Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Откровение 12 Откровение 12 глава

И. Семь важных действующих лиц при конце времен (главы 12−13)

Итак, несмотря на то, что звучание седьмой трубы зафиксировано в 11:15, подробности событий, вызванных этим, раскрываются лишь в 16 главе. А в главах 12−15 пророчества о конце времен, осуществляясь, предстают в несколько иной перспективе; в этих главах впервые появляются семь важных персонажей, выходящих на арену истории во второй половине заключительного семилетнего периода.

Многое было сказано относительно семи персонажей, появляющихся, собственно, в главах 12 — 13:1) о «жене, облеченной в солнце», которая представляет собой Израиль (12:1−2); 2) о большом красном драконе с семью головами и десятью рогами, который есть сатана (12:3−4); 3) о Младенце мужского пола (олицетворяющем Христа; 12:5−6); 4) об архангеле Михаиле, низвергающем сатану с неба (12:7−12); 5) об «отпрыске» жены, преследуемой драконом (12:13−17); 6) о звере, выходящем из моря, который олицетворяет будущего мирового диктатора (13:2−10); 7) о звере, выходящем из-под земли, который есть лжепророк (13:11−18).

В этих главах нет «хронологически» упорядоченного повествования, но — развернуты события и обстоятельства, соответствующие звучанию каждой из труб. Последовательное же повествование возобновляется в 16 главе.

1. ПЕРВОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ (12:1−2)

Откр 12:1−2. Итак, в видении Иоанна возникает жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Апостол называет ее великим знамением (сравните 13:13). «Знамение» надо понимать как особый способ откровения Божьей воли, предполагающий обычно элемент пророческого предупреждения. «Жена» явилась первым из целой серии феноменов, названных в Откровении «знамением» или «чудом» (12:3; 13:13−14; 15:1; 16:14; 19:20). И хотя это знамение Иоанн видит на небе, то, что последует за ним, происходит на земле.

Жена символизирует Израиль; об этом, в частности, свидетельствует Быт 37:9−11, где под солнцем и луной подразумеваются Иаков и Рахиль, родители Иосифа. Двенадцать звезд в венце жены — явный символ 12 сыновей Иакова, и она, таким образом, может быть отождествлена с Израилем, исполняющим Авраамов завет.

Многие богословы, неуклонно пытаясь отождествить Израиль с Церковью, видят в «жене» Церковь, игнорируя явные указания на то, что она — «образ» Израиля. Так, например, Роберт Моунс пишет об этой «жене» как об олицетворении «мессианского сообщества, идеальном Израиле… Церкви», ссылаясь при этом на Откр 12:17. «Народ Божий, — продолжает он, — остается одним и тем же нераздельным феноменом на протяжении всей истории искупления человечества». Однако, несмотря на несомненное в известном смысле единство народа Божия, нельзя не замечать временных и расовых, национальных различий в пределах этого единства.

Данная символика не подразумевает и конкретную женщину по имени Мария, мать Иисуса из Назарета, но — указывает на Израиль, из которого «произошел» Иисус Христос. Повторим, что под «женой, имеющей во чреве», не следует понимать и Церковь.

Мы видим, что злые, порочные женщины символизируют порой лжерелигию, как в Откр 2:20 (Иезавель), что символом церкви-отступницы последнего, времени является блудница (Откр 17:1−7, 15, 18). Израиль изображается пророком Осией как неверная жена Иеговы (Ос 2:12−13). С другой стороны. Церковь предстает на страницах Писания как чистая невеста (2Кор 11:2), как жена Агнца (Откр 19:7).

О «жене» из 12:2 говорится, что она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В каком-то смысле это может соответствовать рождению младенца Иисуса девой Марией, и все-таки, судя по контексту, речь тут скорее идет о «рождении» в муках «нового Израиля» перед вторым пришествием Христа. Мысль эта подтверждается последующими стихами, в особенности 12:17.

2. ВТОРОЙ ПЕРСОНАЖ — КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ И ДЕСЯТЬЮ РОГАМИ (12:3−4)

Откр 12:3−4. И другое знамение явилось на небе (хотя связано оно с происходящим на земле): вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…

При сопоставлении этого образа со схожими в Дан 7:7−8, 24 и в Откр 13:1 напрашивается вывод, что речь тут идет о сатане и его контроле над миром в период великой скорби. А в 12:9 прямо говорится, что «дракон» — это «дьявол и сатана». Красный цвет его, возможно, указывает на кровопролитие в дни великой скорби. 10 рогов — это символ десяти «царей» (Дан 7:24), которые будут править на земле одновременно и совместно с антихристом; о них иносказательно упоминается, как в Дан 7:7, так и в Откр 13:1.

То, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю, может быть иносказательным выражением сатанинской силы, которая являет себя и на небе и на земле. Диавол употребит эту силу против тех, кто окажет ему духовное или политическое сопротивление. Толкуют это место и так, что низвергнутый с неба дракон увлекает за собой на землю значительные легионы демонов (сравните 12:9).

Попытка дракона пожрать Младенца (12:4), по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа. О его противлении как Израилю, так и (в особенности) мессианскому началу в нем, свидетельствуют оба завета.

3. ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: МЛАДЕНЕЦ МУЖЕСКОГО ПОЛА — ХРИСТОС (12:5−6)

Откр 12:5−6. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос (сравните Пс 2−9; Откр 19:15). Слово «восхищен» говорит о вознесении Господа Иисуса, а не о «восхищении» Церкви, хотя именно это слово употребляется при описании взятия Церкви с земли (1Фес 4:17; сравните Деян 8:39; 2Кор 12:2−4). Избавление Младенца от сатаны никак не ассоциируется с «восхищением» Церкви.

Избавлена была сама жена, убежавшая в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы скрываться там, на протяжении тысячи двухсот шестидесяти дней, т. е. трех с половиной лет или 42 месяцев. Евангелист Матфей (Мф 24:16) прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню (сравните Мк 13:14).

Не следует искать «противоречия» между «горами» и «пустынею», так как и в том и в другом случае подразумевается «пустынное место». В его скрытом от посторонних глаз убежище Бог, возможно, станет «питать» Израиля столь же чудесным образом, как и тогда, когда народ Его шел из Египта в землю обетованную.

Позднее о периоде времени в 1260 дней будет сказано как о «времени, временах и полвремени» (Откр 12:14). После того, о чем рассказывается в стихах 5−6, произошло событие, которое в стихе 7 названо «войной на небе».

4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРСОНАЖ: САТАНА, НИЗВЕРЖЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ (12:7−12)

Откр 12:7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона и ангелов его, т. е. демонов. Хотя время этого события не уточняется, судя по контексту, оно произойдет «при конце». Попытки некоторых богословов приурочить «войну на небе» (на основании Лк 10:18) к первому «пришествию» Христа в мир не подтверждаются главой 12, не говоря уж о том, что на протяжении всего «века Церкви» сатана ведет себя более чем активно (Деян 5:3; 1Кор 5:5; 1Кор 7:5; 2Кор 2:11; 2Кор 11:14; 2Кор 12:7; 1Тим 1:20; 1Пет 5:8).

Существует неверное учение о том, будто бы сатана был «скован» при первом появления Христа в мире, и потому он, якобы, пассивен в «нашем» веке. На самом деле он будет скован; то, о чем говорится в Откр 20:1−3, — это событие будущего времени, связанное с установлением на земле Тысячелетнего царства.

Откр 12:8−9. В результате войны на небе низвержен был великий дракон… на землю. И вместе с ним — все падшие ангелы демонского мира. Хотя пребывание сатаны на небе трудно поддается пониманию, он, действуя в настоящее время на земле, имеет доступ и на небо, выступая там, в роли «клеветника братьев наших», т. е. верующих (Иов 1:6; Откр 12:10).

Несмотря на то, что сатана потерпел поражение при «вхождении» Христа в мир (Ин 16:11), казнь его отложена и совершится в несколько приемов. Из Откр 12:8−9 мы видим, что он будет, низвергнут на землю в середине периода великой скорби. Позже он будет скован на 1000 лет (Откр 20:1−3). И в конце концов будет брошен в озеро, горящее огнем и серою (Откр 20:10), куда правитель мира (антихрист) и лжепророк брошены будут на 1000 лет раньше.

Действуя на небе и на земле, сатана противится Христу как небесному Первосвященнику; он будет противиться Ему как Царю в мире, управляемом адскими силами в дни великой скорби, и как истинному Пророку тех дней (выпустив из-под земли «зверя» — 13:11; 20:10).

Сатана отождествляется со змеем, называемым дьяволом; о нем говорится, как об обольщающем всю вселенную.

Откр 12:10−12. И услышал я громкий голос, говорящий на небе… То, что услышал Иоанн, было гимном хвалы и возвещением о том, что, вот, ныне настало спасение, и явит себя сила… Бога нашего в наступающем Тысячелетнем царстве Христа Его. Тот же голос говорит о низвержении сатаны, которого он называет клеветником братьев наших, клеветавшим на них пред Богом вашим день и ночь. Побежден он был и низвержен с неба посредством крови Агнца и словом свидетельства верующих. То есть не только Христос одержал эту победу, но и мученики, свидетельствовавшие и перед лицом смерти.

По причине победы над злым духом, который не будет уже иметь прежнего доступа к Богу, призываются к радости небеса и все небожители. Земле же посылается предупреждение, что в ее пределы сошел дьявол в сильной ярости, ибо знает он, что не много ему остается времени. Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь. Лишь в силу неоправданной игры воображения можно «распространять» откровение, заключающееся в этих стихах, на весь период между первым и вторым пришествиями Христа, хотя сторонники именно такой концепции имеются.

5. ПЯТЫЙ ПЕРСОНАЖ: ОТПРЫСК ЖЕНЫ, ПРЕСЛЕДУЕМОЙ ДРАКОНОМ (12:13−17)

Откр 12:13−14. Жена, появляющаяся в 12:1, делается объектом особо яростного преследования со стороны сатаны. Однако ей посылается сверхъестественная помощь, о которой говорится иносказательно как о двух крыльях большого орла, дающих ей возможность лететь в пустыню в свое место от лица змия… Местонахождение этого убежища не уточняется. Некоторые полагают, что тут подразумевается сильно укрепленная Петра, город в Египте, южнее Мертвого моря.

Проход между гор к этому городу очень узок, и его легко защищать от неприятельской армии, но он же выходит в обширный каньон, где без труда могут укрыться тысячи людей. Среди богословов существует мнение, что именно там будут ожидать своего часа те «запечатленные» Богом 144 000, о которых говорится в 7 главе.

Едва ли под «двумя крыльями» подразумеваются крылья современного самолета, скорее — Божия освобождающая сила; так что «крылья» здесь — речевой прием, позаимствованный из Ветхого Завета (к примеру, Исх 19:4 и Втор 32:11−12). О стремительном бегстве (которое можно уподобить «полету») Израиля в безопасное место говорится также в Мф 24:16; Мк 13:14; Лк 21:21.

О продолжительности пребывания жены в «пустынном месте» сказано как о времени, временах и полвремени. Это, как уже объяснялось, означает те три с половиной года, в которые одни «великие скорби» будут сменяться другими (сравните сказанное в Дан 7:25 и 12:7 с 42 месяцами, о которых говорится в Откр 11:2; Откр 13:5). Имеющиеся в Библии указания на конкретные в этой связи отрезки времени свидетельствуют, что великая скорбь не распространяется на весь «век» Церкви; она станет уделом земли только в те три с половиной года, которые непосредственно будут предшествовать возвращению Христа на землю.

Откр 12:15−17. И пустил змий (дьявол) из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но жене помогла земля, поглотив реку… Некоторые склонны понимать это место буквально, видя в нем образ губительного наводнения. Но ведь евреи могли бы бежать в любом направлении, а рельеф Палестины не совместим с мыслью о подобном буйстве все покрывающих вод. Скорее всего, тут иносказательно говорится о стараниях и попытках дьявола всеми доступными ему способами покончить с Израилем.

Этому, в частности, помешает упомянутая изрезанность палестинского рельефа, т. е. многочисленность естественных убежищ в Святой земле. Так или иначе, Бог спасет израильтян от полного истребления. В книге пророка Захарии (13:8) говорится об уничтожении двух третей населения земли (очевидно, в любой ее части, а, значит, и в Израиле). 144 000 из Откр 7 явятся частью той «трети», которая выживет в Израиле, и сатана в образе змия будет сражаться именно против остатка, против этой третьей части.

Итак, в 12 главе Откровения предстают перед нами четыре действующих лица и одна группа людей, которые будут жить при конце времен. Это — Израиль (в образе жены), сатана, Христос, Архангел и — остаток Израиля. В 13 главе появляются еще два персонажа, имеющих важное значение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Откровение Иоанна, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Откровение 12 глава в переводах:
Откровение 12 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Серия комментариев МакАртура
  7. Толкования Августина
  8. Новый Библейский Комментарий
  9. Лингвистический. Роджерс
  10. Комментарии Давида Стерна
  11. Библия говорит сегодня
  12. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.