Притч 28:1. В главах 28−29, как и в главах 10−15, немало стихов, построенных по принципу антитетического параллелизма, или по принципу контраста; вторая фраза (строка) таких стихов вводится союзом «а» или «но». Нечестивого (стих 1) преследует нечистая совесть, не дающая ему покоя, и это не легче чем если бы его преследовали блюстители закона; и хотя никто реальный не гонится за ним, он в мыслях своих вечно бежит, гонимый страхом за содеянное зло. Праведнику, т. е. человеку с чистой совестью, смелость дается от Господа.

Притч 28:2. Когда в стране разгорается мятежный дух, то один правитель сменяет в ней другого: то и дело происходят дворцовые перевороты, и один узурпатор власти следует за другим. Печальный пример этого являет древний Израиль, или Северное царство (после разделения еврейского государства на два), в котором сменилось 20 царей, принадлежавших к 9 династиям. История Иудеи, напротив, характеризовалась твердым правлением законных царей, которые, как правило, обеспечивали в стране порядок и связанное с ним благосостояние.

Притч 28:3. В английских переводах Библии в первой строке этого стиха, вместо и, стоит «который». В еврейском оригинале слову бедный соответствуют два слова, которые означают «сильный человек» и «нуждающийся» («голодный»). Существует предположение, что речь тут идет о человеке, выдвинувшемся из народа, но еще не успевшем обогатиться.

Из истории известно, что таковые нередко спешили сделать это за счет тех, которые доверились им и вознесли их на высоту. Сравнение «нового начальника» с «дождем, смывающим хлеб», объясняется характером проливных дождей в жарких странах: они стремительны, и за коротким, но разрушительным действием их следует засуха, так что урожаю эти дожди никак не способствуют.

Притч 28:4−5. Противопоставление отступников от закона Моисеева (то же, что злые люди) и соблюдающих закон, т. е. ищущих Господа. Первые страдают таким притуплением нравственного чувства, что справедливости просто не разумеют (т. е. не умеют отличить доброе от дурного), потому и хвалят они нечестивых. Вторым же разумение вещей дается Господом.

Притч 28:6. Стих почти идентичен 19:1. Возможно, и здесь подразумевается, что ходящий в жизни кривыми, сомнительными путями — человек лживый и при том не умный, ибо в противном случае избрал бы пути благочестия (непорочности).

Притч 28:7 Часто повторяющаяся в книге сентенция о сыне разумном и благочестивом, который радует родителей, и о таком, который своим поведением лишь срамит отца своего.

Притч 28:8. Наживающий богатство неправедно (наживающийся на чрезмерных процентах) в конце-концов лишится его в пользу человека честного, который станет благотворить бедным, а не грабить их. Здесь одна из многих в книге Притчей иллюстраций закона возмездия и конечного торжества справедливости над несправедливостью.

Притч 28:9. Отказывающийся подчиняться закону, который дал Бог, не может рассчитывать на милость Его. Молитвы такого человека не могут не быть лицемерны, и, следовательно, в глазах Божиих есть мерзость. Господь не отвечает на них (сравните 15:8; Пс 65:18; Ис 59:2).

Притч 28:10. Мысль о воздаянии за зло (тут — совращающим праведны: па путь зла). Их незавидной судьбе противопоставляется судьба непорочных, которым воздастся добром.

Притч 28:11. Наличие денег не обязательно сопутствует наличию ума и разумения, и человек богатый нередко лишь мнит себя мудрецом. Напротив, бедняк обладает порой острой проницательностью, позволяющей ему видеть насквозь мнимого мудреца и его замыслы (толкование на Притч 17:5).

Притч 28:12. Под «торжествующими» тут подразумеваются утвердившиеся у власти. Если они праведники, то правление их сулит их подданным порядок и благополучие (28:2 и комментарий на этот стих), но когда возвышаются нечестивые, людям (в первую очередь порядочным, не руководствующимся корыстью и не способным на сделки с совестью, но и просто бедным, беспомощным людям) не остается ничего другого, как «уйти в подполье» (сравните стих 28а), затаиться, чтобы не стать объектом безжалостных притеснений (сравните стихи 15−16).

Притч 28:13−14. Между этими двумя стихами очевидная смысловая связь. В стихе 13 выражается та непреложная библейская истина, что нет иного способа очиститься от греха (преступлений своих), как сознаться в нем пред Богом, и «оставить» его (Пс 31:3−5 сравните с 1Ин 9; также Пс 50:3−12). «Благоговение» в стихе 14 — это благоговейный страх перед Богом и (как органическая часть его) — страх перед последствиями греха (преступлений). Счастлив человек, имеющий этот страх, ибо самая мысль о сознательном нарушении Божиих заповедей отталкивает его. Тот же, который Бога не боится, ожесточает сердце свое; такому беды не избежать.

Притч 28:15−16. В этих стихах можно видеть развитие мысли, выраженной в стихе 12. Продолжит дан в стихе 16 означает «будет жить долго» (подразумевается, что «дни» тирана («неразумного правителя») долгими не будут).

Притч 28:17. О мухах нечистой совести и страхе наказания, которые преследуют убийцу до могилы (сравните с первой фразой в стихе 1).

Притч 28:18. Непорочным, которые под охраной Господа, противопоставляются «любители кривых путей», на одном из которых им неизбежно предстоит упасть (закон возмездия). Тождественные или схожие сентенции звучат в Притч 10:9 и 28:6, 10.

Притч 28:19. Стих почти идентичен 12:11 (толкование на него).

Притч 28:20. Верный (здесь в значении «заслуживающего доверия»; один из синонимов «праведного») обильно благословляется Богом, и в этом его богатство. Оно противопоставляется тому, сугубо материальному богатству, которое вожделеющий к нему наживает спешно, не стесняясь средствами. Он не останется не наказанным. Либо суд покарает его, либо бедность, которой завершатся все его махинации.

Притч 28:21. Тут осуждается корыстный человек, готовый и за мелкую взятку (символизируется «куском хлеба») «сделать неправду», к примеру, выступить с ложным, лицеприятным свидетельством в суде (сравните Притч 28:5; 24:23).

Притч 28:22. По смыслу этот стих созвучен стиху 20. комментарий на него.

Притч 28:23. Обличающий в недостатках и ошибках человека мудрого (подразумевается) вызовет у него больше симпатии чем тот, кто льстит ему.

Притч 28:24. Обкрадывающий отца своего и мать не лучше грабителя, обкрадывающего посторонних. Это грех и позор, заклейменные прежде в Притч 19:26. Преступление того же рода совершают и те, которые отказывают старикам-родителям в материальной поддержке. Оно недвусмысленно было осуждено Иисусом Христом (Мф 15:5−6; Мк 7:11−13).

Притч 28:25. Первая фраза этого стиха повторяется (с небольшими вариациями) в Притч 13:10; 15:18; 29:22. Надменный приравнивается к нечестивому в 21:4. Ссоры он разжигает потому, что творить зло доставляет ему удовольствие. Но принести ему благоденствие оно не может. Напротив, праведник, надеющийся на Господа, будет благоденствовать.

Притч 28:26. Ему противопоставляется глупец, надеющийся на себя. Подразумевается, что мудрый уповает на Бога и потому будет цел.

Притч 28:27. О добром воздаянии тому, кто сострадателен и щедр (сравните 11:24−25; 19:17; 22−9; Втор 15:10). На голову жадного и бессердечного падут проклятия тех. кому он мог, но не захотел помочь.

Притч 28:28. Первая часть стиха идентична сказанному в стихе 12б. Но имеется здесь и добавочная мысль: с падением нечестивых в обществе, в котором они подавляли всякое доброе чувство и душили каждую светлую мысль, возрастает число праведников. Точнее, их «открывается» в этом обществе все больше, ибо прежде им приходилось скрываться…

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на притчи Соломона, 28 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.