И. Семь важных действующих лиц при конце времен (главы 12−13)
Итак, несмотря на то, что звучание седьмой трубы зафиксировано в 11:15, подробности событий, вызванных этим, раскрываются лишь в 16 главе. А в главах 12−15 пророчества о конце времен, осуществляясь, предстают в несколько иной перспективе; в этих главах впервые появляются семь важных персонажей, выходящих на арену истории во второй половине заключительного семилетнего периода.
Многое было сказано относительно семи персонажей, появляющихся, собственно, в главах 12 — 13:1) о «жене, облеченной в солнце», которая представляет собой Израиль (12:1−2); 2) о большом красном драконе с семью головами и десятью рогами, который есть сатана (12:3−4); 3) о Младенце мужского пола (олицетворяющем Христа; 12:5−6); 4) об архангеле Михаиле, низвергающем сатану с неба (12:7−12); 5) об «отпрыске» жены, преследуемой драконом (12:13−17); 6) о звере, выходящем из моря, который олицетворяет будущего мирового диктатора (13:2−10); 7) о звере, выходящем из-под земли, который есть лжепророк (13:11−18).
В этих главах нет «хронологически» упорядоченного повествования, но — развернуты события и обстоятельства, соответствующие звучанию каждой из труб. Последовательное же повествование возобновляется в 16 главе.
1. ПЕРВОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ (12:1−2)
Откр 12:1−2. Итак, в видении Иоанна возникает жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Апостол называет ее великим знамением (сравните 13:13). «Знамение» надо понимать как особый способ откровения Божьей воли, предполагающий обычно элемент пророческого предупреждения. «Жена» явилась первым из целой серии феноменов, названных в Откровении «знамением» или «чудом» (12:3; 13:13−14; 15:1; 16:14; 19:20). И хотя это знамение Иоанн видит на небе, то, что последует за ним, происходит на земле.
Жена символизирует Израиль; об этом, в частности, свидетельствует Быт 37:9−11, где под солнцем и луной подразумеваются Иаков и Рахиль, родители Иосифа. Двенадцать звезд в венце жены — явный символ 12 сыновей Иакова, и она, таким образом, может быть отождествлена с Израилем, исполняющим Авраамов завет.
Многие богословы, неуклонно пытаясь отождествить Израиль с Церковью, видят в «жене» Церковь, игнорируя явные указания на то, что она — «образ» Израиля. Так, например, Роберт Моунс пишет об этой «жене» как об олицетворении «мессианского сообщества, идеальном Израиле… Церкви», ссылаясь при этом на Откр 12:17. «Народ Божий, — продолжает он, — остается одним и тем же нераздельным феноменом на протяжении всей истории искупления человечества». Однако, несмотря на несомненное в известном смысле единство народа Божия, нельзя не замечать временных и расовых, национальных различий в пределах этого единства.
Данная символика не подразумевает и конкретную женщину по имени Мария, мать Иисуса из Назарета, но — указывает на Израиль, из которого «произошел» Иисус Христос. Повторим, что под «женой, имеющей во чреве», не следует понимать и Церковь.
Мы видим, что злые, порочные женщины символизируют порой лжерелигию, как в Откр 2:20 (Иезавель), что символом церкви-отступницы последнего, времени является блудница (Откр 17:1−7, 15, 18). Израиль изображается пророком Осией как неверная жена Иеговы (Ос 2:12−13). С другой стороны. Церковь предстает на страницах Писания как чистая невеста (2Кор 11:2), как жена Агнца (Откр 19:7).
О «жене» из 12:2 говорится, что она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В каком-то смысле это может соответствовать рождению младенца Иисуса девой Марией, и все-таки, судя по контексту, речь тут скорее идет о «рождении» в муках «нового Израиля» перед вторым пришествием Христа. Мысль эта подтверждается последующими стихами, в особенности 12:17.
2. ВТОРОЙ ПЕРСОНАЖ — КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ И ДЕСЯТЬЮ РОГАМИ (12:3−4)
Откр 12:3−4. И другое знамение явилось на небе (хотя связано оно с происходящим на земле): вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…
При сопоставлении этого образа со схожими в Дан 7:7−8, 24 и в Откр 13:1 напрашивается вывод, что речь тут идет о сатане и его контроле над миром в период великой скорби. А в 12:9 прямо говорится, что «дракон» — это «дьявол и сатана». Красный цвет его, возможно, указывает на кровопролитие в дни великой скорби. 10 рогов — это символ десяти «царей» (Дан 7:24), которые будут править на земле одновременно и совместно с антихристом; о них иносказательно упоминается, как в Дан 7:7, так и в Откр 13:1.
То, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю, может быть иносказательным выражением сатанинской силы, которая являет себя и на небе и на земле. Диавол употребит эту силу против тех, кто окажет ему духовное или политическое сопротивление. Толкуют это место и так, что низвергнутый с неба дракон увлекает за собой на землю значительные легионы демонов (сравните 12:9).
Попытка дракона пожрать Младенца (12:4), по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа. О его противлении как Израилю, так и (в особенности) мессианскому началу в нем, свидетельствуют оба завета.
3. ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: МЛАДЕНЕЦ МУЖЕСКОГО ПОЛА — ХРИСТОС (12:5−6)
Откр 12:5−6. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос (сравните Пс 2−9; Откр 19:15). Слово «восхищен» говорит о вознесении Господа Иисуса, а не о «восхищении» Церкви, хотя именно это слово употребляется при описании взятия Церкви с земли (1Фес 4:17; сравните Деян 8:39; 2Кор 12:2−4). Избавление Младенца от сатаны никак не ассоциируется с «восхищением» Церкви.
Избавлена была сама жена, убежавшая в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы скрываться там, на протяжении тысячи двухсот шестидесяти дней, т. е. трех с половиной лет или 42 месяцев. Евангелист Матфей (Мф 24:16) прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню (сравните Мк 13:14).
Не следует искать «противоречия» между «горами» и «пустынею», так как и в том и в другом случае подразумевается «пустынное место». В его скрытом от посторонних глаз убежище Бог, возможно, станет «питать» Израиля столь же чудесным образом, как и тогда, когда народ Его шел из Египта в землю обетованную.
Позднее о периоде времени в 1260 дней будет сказано как о «времени, временах и полвремени» (Откр 12:14). После того, о чем рассказывается в стихах 5−6, произошло событие, которое в стихе 7 названо «войной на небе».
4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРСОНАЖ: САТАНА, НИЗВЕРЖЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ (12:7−12)
Откр 12:7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона и ангелов его, т. е. демонов. Хотя время этого события не уточняется, судя по контексту, оно произойдет «при конце». Попытки некоторых богословов приурочить «войну на небе» (на основании Лк 10:18) к первому «пришествию» Христа в мир не подтверждаются главой 12, не говоря уж о том, что на протяжении всего «века Церкви» сатана ведет себя более чем активно (Деян 5:3; 1Кор 5:5; 1Кор 7:5; 2Кор 2:11; 2Кор 11:14; 2Кор 12:7; 1Тим 1:20; 1Пет 5:8).
Существует неверное учение о том, будто бы сатана был «скован» при первом появления Христа в мире, и потому он, якобы, пассивен в «нашем» веке. На самом деле он будет скован; то, о чем говорится в Откр 20:1−3, — это событие будущего времени, связанное с установлением на земле Тысячелетнего царства.
Откр 12:8−9. В результате войны на небе низвержен был великий дракон… на землю. И вместе с ним — все падшие ангелы демонского мира. Хотя пребывание сатаны на небе трудно поддается пониманию, он, действуя в настоящее время на земле, имеет доступ и на небо, выступая там, в роли «клеветника братьев наших», т. е. верующих (Иов 1:6; Откр 12:10).
Несмотря на то, что сатана потерпел поражение при «вхождении» Христа в мир (Ин 16:11), казнь его отложена и совершится в несколько приемов. Из Откр 12:8−9 мы видим, что он будет, низвергнут на землю в середине периода великой скорби. Позже он будет скован на 1000 лет (Откр 20:1−3). И в конце концов будет брошен в озеро, горящее огнем и серою (Откр 20:10), куда правитель мира (антихрист) и лжепророк брошены будут на 1000 лет раньше.
Действуя на небе и на земле, сатана противится Христу как небесному Первосвященнику; он будет противиться Ему как Царю в мире, управляемом адскими силами в дни великой скорби, и как истинному Пророку тех дней (выпустив из-под земли «зверя» — 13:11; 20:10).
Сатана отождествляется со змеем, называемым дьяволом; о нем говорится, как об обольщающем всю вселенную.
Откр 12:10−12. И услышал я громкий голос, говорящий на небе… То, что услышал Иоанн, было гимном хвалы и возвещением о том, что, вот, ныне настало спасение, и явит себя сила… Бога нашего в наступающем Тысячелетнем царстве Христа Его. Тот же голос говорит о низвержении сатаны, которого он называет клеветником братьев наших, клеветавшим на них пред Богом вашим день и ночь. Побежден он был и низвержен с неба посредством крови Агнца и словом свидетельства верующих. То есть не только Христос одержал эту победу, но и мученики, свидетельствовавшие и перед лицом смерти.
По причине победы над злым духом, который не будет уже иметь прежнего доступа к Богу, призываются к радости небеса и все небожители. Земле же посылается предупреждение, что в ее пределы сошел дьявол в сильной ярости, ибо знает он, что не много ему остается времени. Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь. Лишь в силу неоправданной игры воображения можно «распространять» откровение, заключающееся в этих стихах, на весь период между первым и вторым пришествиями Христа, хотя сторонники именно такой концепции имеются.
5. ПЯТЫЙ ПЕРСОНАЖ: ОТПРЫСК ЖЕНЫ, ПРЕСЛЕДУЕМОЙ ДРАКОНОМ (12:13−17)
Откр 12:13−14. Жена, появляющаяся в 12:1, делается объектом особо яростного преследования со стороны сатаны. Однако ей посылается сверхъестественная помощь, о которой говорится иносказательно как о двух крыльях большого орла, дающих ей возможность лететь в пустыню в свое место от лица змия… Местонахождение этого убежища не уточняется. Некоторые полагают, что тут подразумевается сильно укрепленная Петра, город в Египте, южнее Мертвого моря.
Проход между гор к этому городу очень узок, и его легко защищать от неприятельской армии, но он же выходит в обширный каньон, где без труда могут укрыться тысячи людей. Среди богословов существует мнение, что именно там будут ожидать своего часа те «запечатленные» Богом 144 000, о которых говорится в 7 главе.
Едва ли под «двумя крыльями» подразумеваются крылья современного самолета, скорее — Божия освобождающая сила; так что «крылья» здесь — речевой прием, позаимствованный из Ветхого Завета (к примеру, Исх 19:4 и Втор 32:11−12). О стремительном бегстве (которое можно уподобить «полету») Израиля в безопасное место говорится также в Мф 24:16; Мк 13:14; Лк 21:21.
О продолжительности пребывания жены в «пустынном месте» сказано как о времени, временах и полвремени. Это, как уже объяснялось, означает те три с половиной года, в которые одни «великие скорби» будут сменяться другими (сравните сказанное в Дан 7:25 и 12:7 с 42 месяцами, о которых говорится в Откр 11:2; Откр 13:5). Имеющиеся в Библии указания на конкретные в этой связи отрезки времени свидетельствуют, что великая скорбь не распространяется на весь «век» Церкви; она станет уделом земли только в те три с половиной года, которые непосредственно будут предшествовать возвращению Христа на землю.
Откр 12:15−17. И пустил змий (дьявол) из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но жене помогла земля, поглотив реку… Некоторые склонны понимать это место буквально, видя в нем образ губительного наводнения. Но ведь евреи могли бы бежать в любом направлении, а рельеф Палестины не совместим с мыслью о подобном буйстве все покрывающих вод. Скорее всего, тут иносказательно говорится о стараниях и попытках дьявола всеми доступными ему способами покончить с Израилем.
Этому, в частности, помешает упомянутая изрезанность палестинского рельефа, т. е. многочисленность естественных убежищ в Святой земле. Так или иначе, Бог спасет израильтян от полного истребления. В книге пророка Захарии (13:8) говорится об уничтожении двух третей населения земли (очевидно, в любой ее части, а, значит, и в Израиле). 144 000 из Откр 7 явятся частью той «трети», которая выживет в Израиле, и сатана в образе змия будет сражаться именно против остатка, против этой третьей части.
Итак, в 12 главе Откровения предстают перед нами четыре действующих лица и одна группа людей, которые будут жить при конце времен. Это — Израиль (в образе жены), сатана, Христос, Архангел и — остаток Израиля. В 13 главе появляются еще два персонажа, имеющих важное значение.
Толкование Далласской семинарии на Откровение Иоанна, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.