1. ПРИГЛАШЕНИЕ МУДРОСТИ (9:1−12)

а. Трапеза, приготовленная мудростью (9:1−2)

Притч 9:1. Просторный дом, построенный себе премудростью, может символизировать трудолюбие, усердие, основательность, сопутствующие разумному образу жизни. Некоторые богословы видели в «доме премудрости» образ теократического царства. Множество толкований предлагалось относительно семи столбов этого дома. (Семь, как помним, символ полноты, совершенства.) Говорилось в этой связи относительно шести дней творения и седьмого — отдыха; о «семи небесах», с которых будто бы сошла к людям Тора; о солнце, луне и пяти (известных на то время) планетах; о семи свойствах мудрости, как перечислены они Иаковом (Иак 3:17). Но, может быть, здесь всего лишь образ полноты в значении простора, большой вместимости и надежности дома (символизирующего, в свою очередь, процветание и состоятельность как плоды мудрости).

Притч 9:2. Трапеза, приготовленная мудростью, это мясо мирной (в еврейском тексте — соответствующее слово) жертвы и вино, разведенное, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями.

б. Мудрость сзывает к себе на трапезу (9:3−6)

Притч 9:3. В стихе 3 видится параллель с началом одной из притчей Христа о Царстве Небесном, где царь тоже посылает своих служителей сзывать гостей на пир (Мф 22:2−3). Звучащее с возвышенностей городских (т. е. с высоких мест в пределах города) приглашение на пиршество могли бы услышать многие. Кстати, с «возвышенных мест» сзывает свои жертвы и глупость (стих 14).

Притч 9:4−6. Здесь (и, вероятно, в стихах 7−12) слова премудрости, провозглашаемые ее слугами. Они обращены в первую очередь к тем, кто особенно в них нуждается, — к «неразумным» и «скудоумным» (стих 4). Определения эти следует, однако, понимать в относительном смысле; речь, по всей видимости, идет о людях невежественных и нравственно неустойчивых (каковыми нередко бывают молодые, незрелые еще, люди), открытых, однако, для воспитания и научения. Это им следует есть хлеб мудрости и пить вино, приготовленное ею, чтобы набраться разума и жить, ходя путем его.

Притч 9:7−9. В этих словах премудрости можно видеть предостережение, обращенное к тем ее «слугам», которые выходят на «возвышенные места» по ее поручению. Да подходят они осмотрительно к тем, которым проповедуют, ибо поучающий кощунника наживет себе бесславие. Под «кощунником» и «нечестивым» подразумевается человек, не поддающийся наставлениям, невежественный грубый насмешник, отрекающийся от всякого знания.

Такой лишь с ненавистью станет оскорблять (и тем «бесславить») пробующего вразумить (тут «обличить») и просветить его. Напротив, мудрый (точнее, стремящийся к мудрости) с благодарностью воспримет «обличения» (сравните 15:31; 17:10; 19:25б; 25:12). «Правдивый» в стихе 9 соответствует «праведному» (понятие, которое в Притчах часто синонимично понятию «мудрый»).

Притч 9:10−11. Снова (сравните 1:7а) напоминается, что начало (источник) мудрости (или поисков ее) — это благоговейный страх перед Господом. (Напоминание об этом есть и «напоминание» о теме книги Притчей Соломона в целом.) В познании Святого (Бога) — залог разумной жизни, продолжает мудрость, и повторяет сказанное неоднократно и прежде, что через приобщение к ней человек продлевает дни и годы своей жизни.

Притч 9:12. Как это часто (и на разные лады) повторяется в Притчах, любящий мудрость пожинает благие результаты для себя (подразумевается, «для себя», а не для Бога; сравните Иов 22:2−3), как и «буйный» (т. е. злой невежественный насмешник, противопоставляемый мудрому) сам расплачивается за свои глупость и злобу.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ БЕЗРАССУДСТВА (ГЛУПОСТИ) 9:13−18

Притч 9:13−18. В нарочитом внешнем сходстве двух «приглашений» скрыта их внутренняя противоположность. Если премудрость — «жена», исполненная достоинств, то глупость, прямо названная «женщиной безрассудной», выступает с облике блудницы — шумливой, вульгарной и невежественной. И она «зазывает» к себе с «возвышенных мест», только делает это сама (сравните стих 3). В отличие от премудрости, обещающей долгую благословенную жизнь по законам разума, глупость сулит немедленные утехи всем проходящим мимо (надеясь, что среди них немало «скудоумных», которым достанет глупости откликнуться на ее приглашение).

Обращает на себя внимание фраза идущих прямо своими путями (стих 15б), которая может означать как то, что если бы не «ловушка», расставленная совратительницей (глупостью), то многие из «прохожих» проследовали бы по жизни прямым путем, так и то, что безрассудство совращает и праведных («идущих прямо»). Существенно противопоставление и характера двух трапез.

Если мудрость угощает приходящих к ней мясом мирной жертвы (символ братского общения в древнеиудейском обществе перед глазами Бога) и «вином разума и радости», то безрассудство — соблазняет сладостью «краденых вод» (поскольку питье воды из своего источника символизировало верное супружество (5:15−16), то воды краденые, по всей вероятности, — блуд) и «утаенного хлеба» (символ всякого действия, которое следует совершать втайне). В стихе 18 подводится итог призывам безрассудства (как в стихе 11 призывам мудрости); соблазненный первыми («распутной женой») не знает, что принятое им «приглашение» это «приглашение к смерти».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на притчи Соломона, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.