4) КОНФЛИКТ С ЛЖЕПРОРОКАМИ, ПРЕБЫВАВШИМИ В ВАВИЛОНСКОМ ИЗГНАНИИ (глава 29)

а. Первое письмо Иеремии к изгнанникам (29:1−23)

1) Вступление.

Иер 29:1−3. Речь идет о письме, посланном Иеремией к тем примерно 10 тысячам иудеев, которые были уведены в Вавилон вместе с царем Иехонией; это произошло в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:8−17; Иер 22:24−27). Пророк воспользовался случаем и отправил это письмо с иудейскими послами (стих 7), которые везли дань Навуходоносору.

2) Изгнание будет долгим (29:4−14).

Иер 29:4−10. Иеремия убеждал изгнанников (ссылаясь на то, что такова воля Господа Саваофа) не отчаиваться, но и не предаваться иллюзиям: плен будет не короче человеческой жизни, он продлится целых 70 лет (стих 10). Но все это время иудеи должны жить верой в грядущее освобождение и очищать свои души покаянием, искупая грех богоотступничества — свой и отцов своих.

В ожидании того дня, когда Господь, Который переселил их в Вавилон, «посетит» их, чтобы возвратить… на место их (стих 10), им следует жить нормальной жизнью в чужой для них стране: строить дома и разводить сады, чтобы есть плоды их, вступать в брак и рожать детей. Им не только не следует уповать на то, что Вавилон скоро придет в упадок, но, напротив, пусть они заботятся о благосостоянии того места, куда переселил их Господь (мысль повторяется!), и даже молятся Ему о нем. Ибо отныне их благополучие будет зависеть от благополучия Вавилона! И пусть они не верят своим пророкам, которых Господь… не посылал, и разного рода гадателям: и те и другие (как и сновидения их) обманывают их.

Иер 29:11−14. Да поймут они, что только Бог знает, когда и чему положить конец; предстоящее им 70-летнее пленение — лишь часть Его плана в отношении народа Его и тех намерений во благо ему, а не на зло, которые имеет Он, заботящийся об их будущности (стих 11). Только им, живущим в изгнании, необходимо взывать к Нему и молиться Ему и искать Его всем сердцем. Лишь при этом условии они найдут Его, и Он возвратит их из плена и соберет из всех народов и… мест куда изгнал их (стихи 13−14 сравните с Втор 10:1−10).

3) Предостережение против лжепророков (29:15−23).

Иер 29:15−19. Иеремия не сомневался, что среди «пророков», оказавшихся в изгнании, многие «утешают» сограждан обещаниями безопасности для Иерусалима и скорого их возвращения из плена (28:2−4). В свете таких предсказаний его письму могли и не поверить. Вновь и вновь (прежде устно, а теперь в письме) стремился он донести до сознания иудеев несостоятельность оптимистических «прогнозов».

Так говорит Господь о царе (очевидно, о Седекии, оставшемся в то время в Иерусалиме), писал Иеремия, и о всех братьях ваших, которые не отведены с вами в плен: меч, голод и моровая язва ожидают их (стихи 16−17). Иеремия прибегает к иносказанию из своего видения (24:1−2), уподобляя «оставшихся» негодным смоквам.

Поэтическая гипербола в стихе 18 выражает идею обреченности всех (и евреев в первую очередь), кто не повинуется Господу (стих 19); она, по-видимому, выходить «за рамки» той конкретной исторической ситуации, которую возвещал Иеремия в ближайшем будущем. Подтверждение этому можно видеть во фразе и предам их на озлобление всем царствам земли… на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их.

Иер 29:20−23. Вероятно, лица, перечисляемые Иеремией в стихе 21, особо выделялись среди тех, кто от имени Господа пророчествовал ложь. Они делали это еще в Израиле (подразумевается Иудея), где к тому же прелюбодействовали с женами ближних своих. Пусть же не надеются остаться безнаказанными, писал Иеремия: Господь предаст их в руки Навуходоносора, который умертвит их. И самые имена их будут произноситься как проклятие (стих 22). Возможно, Седекия и Ахав, упоминаемые Иеремией, действительно были заживо сожжены в печи («изжарены») — к этому виду казни нередко прибегали в Вавилоне (Дан 3:6, 19−23).

б. Второе письмо Иеремии к изгнанникам (29:24−32)

1) Шемаия пишет письмо в Иерусалим.

Иер 29:24−29. Послание Иеремии, полное упования на Господа и веры в будущность Иудеи, отнюдь не всем вавилонским изгнанникам понравилось. Так, пророк Шемаия из Нехелама отправил в ответ на него раздраженное письмо к остававшимся в Иерусалиме, и к священнику Софонии, который стал надзирателем Иерусалимского храма, вместо священника Иодая (очевидно, уведенного в Вавилон). (Стих 25 содержит слова Иеремии, которому Софония это письмо… прочитал вслух; стих 29. В стихе 26 цитируются слова Шемаии.)

Враг Иеремии негодующе вопрошал из Вавилона, почему священник Софония, будучи одним из «блюстителей» в доме Господнем, не запретит Иеремии Анафофскому пророчествовать, почему не посадит его в темницу, не закует в колодки? Ведь он предсказывает продолжительный плен и призывает иудеев «обживаться» в Вавилоне (стих 28). Но по всему видно, что у Софонии авторитет Иеремии как пророка не вызывал сомнения. Напомним, что он дважды обращался к нему за советом по поручению царя Седекии (21:1; 37:3). После падения Иерусалима Софония будет схвачен и убит по приказанию Навуходоносора (52:24−27).

2) Иеремия пишет в Вавилон вторично.

Иер 29:30−32. Письмо Шимаии возмутило Иеремию: именно такие «пророки», как этот, довели иудеев до нравственного и гражданского падения! Иеремия сознавал это всем своим существом, ибо знание это было у него от Господа. Вот и теперь Он велит ему сказать… всем переселенцам, что Шимаию, который у них пророчествует, обнадеживая их ложно, Он не посылал. А потому суровое наказание ожидает его: после него не останется потомков (стих 32); для иудея это было самым тяжелым наказанием.

Как полагают, вторая возможность передать письмо в Вавилон представилась Иеремии в 593 году; он передал его с царедворцем Сераией, который сопровождал царя Седекию в поездке к Навуходоносору.

Иеремия оказался прав. Именно люди, составлявшие первую партию переселенцев, сохранившие веру в изгнании, заложили фундамент последующего возрождения Израиля.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 29 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.