могли не заметить здесь параллели с двумя чудесами насыщения голодных в Ветхом Завете: ниспосланием манны в пустыне (Исх 16) и умножением хлебов Елисеем (4Цар 4:42−44). Иисус снова показан как «больший» (ср.: 12:6, 41, 42), чем древние пророки.

Участие в совместной трапезе было символом единства. Иисус выступал в роли хозяина огромной семьи и тем самым приглашал собравшийся народ войти в новое сообщество. Хотя трапеза не отличалась чем-то необычным, эту пищу мы, вероятно, должны рассматривать как предвкушение мессианского пира (см.: 8:11, 12); слово возлечь отражает довольно формальное приглашение принять удобную позу на пиру. Вряд ли можно считать случайным, что здесь (19) используются те же самые глаголы, что и при описании Вечери Господней. Еда, естественно, предназначалась для утоления голода (20), но Матфей, вероятно, видит в этом и символический акт причащения, приобщения к Небесному Царству.

Своим повелением ученикам (16) Иисус преднамеренно подключает их к действию, участию в раздаче пищи, которую Он дарует. Участвуя в этом (и особенно на опыте познавая открывшееся им), они смогли запомнить и сделать соответствующие выводы из этой ситуации; и то, чему они научились там, должно было подвергнуться проверке позднее (16:5−12).

Примечания. Ст. 19 Хлеб и рыба были основной пищей крестьян в Галилее.

Ст. 20 Двенадцать коробов. Двенадцать — скорее для запоминания, чем в символическом смысле; вероятно, каждый из двенадцати учеников имел по коробу.

Ст. 21 Кроме женщин и детей можно воспринимать как указание на то, что присутствовали только мужчины, но скорее это перекликается с Исх 12:37, где аналогичная фраза указывает на принятый порядок подсчета взрослого народа Божьего.

14:22−23 Хождение по воде (см.: Мк 6:45−52). Совершенное прилюдно чудо умножения хлебов сменяется чудом, свидетелями которого были лишь ученики; оно показывает власть Иисуса и над силами природы. Эти два чуда побудили их по-новому оценить Иисуса, признать Его силу, которая превыше человеческой (33).

Едва ли удивительна реакция учеников, то, что в такую плохую погоду, в предрассветные часы на море (четвертая стража соответствует времени от 3 до 6 часов утра) они закричали от ужаса при Его внезапном появлении (Это призрак). Но что действительно вызывает удивление, так это неожиданное предложение Петра присоединиться к Иисусу, идущему по воде.

В Евангелиях Петр иногда описывается как импульсивный по характеру, склонный к злонамеренным поступкам. Можно предположить, что здесь нам дается не пример огромной веры, но дурачества, может быть, желания приобщиться к силе Иисуса, властелина природы. Однако Иисус поддержал его в этом намерении, и поначалу все шло хорошо. Очевидно, что Матфей хотел изобразить это как акт истинной веры, даже несмотря на то, что он и не увенчался успехом.

В любом случае, в конце истории Петр стал образцом слабой веры и сомнения, что послужило наглядным уроком для учеников, которые отвели свой взор от Иисуса и сосредоточили свое внимание на угрожающей стихии.

Примечания. Ст. 22 Срочный уход Иисуса, возможно, определялся тем, что и ученики, и народ могли попытаться втянуть Его в политическое противостояние властям (Ин 6:14, 15).

Ст. 33 Эта инстинктивная реакция на непостижимый для разума опыт предваряет более обдуманное богословское заявление Петра в 16:16.

14:34−36 Иисус исцеляет (см.: Мк 6:53−56). По возвращении в область, где был правителем Ирод, Иисус снова оказался в центре внимания. Его популярность объяснялась, в частности, чудесами исцеления, которые Он совершал. В итоге Матфей отмечает, что отдельные записанные рассказы не позволяют оценить истинных масштабов совершенных Им исцелений. Чтобы только прикоснуться к краю одежды Его — почти механическое желание, однако, как подразумевается в сцене исцеления в 9:20−22, на самом деле это очень личная встреча с Иисусом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.