Исаия 14 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Время его близко, и дни его не продлятся.
Господь пожалеет Иакова; Он вновь изберет Израиль и поселит их на их земле. Чужеземцы присоединятся к ним и пристанут к дому Иакова.
2 Народы возьмут Израиля и приведут на их место. А дом Израиля завладеет народами как слугами и служанками в Господней земле. Они возьмут в плен тех, кто пленил их, и будут править своими притеснителями.
3 В тот день, когда Господь даст тебе облегчение от боли, смуты и жестокого рабства,
4 ты запоешь о царе Вавилона эту язвительную песню:
«Не стало гонителя! Кончилась его ярость![63]
5 Сломал Господь жезл нечестивых, скипетр повелителей,
6 который в гневе разил народы нескончаемыми ударами и в ярости народами правил с безжалостным притеснением.
7 Все страны в покое и мире, запевают песни.
8 Даже кипарисы и кедры Ливана торжествуют над тобой, говоря: „С тех пор как ты уснул, никто не приходит нас рубить“.
9 Пришёл в движение мир мертвых, чтобы встретить тебя на входе. Он будит духов умерших, чтобы тебя встречать, — всех, кто был вождем на земле; поднимает с престолов всех, кто был у народов царем.
10 Все они ответят, скажут тебе: „Ты стал слаб, как мы; ты нам уподобился“.
11 Слава твоя сошла в мир мертвых, вместе с пением твоих лир. Личинки мух стелются под тобой, черви — твой покров.
12 Как пал ты с небес, утренняя звезда, сын зари! Низвергли на землю тебя, того, кто попирал народы!
13 А ты говорил в своем сердце: „На небеса поднимусь, вознесу свой престол выше Божьих звезд, и воссяду на горе собрания, на краю севера.
14 Поднимусь на облачные высоты; уподоблюсь Всевышнему“.
15 Но ты низведен в мир мертвых, в глубины бездны.[64]
16 Видящие тебя всматриваются и дивятся твоей судьбе: „Тот ли это, кто колебал землю и сотрясал царства,
17 кто сделал мир пустыней, разрушал его города и не отпускал пленников домой?“
18 Все цари народов почили во славе, каждый лежит в своей гробнице[65].
19 А ты — вне своей могилы, выброшен, словно ненужная ветвь; ты облачен убитыми, пронзенными мечом, нисходящими в каменистую пропасть. Словно труп, попираемый ногами,
20 ты не будешь погребен, как другие цари, потому что ты разорил свою страну, погубил свой народ.
Да не будут впредь упоминаемы потомки нечестивых!
21 Готовьте бойню его сыновьям из-за вины их отцов. Да не поднимутся они, чтобы завладеть землей, и не покроют мир своими городами».
22 «Я поднимусь против них, — возвещает Господь Сил, — и отниму у Вавилона его имя и уцелевших, его потомство и грядущие поколения, — возвещает Господь. —
23 Я превращу его во владения ежей и в заболоченные пруды; вымету его метлой уничтожения», — возвещает Господь Сил.
24 Господь Сил поклялся:
«Как Я задумал, так и будет; как Я решил, так и случится:
25 сокрушу ассирийцев в Моей земле; на горах Моих растопчу их. Будет снято их ярмо с Моего народа, и их бремя с его плеч».
26 Вот решение о всей земле; вот рука, занесенная на все народы.
27 Ведь Господь Сил решил, и кто властен это отменить? Рука Его занесена, и кто властен её удержать?
28 Следующее пророчество было в год смерти царя Ахаза[66].
29 «Не радуйтесь, филистимляне, что сломан поражавший вас жезл, потому что от змеиного корня родится гадюка, а плодом её будет змея-стрелка.[67]
30 Тогда беднейшие найдут пастбище, и нищие будут покоиться в безопасности. Но твой корень Я погублю голодом, и уцелевших твоих Я убью[68]».
31 Плачьте, ворота! Вой, город! Замирайте от страха все вы, филистимляне! Потому что облако пыли движется с севера — это приближается войско, и нет в его рядах отстающего.
32 «Что же ответить вестникам этого народа?» — «Что Господь утвердил Сион, и в нём найдут убежище бедные из Его народа».

Комментарии МакДональда

14:1−2 Господь проявит милость и вернет Израилю землю. Языческие народы помогут израильтянам вернуться в Землю Обетованную и будут жить в мире с евреями. Те, кто раньше господствовал над Израилем, теперь станут его рабами.

Иаков и дом Израилев — это евреи в вавилонском пленении. Господь «снова возлюбит Израиля», то есть, вернет израильтян на родину. Иноземцы, которые присоединятся к дому Иакова — это прозелиты из Вавилона. «И возьмут их народы, и приведут на место их». Речь здесь идет о царе Кире и всех других, кто помог евреям вернуться из плена.

14:3−11 Освободившись от угнетения и рабства, Израиль будет в песне выражать презрение царю вавилонскому. Господь сокрушил его и положил конец тирании. Этому радуется вся земля — даже леса, потому что их больше не будут разорять вавилонские армии. Вот он, долгожданный мир! Обитатели преисподней приветствуют царя вавилонского, радуясь, что теперь он лишен всякой власти — как и они сами. Вся роскошь двора вавилонского императора ушла в прошлое. Музыка во дворце уже не заиграет. Ложе царя — черви, и укрывается он тоже червями.

14:12−17 Победная песнь продолжает звучать, но тема меняется. Теперь речь идет уже не о самом царе вавилонском, а о сатане (Люцифере), который вдохновлял его. По мнению Райри, «в этих стихах явно говорится о сатане, потому что Христос говорит о нем схожим образом, а во вторых, сами слова в стихах 13 и 14 могут принадлежать только сатане (см. 1Тим 3:6)». Денница, сын зари, в гордыне своей поставил себя выше Бога и был изгнан с небес. Стихи 13 и 14 — это слова дьявола, отвергающего волю Божью. Но рано или поздно, сатана окажется в преисподней. Все ее обитатели, глядя на него, будут удивляться, видя, как низко пал тот, кто превозносился до небес.

(14:12−17) «Люцифер» в переводе с латинского означает «денница» (звезда, которая видна днем) или «несущий свет».

14:18−21 Поющие снова обращаются к царю вавилонскому. Царей чаще всего хоронят в роскошных гробницах, но ему будет отказано в достойном погребении. В его честь не будут воздвигать памятников, и его династия прекратит свое существование.

14:22−23 Город Вавилон опустеет. Бог выметет его, словно метлой.

(14:24−27) Райри отмечает, что «исполнение этого пророчества о гибели Ассирии можно найти в 37:21−38». Там же, стр. 1055.

2. Суд над Ассирией (14:24−27)

Теперь речь идет о разрушении Ассирии, которая в те времена владычествовала над Вавилоном. Ассирийские полчища будут разбиты на склонах гор израильских. Окончательное исполнение этого пророчества произойдет во время Великой Скорби, когда царь севера потерпит поражение, пытаясь завоевать землю Еммануила.

3. Суд над землей Филистимской (14:28−32)

14:28−31 Филистимлянам не стоит радоваться о смерти Ахаза (который здесь называется жезлом). Ахаз был внуком Озии, который победил филистимлян (2Пар 26:6−7). Другой из потомков Озии — Езекия, нападет на них, как аспид и летучий дракон (см. 4Цар 18:8). Бедные и нищие из числа избранного народа будут в безопасности, но на филистимлян Господь нашлет голод и погубит уцелевших. Ассирийские захватчики придут с севера, подобно клубам дыма. Но народ Божий, укрывшись в Иерусалиме, будет в безопасности.

14:32 Если кто-либо из язычников спросит, что происходит, ему ответят: Бог исполняет обещание, данное Сиону, защищая жителей Иерусалима.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [63] — Так в некот. древн. евр. рукописях и в некот. древн. переводах; смысл этого слова в нормативном евр. тексте неясен.
12 [64] — В этом отрывке образ царя Вавилона сливается с образом сатаны, низверженного с небес (ср. Иез 28:11-17; Лк 10:18).
18 [65] — Букв.: в своем доме.
28 [66] — Царь Ахаз умер приблизительно в 715 г. до н. э.
29 [67] — Жезл и змеи символизируют ассирийских правителей, нападавших на филистимлян.
30 [68] — Так в одной из древн. евр. рукописей и в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте: он убьет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.