Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

1 Петра 5 1-е послание Петра 5 глава

V. Возложение новой ответственности (5:1−11)

В заключительной главе Петр говорит о той новой ответственности, которая ложится на членов Церкви в связи с приближением трудного времени. Он призывает пастырей заботиться о членах церкви, младших повиноваться старшим и всех верующих проявлять твердость в вере.

А. Пастыри да пасут (5:1−4)

Наставляя пастырей, апостол обращается к ним с призывами как в положительной, так и в отрицательной форме. В них нашло отражение сказанное в книге пророка Иезекииля (34:1−6), где не истинные пастыри противопоставлены Пастырю Истинному.

1Пет 5:1. Наставляя старших братьев (пресбитероус, Деян 11:30; Деян 20:17), он говорит о себе как о «сопастыре» (симпресбитероус, т. е. как о выполняющем такую же, как они, работу. Как старший среди них он говорит о том, что пережил сам. Но по праву апостола (1Пет 1:1) и свидетеля (Деян 3:15; Деян 10:39) Христовых страданий говорит властным тоном. Петр упоминает и о том, что он — соучастник в славе, которая должна открыться (сравните 1Пет 4:13). Ранее апостол уже подчеркивал, что все, кто страдают со Христом, с Ним и прославятся (4:13).

1Пет 5:2. Повеление пасите Божие стадо очень похоже на то, которое было дано самому апостолу Иисусом Христом (Ин 21:16). Употребленное здесь греческое слово поиманате означает «заботиться». Оно подразумевает не только заботу о пропитании, но всяческую заботу вообще, направление на верный-путь, защиту — словом, все те обязанности, которые несет пастух по отношению к своему стаду. Методом контраста Петр подчеркивает как побуждения, которыми должен руководствоваться пастырь в своем служении, так и характер, какой должно оно иметь.

Да служит пастырь по доброй воле, а не по принуждению извне: надзирая не принужденно, но охотно. Никакими социальными или финансовыми соображениями не должен быть подменен чистый стимул — исполнять Божию волю и служить Ему по доброй воле и со рвением: не для гнусной корысти, но из усердия (1Тим 3:8; Тит 1:7, 11). Пастыри, которые руководствуются нечистыми мотивами, заботятся лишь о себе, в ущерб своему стаду (Иез 34:2−3).

1Пет 5:3. Слово катакуриуонтес, переведенное как «не господствуя», подразумевает господство сильной личности над слабою (Мф 20:25; Мк 10:42; Деян 19:6). Вот как говорит Иезекииль о лжепастырях: «Правили ими (овцами) с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря» (Иез 34:4−5). Апостол призывает пастырей быть примером (типои, «типичный представитель» или «образец»), чтобы люди могли подражать им в служении. Не править должны они людьми, а вести их за собою, привлекая примером своей христианской зрелости.

1Пет 5:4. Христос — Пастыреначальник (архипоименос). Он — Истинный Пастырь (Иез 34:11−16), Добрый Пастырь (Ин 10:11, 14), и Великий Пастырь (Евр 13:20). И когда Он возвратится на землю, то сохранившие Ему верность пастыри разделят с Ним Его славу (1Пет 5:1) и получат неувядающие венцы (1:4).

Б. Повиновение младших (5:5−7)

От пастырей Петр переходит к овцам. Добрые вожди заслуживают того, чтобы добрыми были и те, кто следуют за ними. На тех же, кем руководят, лежит ответственность подчиняться и людям и Богу.

1Пет 5:5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям (3:1). Обычно руководителями церквей были люди старшего возраста. И более молодым членам церкви надо было добровольно чтить авторитет тех, на кого возлагалась ответственность руководителей. Но и тех и других апостол призывает облечься (енкомбосасте — «одеться», енкомбома — особый фартук, который носили рабы) в смиренномудрие. Истинное смиренномудрие — это действительно привлекательная «одежда» (3:8).

Возможно, Петр намекает на тот случай, когда Христос, препоясавшись полотенцем (чтобы умыть ноги ученикам), учил своих последователей, что без смирения — невозможно служение и что в служении смирение проявляется постоянно (Ин 13:4−15). Далее апостол приводит цитату из Притч 3:34, чтобы подчеркнуть, что Бог отнюдь неодинаково относится к гордым и к смиренным: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

1Пет 5:6−7. Это знание Божиего подхода к упомянутым вещам должно было побуждать христиан подчиняться не только людям, но и высшей Божественной власти, и делать это добровольно и с охотою. Выражение «Итак смиритесь» можно было бы перевести как «дайте себе смириться». Те, кто страдали за имя Христово, должны были черпать мужество в осознании непреложного для них факта, что та же самая Всемогущая рука, которая проводит их через страдания, однажды вознесет их на небо (Иак 4:10).

Далее Петр напоминает о классических словах из Нагорной проповеди Христа (Мф 6:25−32), приводя цитату из Пс 54:23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». Все свои заботы верующие могут возложить на Него. Христос поддерживает нас, потому что мы являемся предметом Его забот. И доверие к Нему со стороны христиан как раз и опирается на этот факт.

В. Непоколебимость всех (5:8−11)

Но хотя верующим и следует возлагать все свои заботы на Бога, это не значит, что им можно быть беззаботными. В трудные времена они должны быть постоянно начеку, черпая силы в Самом Христе и укрепляясь Им.

1Пет 5:8. Трезвитесь, бодрствуйте (1Фес 5:6, 10). Впрочем, бодрствовать (то же, что «быть начеку») верующий должен всегда, потому что враг наших душ, диавол, неустанно ищет возможность, чтобы напасть на нас. Может быть, в этом стихе содержится завуалированный намек на ужасы Неронова времени, когда в римском Колизее выпущенные на христиан голодные львы терзали и пожирали их. К тому же стремится и диавол, только в духовном смысле — чтобы помешать свидетельству верующих.

1Пет 5:9. Диаволу можно и нужно противостоять. Слово антистете, переведенное как «противостойте», встречаем и в Ин 4:7. Оно скорее подразумевает защиту, нежели нападение. Но твердо «противостать» сатане верующие могут только тогда, когда они полностью полагаются на Христа и тверды в своей вере в Него: противостойте ему твердою верою (сравните стих 12 и Кол 2:5). Петр надеется укрепить своих читателей и напоминанием о том, что в своих страданиях они не одиноки. Сознание, что и другие христиане — братия ваши в мире — подвергаются таким же гонениям, должно усиливать их решимость «стоять твердо».

1Пет 5:10. Апостол ранее призывал своих читателей так переносить страдания, чтобы действие Божией благодати в их жизни было видно окружающим. Теперь же, в заключительных словах благословения, он вверяет их Богу всякой благодати (4:10). В этом завершающем благословении кратко суммировано все поучение апостола Петра.

Да, страдания будут продолжаться, но только короткое время, тогда как слава Христова, к которой они призваны, будет вечною (Рим 8:17−18; 2Кор 4:16−18). В данном стихе апостол седьмой раз повторяет слово «слава» (1Пет 1:7, 11, 21, 24; 1Пет 4:14; 1Пет 5:1, 10). Сам Бог совершит (в значении «восстановит») их, утвердит (2Фес 2:17), укрепит (сфеносеи, употреблено только один раз во всем Новом Завете) и сделает их непоколебимыми (темелиосеи — сравните Кол 1:23).

1Пет 5:11. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Это славословие идентично славословию в 4:11. Апостол Петр воздает славу Христу, Которому принадлежит власть на все времена (Рим 11:36; 1Тим 6:16). Можно ли сомневаться в том, что Он силен укрепить Своих чад, подвергающихся гонениям и преследованиям!

VI. Заключение (5:12−14)

1Пет 5:12. Подобно апостолу Павлу, который, диктуя послания своим помощникам, заключительные их строки нередко писал собственной рукой, возможно поступил и Петр, и эти последние стихи написал своею рукою. Силуан помогал апостолу Петру как секретарь, которому он при надобности диктовал. Сие кратко написал я вам чрез Силуана. Возможно, Силуан же доставил это послание малоазийским церквам, находившимся в перечисленных в 1:1 провинциях.

Вероятно это был тот же человек, который сопровождал апостола Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян 15:40). Цель своего послания апостол Петр выразил кратко: чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя. Он писал, увещевая христиан быть терпеливыми в гонениях, безропотно сносить страдания — так, чтобы истинная благодать Божия (1:13; 4:10), являемая в их жизни, видна была миру: это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, — писал он. И они должны были устоять в ней.

1Пет 5:13. Петр передает привет малоазийским церквам от вавилонской церкви. Согласно историческим источникам, свои последние годы Петр провел в Риме. Не исключено, что «Вавилоном» апостол назвал здесь Рим — с тем, чтобы не навлечь опасности, угрожавшей им со стороны императора Нерона, как на римскую церковь, так и на самого себя, но существует мнение, что Петр действительно писал это послание, находясь не в Риме, а в Вавилоне, на реке Евфрате. Апостол передает также привет от своего духовного сына — Марка.

Это Иоанн-Марк, которого ранее апостол Павел послал в Рим (Кол 4:10). Большинство богословов согласны в том, что Иоанн-Марк был двоюродным братом Варнавы и что он находился в Риме, когда Петр писал это послание. Если так, то под «Вавилоном» действительно понимался Рим 5:14. Это «лобзание любви» (в нескольких вариантах) часто встречается в Новом Завете и, по-видимому, говорит о том, что обмен братскими поцелуями был тогда общепринятым знаком выражения христианской любви (Рим 16:16; 1Кор 16:20, 2Кор 13:12; 1Фес 5:26). Петр заканчивает тем, чем начал (1Пет 1:2), ободряя христиан среди гонений молитвой о ниспослании им мира, который обильно изливается на всех, кто во Христе, Князе мира.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Петра, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

1 Петра 5 глава в переводах:
1 Петра 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.