По Матфею 26 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Комментарии Скоуфилда

Русского Библейского Центра

1 Помолчав, Иисус сказал ученикам:
2 «Через два дня, как вы знаете, Пасха. Сын человеческий будет предан и распят на кресте».
3 Как раз в ту пору во дворце архиерея Кайафы собрались первосвященники и старейшины
4 И договорились между собой устроить так, чтобы Иисуса взять и убить.
5 Но решили: «Только лучше не в праздник, а то как бы не поднялся народ».
6 Иисус был в гостях у Симона прокаженного в Вифании.
7 Подошла женщина с алебастровым кувшином драгоценного миро и возлила Ему, возлежащему, на голову.
8 Ученики, наблюдавшие за этим, остались недовольны. Они говорили: «К чему такое расточительство?
9 За миро можно было выручить хорошие деньги и раздать нищим».
10 Видя их насквозь, Иисус сказал: «Зачем вы огорчаете женщину? Она сделала для Меня доброе дело.
11 Нищие будут у вас всегда, а Я с вами не всегда.
12 Возливая миро на Мое тело, она готовит Меня к погребению.
13 Поверьте Мне: где бы ни провозглашалось на земле евангелие, будет упомянуто в память о ней и это миро».
14 Один из Двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 И сказал: «Что вы дадите мне за Иисуса?». Они положили дать ему тридцать сребреников.
16 С того дня он стал ждать удобного случая, чтобы выдать Иисуса.
17 В первый день Опресноков ученики подходят к Иисусу и говорят: «Где велишь нам приготовить Тебе есть пасху?».
18 Он сказал: «Пойдите к нашему человеку в городе и скажите ему: Учитель говорит: “Близок Мой час. У тебя совершу Пасху с Моими учениками”».
19 Ученики сделали, как велел Иисус, и приготовили пасху.
20 Вечером Он со Своими Двенадцатью приступил к пасхе.
21 И когда они ели, Иисус сказал: «Поверьте Мне, один из вас предаст Меня».
22 Подавленные, они стали один за другим спрашивать: «Не я ли, Господи?».
23 Иисус сказал: «Кто обмакнул со Мной в солило — этот предаст.
24 Сын человеческий уйдет, так написано. Но горе человеку, который предаст Сына человеческого! Лучше было бы ему не родиться».
25 Иуда, решивший Его предать, спрашивает: «Не я ли, Рабби?». Иисус говорит ему: «Ты сам сказал».
26 Все ели. Иисус взял хлеб и благословил, разломил и дал ученикам. И сказал: «Берите, вкушайте. Это — Мое Тело».
27 И взял чашу, произнес благодарение и чашу подал. И сказал: «Отведайте каждый.
28 Это — Моя Кровь, кровь договора. Она за всех проливается с отпущением грехов.
29 Говорю вам: не пить Мне больше с виноградной лозы до того дня, когда с нового урожая буду пить вместе с вами в Царстве Моего Отца».
30 Спели гимн и поднялись на Масличную гору.
31 Там Иисус говорит им: «Этой ночью вы все Меня бросите, как написано: “Убью пастуха — и разбежится овечье стадо.”
32 Воскресну и встречу вас в Галилее».
33 Петр сказал: «Если даже все Тебя бросят, я ни за что не брошу».
34 Иисус говорит ему: «Поверь Мне: прежде чем этой ночью пропоет петух, трижды отречешься от Меня».
35 Петр возразил: «Если даже придется мне с Тобой умереть, не отрекусь от Тебя!». Так говорили и все другие ученики.
36 Иисус приводит их в урочище Гефсиманию и говорит: «Посидите здесь. Я помолюсь в стороне».
37 И берет с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых. Холод и тоска охватили Иисуса,
38 И Он сказал: «Душа Моя в смертных муках. Побудьте со Мной. Не спите».
39 Он прошел еще немного вперед, и там пал лицом в землю и начал молиться. Иисус говорил: «Отче Мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша... Нет, лучше не как Я хочу, а как Ты».
40 Потом возвращается к ученикам и видит, что они спят, и говорит Петру: «И одного часа вы не в силах побыть со Мной, не задремав!
41 Не спите и молитесь, чтобы на все находить в себе силу. Дух силен, а плоть слаба».
42 И во второй раз Иисус ушел и опять молился. Он говорил: «Отче Мой! Если эта чаша не может Меня миновать, чтобы Мне не пить ее, — пусть будет Твоя воля!».
43 Опять возвращается и видит, что ученики спят: веки у них смежились сами собой.
44 Он опять их оставил, ушел и в третий раз опять все повторил в новой молитве.
45 Наконец подходит к ученикам и говорит: «Вы все еще спите-почиваете? Настал час. Сына человеческого отдают в руки грешников.
46 Вставайте, идемте! Уже здесь Мой предатель».
47 Он еще не договорил, как приходит Иуда, один из Его Двенадцати, и с ним большая толпа с мечом и дрекольем — люди от первосвященников и старейшин.
48 Предатель условился с ними о знаке. Он сказал им: «Кого поцелую, Тот и есть: берите Его».
49 И сразу подходит к Иисусу и говорит: «Здравствуй, Рабби!». И поцеловал Его.
50 Иисус говорит ему: «Приятель! Вот как ты пришел!». И тут они все надвинулись на Иисуса, схватили Его и взяли под стражу.
51 Один из тех, кто был с Иисусом, выхватил меч, ударил и отсек ухо рабу архиерея.
52 Иисус говорит ему: «Верни меч на место. Поднявшие меч от меча и погибнут.
53 Или ты думаешь, что Я не могу попросить у Отца двенадцать, а то и больше, легионов ангелов?
54 Но тогда не будет того, что должно быть по Писанию. А разве это возможно?».
55 В этот час Иисус сказал, обращаясь к толпе: «Как на разбойника вышли вы с мечом и дрекольем ловить Меня. Целыми днями Я сидел и учил народ в Храме, и вы Меня не трогали.
56 Нет, только так своим чередом исполняются Писания пророков». Ученики бросили Его, разбежались.
57 А те, кто схватил Иисуса, отвели Его к архиерею Кайафе — там уже собрались книжники и старейшины.
58 Петр на расстоянии шел за Иисусом до двора архиерея и во дворе подсел к стражникам. Он не мог уйти, не узнав, чем все закончится.
59 Первосвященники и весь синедрион занялись поисками улик на Иисуса, чтобы осудить Его на смерть,
60 И не находили. Было много лжесвидетелей, но ничего не нашлось. Наконец подошли еще двое
61 И говорят: «Он сказал: “Могу разрушить Божий Храм и в три дня поставить его заново”».
62 Архиерей вскочил и говорит Иисусу: «Тебе нечего сказать или как? Что такое они показывают против Тебя?».
63 Иисус молчал. И архиерей говорит Ему: «Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам: Ты Кто? Христос? Божий Сын?».
64 Иисус ответил: «Это ты сказал. Я скажу больше. Теперь сами увидите: Сын человеческий сидит по правую руку Крепкого. Идет по облакам небесным».
65 Архиерей разодрал на себе одежды и сказал: «Вот оно, кощунство! Каких свидетелей мы еще ждем? Кощунство вы слышали.
66 Что скажете?». Они отвечали: «Смерть Ему!».
67 И стали плевать Иисусу в лицо и бить Его. Старались ударить кулаком
68 И говорили: «Скажи, пророк, кто ударил Тебя! Скажи, Христос!».
69 Петр сидел снаружи во дворе. Подошла служанка и говорит ему: «Ты тоже был с Иисусом Галилеянином».
70 Кругом были люди, и Петр не признался, сказал: «Не знаю, о чем ты».
71 Уже в воротах его увидела другая, повернулась к людям и говорит: «Этот был с Иисусом Назарянином».
72 Петр опять отрекся, побожился: «Такого человека я не знаю».
73 Но вслед за ней и те люди, что стояли там же, говорят Петру: «Нет, ты точно из тех. И говор такой же».
74 Тогда он начал клясться и божиться: «Этого человека я не знаю». Пропел петух.
75 И Петр вспомнил слова, сказанные ему Иисусом: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Петр вышел со двора и от отчаяния заплакал.

Комментарии Скоуфилда

7 Тут нет противоречия со сказанным у Иоанна (12:3). Это было обычаем — помазывать ноги (Лк 7:38) и голову (Лк 7:46) в знак гостеприимства и оказания почести. Но Мария из Вифании, которая единственная из всех Господних учеников поняла значение Его троекратного предсказания относительно Его смерти и воскресения, вложила в этот акт помазания более глубокий смысл: она приготовила тело Господа к погребению. И впоследствии Марии из Вифании не было среди тех женщин, которые пришли ко гробу Иисуса с намерением помазать тело Его.

20 Порядок событий в Пасхальную ночь был, по-видимому, следующим:
1) Размещение Господа и учеников у стола;
2) спор о том, кто будет наибольшим;
3) омовение ног;
4) распознание в Иуде предателя;
5) уход Иуды;
б) учреждение Вечери Господней;
7) слова Иисуса, сказанные еще в горнице (Мф 26:26−29; Лк 22:35−38; Ин 13:31−35; Мк 14:1−31);
8) слова Иисуса, сказанные по дороге из горницы в сад (Мф 26:31−35; Мк 14:26−31; Иоан. 15, 16, 17); по всей вероятности, первосвященническая молитва (Иоан. 17) была произнесена Им уже в саду;
9) муки Христовы перед распятием;
10) предательство и арест;
11) Иисус перед Каиафой; отречение Петра.

28 Прощение. Краткий комментарий: греческое слово, переведенное как «во оставление грехов» в Мф 26:28, во всех почти остальных случаях передается словом «прощение». Собственно, оно означает «отослать прочь». И во всем Св. Писании «прощение» имеет именно это, основное свое значение: отделение (устранение) греха от грешника. Следует обратить внимание на разницу между человеческим и Божественным прощением:
1) Человеческое прощение означает освобождение от наказания. В Ветхом и Новом Заветах — как это дано нам в символах и в конкретном осуществлении — Божественное прощение следует за приведением наказания в восполнение. «...и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, н прощено будет ему» (Лев 4:35). «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета за многих изливаемая во оставление грехов» (ст. 28). «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). См. «Жертва» (Быт 4:4; Евр 10:18, примеч.). Грек оправданного верующего нарушает его общение с Богом и прощается после исповедания этого греха, но всегда на основании жертвы Христа (1Ин 1:6−9; 2:2).
2) Человеческое прощение порождается Божественным прощением, проистекает из него. Во многих местах Писания это скорее подразумевается, чем прямо констатируется, но самый принцип четко выражен в Еф 4:32; Мф 18:32−33.

39 Образ «чаши» следует понимать, исходя из того смысла, какой придает этому символу Сам Господь, говоря о приближении Своей жертвенной смерти (Мф 20:22; Ин 18:11). Судя по словам Иоанна (Ин 10:17−18), Иисуса едва ли мучил страх нежеланной смерти. Ценность описания Гефсиманского борения Христа — в том, что из него мы видим: Он вполне сознавал, какой мучительной будет Его смерть на Кресте, когда Его «душа принесет жертву умилостивления» (Ис 53:10), — тем более, что Отец сокроет на это время Свое лицо от Него. До конца сознавая какую цену придется Ему уплатить, Он уплатил ее добровольно.

57 Из сравнения соответствующих описаний предстает следующий порядок событий в день распятия:
1) Рано утром Иисус приведен перед лицо первосвященника Каиафы и Синедриона. Он осужден и подвергнут издевательствам (Мф 26:57−68; Мк 14:55−65; Лк 22:63−71; Ин 18:19−24).
2) Синедрион направляет Иисуса к Пилату (Мф 27:1−2, 11−14; Мк 15:1−5; Лк 23:1−5; Ин 18:28−38).
3) Пилат отправляет Иисуса к Ироду (Лк 23:6−12; Ин 19:4).
4) Иисуса снова приводят к Пилату, который отпускает Варавву, а Господа отдает на распятие (Мф 27:15−26; Мк 15:6−15; Лк 23:13−25; Ин 18:39−40; 19:4−16).
5) Иисусу возлагают на голову терновый венец и издеваются над Ним (Мф 27:26−30; Мк 15:15−20; Ин 19:1−3).
б) Самоубийство Иуды (Мф 27:3−10).
7) Христа ведут на распятие. Его крест возложен на Симона. Слово Иисуса к женщинам (Мф 27:31−32; Мк 15:20−23; Лк 23:26−33; Ин 19:16−17). Порядок событий во время распятия см. у Мф 27:33, примеч.

71 Ср. с 69-м стихом, а также с Мк 14:69; Лк 22:58; Ин 18:25. Некоторые усматривают расхождение в этих записях. Но не будем забывать, что толпа там собралась возбужденная, и Петра спрашивали и обвиняли в двух местах: «Со служителями» (Мф 26:58), где его обвинили впервые (ст. 69); и при  выходе «за ворота», где тоже было много народа, и где он был обвинен второй и третий раз — «другой» (служанкой) и «стоявшими там», т.е. людьми из толпы (ст. 71, 73; Ин 18:25).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.