Библия » Толкование Далласской семинарии

Иеремия 41 глава

← 40 Иер 41 DSC 42

Иер. 41:1-3. Исмаил явился к Годолии… в Массифу в седьмом месяце (в сентябре-октябре); поскольку год здесь не указан, не известна и точная дата убийства. Ибо вызывает некоторое сомнение, чтобы все описываемые в главах 39-41 события имели место во второй половине 586 года. Судя по 52:12, вавилонская армия находилась в Иерусалиме до 17 августа 586 года. То есть менее чем 2 месяца должны были «вместить» в себя и депортацию иудейского населения и утверждение губернаторского правления для оставшихся в стране, и раздачу им земли, и вывод основной части вавилонской армии из Иудеи.

В свете этих соображений не исключено, что Годолия был убит в один из последующих годов. В каком же именно? Некоторые связывают это злодейство с малоизвестной дополнительной депортацией из Иудеи в 583-582 годах до Р. Х. (Иер. 52:30). Почему, зададимся вопросом, понадобилась она Навуходоносору в то время? Не для того ли, чтобы навести и укрепить порядок в покоренной стране после убийства губернатора и уничтожения какой-то части контингента вавилонской армии? (41:2-3.) Если это соображение верно, то Годолия был убит в октябре 583 года.

В сопровождении 10 человек явился Исмаил в Массифу вкусить хлеб с губернатором, и во время пиршества они умертвили его. (Елисам был, вероятно, сыном Давида (2Цар. 5:16), и отец Исмаила – Нафания назван «сыном» Елисама в значении его потомка.) Вместе с Годолией убиты были гости его на пиршестве – из числа Иудеев и… Халдеев (сравните с 4Цар. 25:25).

Иер. 41:4-9 Очевидно, все это произошло ночью, – заговор удался настолько, что и на другой день после случившегося никто не знал о том, что произошло в резиденции губернатора.

Если мы вспомним, что в «седьмом месяце» справлялись по закону три ежегодных священных для евреев праздника (Лев. 23:23-44), в том числе Праздник кущей, то станет ясно, что группа в составе 80 человек… из Сихема, Силома и Самарии направлялась по случаю одного из этих праздников к разрушенному храму.

Это были паломники, которые несли дары и благовония (ливан) Господу, к месту поклонения Ему; одежды их были не праздничными, а траурными потому, что они знали о поражении Иудеи и разрушении храма. Примечательно, что сами они были из израильских городов, из поверженного задолго до того Северного царства. Это обстоятельство свидетельствует, что и на тех землях оставили какой-то след реформы царя Иосии (4Цар. 23:15-20; 2Пар. 34:33).

Исмаил предпринял следующий хитрый и коварный шаг. Он вышел… навстречу паломникам с плачем (стих 6), как бы разделяя их скорбное покаянное настроение, и пригласил в дом к губернатору. Те, польщенные, конечно, не отказались, но лишь дошли до центра города, как тоже пали жертвой злодеев. 70 из 80 были убиты и брошены в ров; речь идет о вырытом в городе водоеме, который после того, как был завален трупами, сделался ритуально нечист.

Из стиха 9 узнаем, что упомянутый водоем сооружен был лет за 200 до того благочестивым иудейским царем Асой, вынужденным постоянно воевать с Ваасой, нечестивым царем Израиля. (В условиях частых военых действий запасы воды в городе были особенно необходимы.) 3Цар. 15:16-22. Зачем понадобилось Исмаилу совершить это новое злодеяние? Может быть, в целях грабежа. Ведь караван из 80 человек, конечно, располагал и немалыми деньгами и запасами провизии (41:8). Десять из восьмидесяти и купили себе жизнь ценой тех, видимо, дополнительных запасов, которые были скрыты у паломников в поле.

Иер. 41:10-15. Между тем, банда во главе с Исмаилом продолжила свой разбойничий «рейд». Остаток народа, бывшего в Массифе… который халдеи поручили заботам Годолии, Исмаил… захватил… и отправился со своими пленными к аммонитянам. Не приходится сомневаться, что среди них был и пророк Иеремия (42:1-2). Однако долго события, разыгравшиеся в Массифе, не могли оставаться втайне. Весть о них дошла наконец до Иоанана и других военачальников.

Собрав в свою очередь отряд, они пошли, чтобы сразиться с Исмаилом… и настигли его… в Гаваоне. (В этом городе еще сравнительно недавно сохранялся большой, вырытый в древности водоем, куда поступала вода из ближайшего источника; «большие воды» в русском тексте, стих 12.) Пленники Исмаила радостно бросились навстречу своим освободителям (стихи 14-15). Очевидно, двое из банды Исмаила были убиты, и с восьмью оставшимися он бежал к аммонитянам (стих 15).

3)Иоанан возглавляет иудеев (41:16 – 42:22).

Иер. 41:16-18. Перечисляется состав группы, освобожденной Иоананом. Все они, однако, не пошли обратно в Массифу, ибо приняли решение бежать в Египет. Первую свою остановку они сделали близ Вифлеема, километрах в 16-17 от Гаваона. Иоанан и другие военачальники имели основание бояться Халдеев – ведь Исмаил был человеком «их круга»; не сочтут ли «оккупационные власти», что и все иудейские «начальники» были причастны к его злодейскому заговору? Так, вероятно, рассуждали они, решив бежать в Египет.


Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 41 глава


← 40 Иер 41 DSC 42

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.