е. О засухе и молитве (главы 14−15)

О трагедии засухи (14:1−6).

Иер 14:1−4. Засуха была одним из ветхозаветных проклятий, которым Господь угрожал народу в случае его неповиновения Ему (Лев 26:18−19; Втор 28:22−24). У Иеремии о действии этого проклятия мы уже читали в 3:3 и в 12:4, хотя не известно, имелась ли там в виду какая-то одна засуха или несколько их, поразивших Иудею в ее последние годы. Здесь, вероятно, говорится об отсутствии весеннего, или позднего (как его называли), дождя, от которого зависел весь урожай года. Слова Господа к пророку перемежаются тут с описанием им постигшей страну трагедии и восприятия ее людьми и природой.

Плачет Иуда, на городских площадях, при воротах, понуро сидят на земле измученные жаждой иудеи, облаченные в знак траура в черные одежды — так могут быть расшифрованы образы в стих 22. Ворота… распались (скорее, расселись, покосились) — символ состояния людей, сидящих на площади. Земля «почернела» от их траурных одежд. Вопль поднимается от Иерусалимских ворот.

Запасы воды в городе иссякли, и вельможи посылают слуг своих за водою — как полагают, к колодезю Иакова, находившемуся южнее Иерусалима: обычно вода сохранялась там и в засуху. Но посланные не находят воды и там и, охваченные отчаянием, возвращаются с пустыми сосудами, покрыв свои головы в знак печали. Отвергнувшие «источник воды живой» (2:13), остались без воды, питающей их землю и тела. Почва растрескалась… земледельцы в унынии.

Иер 14:5−6. Описание страдающей природы. Лань приводится здесь потому, что это животное отличается особо заботливым отношением к своим детенышам. Но теперь и она оставляет рожденных ею. Как печальный рефрен повторяется: потому что нет травы.

2) Молитва измученных засухой (14:7 — 15:4).

Иер 14:7−9. Пророк обращается к Богу от их имени: они признают вину свою, и что отступничество их от Иеговы — великий грех, но да простит их Господь ради имени Своего, которое наречено на них как на Его народе! Да дарует им дождь их Спаситель, единственная их истинная Надежда. В дни скорби они сознают, что чужие «боги» не в силах «разрешить уз» засухи (стих 22).

Иудеи в отчаянии от того, что Он, имеющий силы спасти, не отвечает им, «держится» с ними, как чужой, как путник, лишь проходящий землею этой, до которой ему нет дела. Человек изумленный в этом контексте, очевидно, подразумевает того, кто, будучи чем-то застигнут врасплох, лишается силы действовать. В их воплях, возносящихся к небу, которые пророк «воспроизводит» в своей молитве, отчаяние и надежда сменяют друг друга: И однако же Ты, Господи, посреди нас… не оставляй нас.

Иер 14:10−12. Ответ Господа звучит пугающе: Он не примет молитв тех людей, которые «бродят» путями зла, не пытаясь удержаться от его соблазнов (стих 10), Он не примет ни неискренних жертвоприношений их ни их молитв, ни молитв Иеремии за них. Но безжалостно станет истреблять их — не только мечем войны, но и жаждой и голодом, как теперь.

Мучительный долг лежал на пророке — дать понять этим страдающим людям, что Бог «не щадит» их, наносит им удары именно потому, что любит их. Но если кто и был способен убеждать других в этой истине, так это Иеремия, вся жизнь которого являла подтверждение ее. Он ли не любим Богом? И он ли не страдает изо дня в день — не только потому, что лишен любви и тепла близких, гоним и ненавидим теми, которых любит, но и потому, что, возвещая им грозные и осуждающе слова, сильнее их самих болеет их болью. Он возвещает им наказание, и порой это звучит в его устах как проклятие, приближающее это наказание. Но тут же он не может удержаться от слов утешения и возвещения надежды, которые в нем самом питаются уверенностью: «Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами!»

Иер 14:13−16. Неумолимость Иеговы Иеремия пытается смягчить ссылкой на то, что люди, отвергаемые Им теперь, — жертвы обмана, который сеют в их среде лжепророки. Господь подтверждает, что те пророчествуют ложное именем Его, и за это сами будут истреблены… мечем и голодом.

Иер 14:17−18. Как бы направляемыми Богом воспринимает Иеремия собственные чувства. Словно бы Он говорит ему о будущем его непрестанном плаче, которым станет он оплакивать падение иудейской столицы (сравните с 9:1, 18; 13:17; Плач 3:48−51). Умирающая дева (стих 17) — это Иерусалим. Поле (стих 18) — земли, простиравшиеся за городскими стенами. Окончание стиха 18 правильнее читать так, как приведено оно в Септуагинте: даже и пророк и священник пошли (пойдут) в землю, которую не знают (подразумевается Вавилон).

Иер 14:19−22. Господь сказал Иеремии, чтобы он не молился о народе — отступнике (стих 11), но пророк, словно бы не решаясь сообщить об этом согражданам, кается от их имени (стих 20) и вновь и вновь обращается к Иегове с мольбой: смилуйся, не отрини нас ради имени Твоего, не допусти унижения престола славы Твоей (т. е. храма), не разрывай завета Твоего с нами. Ты — Творец, лишь Тобою живет все сущее, только от Тебя зависит, прольется ли наконец ливень: само небо «подать» его не может. Торжественной нотой неумирающей надежды завершается эта глава: на Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 14 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.