Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Откровение 6 Откровение 6 глава

В. Снятие шести печатей — начало Божиих судов (глава 6)

1. ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ (6:1−2)

Для того чтобы понять шестую главу, прежде нужно ответить на пять важных вопросов.

Первый вопрос: События, которые разворачиваются перед нами при снятии первой печати, уже произошли или должны будут произойти в будущем? ХОТЯ многие богословы пытались приурочить их к прошлому (Введение), имеются серьезные основания полагать, что откровение было дано Иоанну относительно будущих событий.

Прежде всего, видения, возникающие в 4 и 5 главах, предваряются в 4:1 словами: «после сего», т. е. они последовали за обращением Господа к семи церквам, позднее его; в нем же, как явствует из 1:19, отражено то, «что есть» («сейчас», в дни Иоанна), в отличие от того, «что будет после сего». Поскольку в 5:1 книга еще «запечатана», ясно, что печати будут сняты с нее в какое-то время после того, что открывается нам в 5 главе.

Все попытки приурочить «снятие печатей» к событиям, совершавшимся в прошлом, успехом не увенчались; Они не привели к сколько-нибудь согласованному толкованию одних и тех же мест хотя бы двумя комментаторами. Да и не находим мы в истории ничего, что соответствовало бы событиям, описываемым в книге Откровения. Вывод отсюда один: события эти произойдут в будущем.

Второй вопрос: Существует ли какая-нибудь взаимосвязь между снятием печатей и восхищением Церкви? В послании фиатирской церкви о восхищении говорится как о будущем событии (2:25, 28). Подразумевается оно как то, что произойдет в будущем, и в послании филадельфийской церкви (3:10−11). Однако, начиная с 6 главы, мы не находим более ничего, что имело бы отношение к церквам или к восхищению Церкви, как описывается оно в знакомых нам местах, например, в 1Кор 15:51−58 и в 1Фес 4:13−18. Поскольку в главах 6−18 тема Церкви и восхищение ее не возникает, многие приходят к выводу, что оно уже произошло — прежде того, что описано в главе 4, и, значит, до наступления времени великой скорби.

Третий вопрос: Как соотносятся «семь печатей» с тем, что написано в Дан 9:27? Судьба Израиля, получающая «завершение» в 70-ую седьмину Даниила, становится понятнее при сопоставлении сказанного пророком с тем, что описывается в Откровении Иоанна. Опять-таки, некоторые богословы пытались «найти» в прошлом исполнение пророчества Даниила в 9:27, но безуспешно; правомочнее, по-видимому, рассматривать последние семь лет как некий финальный период, предваряющий второе пришествие Христа и, следовательно, относящийся к грядущим временам.

Четвертый вопрос: Говорится ли в Откровении о полных семи годах, предсказываемых Даниилом в 9:27, или только о второй половине этого семилетия, т. е. о тех трех с половиной годах, о которых часто говорят как о времени «великой скорби»? (Иер 30:7; Дан 12:1; Мф 24:21). Поскольку в Откр 7:14 о «великой скорби» сказано вполне определенно, и тот же период времени назван в 6:17 «великим днем гнева Его», представляется, что написанное в Дан 9:27 тождественно событиям, о которых читаем в Откровении.

Большинство богословов считает, что события, о которых говорится, начиная с шестой главы, будут происходить на протяжении всего семилетия. Однако в самой книге Откровения нигде не сказано о семи годах, но повторяется о трех с половиной, или о 42 месяцах (11:2; 13:5). Так как происходящее в шестой и последующих главах, по-видимому, соответствует событиям в дни великой скорби, а не в мирное время первой половины семилетия (1Фес 5:3), напрашивается вывод, что страшные эти катаклизмы придутся, следуя один за другим, на последние три с половиной года перед возвращением Христа на землю. При этом события, «вызванные» снятием четвертой и далее печатей, будут беспрецедентно жуткими.

Пятый вопрос: Как связаны между собой проповедь Христа о последнем времени (Мф 24−25) и события, представленные в Откровении?

Дуайт Пентекост утверждает, что порядок событий в Откровении и в Евангелии от Матфея поразительно совпадает:

а) война (Мф 24:6−7; Откр 6:3−4);
б) голод (Мф 24:7; Откр 6:5−6);
в) смерть (Мф 24:7−9; Откр 6:7−8);
г) мученичество за проповедь слова Божия (Мф 24:9−10, 16−22; Откр 6:9−11);
д) «помрачение» солнца и луны и падение звезд с неба (Мф 24:29; Откр 6:12−14);
е) Божии суды (Мф 24:32 — Мф 25:26; Откр 6:15−17).

Следует уяснить себе, что события, о которых рассказывается в Откровении, прежде были описаны пророками древности; это поможет нам в толковании символических образов Иоаннова видения. Все свидетельствует о том, что апостол повествует о последнем периоде человеческой истории (вероятно, о завершающих ее трех с половиной годах), кульминацией которого станут второе пришествие Христа и установление Им на земле царства Его.

Откр 6:1−2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей… Тут же Иоанн услышал громкий голос одного из животных: иди и смотри (по гречески это скорее звучит как: «пусть идет, да совершится то, чему быть надлежит, а ты (Иоанн) смотри»). Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец («стефанос»); и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Поскольку в Откр 19:11 Христос, грядущий на землю вторично, изображен как Едущий на белом коне, некоторые склонны думать, что и здесь, в 6:2, речь идет о Христе, тем более, что белый конь — это символ победы. Действительно, римские полководцы, одержавшие победу на поле боя, въезжали в столицу на белом коне, а за ними шли враги, взятые в плен.

Но с точки зрения хронологии событий такое понимание не выдерживает критики. Ведь Христос должен прийти на землю как Победитель не в начале времени великой скорби, а в конце его. Кроме того: всадники, появляющиеся вслед за тем на других конях, вполне очевидно, несут на землю разрушение и суды Божьи, которые предваряют второе пришествие Христа.

Более правильным представляется такое толкование: всадник на белом коне — это будущий правитель мира, называемый порой антихристом, хотя в Откровении это название не употребляется. Вполне вероятно, что это тот самый «вождь народа», о котором упоминает пророк Даниил в 9:26. Примечательно, что этот правитель имеет лук, но без стрел — указание на то, что возглавленное им мировое правительство придет к власти не в результате войны (в этой связи ком на 13:4).

Будущее это правительство начнет свою деятельность в мирной обстановке, которая скоро, однако, сменится разрушением и гибелью (1Фес 5:3). В целом печати, трубы и чаши гнева Божия свидетельствуют о страшных судах Божиих, грядущих на мир при конце его; кульминацией этого периода явится второе пришествие Христа.

3. ТРЕТЬЯ ПЕЧАТЬ (6:5−6)

Откр 6:5−6. По снятии третьей печати появляется всадник на вороном коне, и в руке у всадника весы (в русской Библии — мера). Голос, который слышит при этом Иоанн, раздается посреди животных, т. е. он, по всей вероятности, исходил от Сидящего на престоле. Сказанное Им может быть передано так: «Малая мера пшеницы за дневную плату труженика (серебряный римский динарий, равный примерно 10 копейкам, составлял в дни Иоанна обычную плату поденщика), и (точнее» — или) «трижды столько ячменя за дневную плату». Это — свидетельство о наступивших великой нужде и голоде, символом которых является вороной конь (черный цвет — цвет скорби и нищеты).

Исходя из того, что вино — символ крови Христовой, а елей — символ благодати, вторая часть фразы — относительно «вина и елея» — может быть понята в духовном смысле — как указание на то, что и в годину великой скорби не будут повреждены, а, значит, продолжат свое действие факторы спасающей Крови и благодати. Подтверждение этому находим в «пришедших на небо от великой скорби» (Откр 7:14).

4. ЧЕТВЕРТАЯ ПЕЧАТЬ (6:7−8)

Откр 6:7−8. Конь бледный появляется по снятии четвертой печати. Словом «бледный» передано греческое слово «бледнозеленый»; цвет четвертого коня как бы «трупный», и имя его всаднику — смерть; и ад следовал за ним, пишет апостол, подразумевая, возможно, злые силы преисподней. Перед нами страшная картина последствий войны, голода, массовой гибели. Когда свирепствуют война и голод, людей начинают косить и заразные болезни; в видении Иоанна смерть им несут и дикие звери. Если выражение четвертая часть земли понимать буквально, то при сегодняшних цифрах земного населения с началом великой скорби погибнет приблизительно миллиард человек.

Те события, которые символизируются первыми четырьмя печатями, могут рассматриваться как соответствующие беспрецедентному периоду великой скорби в целом (сравните Иер 30:7; Дан 12:1; Мф 24:21−22).

5. ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ (6:9−11)

Откр 6:9. После снятия пятой печати Иоанну вновь предстает видение неба; его внимание привлечено к душам, находящимся под жертвенником (или у подножия жертвенника; в этой связи Исх 29:12; Лев 4:7). Это души христианских мучеников, как бы принесенные в жертву; подробнее о них говорится в главе 7. Здесь о них сказано, что они были убиты за слово Божие и за свидетельство, с которым они бесстрашно шли к людям.

Откр 6:10−11. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле, за кровь нашу? В ответ каждому из них даны были одежды белые — в знак их праведности; им было сказано, что время великой скорби все еще продолжается и что последний суд Божий над людскими злодеяниями не может начаться, пока число замученных, подобно им, праведников не достигнет известного Богу и Им определенного предела. Этот суд, как и освобождение праведных, состоятся во второе пришествие Христа на землю.

6. ШЕСТАЯ ПЕЧАТЬ (6:12−17)

Откр 6:12−14. В момент снятия шестой печати произошло сильное землетрясение. Но еще более страшным было одновременное изменение неба: солнце на нем стало мрачно, как власяница (т. е. одежда из черной шерсти), и луна сделалась, как кровь, и звезды небесные пали на землю, подобно незрелым плодам смоковницы, сотрясаемой сильным ветром.

Видимо, в следующие мгновения небо скрылось, свившись, как свиток. И по причине упомянутого страшного землетрясения всякая гора и остров двинулись с мест своих. Но и это еще не было концом событий, потому что еще одна печать оставалась неснятой. Она ознаменует нарастание событий все более ужасных — по мере того, как будет близиться возвращение на землю Христа.

Многие богословы пытались толковать стихи 12−14 иносказательно, но, думается, правильнее понимать их соответственно написанному. Речь тут может идти о катастрофических изменениях на солнце, которое почти перестанет освещать землю (как и луна, отражающая солнечный свет); о массовом падении астероидов, метеоритов и т. п.

Суды «труб и чаш», о которых речь в Откровении пойдет позднее, тоже предполагают величайшие потрясения в небесах и на земле перед вторым пришествием Христа.

Откр 6:15−17. Беспредельный страх в неверующих всех социальных слоев вызовут эти суды Божии. Люди будут молить горы и скалы: Падите на нас и сокройте нас от Божьего гнева. Смерть станет для них желанной. Проявления гнева триединого Бога — невыносимыми. Это будет самый драматический период во всей человеческой истории.

В целом глава 6 относится к наиболее важным главам книги Откровения, к ее «осевым» главам. В ней раскрывается действие первых шести печатей и «подготавливается» вступление в действие седьмой — которой, в свою очередь, «вводятся» в видение Иоанна семь труб и семь чаш гнева Божия; о них речь пойдет в главах 8−9, 16.

Содержанием шестой главы перечеркиваются лжеучения относительно того, что Бог, будучи Богом любви, не может обрушить гневные Свои суды на наш грешный мир. Этой главой ставится также важный вопрос, сформулированный в ее заключительных словах: Кто может устоять? (6:17). Ответ очевиден: Только те, кто вручили себя милости Божией до начала Его судов, смогут устоять в процессе их. Об этих людях, которые будут спасены в дни великой скорби, будет говориться в следующей главе.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Откровение Иоанна, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Откровение 6 глава в переводах:
Откровение 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.