2. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГРЯДУЩЕГО «ВОССТАНОВЛЕНИЯ» ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ (глава 32)

а. Приобретение земли Иеремией; символический смысл этой акции (32:1−12)

1) Об исторической обстановке и о личных обстоятельствах Иеремии (32:1−5).

Иер 32:1−2. Иеремия точно указывает время, когда произошло то, о чем рассказывается в этой главе, — вероятно, по причине особой значимости полученного им откровения. Это было в десятый год Седекии, царя Иудейского, и в восемнадцатый год пребывания у власти Навуходоносора. Высчитано, что 10-ый год Седекии завершился 17 октября 587 года до Р. Х. (если следовать иудейскому календарю, согласно которому год начинался в месяце тишри, или октябре).

В то же время 18-ый год Навуходоносора начался 23 апреля 587 г. (согласно «вавилонскому году», длившемуся от апреля до апреля). Следовательно, откровение было получено Иеремией где-то между 23 апреля и 17 октября 587 г. до Р. Х. Иерусалим был в это время осажден вавилонской армией (эта осада продолжалась от 15 января 588 го года до 18 июля 586 года). Двор стражи, на котором содержался в заключении Иеремия, был не темницей, а скорее казармой, где жили царские гвардейцы, охранявшие дворец.

Иер 32:3−5. Сообщается о причине ареста Иеремии. Вкратце излагаются его речи, направленные против «антивавилонской» политики Седекии, восстановившие этого царя против пророка (21:3−7; 34:2−6; 37:17).

2) О приобретении земли (32:6−12).

Иер 32:6−9. В это мрачное время Бог сообщает пророку, что в заключении его посетит его двоюродный брат Анамеил с предложением к Иеремии купить участок земли в Анафофе. (Поле это, очевидно, лежало за стенами Анафофа и было одним из пастбищ, отведенных левитам; Чис 35:2−3.) Анамеил действовал согласно Моисееву закону, который предписывал: при необходимости продать землю ее надлежит купить (в значении «выкупить») у того, кто продает ее, его ближайшему родственнику — по праву родства (вероятно, пророк Иеремия и был ближайшим родственником Анамеила).

Делалось это с тем, чтобы земля не переставала быть владением рода (Лев 25:25−28; Руфь 4:1−6). (Заметим, что из Лев 25:34 можно сделать вывод, что землю левитам вообще запрещено было продавать, но, думается, это касалось продажи ее евреям из других колен.) Возможно, в условиях вражеской «оккупации» и осады иудейской столицы Анамеил испытывал крайнюю нужду в деньгах. С другой стороны: не выглядело ли это сущей бессмыслицей — продавать землю, тебе в сущности уже не принадлежащую (ибо городок Анафоф, по всей видимости, находился к тому времени под контролем халдеев)!

Именно в виду этой «бессмысленности» и предупредил Бог Иеремию о предстоящем визите к нему Анамеила, чтобы пророк узнал в том, что произойдет, «руку Божию». И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, читаем в стихе 8. И сделка состоялась. Иеремия уплатил двоюродному брату семнадцать сиклей серебра (около 500 граммов); цена земли в Анафофе была явно небольшой (сравните Быт 23:12−16), но ведь нам не известен размер этого участка, да и земля, как уже говорилось, хозяину своему в то время в сущности не принадлежала.

Иер 32:10−12. Сделка была, однако, совершена по всем правилам тех дней, в присутствии свидетелей. Было изготовлено два экземпляра «купчей записи». Один из них был запечатан, т. е. обвязан шнурком (или веревкой) с куском глины на нем, к которому Иеремия приложил свою печать (таковая имелась у каждого сколько-нибудь именитого или состоятельного иудея; о «перстне с печатью» читаем, в частности, в Иер 22:24). Другой экземпляр «записи» остался «открытым», чтобы всегда можно было удостовериться в том, кому принадлежит указанное «поле». Оба экземпляра Иеремия отдал — в присутствии Анамеила и свидетелей, подписавших эту купчую, — своему ученику и самому близкому другу Варуху (36:4, 8, 26).

б. Пояснение смысла сделки (32:13−15)

Иер 32:13−15. Тут же, в присутствии многих, очевидно, лиц, Иеремия пояснил Варуху символическое значение состоявшейся сделки. Ему, ученику пророка, предстояло обеспечить сохранность обеих «записей» на многие дни. Ибо много дней и лет пройдет прежде чем народ сможет возвратиться домой и «востребовать» назад свои земельные наделы. Но, приобретая землю у Анамеила, Иеремия преследовал ту именно цель, чтобы засвидетельствовать согражданам, по слову Господа Саваофа: наступит время, когда домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (стих 15).

в. Молитва Иеремии (32:16−25)

Иер 32:16−25. В этой молитве пророк выражает свое благоговение перед всемогуществом и мудростью, справедливостью и милостью Творца. Цели, которые ставит Господь, и дела, которые Он совершает, — грандиозны (Великий в совете и сильный в делах, и все пути сынов человеческих открыты перед Ним (стих 19). В стихах 20−23 — краткий обзор исхода евреев из Египта, которому сопутствовали многие чудеса и знамения, и того, что произошло после вступления их в землю обетованную.

Молясь в присутствии свидетелей, Иеремия напоминал и им, что чудеса Господни продолжают совершаться в Израиле (в Иудее) и между всеми людьми по сей день, и слава Господа Саваофа, немеркнувшая в прошлом, не меркнет и сегодня (таков смысл фразы и соделал Себе имя, как в сей день).

При великом ужасе в стихе 21 надо понимать в значении «ужаса», который настигал народы при виде исхода евреев из Египта и их триумфального продвижения по землям Палестины. И вот они… завладели землей, текущей молоком и медом, которую дать им клятвенно обещал Господь отцам их. Но после этого не стали слушать голоса Божьего и поступать по закону, который им дал Бог, с горечью признает пророк. В результате многие бедствия постигали их одно за другим, включая и это последнее (стихи 22−23).

И вот уже насыпи, возводимые осаждающими иудейскую столицу, подступают под стены ее, и город Иерусалим отдается в руки Халдеев, потому что Господь предупреждал об этом, и Он это видит (стих 24). На мгновение душевные силы изменяют пророку: зачем же Ты, Господи Боже, велел мне купить себе поле за серебро в присутствии этих свидетелей, раз город отдается в руки Халдеев! — восклицает он (стих 25). В этих словах, однако, скорее следует видеть смятение пророка, не представлявшего, как Господь после такого тотального разрушения все здесь восстановит, чем сомнение в том, что Он это сделает.

г. Ответ Господа Иеремии (32:26−44)

1) Город будет разрушен (32:26−35).

Иер 32:26−29. Господь подтверждает, что в настоящем горькая участь постигнет от руки Навуходоносора… город сей и обитателей его, постоянно поклонявшихся чужим богам и не боявшихся Его гнева.

Иер 32:30−35. Господь «в свою очередь» напоминает пророку, что как сыновья Израилевы, так и сыновья Иудины, неизменно творили зло перед глазами Его. И первые уже поплатились за это, подразумевает Он, вторым же расплата предстоит теперь. Ибо город сей (Иерусалим) изо дня в день жил такой жизнью, словно задался целью быть отвергнутым от лица Господа. Обратившись к Нему спиною, сыновья всех 12 колен, включая их царей, князей, священников и пророков, и в настоящее время — мужи Иуды и жители Иерусалима, не желали и не желают принимать наставления Господа. в стихе 34−35 — перечисление всех грехов, связанных с идолопоклонством.

2) Город будет восстановлен (32:36−44).

Иер 32:36−41. Но… мрак отчаяния озаряется лучом надежды. Ибо Господь сказал Иеремии, что на этом история народа, избранного Им, не закончится: Он вновь соберет его из всех стран его рассеяния и возвратит на место сие и даст им безопасное житие (сравните Иез 37:1−14). И еще Он даст всему народу как бы одно сердце, боящееся Бога, ко благу евреев и всех их потомков (стих 39).

Вечный завет в стихе 40 — то же, что «новый завет» (толкование на 31:31−34). Он назван «вечным» (олам), чтобы подчеркнуть долговременность его. После дарования евреям этого завета Господь уже не отвернется от них, как и они не будут более отступать от Него, и Он неизменно будет благотворить им (стих 40).

Иер 32:42−44. Подтверждение символического смысла того акта (приобретения земли), который Бог повелел совершить Иеремии, — в знак того, что Он, Господь, в ближайшей перспективе возвратит иудеев из вавилонского плена.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 32 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.