Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Откровение 22 Откровение 22 глава

5. РЕКА ВОДЫ ЖИЗНИ (22:1−2а)

Откр 22:1−2а. В начальных стихах 22 главы о новом Иерусалиме сообщаются дополнительные факты. Ангел показал Иоанну чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Хотя речь тут может идти о реке в буквальном смысле слова, очевидно и присутствие здесь символики. От престола Божия будет истекать чистая вода, символизирующая святость и чистоту как Самого Бога, так и города.

Эту «реку» не следует отождествлять с упоминаемыми в книге Иезекииля (47:1, 12) и в кв. Захарии (14:8): те реки (действительные, буквальные) будут течь от храма и из Иерусалима в пору Тысячелетнего царства. А река, о которой сказано в Откр 22:1, явится частью нового Иерусалима на новой земле. Она будет течь среди улицы его. Речь, по-видимому, идет о главной водной магистрали Иерусалима, которая будет брать начало у трона Божия и, сужаясь, протекать посреди главной улицы города.

Важно отметить, что о «престоле» тут говорится как о престоле не только Бога, но и Агнца (то же и в стихе 3). Отсюда ясно, что апостол Павел, писавший коринфянам: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1Кор 15:24) — подразумевал не конец пребывания Христа на троне, а некое изменение его характера. Ибо Христос и в вечности пребудет «Царем царей и Господом господствующих» (сравните Откр 17:14; Откр 19:16).

6. ДРЕВО ЖИЗНИ (22:2б)

Откр 22:2б. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, узнаем мы, будет расти древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

Выражение это — что «древо жизни будет расти и по ту и по другую сторону реки», приводит комментаторов в недоумение. Некоторые из них полагают, что речь идет о группе деревьев. Другие — что «река» будет узкой и будет обтекать дерево с обеих сторон.

О «древе жизни» упоминается при описании Едемского сада (Быт 3:22, 24) как об увековечивающем физическую жизнь. По изгнании из рая Адаму и Еве запрещен был доступ к нему, чтоб они «не стали жить вечно». Ранее в книге Откровения (2:7) Бог обещает святым: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».

Здесь символика, по-видимому, сочетается с реальностью. В самом деле, почему этому дереву и плодам на нем не быть настоящими? Очевидно, употребление в пищу плодов с «древа жизни» явится залогом непрекращающейся физической жизни.

И листья дерева — для исцеления народов, читаем дальше. Некоторые богословы склонны на основании этих слов «отнести» дерево жизни к Тысячелетнему царству, где люди все еще будут болеть, и нуждаться в исцелении. Однако здесь может подразумеваться не «исцеление» в буквальном смысле (в греческом тексте стоит слово терапейан, отсюда русское «терапия»), а «обеспечение здоровья». Если вдуматься, то никакого противоречия тут нет. Как уже говорилось, употребление плодов с дерева жизни (и листьев — тоже) будет поддерживать в обитателях вечности постоянное физическое здоровье, т. е. «исцелять» их в значении предупреждения любых болезней.

7. ПРЕСТОЛ БОГА (22:3−4)

Откр 22:3−4. Словно желая напомнить читателям, что в исцелении в прямом смысле слова в вечности нужды не будет, Иоанн добавляет: И ничего уже не будет проклятого. Ведь именно проклятие Богом Адамова согрешения повлекло за собой болезни людей (а, значит, и потребность в исцелении) и смертность их. Но в вечности действие проклятия прекратится!

Раньше уже говорилось, и теперь Иоанном повторяется, что в новом Иерусалиме будут обитать Бог и Агнец (сравните 21:22−23; 22:1). Сам город будет храмом Бога, и трон Его тоже будет в нем. Далее Иоанн пишет: и рабы Его будут служить Ему. Для святых в вечности это будет высшей радостью и высшей привилегией — служение их благословенному Господу, в это не противоречит тому, что они будут соучастниками в царствовании Его (2Тим 2:12; Откр 5:10; Откр 20:4−6).

Судя по тому, что они узрят лицо Его, они будут занимать привилегированное положение перед престолом Его. Из контекста ясно, что они будут пользоваться особой милостью Господа и входить в «узкий круг» Его приближенных. Об этом свидетельствуют и слова апостола, продолжающие стих 4: имя Его будет на челах их (сравните 2:17; 3:12; 7:3; 14:1). Свободный их доступ в присутствие Божие говорит и о том, что к тому времени они уже получат свои прославленные тела (1Ин 3:2).

8. СВЯТЫЕ ЦАРСТВУЮТ С БОГОМ (22:5)

Откр 22:5. Снова повторяет Иоанн, что новый Иерусалим не будет нуждаться в искусственном освещении, ни в свете солнечном, что ночи не будет там. Ибо Бог будет освещать его постоянным Своим присутствием (сравните 21:23−24). Еще раз заявляет апостол, что рабы Божии будут царствовать со Христом во веки веков.

С. Завершающее слово от Бога (22:6−21)

1. ЗАВЕРЕНИЕ В ВОЗВРАЩЕНИИ ХРИСТА (22:6−7)

Откр 22:6−7. Подтверждая как истинность изложенных пророчеств, так и возможность их уразумения, Ангел сказал Иоанну: Сии слова верны и истинны. Цель откровений, переданных через Ангела, не сбить верующих с толку и не запутать их, но открыть им многое из того, чему надлежит быть вскоре.

Тогда как немало богословов видят, к сожалению, в книге Откровения лишь непостижимую тайну, к разрешению которой нет на сегодня ключей, она есть слово Божие, а не плод воображения апостола Иоанна. Назначение ее — в описании грядущих событий. Рассматриваемая так, как она написана, именно эту функцию она и исполняет, и это, несмотря на то, что значительная часть ее выражена в символической форме. Не с целью затемнить смысл, а с целью уразуметь его с помощью Духа Святого дается людям слово Божие.

Главная тема Откровения снова формулируется в стихе 7: Се, гряду скоро (1:7; 22:12, 20). Он придет скоро и внезапно. Святым, прозревающим будущее, пришествие Христа всегда видится скорым. Но когда бы ни произошло оно во времени, оно будет внезапным. Те, кто верят пророчеству книги сей, и сообразуют свою жизнь со словами ее, благословятся особым благословением.

Как уже говорилось, эта последняя книга Библии, которой Церковь — увы! — пренебрегает, и которую столь несхоже толкуют те, кто берутся за ее толкование, содержит больше обещаний блаженства, чем любая другая книга Священного Писания. Содержащееся в стихе 7 является в ней шестым по счету (седьмое — в стихе 14). Первое обещание блаженства, которое содержится в Откр 1:3, схоже с шестым.

2. ПОКЛОНЕНИЕ ИОАННА (22:8−9)

Откр 22:8−9. Получив столь потрясающее откровение, Иоанн снова пал к ногам Ангела, показывавшего ему сие. И опять Ангел остановил Иоанна, напомнив ему, что ангелам поклоняться не следует, потому что они и святые — сослужители Господу. Богу поклонись, — вновь повелевает он апостолу (19:10).

3. ПОВЕЛЕНИЕ ВОЗВЕЩАТЬ ПРОРОЧЕСТВО ЭТОЙ КНИГИ (22:10−11)

Откр 22:10−11. Даниилу было сказано в свое время: «сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени» (Дан 12:9). Но Иоанну сказано нечто противоположное: не запечатывай слов пророчества книги сей. Снова приходится подчеркнуть, что мнение ряда богословов, будто Откровение исполнено непроницаемой тайны, явно противоречит этому и другим местам. Посредством как четких, вполне определенных заявлений, так и символов, книга эта предназначена возвестить людям о фактах и событиях, связанных со вторым пришествием Христа.

Слова, следующие затем, опять-таки смущают многих: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (Откр 22:11). Однако искать здесь поощрение злу не следует. Смысл сказанного в том, что если кто не прислушается к этому пророчеству, то будет продолжать делать зло. Напротив, те, которые «соблюдут» его, будут продолжать жить праведно и свято. Вообще же, поскольку время пришествия Христа близко, ожидать принципиальных изменение в поведении людей в массе их не приходится.

4. ГРЯДУЩИЙ СУД И ВОЗДАЯНИЕ (22:12)

Откр 22:12. Этот стих начинается так же, как стих 7: Се, гряду скоро. В связи с Его скорым пришествием (стих 7 и 20) святых ожидает воздаяние за то, что они делали, живя в теле, во имя Христа (в англ. тексте Библии — не «возмездие», имеющее оттенок угрозы, как в русской Библии, а именно — «воздаяние»). Суд будет производить Сам Христос (2Кор 5:10−11). Напомним, что последние суды как над нечестивыми, так и над верующими, будут совершаться «по делам» тех, кто «явятся пред судилище Христово» (2Кор 5:10). Так что у «верных» есть все основания ожидать его с радостью, а у нечестивых — с ужасом.

5. ХРИСТОС — ВЕЧНО СУЩИЙ (22:13)

Откр 22:13. Вновь говорит Христос о том, что бытие Его — вечно: Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний он «был» до начала творения и пребудет после того, как все временное перестанет существовать. Он вечен (1:4, 8, 17; 2:8; 21:6).

6. ГРЯДУЩИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ОСУЖДЕНИЕ (22:14−15)

Откр 22:14−15. Здесь последнее, седьмое, обещание блаженства: блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы им иметь право на древо жизни и войти в город воротами (сравните стих 19). Предыдущие обещания блаженства записаны в следующих стихах: 1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7.

В отличие от праведных, которых ожидает блаженство, неправедные будут отвержены: А вне — псы (т. е. «нечестивцы»; сравните Флп 3:2) и чародеи (сравните 9:21; 18:23; 21:8), и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду. Как и прежде, при упоминании неспасенных перечисляются некоторые из характерных для них «злых» дел (21:8, 27).

Хотя и среди святых есть такие, которые когда-то были повинны в таких же делах, они впоследствии омылись кровью Христа и потому сделались приемлемыми для Бога. Те же, которые отказались от предлагаемого им искупления, получат справедливое возмездие за свои грехи. Несмотря на то, что в мире совершается масса злых дел, каждое из них будет представлено на суд Божий.

7. ПРИГЛАШЕНИЕ ДУХА И НЕВЕСТЫ (22:16−17)

Откр 22:16−17. Все Откровение дано Христом через Его Ангела, будучи предназначено для всех церквей. Господь говорит о Себе: Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. Поскольку «все чрез Него начало быть» (Ин 1:3), он есть в корень Давида. Но по плоти Иисус Христос происходит от Давида и, значит, является его «потомком» (Мф 1:1; Ис 11:11; Откр 5:5). В духе пророчеств о Нем Его пришествие в мир подобно восхождению утренней звезды, знаменующей скорое наступление нового светлого дня.

Дух Святой и Невеста Христа — Церковь призывают Его и приглашают присоединиться к их призыву всех тех, кто слушают слова Откровения. Чудесное обещание дается всем жаждущим правды Божией: они могут брать воду жизни даром. Обещание это простирается на каждое поколение, сколько их ни будет на земле до второго пришествия Христа.

Те, кто сознают свою нужду в Спасителе Христе, призываются приходить к Нему, пока еще есть время. Как это явствует из Писаний, вечная жизнь (здесь названная «водой жизни»; сравните Откр 22:1; Ин 7:37−39) дается даром. Ибо смертью Своей на Голгофском кресте Христос уплатил за то, что теперь предлагает как дар всем, кто захотят принять его, уверовав в Господа и доверившись Ему.

8. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (22:18−19)

Откр 22:18−19. В целом оно направлено тем, кто отнесутся пренебрежительно к этой последней книге Библии. Предупреждение носит двоякий характер: да не прибавляют к ней слов, не сказанных в ней, и да не убавляют ничего из того, что в ней записано (сравните Втор 4:2; Втор 12:32; Притч 30:6). Ибо беспощадное осуждение ожидает тех, кто поступят так, руководствуясь, может быть, ошибочным представлением, будто Откровение — плод мистического чувства, охватившего престарелого человека, а не слово, вдохновленное Богом. Отвергающие слово Его отвергают Его Самого: у таковых, пишет Иоанн, отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВА И ОБЕЩАНИЕ (22:20−21)

Откр 22:20−21. И заключительное слово свидетельства слышит апостол от Господа: Ей, гряду скоро! (стихи 7, 12). Короткой молитвой откликается он на него: Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Завершив изложение данного ему величайшего откровения, Иоанн произносит последние слова благословения: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Кратким этим благословением, столь часто встречающимся на страницах Нового Завета, и завершается Слово Божие.

Для тех, кто верят, что, придя на землю впервые, Христос принес людям спасение, последние слова книги Откровения — с целью полного и окончательного избавления верующих. Откровением Иисуса Христа эта книга начинается, и заканчивается она утверждением скорого Его возвращения.

Пожалуй, ни в одной из других книг Библии не противопоставлены друг другу столь резко благословенное множество святых и погибшие, будущее которых ужасно. И ни в одной из них не говорится столь ясно об ожидающих мир судах Божиих, с одной стороны, и о вечном блаженстве верующих — с другой.

Как печально, что столь многие не обращают должного внимания на эту книгу и лишают себя возможности проникнуть в глубину изложенных в ней истин. Тем самым они обедняют и свое духовное знание, и упование свое на Иисуса Христа. Те же дети Божии, которые в состоянии оценить обетования, содержащиеся в Откровении, с чувством присоединятся к молитве Иоанна: Ей, гряди, Господи Иисусе!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Откровение Иоанна, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Откровение 22 глава в переводах:
Откровение 22 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.