В те темные дни, предшествовавшие гибели Иудеи, Иеремия был ее главным пророком. Его скорбная фигура как бы возвышалась у смертного одра Южного царства. Как учитель и провозвестник, направляемый свыше, Иеремия оставил неизгладимый след. И хотя на короткое время на духовном небосклоне Иудеи вспыхнул также свет, исходивший от других пророков, живших в те же дни, таких как Аввакум и Софония, Иеремию, в сравнении с ними, можно уподобить пылающему факелу. Наряду с Иезекиилем, пророчествовавшим в Вавилоне, он озарял духовный мрак, окутавший Иудею, пронзительно ярким светом Божьего слова. Пророчествуя народу, уклонившемуся от Бога, Иеремия говорил и плакал.

Автор

Иеремия родился примерно в 645 г. до Р. Х., в конце царствования нечестивого Манассии. В 1:1 читаем, что он, Иеремия, сын Хелкиин, был автором этой книги. Значение имени «Иеремия» установить трудно. Производя его от разных глаголов, получают и разные значения: «Иегова основывает», «Иегова возвышает» или «Иегова отвергает». Хелкия, отец пророка, был священником, членом левитской общины, издавна поселившейся в Анафофе, городке, лежавшем неподалеку от Иерусалима, северо-восточнее этого города. Левитские семьи, составлявшие эту общину, были высланы из столицы еще царем Соломоном.

Твердо державшиеся преданий старины с ее патриархальной простотой и благоговейно хранившие заветы Моисея, они гордились и своим прошлым и своей обособленностью от царей иудейских. Заметим, что Анафоф был одним из тех городов, которые были отведены потомкам Аарона, первосвященника, Иисусом Навином при разделе земли Ханаанской (Нав 21:15−19). Как Иезекииль (Иез 1:3) и Захария (Зах 1:1), Иеремия происходил, следовательно, из священнического рода. Однако указаний на то, что он когда-либо священствовал в Иерусалиме, не имеется.

Представляя себе настроения, господствовавшие среди левитов Анафофа, нетрудно понять, что Иеремия с детства должен был слышать рассказы о гонениях в Иерусалиме на ревнителей истинной веры и о гибели тех из них, кто смело исповедовал ее. Мысли о трагических судьбах еврейского народа-отступника, внутренние поиски путей исправления и спасения, вероятно, рано начали занимать Иеремию. И однажды он явственно услышал голос, прозвучавший внутри него: голос призывал его возвестить людям волю Господню, ибо Господь, еще до рождения Иеремии, предназначил ему стать «пророком для народов» (1:4 и далее).

Это было «в тринадцатый год царствования» благочестивого Иосии (1:2). Служение Иеремии продолжалось с этого времени и до переселения иерусалимлян в Вавилон. Он таким образом пророчествовал примерно с 627 года до 586 года до Р. Х. Но главы 40−44 Книги Пророка Иеремии в сущности свидетельствуют, что его пророческое служение продолжалось и после падения Иерусалима, вероятно, до 582 года (по крайней мере).

Нельзя не сказать о личности пророка и об особенностях его религиозного ощущения, его боговосприятия. Он был человеком мягкой, деликатной натуры, и одновременно неуклонно твердой веры, которой он преодолевал, ценой постоянных горьких страданий, свою человеческую «немощь». Его пророческое призвание предопределило его положение изгоя, непонятого и даже ненавидимого не только согражданами, но и родными.

Как некогда Исаия призывал евреев не спешить свергнуть с себя ассирийское иго, так Иеремия, столетие спустя, призывал их подчиниться халдеям, и это отнюдь не делало его «популярным». Трагизм положения Иеремии определялся и тем, что он должен был, проповедуя и пророчествуя, звать свой народ возвратиться к Иегове и подчиниться Его воле, сознавая при этом, что его призывы прозвучат напрасно: народ не поймет его и, слушая, не услышит, а государство иудейское падет, как это было предсказано еще Исаией.

И все-таки он, враг и изменник в глазах народа, должен был говорить к нему. Только великое мужество и вера давали ему справиться с этим: Иеремия слышал внутри себя глас Иеговы, слова Божии огнем горели в его сердце, и он, даже под угрозой смерти не оставлявший своего служения, твердо исполнял свое служение на протяжении, вероятно, пятидесяти лет.

Бог для Иеремии, как и для Исаии, оставаясь недостижимым в Своем величии, был, тем не менее, Богом человеческого сердца. Милосердный к Своему народу и безгранично, несмотря ни на что, любящий его, Он любит каждого человека в отдельности, любит и знает его по имени, вникает в чувства и страдания каждого. Он Сам побуждает человека к откровенности с Собою и учит его находить утешение даже в самых трудных обстоятельствах, потому что именно в них человек обретает Его, своего Господа.

Такое боговосприятие Иеремии было, конечно, интуитивным, и он нигде не заявлял о нем прямо, но оно читается во всем опыте его жизни и во всей его книге. Отсюда и внутренняя направленность проповедей самого Иеремии: все те страдания, которые он должен возвещать народу, придут к нему за грехи. Но сколь страшным ни было бы наказание, утверждает Иеремия вслед за Исаией, цель его не уничтожение непокорных, а исцеление их, пусть даже посредством мучительных операций.

Когда произносились Иеремией пророчества, собранные в его книге? Даты многих из них можно восстановить благодаря многочисленным хронологическим сноскам, имеющимся в ней. Главная же трудность возникает при попытке определить, как именно связаны между собой пророчества, следующие друг за другом. Не является ли Книга Пророка Иеремии антологией избранных речей его самого и его учеников, собранной после их жизни по принципу в той или иной мере случайному? Многие богословы придерживаются именно такого мнения.

В отличие от Иезекииля, чьи пророчества «собраны» именно в хронологическом порядке, в книге Иеремии пророчества, отделенные друг от друга годами, нередко «стоят рядом».

Иеремия обращался к народу во времена потрясений, переворотов, острой нужды. Так, главы 1−6 и 11−12 предположительно соответствуют времени реформ, которые проводил царь Иосия. Следующий «значительный взрыв» пророческой активности произошел у Иеремии (главы 7−10; 14−20; 22:1−19; 26), когда властителем в Вавилоне стал Навуходоносор. Остальные же его пророчества относятся ко времени первого переселения евреев в Вавилон, второго их переселения, возникновения «антивавилонского» заговора в иудейской среде и, наконец, последней осады Иерусалима и последнего изгнания иудеев в Вавилон. Еще позже была написана глава 52.

Сама книга содержит свидетельства того, что ее неоднократно «перестраивали» и дополняли. Другими словами, на разных этапах своего служения Иеремия, по всей вероятности, собирал прежние свои пророчества и располагал их в определенном порядке, добавляя к ним новые (25:13; 30:2; 36:2, 32). Главы 1−51 пророк мог дополнить после того, как оказался заложником в Египте (51:64).

Но что сказать относительно главы 52, которая звучит почти идентично 4Цар 24:18 — 25:30? Очевидно, что она была составлена где-то после 561 года до Р. Х., когда иудейский царь Иехония был освобожден из вавилонской темницы (Иер 52:31). Таким образом, последняя глава книги была присоединена к пророчествам Иеремии тем же писателем, который был автором 4-ой книги Царств. И сделано это было с целью показать, что суд, предсказанный Иеремией, совершился, и что освобождение царя Иехонии возвестило начало исполнения Божиих обетований о «восстановлении» и благословении Иеговой Его народа.

Историческая обстановка

Служение Иеремии охватывает пять заключительных десятилетий иудейской истории. Он был призван свыше в 627 г. до Р. Х., в царствование Иосии, последнего из благочестивых царей Иудеи. Правление Иосии явилось как бы последним лучом света, озарившим трон Давидов, прежде чем мрак идолопоклонства и чужеземных интриг окутал и поглотил его. Этот царь вступил на престол в 8 лет, и 31 год пребывания его у власти был для Иудеи временем относительной стабильности.

После предыдущего 55-летнего правления нечестивого царя Манассии (4Цар 21:1−9), предшественника Иосии, страна продолжала пребывать в тисках идолопоклонства. Лишь в 622 г. до Р. Х. (на 18-ом году царствования Иосии) Иудея вошла в фазу своего последнего духовного обновления (4Цар 22:3 — 23:25). В храме был обнаружен один из свитков закона Моисеева, и это обстоятельство, глубоко взволновавшее Иосию, побудило его на решительное и смелое дело по очищению страны и народа от скверны язычества. Надо, однако, сказать, что осуществить задуманное Иосия сумел лишь внешне, ибо достичь сердец своих подданных светом истинной веры ему не удалось. И после его безвременной кончины народ опять возвратился на путь идолопоклонства и нечестия.

Что касается международной обстановки того времени, то Ассирийская империя, которая на протяжении веков владычествовала над странами Ближнего Востока, теперь склонялась к упадку и гибели. В последней четверти 7-го века до Р. Х. ее столичный город Ниневия был разрушен объединенными силами халдеев и мидян.

Падение Ассирии было в первую очередь вызвано зарождением новой могучей империи — Вавилона. В октябре 626 года вавилонский принц нанес поражение ассирийской армии, после чего основал так называемую Ново-Вавилонскую империю. Полагают, что к 616 году он стал расширять пределы этой империи и, объединив свои силы с силами воинственных мидян, разрушил Ниневию, предположительно в 612 году.

Подъем Вавилонской империи и падение Ассирийской, естественно, обусловили «перекройку» военно-политической карты всего ближневосточного региона. При царе Иосии Иудея сбросила с себя ассирийское иго, и короткое время пользовалась национальной независимостью. Она утратила ее в результате событий 609 года до Р. Х. когда произошло следующее. Ввиду падения Ассирии Египет решил расширить собственную территорию.

Если бы ослабленную Ассирию удалось сохранить как своего рода «буферную зону» на пути продвижения халдеев на запад, то Египет мог бы претендовать на значительную часть западной Палестины (включая Иудею), которую ранее вынужден был «уступить» Ассирии. Так, по всей вероятности, рассуждали египетские политики. Хотя Египет всегда боялся могущественной Ассирии, в то время, о котором идет речь, он еще больше боялся все более набиравшего силу Вавилона. Поэтому-то в конфликте между ним и Ассирией он выступил на стороне последней.

В 609 году фараон Нехао II выступил в поход во главе значительной египетской армии: он шел на Харран, чтобы поддержать ассирийцев в их последней попытке отвоевать назад потерянные ими земли. Между тем, царь Иосия понимал, что в случае успеха египтян Иудею не ожидает ничего хорошего. Если прежде она была вассалом Ассирии, то теперь вынуждена будет подчиниться Египту. С мыслью об этом Иосия вышел со своей армией навстречу армии фараона Нехао. Битва между ними разразилась на равнине близ Мегиддо, и иудеи проиграли ее. Царь был тяжело ранен и, истекавший кровью, доставлен в Иерусалим, где вскоре умер. А Нехао, разграбив Мегиддо, пошел дальше (2Пар 35:20−24).

Гибель благочестивого Иосии обрушилась на иудеев тяжелым горем и недоумением. Почему Господь допустил это? Скорбел по поводу смерти царя-реформатора и искренне любивший его пророк Иеремия. Скорбел, но не недоумевал, потому что, не веря в скорое прощение Израиля, готов был к печальному завершению нынешней ситуации.

Очень скоро он стал свидетелем такого развития событий, какого ожидал и опасался: реформы, предпринятые Иосией, стали быстро истощаться, так как не проникли в сердце народа, в котором под поверхностным покровом якобы верности Иегове жили цепкие языческие корни. Это пророк знал, что подлинное исцеление произойдет лишь ценой горьких разочарований и скорбей. Не оттого ли пал и Иосия, что был движим политическими амбициями и мечтал о возрождении могучего Иудейского царства. Тогда как вовсе не к тому призван был Иеговой избранный Им народ.

Возвращаясь к историческим событиям, заметим, что осталось неизвестным, отразился ли на них исход битвы при Мегиддо. Возможно, по причине этой битвы египтяне не сумели вовремя прийти на помощь к ассирийцам. Так или иначе, Ассирии не удалось отвоевать потерянные ею территории, и как значительное военно-политическое образование она сошла с исторической сцены. После поражения Иудеи Египет восстановил свой контроль над Палестиной. На престол Иосии евреи посадили Иоахаза, но спустя три месяца Нехао низложил его и перевез в Египет. Опустошив казну Иудеи, Нехао сделал ее царем другого сына Иосии — Иоакима, ставшего его вассалом (4Цар 23:34−35).

В 605 г. до Р. Х. вновь произошел значительный сдвиг в равновесии сил. На протяжении четырех предшествовавших лет ни египтянам ни вавилонянам, не удалось взять верх друг над другом. Но вот наследный вавилонский принц Навуходоносор решительно двинулся на египтян, и под его командованием армия халдеев нанесла им сокрушительное поражение. Прорвавшись сквозь все оборонительные сооружения, вавилоняне преследовали отступавших египтян до границ их страны.

На развитие дальнейшей истории Иудеи повлияли еще два события, происшедшие в том же 605 году до Р. Х. Первое. Царь Иоаким согласился сменить прежнюю свою вассальную зависимость на новую: бывший прежде в подчинении у фараона Нехао, он перешел под власть Навуходоносора (4Цар 24:1). Второе. 15 августа 605 года умер царь вавилонский Набополассар, и, прервав свое победное шествие, принц Навуходоносор возвратился домой, чтобы занять освободившийся трон. Свою власть над вновь обретенными территориями он стал укреплять, смещая и назначая царей по своему усмотрению (4Цар 24).

Также он брал «заложников» из числа местной знати. В числе пленных, уведенных из Иудеи в первую палестинскую кампанию Навуходоносора, был Даниил (Дан 1:1−6). В положении вавилонского вассала Иудея оставалась до конца 601 года. В тот год Навуходоносор предпринял еще один поход в Палестину. Но его цель, победа над Египтом, не была достигнута. Потерпев серьезное поражение от египтян, халдеи вынуждены были отступить. И прошло почти три года прежде чем армия Навуходоносора полностью восстановила свою силу.

Воспользовавшись упомянутым поражением халдеев, царь Иоаким, бывший в политике хамелеоном, вновь «перебежал» на сторону Египта (4Цар 24:1), и это было его роковой ошибкой. Напомним, что в 605 году, когда Навуходоносор нанес поражение фараону Нехао, Иоаким сменил своего египетского «сюзерена» на вавилонского.

Итак, к декабрю 598 года армия Навуходоносора вновь готова была к выступлению. Теперь его главной целью был Иерусалим, которому вавилонский царь намерен был преподнести урок, показав горькие последствия мятежа против Вавилона. В дни вавилонского наступления Иоаким умер, и престол наследовал его сын Иехония. Осознав, что сопротивляться новым «властителям мира» было бы безумием, он сдал им Иерусалим в марте 598 года.

Навуходоносор сместил нового царя, предал город на разграбление и увел из него цвет его знати. Среди нее был и сам царь Иехония, процарствовавший всего три месяца. На его место Навуходоносор посадил в качестве своего вассального царя его дядю Седекию. В тот раз в Вавилон были уведены 10 тысяч иерусалимлян, среди них, как уже говорилось, представители высшей знати, а также искусные ремесленники и воины (4Цар 24:12−16). Возможно, в числе уведенных был и пророк Иезекииль, который пять лет спустя начал свое пророческое служение в Вавилоне.

Иудея все больше приходила в упадок еще и потому, что новый царь Седекия был весьма слабым правителем. Его 11-летнее царствование омрачено было как духовной деградацией, так и политической нестабильностью. Вместо того, чтобы учиться на ошибках прошлого, Седекия определенно повторял их.

С воцарением в Египте следующего фараона, Хофры, в 588 г. до Р. Х., Иудея вновь поддалась соблазну «отделиться» от Вавилона (4Цар 24:20 — 25:1; Иер 52:3−4). Возникла мятежная коалиция из Иудеи, Тира и Аммона. Реакция Навуходоносора была стремительной и беспощадной. Окружив Иерусалим, вавилонская армия приступила к длительной осаде. В июле-августе 586 года город пал и подвергся разрушению.

За исключением первой и последней глав, книгу пророка Иеремии можно разделить на две части. В первой (главы 2−45) содержатся речи о народе иудейском, и ее основная мысль о суде Божьем над ним. А во второй (главы 46−51) собраны речи о языческих народах (основная мысль опять-таки о суде Божьем над ними). Первую часть можно, по-видимому, подразделить на два раздела, первый из которых (включая и главу 1) состоит из речей, обращенных к иудеям (главы 1−35), а второй (главы 36−44) представляет собой повествование о некоторых событиях из жизни как пророка, так и его народа.

Нельзя не сказать о высоком поэтическом даровании Иеремии, которое более всего ощутимо в его речах о языческих народах. Вероятно, еврейский текст особенно украшало постоянное чередование прозаической речи с речью поэтической (что в той или иной степени нашло отражение и в переводах).

План книги:

I. Вступление (глава 1)

А. О времени служения пророка (1:1−3)

Б. Призыв Иеремии на служение (1:4−10)

В. О видениях пророка (1:11−16)

1. Видение цветущей ветви миндаля (1:11−12)

2. Видение кипящего котла (1:13−16)

Г. Бог призывает пророка к смелости и дерзновению (1:17−19)

II. Пророчества об Иудее (главы 2−45)

А. О суде Божием над Иудеей (главы 2−25)

1. Девять общих пророчеств Иеремии о суде (главы 2−20)

2. Четыре конкретные пророчества Иеремии о суде (главы 21−25)

Б. Конфликтная ситуация с согражданами не заставляет Иеремию умолкнуть (главы 26−29)

1. Конфликт пророка с народом (глава 26)

2. Конфликт с лжепророками в Иерусалиме (главы 27−28)

3. Конфликт с лжепророками, пребывавшими в вавилонском изгнании (глава 29)

В. О будущем освобождении и устроении Израиля и Иудеи (главы 30−33)

1. Заявление о «восстановлении» Израиля и Иудеи (главы 30−31)

2. Символическое подтверждение грядущего «восстановления» Израиля и Иудеи (глава 32)

3. Вторичное слово Господа к Иеремии (глава 33)

Г. Предупреждение о надвигающейся катастрофе (главы 34−45)

1. Предупреждения, делавшиеся до падения Иудеи (главы 34−36)

2. О последних днях Иудеи и обстоятельствах Иеремии в то время (главы 37−39)

3. Пророк продолжает служить и после падения Иерусалима (главы 40−45)

III. Пророчества о языческих народах (главы 46−51)

А. Пророчество о Египте (глава 46)

1. Египет потерпит поражение при Кархамисе (46:1−12)

2. Враги наводнят Египет, и жителей его уведут в плен (46:13−26)

3. Израиль вновь будет собран (46:27−28)

Б. Пророчество о земле Филистимской (глава 47)

В. Пророчество о Моаве (глава 48)

1. Земля Моава будет разорена (48:1−10)

2. И постыжен будет Моав (48:11−17)

3. О горькой судьбе городов Моава (48:18−28)

4. Сокрушена будет гордыня Моава (48:29−47)

Г. Пророчество об Аммоне (49:1−6)

Д. Пророчество о Едоме (49:7−22)

Е. Пророчество о Дамаске (49:23−27)

Ж. Пророчество о Кидаре и Асоре (49:28−33)

3. Пророчество о Еламе (49:34−39)

И. Пророчество о Вавилоне (главы 50−51)

1 Возвещение суда (50:1−10)

2. Падение Вавилона (50:11−16)

3. Восстановление Израиля (50:17−20)

4. Нападение на Вавилон (50:21−40)

5. Скорбь Вавилона (50:41−46)

6. Божие отмщение Вавилону (51:1−14)

7. Вавилон — лишь орудие в руках Божиих (51:15−26)

8. Призыв к народам восстать против Вавилона (51:27−33)

9. Снова об отмщении Бога Вавилону (51:34−44)

10. Призыв к израильтянам выйти из Вавилона (51:45−48)

11. О непременном падении Вавилона (51:49−58)

12. О символической миссии Сераии (51:59−64)

IV. Заключение (глава 52)

А. О судьбе Иерусалима (52:1−23)

1. О трагическом конце царя Седекии (52:1−11)

2. О разрушении города (52:12−16)

3. О разрушении храма (52:17−23)

Б. О судьбе знатных и простых иерусалимлян (52:24−34)

1. О казнях священников и сановников (52:24−27)

2. Вкратце о трех переселениях иерусалимлян в Вавилон (52:28−30)

3. О судьбе царя Иехонии (52:31−34)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.