Б. Пророчество о земле филистимской (глава 47)

Иер 47:1. Напомним, что филистимляне занимали прибрежную часть иудейской равнины и постоянно были для Израиля «занозой в боку» — с того самого времени, как Иисус Навин привел евреев в землю обетованную (Суд 3:1−4). Стоило филистимлянам «набраться силы», как они выступали в очередной поход против Израиля, пытаясь продвинуться из равнины в гористую часть Иудеи. Эти их попытки получали отпор со стороны Самегара (Суд 3:31), Самсона (Суд 13−16), Самуила (1Цар 7:2−17), Саула (1Цар 13:1 — 14:23; 28:1−4; 29:1−2, 11; 31:1−10) и Давида (2Цар 5:17−25).

Царю Давиду удалось в конце-концов подчинить филистимлян Израилю, и они оставались в вассальной зависимости от него на протяжении царствования Соломона. После разделения Израиля на Северное и Южное царства положение вновь сделалось неустойчивым: при царях Иосафате (2Пар 17:10−11) и Озии рука Иудеи была на филистимлянах, но в царствование Иорама (2Пар 21:16−17), а затем Ахаза (2Пар 28:16−18) верх над иудеями брали филистимляне.

Пророчество это было произнесено Иеремией прежде нежели фараон поразил Газу (стих 1), т. е. скорее всего в 609 г. до Р. Х., ибо позднее, в 608 году, произошла битва при Мегиддо. Напомним, что фараон Нехао шел тогда с севера через землю Филистимскую, чтобы сразиться с Навуходоносором (4Цар 23:29−30), и по пути взял и разрушил Газу. «Аскалон… гибнет» (стих 5); Иеремия подразумевал «погибнет», и город этот действительно был разрушен Навуходоносором в конце 604 г. до Р. Х.

Иер 47:2−7. Вавилоняне изображаются как воды, поднимающиеся с севера (стих 2), которые потопят все на своем пути. Ужасное нашествие их явится таким страшным потрясением для филистимлян, что у них не достанет сил и на попытки спасти собственных детей (стих 3). В стихе 4 речь идет о том, что разгром филистимлян будет столь полным, что и союзники их — финикийские города Тир и Сидон лишатся надежды на «избавление», ибо не останется у них помощников: им тоже придется испытать на себе все ужасы осады.

Остатком острова Кафтора, или Крита (Ам 9:7; Соф 2:5), филистимляне названы здесь потому, что значительную часть их состаляли мигрировавшие в Финикию критяне. Газа и Аскалон были двумя из филистимского союза пяти городов, пятиградия (Нав 13:3; 1Цар 6:4, 18). Здесь они упоминаются особо по той причине, что Газа подверглась нападению египтян (47:1), Аскалон несколько лет спустя был разрушен Навуходоносором (в ноябре-декабре 604 г. до Р. Х.). Устами Своего пророка Бог возвестил, что филистимляне «попадут в клещи» халдеев и египтян, которые схватятся друг с другом, и будут «разорены».

Оплешивела (стих 5) надо понимать как «остригла себе волосы» (в знак скорби); окончание стиха 5 в англ. переводах звучит не так, как в русском, а именно: «доколе будешь стричь себя?» Этот риторический вопрос, возможно, согласуется со следующим, обращенным «к мечу Господню»: доколе он будет карать филистимлян? (стих 6) Следует «ответ» пророка, что не прежде чем падут Аскалон и окрестные прибрежные поселения, ибо таково решение Господа (стих 7; сравните с Иез 25:15−17).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 47 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.