г. О семидесятилетнем вавилонском пленении (глава 25).

Тридцать посланий Иеремии о суде (главы 2−25) сгруппированы по тематическому, а не по хронологическому принципу. То из них, которое помещено в главе 25, думается, нарочито представлено завершающим посланием, потому что служит как бы «ключевым камнем» для всех предыдущих.

1) Предупреждения были оставлены без внимания (25:1−7).

Иер 25:1−3. Очевидно, в связи с особой значимостью этого послания в книге указано время, когда пророк обратился с ним ко всему народу Иудейскому. Это было в четвертый год Иоакима, который для Навуходоносора, царя Вавилонского, был первым годом его пребывания у власти, т. е. в 605 году до Р. Х. В тот год Навуходоносор нанес сокрушительное поражение при Кархемисе египетскому фараону Нехао и сделался в результате властителем всей западной Азии, Сирии и Палестины. (По другим подсчетам, учитывающим календарные изменения и ряд других факторов, это пророчество могло быть произнесено Иеремией между апрелем и сентябрем 604-го года.) Вот уже двадцать три года, констатирует Иеремия в начале послания, как призвал меня Господь нести вам слово Его, что я и делаю с раннего утра (до позднего вечера, подразумевается), но вы отказываетесь слушать меня.

Иер 25:4−7. Бросая взгляд в прошлое, Иеремия напоминает согражданам, что истинных пророков Божиих, которых Господь посылал к ним (тот же, что в предыдущем стихе, речевой прием — с раннего утра — означает в этом контексте «вновь и вновь»), они тоже слушать не желали (стих 4). Между тем, они, как и он, говорили им, чтобы оставили злые пути свои и дела и не гневили бы Господа служением иным богам. Если бы они послушались, то спокойно жили бы на этой земле, которую Господь дал… отцам их и им самим навеки (стихи 5−6). Но они упорно действовали вопреки воле Господней — на зло себе (стих 7).

2) Пророчество о будущем (25:8−14).

Иер 25:8−11. Суд и бедствия грядут на непокорных. Племена северные — это халдеи. Навуходоносор назван рабом Господним в том смысле, что послужит орудием Его суда; он придет на землю сию, чтобы разрушить Иерусалим и покарать Иудею и ее союзников, и «совершенно истребить их» (стих 9). В стихе 10 — характерное для Ветхого Завета иносказание национального бедствия. Звук жерновов: сильным шумом домашних жерновов оглашались утренние часы, когда служанки принимались молоть на них зерно. Это, как и свет светильника (светильники постоянно горели в домах) — «признаки» мирной жизни.

В стихе 11 Иеремия предсказывает, что вавилонское пленение продлится семьдесят лет. Пророк, очевидно, считал, начиная с 605 года (когда, одержав победу над фараоном Нехао, Навуходоносор автоматически стал властителем Палестины и соседних с ней территорий, хотя нога его воинов еще не ступала туда) до 537 года, когда вышел знаменитый указ Кира (может быть, до возвращения первых «реэмигрантов» в Иудею и обоснования их там). Получается чуть меньше 70 лет. Одни богословы видят тут символический смысл: цифры 7 и 10, от помножения которых получается 70, являются в Библии символами полноты.

Другие полагают, что цифра 70 соответствует тут числу «субботних лет», которые не соблюдали иудеи. Дело в том, что согласно Моисееву закону земле следовало давать отдых каждые 7 лет. Это было волей Божией (Лев 25:35). В «субботние годы» не следовало засевать землю ни подрезать виноградные лозы. Бог предупреждал, что за нарушение этого закона иудеями Он изгонит их с земли, чтобы таким образом дать ей отдых (Лев 26:33−35). Автор 2-ой книги Паралипоменон прямо пишет, что вавилонское пленение, предсказанное Иеремией, дало земле возможность «компенсировать» свой «субботний отдых» и насладиться им (2Пар 36:20−21).

Иер 25:12−14. В этой части пророчество о последующем наказании за их нечестие самих вавилонян, которые теперь послужат орудием Божественной кары для Иудеи. Несколько необычно выглядит торжественное удостоверение пророчеств Иеремии Самим Иеговой (стих 13): все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы, Я совершу. О том, на что «намекает» здесь Бог в отношении Вавилона, подробно читаем в главах 50−51. Представляется, что, по крайней мере, частично, эти главы были написаны примерно в то же время, что и глава 25. Господь воздаст халдеям по их поступкам и по делам рук их (стих 14).

3) Предупреждение о грядущей ярости (25:15−29).

Иер 25:15−26. Возможно, пророку было послано видение: Господь, Бог Израилев, протягивает ему чашу… с вином ярости Своей, чтобы он, Иеремия, напоил из нее все народы, к которым Бог посылает его (очевидно, в значении предрек им горестную участь, которая не минует их — ведь если Господь наводит бедствие на Свой народ, то язычникам ли остаться ненаказанными! — стих 29). (Местоположение многих из перечисленных здесь народов можно найти на карте «Мир во дни Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к этой книге.)

Итак, первой испить из «чаши ярости» Господней предстояло Иудее, за ней последует Египет (чья помощь, почти всегда эфемерная, служила иудеям лишь к искушению; Иез 29:6−9). Полагают, что смешанный народ в стихе 20 — это пришельцы из других стран (те же финикийцы и греки, которые стали селиться в Египте еще при отце фараона Нехао). Не вполне ясно, где находился Уц, но предполагают, что на востоке от Едома, в северной Аравии (толкование на Иов 1:1).

Филистимляне занимали ту часть прибрежного района Средиземного моря, которая лежала на запад от Иудеи, тогда как Едом, Моав и Аммон (перечисляемые тут в направлении с юга на север) лежали на восток от Иудеи, на противоположных от нее берегах реки Иордан и Мертвого моря. Финикийские города Тир и Сидон находились на север от Иудеи (на средиземноморском побережьи). Под «островами» понимались не только находившиеся в Средиземном море острова (в собственном смысле слова), но и все его побережье, в первую очередь, финикийские колонии.

Дедан, Фема и Буз были городами в северной части Аравийского полуострова. (Относительно стригущих волосы на висках в толковании на Иер 9:26.) Эти города ассоциируются в тексте с царями кочевых народов (или бедуинских племен), живших в пустыне (стих 24). Местонахождение Зимврии не установлено, но из текста (стих 25) следует, что эта территория связана была с Эламом и Мидией — странами, лежавшими на восток от реки Тигр. Все эти земли попали под владычество Вавилона. И здесь это предсказано пророком. «Чашу ярости Господней» они выпьют из руки Вавилона.

И после всех них… выпьет ее царь Сесаха. Кто понимался под ним? Большая часть богословов рассматривает это название как криптограмму, или атбаш, слова «Вавилон». Древние писатели иногда прибегали к такому вот особому написанию, в котором первая буква алфавита заменялась последней, вторая — предпоследней и т. д.

В данном случае из слова Бабел (Вавилон) могло получиться Сесах. Однако трудность, возникающую вслед за этим, богословы, хоть и пытаются преодолеть, но не очень успешно. Зачем (задаются они вопросом) понадобилось Иеремии прибегать к криптограмме, если перед этим (стих 12) он говорил о предстоявшем наказании Вавилона открыто? Четкого ответа на этот вопрос нет.

Иер 25:27−29. Тут в образной восточной манере повторяется мысль о неизбежности Божьего суда, грядущего на все народы тогдашнего мира, начиная с Иудеи и ее столицы Иерусалима, города, на котором наречено имя Господне.

Иер 25:30−33. Продолжение той же темы в этих стихах и до конца главы. Господь возгремит на народы с высоты небесной; страшно возгремит на селение Свое (очевидно, на место обитания избранных Своих, т. е. на Иудею, на Иерусалим).

Надо полагать, топтавшие виноград в точилах громко перекликались между собой: с их криками сравнивается громкий глас Господа (стих 30). Состязание в стихе 31 — это суд. Следует описание грядущего бедствия на языке, характерном для библейских пророков (стихи 32−33).

Иер 25:34−38. «Пастырям» разного рода, т. е. вождям племен и народов, останется лишь посыпать головы свои — в знак скорби — дорожной пылью (прахом). Ибо время их заклания и рассеяния наступило (здесь пророческое прошедшее); стих 34. В стихах 35−37 — описание грядущего бедствия.

В стихе 38 карающий Бог уподобляется льву, выходящему на добычу «из своего жилища». И вот земля превратилась в пустыню от ярости Божественного опустошителя.

Б. Конфликтная ситуация с согражданами не заставляет Иеремию умолкнуть (главы 26−29)

Хотя и в первой части книги содержатся свидетельства о недоброжелательном отношении сограждан Иеремии к его посланиям (11:18−23; 15:10; 20:1−6), не оно было главной темой в главах 1−25, которые «сфокусированы» на суде Божием — неминуемом, если люди не покаются. В главах 26−29 акцент смещается на отвержение — как вождями, так и народом — пророчеств Иеремии.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 25 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.