Иер 22:1−5. Судя по всему, речь пророка, обращенная здесь не столько к одному определенному царю, сколько к царям иудейским, была им произнесена ранее чем его ответ Седекии (глава 21). Скорее, даже перед нами не одна, а несколько коротких речей, произнесенных в разное время, но — в царствование Иоакима (609−598 гг.до Р. Х.). Первая из них начинается с постоянно повторяемого пророком повеления Господа власть имущим — судить по справедливости, следовать нормам Моисеева закона, не проливать невинной крови (стих 3).

Сойди в дом царя… (стих 1). Дело в том, что царский дворец, построенный на южном склоне Храмовой горы, располагался ниже храма. Иеремия, видимо, произносил эту речь в храме. Народ, как и слуги (окончание стиха 2), проходящие через дворцовые ворота, — это многочисленные приближенные царя. Все они, включая самого государя, будут продолжать входить воротами дома сего (иносказание стабильности грядущих царствований), если будут исполнять слово Господне (стих 4). В противном же случае дворец и страна подвергнутся опустошению (стих 5).

Иер 22:6−9. Галаад ты у Меня, вершина Ливана (стих 6). Объяснение этого иносказания в том, что царский дворец был построен из отборных кедровых деревьев, коими славились Ливанские горы, и из лучших дубов, произраставших в Галааде (2Цар 7:2, 7; 3Цар 7:2−5; 2Пар 2:8; Ис 22:8). В стихе 7 — метафора уничтожения «кедрового дома». В стихах 8−9 — неоднократно встречающийся на страницах Библии образ: многочисленные гипотетические путники (многие народы), проходящие развалинами некогда великого города, в горестном изумлении задаются вопросом: почему это произошло с ним? — и слышат в ответ: за то, что жители города оставили завет Господа, Бога своего, и поклонялись иным богам и служили им (стих 9).

2) Слово о Саллуме.

Иер 22:10−12. Не плачьте об умершем (стих 10). Речь идет о благочестивом царе Иосии, гибель которого в битве с фараоном Нехао горько оплакивали иудеи (2Пар 35:24−25). Сын его, Иоахаз, возможно, звался Саллумом до того, как наследовал трон отца в 609 г. до Р. Х. Именно о нем говорится как об отходящем в плен в стихе 10 (что ясно следует из стиха 11). Действительно Иоахаз Саллум царствовал всего три месяца, после чего свергнут был египетским фараоном (Нехао).

Все, о чем здесь читаем, было Иеремией сказано в том же 609 году — после того, как сын Иосии был уведен в плен в Египет (4Цар 23:34). Иеремия предсказал, что в родную землю Саллум больше не возвратится… но умрет на чужбине. Так и случилось. Вместо Саллума, египтяне посадили на иудейский трон брата его Иоакима, отличавшегося корыстолюбием и жестокостью. Воцарение египетского ставленника в Иудее не могло не вызвать крайнего раздражения у царя вавилонского. Таким образом «отведение в плен» Иоахаза иудеям следовало оплакивать и потому, что оно возвещало им усиление вавилонской угрозы, приближение катастрофы.

3) Слово к Иоакиму (22:13−23).

Иер 22:13−14. Из 4Цар 23:35 узнаем, что фараон весьма и весьма поживился за счет Иоакима, едва ли не опустошив казну Иудеи; помимо того, Нехао обложил своего ставленника и его подданных тяжелой данью. Тем не менее, Иоаким увлекался дорогостоющим строительством дворца, особенно украшал верхние его комнаты (горницы), где цари проводили большую часть времени. Дорого стоили широкие окна, прорубавшиеся по его приказу, — потому, вероятно, что от их широты зависели размеры оконных решеток, украшавшихся дорогою резьбою. Красною краскою красили (по примеру египтян) потолки в комнатах, обшитые кедром.

Горе такому царю, восклицает Иеремия, который ради ублажения себя и возвеличенья (как он его понимал) царской власти не жалеет своих подданных и даже заставляет их работать на себя даром! Иоаким, остававшийся на троне Иудеи 11 лет, был типичным восточным деспотом.

Иер 22:15−19. Ни одно из нравственных достоинств своего отца, Иосии, не унаследовал Иоаким. Ты думаешь, что ты царь, потому что окружил себя кедром? — горестно укоряет его Иеремия (стих 15). И перечисляет (стихи 15−16), почему было хорошо Иосии, который пользовался любовью подданных и был угоден Иегове. Поступать так, как поступал он, и означало знать Его, восклицает Иеремия. Так говорит Господь. А Иоаким, царь корыстный, царь-притеснитель, не увидит благословений Его, продолжал пророк. И это говорит Господь.

Он даже почетного погребения и плача (стих 18) не удостоится, но будет… погребен… ослиным погребением (стих 19), т. е. выброшен будет, словно падаль, за городские стены. Иоаким умер в 598 году, когда Навуходоносор подошел к Иерусалиму, чтобы наказать город за попытку Иоакима «отложиться» от него. Может быть, в это время царь был убит? Однако из Библии не видно, чтобы смерть его была насильственной (4Цар 24:6).

Высказывают такое соображение: Иоаким мог быть сразу по смерти погребен в царских гробницах, но затем при народных волнениях вытащен оттуда и подвергнут поруганию ненавидевшими его подданными. Не следует сказанное в 4Цар 24:6 противопоставлять предсказанию Иеремии относительно «ослиного погребения» Иоакима. Ведь и о погребении царя Ахаза сказано вполне респектабельно (3Цар 22:40). Между тем, он — согласно предсказанию пророка Илии — определенно подвергся поруганию («псы лизали его кровь»; 3Цар 21:19 сравните с 3Цар 22:38), но до погребения.

Иер 22:20−23. Это было, по всем данным, сказано Иеремией в конце 598-го или в начале 597-го года, после пленения царя Иехонии: ни он ни его потомки («племя его»; оконч. Стиха 28) более не возвратятся из той страны, куда увезена царская семья. («Смешение» прошедшего времени (стихи 24−27) и будущего (стих 28) не должно нас смущать, поскольку оно характерно для пророков.) Аморальная и бездумная политика (как внутри страны, так и внешняя) отца Иехонии — царя Иоакима приблизила национальную катастрофу.

В этих стихах пророк Иеремия призывает Иудею громко оплакивать горькую свою судьбу. Заметим, что в еврейском тексте все глаголы стоят в женском роде: пророк обращается к Иудее как к женщине, изменившей Богу (сравните с Иер 4:31 и 3:11); в этой связи и весь стих 23 правильнее читать как обращение к «живущей», «жалкой», которой предстоят скорби, сравнимые с родовыми муками.

Горы, перечисленные в стихе 20, названы как наиболее высокие «точки», откуда можно обозреть всю Палестину. На севере (с Ливана) и на северо-востоке (с Васана), и на юго-востоке (с Аварима — этот горный хребет включал в себя и гору Нево, где скончался Моисей) как бы прозвучит плач обреченной «дочери Сиона» по гибнущим и погибшим «друзьям» ее (соучастникам ее в заговорах против Вавилонского царства). «Пастыри» в стихе 22 это цари, правители народа; поскольку Палестина страдает порой от сильных ветров, образ их применен к правителям иудеев: их как ветром унесет. В стихе 23 — образ сооруженного из мощных кедров (доставлявшихся главным образом с Ливанских гор) царского дворца, где дерзкие, легкомысленные правители чувствовали себя в ложной безопасности.

4) Слово об Иехонии (22:24−30).

Иер 22:24−27. Напомним, что Иехония наследовал престол после своего отца Иоакима, но оставался на нем всего три месяца, в которые действовал, как и отец его, неугодно в глазах Господа; 4Цар 24:8−9. Будучи вывезен Навуходоносором в Вавилон, он оставался там до конца жизни (Иер 52:31−34; в стихе 31 надо читать не «Иоакима», а «Иехонию»).

Здесь, в стихе 24, Господь говорит устами Иеремии, что если бы даже Иехония был столь же ценен в Его глазах, как перстень на правой руке Его (имеется в виду перстень с именной печаткой, который царь и люди знатные никогда не снимали с правой руки как знак своей власти), то и тогда Он не поколебался бы удалить этого нечестивого сына нечестивого отца из страны и предать его в руки Навуходоносора и халдеев. В стихе 26 — речь о судьбе Нехушты, вдовы царя Иоакима, разделившей судьбу своего сына (сравните с 4Цар 24:12, 15). Это второе пророчество Иеремии о «депортации» в Вавилон Иехонии и Нехушты (13:18−19).

Иер 22:28−30. Назначение целой серии риторических вопросов в стихе 28 подчеркнуть, что Иехония — создание не самое презренное и отверженное — стал (и останется!) человеком злополучным потому, что такова о нем воля Господа, совершающего суд Свой над Иудеей. Люди, не понимавшие этого или не желавшие это признать, надеялись — даже после воцарения Седекии — что Иехония возвратится и вновь займет трон, но Иеремия, не питавший на этот счет никаких иллюзий, твердо знал, что возвещает согражданам слово и волю Господа (Иер 28:1−4 и далее до конца главы 28). Эта уверенность выражена им и в троекратном призыве к «земле» слушать (стих 29).

Известно, что царь Иехония имел детей (22:28; сравните 1Пар 3:17). Пророк предлагает «записать» (считать) его бездетным в том смысле, что никто… из племени его… уже… не будет… владычествовать в Иудее (стих 30). Это пророчество, осуществившееся в «краткосрочном плане», было знаменательно и в «плане долгосрочном». Никому из потомков Иехонии не пришлось сидеть на престоле Давидовом. Занявший его Седекия, дядя Иехонии, оказался последним царем Иудеи. Бог «изъял» это «ответвление» рода Давидова из царской родословной.

И это обстоятельство помогает понять генеалогию Иисуса Христа, как приведена она у Матфея (Мф 1) и Луки (Лк 3). Матфей представляет официальную родословную Спасителя через Его отчима — Иосифа. Однако «линия» Иосифа шла через Салафиила, сына царя Иехонии (Мф 1:12 сравните с 1Пар 3:17). Следовательно, если бы Иисус не был рожден Девой, а являлся бы физическим сыном Иосифа, то, согласно этому пророчеству Иеремии, не мог бы называться Царем Израиля.

Лука дает родословную Христа через Марию, которая происходила от царя Давида по линии его сына Нафана (Лк 3:31). Из простого сопоставления двух родословных (у Матфея и у Луки) следует таким образом, что «проклятие», под которое попали Иехония и его род, на Христа не распространялось. (Дополнительную информацию можно найти в комментариях на Мф 1:2−17; Лк 3:24−38.)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.