Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Откровение 20 Откровение 20 глава

О. Тысячелетнее царство Христа (20:1−10)

В этой главе говорится о том, что Христос будет царствовать на земле на протяжении 1000 лет. Если принимать это буквально, то смысл сказанного здесь понять относительно легко. Но поскольку многие толкователи Библии отвергают мысль о тысячелетнем царствовании Христа на земле после Его второго пришествия, на эту главу написано необычно много комментариев, оспаривающих идею Тысячелетнего царства в буквальном его понимании. В целом на этот счет существует три точки зрения, каждая со многими вариациями.

Самая последняя из этих теорий получила название постмиллениализма, буквально «послетысячелетия». Согласно ей упоминаемое в Новом Завете «тысячелетие» подразумевает победное шествие благой вести на протяжении этого периода времени, который и подведет человечество к моменту возвращения Христа. Оно, следовательно, состоится после «1000 лет». Считается, что предложил эту теорию довольно противоречивый христианский писатель Дэниел Уитби, живший в 17 веке.

Впоследствии ее поддержали такие известные исследователи истории Церкви, как Чарльз Ходи, А. Строит, Дэвид Браун и сравнительно недавно — Лорейн Бетнер. В главных его чертах это — оптимистическое представление, исходящее из того, что Христос будет царствовать в мире, духовно управляя им через Свою Церковь и проповедь ею евангельской вести. В 20 веке такое понимание было отвергнуто большинством богословов — по причине возникновения в мире множества антихристианских движений и отсутствия в нем духовного прогресса.

Вторая из главных теорий известна под названием амиллениализма. Ею буквальное понимание тысячелетнего царствования Христа отвергается как таковое. Понятие же «Тысячелетнего царства» амиллениалисты сводят к воцарению Христа духом в сердцах верующих. По их мнению, царствование Его — на небе, а если на земле, то только над теми, кто веруют в Него. Отсюда сторонники обеих этих точек зрения не принимают и буквального толкования 20 главы Откровения.

При этом между амиллениалистами имеется немало достаточно серьезных расхождений в толковании тех или иных мест в этой книге. Первым из наиболее известных сторонников амиллениализма считается Блаженный Августин, живший на рубеже 4-го и 3-го столетий. Разделяли эту точку зрения и некоторые маститые богословы 20 века, среди них — Освальд Аллис, Льюис Берков, Уильям Гендриксен и др.

Третья теория носит название премиллениализма — на том основании, что исходит из буквального понимания изложенного в 20 главе книги Откровения относительно Тысячелетнего царства Христа, которому будет предшествовать Его возвращение на землю (то есть — из того, что Он придет прежде, чем начнется тысячелетие правления Его). Среди богословов 20 века, принявших эту теорию, — Льюис Сперрн Чафер, Чарльз Фейнберг, Алва Макклейн, Уильям Петтингил, Ч. С. Рари, Ч. И. Скоуфилд, Уилбур Смит и др. Сторонников теории «премиллениализма» можно проследить, начиная с первого века нашей эры.

К их числу относились Папий, Иустин-мученик и многие другие отцы ранней Церкви. Все они исходили и исходят из принятия последовательности событий в главе 20 и из того, что им предшествуют те, что описаны в главе 19; при этом они рассматривают их как результат второго пришествия Христа. Поддержку своей точке зрения находят они и в том, что во множестве мест Священного Писания говорится о воцарении на земле праведности после возвращения на нее Господа Иисуса. Смотрите в этой связи: Псалмы 2, 23, 71, 95; Ис 2; 9:6−7, 11−12; Ис 63:1−6, 65−66; Иер 23:5−6; Иер 30:8−11; Дан 2:44; Дан 7:13−14; Ос 3:4−5; Ам 9:11−15; Мих 4:1−8; Соф 3:14−20; Зах 8:1−8; Зах 14:1−9; Откр 2:25−28; Откр 19:11 — Откр 20:6.

Важно уяснить себе, что, толкуя так или иначе 20 главу Откровения, человек принимает важное решение, которое явится для него своего рода водоразделом: ведь от того, как мы понимаем эту главу, зависит наше отношение и к другим пророчествам, содержащимся в Священном Писании. Автор этих комментариев разделяет то мнение, что события 20 главы являются хронологическим продолжением того, что описано в 19 главе. Многие также полагают, что и главы 21−22 следуют (в своем содержании) хронологическому порядку.

1. САТАНА СКОВАН (20:1−3)

Откр 20:1−3. 20 глава открывается знакомой фразой: И увидел я Ангела (сравните 7:2; 8:2; 10:1; 14:6; 18:1; 19:17). Союз «и», которым эта фраза начинается, предполагает, что в 20 главе продолжится описание событий, начатое в предыдущей главе, которая, в свою очередь, начиналась словами «после сего». Заметим, что в греческом тексте 19 главы с союза «и» (каи) начинаются 15 стихов, а в 20 главе — все стихи, за исключением стиха 5. Известно, что употребление этого союза нередко указывает на логическую и (или) хронологическую последовательность описываемых действий.

Почему бы в таком случае и вам не принять эту преемственность действий в главах 19−20? И, следовательно, не рассматривать их как действия, вызванные вторым пришествием Христа и следующие друг за другом в хронологическом порядке? Тем более, что в пользу этого говорит не только «грамматика», но и причинная связь описываемых событий?

В 19 главе это, в частности, то, что зверь и лжепророк схвачены и брошены в озеро, горящее серою, а армии их — уничтожены. После того, как Христос покончил с правителем мира, его лжепророком и их армиями, не естественно ли для Него решить предопределенную участь самого сатаны? Это Он и делает в главе 20.

Иоанн увидел… Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона (сравните 12:3−4, 7, 9, 13, 16−17; 13:2, 4, 11; 16:13), змия древнего (сравните 12:9, 14−15) и сковал его на тысячу лет и низверг его в бездну, и заключил его там — с целью помешать ему обманывать народы на протяжении этой тысячи лет. У толкователей Библии возникает серьезный вопрос: Был ли сатана «скован» при первом пришествии Христа на землю, как это обычно утверждают «амиллениалисты», или этому предстоит произойти при втором Его пришествии (точка зрения «премиллениалистов»)?

Откр 20:1−3 достаточно недвусмысленно опровергает мнение «амиллениалистов». Да и на других страницах Писания весьма часто говорится о сатане как о являющем недюжинную силу в своей разрушительной деятельности не только против мира в целом, но и против христиан (Деян 5:3; 1Кор 5:5; 1Кор 7:5; 2Кор 2:11; 2Кор 11:14; 2Кор 12:7; 1Тим 1:20). Если у кого-то все еще остается на этот счет сомнение, пусть перечитает слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (2Пет 5:8).

«Амиллениалисты» обычно отвечают на это, что сатана ограничен в своих действиях силою Бога. Это, конечно, истина, истина на все времена, как это видно из книги Иова и из других мест Библии. Но описывать положение сатаны в современном мире как положение «узника», запертого в бездне и неспособного сколько-нибудь серьезно «прельщать народы» на протяжении тысячи лет (которые «амеллиниалисты» отождествляют именно с нашим временем, полагая порой, что истинная протяженность этих 1000 лет известна только Богу) — значит не считаться с фактами, как они есть.

Кроме того, подобное понимание предполагает предельно аллегорическую интерпретацию как этого, так и других мест Священного Писания, где речь идет о деятельности сатаны вообще и в ваш век, в частности. Между тем, реальная сила его — вполне очевидна, как это явствует из откровения относительно времени скорби, когда силою сатаны будет действовать правитель мира (13:4). Сатана будет сброшен с неба на землю в начале этого периода, и активность его достигнет тогда высшей своей точки (Откр 12:9, 13, 15, 17).

Итак, если сатана и сегодня продолжает обманывать народы, как это видно из Священного Писания и положения дел в мире, значит, в настоящее время он не «скован» в бездне, и «тысячелетие», упоминаемое в 20:2, не есть, а будет. Так и сатане лишь предстоит быть скованным. Такое толкование подтверждается и заключительной фразой стиха 3: после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. (С другой стороны, объяснять, почему, с какой целью, — опять-таки нелегко, и толковать эту фразу остается лишь буквально, предположив, что в конце тысячелетнего правления Христа на земле дьявол в последний раз восстанет против Бога.)

2. ВОСКРЕШЕНИЕ МУЧЕНИКОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ИХ (20:4−6)

Откр 20:4. В следующей серии откровений Иоанн увидел престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его (т. е. уверовав в Господа, пронесли веру свою через годину великой скорби). То, что Иоанн мог их видеть, означает, что на небе они получили временные тела — в ожидании своего воскресения.

Следует различать между тем, что Иоанн «видит», и тем, что дается (поясняется) ему в откровении. Так, апостол видел души, но относительно того, что на земле они были обезглавлены, потому что отказались поклоняться зверю и не приняли его начертания, — ему дано было откровение. Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо, но ту особую группу мучеников, которые жили на земле в период правления антихриста, или «зверя, вышедшего из моря» (13:1).

Если Церковь была восхищена до наступления времени великой скорби, как это понимают «премиллениалисты», то естественно «выделение» этих мучеников — в плане предстоящего праведникам воскресения — в отдельную группу. Но если восхищение Церкви перед событиями, «увиденными» Иоанном, места не имело, тогда непонятно, почему в видении апостола возникает только эта группа замученных, а не все, сколько их было в истории Церкви, и не вся Церковь вообще.

Иоанну, видимо, не было открыто, кто именно «сидел на тронах». Представляется, однако, что ими не были «обезглавленные», о которых говорится в этом стихе. Вспомним в этой связи, что евангелист Лука приводит предсказанное Христом двенадцати Его ученикам: «Да едите и пьете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престол судить двенадцать колен Израилевых» (Лк 22:29−30). Поскольку ученики — это тоже часть Его Церкви, логично предположить, что «на тронах будут сидеть» именно они.

Согласно Писаниям, к возвращению Христа будет приурочено несколько судов. Зверь и лжепророк будут осуждены и брошены в озеро огненное (Откр 19:20); сатана будет скован и ввержен в бездну (20:1−3); затем на «суд» предстанут «пришедшие от великой скорби» для того, чтобы получить ожидающие их награды (стих 4). Кроме того, будет судим Израиль (Иез 20:33−38), а также язычники (Мф 25:31−46). Все эти суды состоятся перед наступлением Тысячелетнего царства.

Иоанн пишет, что увиденные им обезглавленные мученики ожили и царствовали со Христом тысячу лет. По-видимому, тогда же они получили новые тела воскресения.

Итак, Иоанн получает не только визуальное откровение, но и соответствующее ему объяснение относительно значения и характера происходящих судов.

Откр 20:5. Иоанн пишет: прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Подразумевается, что по окончании их произойдет воскресение нечестивых, о чем речь пойдет дальше (стихи 11−15). Апостол поясняет, что увиденное им есть первое воскресение. Те, кто считают, что Церковь будет восхищена не до, а после времени великой скорби, ссылаются на это место в Откровении как на свидетельство в пользу своей точки зрения, в частности, и того, что до момента, зафиксированного здесь Иоанном, никакого воскресения вообще не будет.

Между тем, очевидно, что воскресение, которое апостол называет тут «первым», никак не может считаться таковым в хронологическом порядке — ведь первым, кто воскрес из мертвых в новом теле, «зафиксирован» был в истории Христос. В каком же смысле можно назвать «первым» воскресение, о котором идет речь в Откр 20:5?

Из контекста этой главы мы видим, что «первое воскресение» (стихи 5−6) резко отличается от последнего воскресения (стихи 12−13), за которым последует «смерть вторая» (стихи 6, 14). Отсюда «первое» надо, видимо, понимать как предшествующее последнему. Все праведники, независимо от того, когда они воскреснут, «примут участие» в «воскресении первом» или предшествующем воскресению злых, которое произойдет по окончании Тысячелетнего царства. Воскресение праведников будет, таким образом, происходить «поэтапно».

Христос был в этом смысле «Первенцем» (1Кор 15:23), но и Его воскресению предшествовало воскресение «многих святых» (Мф 27:52−53); «следующим» будет восхищение Церкви, т. е. вознесение навстречу Христу святых Его — как воскресших из мертвых — всех, сколько их ни жило на земле на протяжении истории Церкви, так и тех, что к тому времени будут еще жить (1Фес 4:13−18).

Воскресение «двух свидетелей» произойдет в дни великой скорби (Откр 11:3, 11). За этим последует воскресение мучеников периода великой скорби — вскоре после второго пришествия Христа (20:4−5). Сюда следует добавить и воскресение всех ветхозаветных святых, тоже, вероятно, в это время, хотя прямо об этом здесь и не сказано (Ис 26:19−21; Иез 37:12−14; Дан 12:2−3).

Откр 20:6. О каждом из тех, кто будет иметь участие в воскресении праведных, сказано: Блажен и свят… над нами смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Все праведники воскреснут до начала Тысячелетнего царства, сохранив при этом свою индивидуальность и свою принадлежность к той или иной группе святых: верующих язычников и верующих израильтян периода Ветхого Завета, Новозаветной Церкви и праведников времени великой скорби.

Важно особо отметить, что в главе 20 понятие «тысяча лет» встречается шесть раз. Конечно, воспринять его зрительно Иоанн не мог; ему должно было быть сказано об этом, как и о том, что все, что он видит теперь, относится к этому тысячелетнему периоду. Тогда как «амиллениалисты» и разделяющие их точку зрения не склонны воспринимать это буквально, доказательств в поддержку их восприятия этой части откровения нет. 20 глава — единственная в книге, где прямо говорится о периоде в тысячу лет, а то, что это повторено шесть раз, и сам этот период представлен как некий «водораздел» между событиями, совершающимися до и после него, ведет к заключению, что речь идет о тысячелетнем периоде в буквальном смысле слова.

Кроме того, если другие периоды времени, называемые в Откровении, имеют буквальное значение (к примеру, 42 месяца — 11:2; 13:5; 1260 дней — 11:3; 12:6), то естественно так же воспринимать и «тысячу лет». Если бы под этим понятием подразумевался не конкретный, а некий неопределенно длительный промежуток времени между первым и вторым пришествиями Христа, соответствующий «веку Церкви», как считают «амиллениалисты», то Иоанну проще было бы сказать, что Христос будет царствовать «долгое время» — в отличие от «малого времени», на которое будет освобожден сатана (20:3).

Итак, событиями, предшествующими «тысячелетию», будут:

а) второе пришествие Христа;
б) низвержение зверя и лжепророка в озеро огненное;
в) поражение человеческих армий;
г) заключение сатаны в бездне;
д) появление сидящих на тронах правосудия;
е) воскрешение замученных в годы великой скорби.

Раскрытие этих событий в должной последовательности и взаимосвязи не оставляет сомнения в том, что период тысячелетнего правления Христа на земле последует за ними, включающими и самое возвращение Его на землю. И это вывод из естественного понимания данного текста, как он есть.

3. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ГИБЕЛЬ САТАНЫ (20:7−10)

Кроме многократного повторения, что царство Христа на земле будет длиться тысячу лет, никаких подробностей относительно характера Его правления в этой главе не приводится, за исключением того, что это будет время великих Божиих благословений. В то же время дополнительную информацию о Тысячелетнем царстве можно почерпнуть из многих мест Ветхого Завета. Здесь же центральная мысль откровения сводится к тому, что Царства Христа будет установлено после Его второго пришествия.

Откр 20:7−9. Иоанну было сказано, что произойдет по прошествии тысячи лет: сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, которые названы здесь Гогом и Магогом, и собирать их на брань против Христа. То есть освобождение дьявола приведет к восстанию против правления Христа в масштабах всего мира. Мятежные армии будут столь многочисленны, что они уподобляются песку морскому.

Кто же эти люди, которые пойдут за сатаною? На этот счет существует такое предположение: те, кто останутся в живых в годы великой скорби и приняты будут в Тысячелетнее царство, живыми и войдут туда; они станут рожать детей и вновь заселять землю (Ис 65:18−25). Однако и в тех идеальных условиях, при которых все будут знать об Иисусе Христе (сравните Иер 31:33−34), многие будут исповедовать Его лишь внешне, не веруя в Него спасающей верой. И в полную меру это выявится с освобождением сатаны. Они-то, невозрожденные духовно обитатели Тысячелетнего царства, и последуют за противником Божиим.

Здесь возникает вопрос: идет ли речь о той же самой битве, что и в 38−39 главах книги Пророка Иезекииля, где тоже упоминаются Гог и Магог (Иез 38:2)? Ответ на этот вопрос, скорее всего отрицательный; в Откр 20:7−9 и Иез 38−39 имеются в виду разные события; ведь в книге Иезекииля армии идут главным образом с севера и состоят из представителей нескольких народов, тогда как в битве, упоминаемой в Откровении, будут участвовать все народы земли, и армии их будут идти со всех сторон. Да и контексты описания этих битв различны. Так, Иезекииль не упоминает ни о сатане, ни о Тысячелетнем царстве. Далее. В Откровении 20:7 ясно сказано, что брань состоится по окончании Тысячелетнего царства, Иезекииль же связывает описываемую им битву с концом времен.

Но почему же тогда употребил апостол Иоанн это выражение — «Гог и Магог»? Писание ответа на этот вопрос не дает. В конечном счете оно может быть и опущено — без ущерба для смысла… В Иез 38 Гог — это правитель, а Магог — его народ, и оба восстают против Бога и против Израиля. Возможно, «Гог и Магог» употреблены Иоанном в символическом значении, как говорят, например, о «Ватерлоо» того или иного человека, вовсе не имея в виду поражение Наполеона при местечке Ватерлоо в Бельгии, а подразумевая решающее в жизни данного человека поражение в той или иной сфере. Однако «роднит» мятежные армии у Иезекииля и в Откровении их антагонизм по отношению к Богу.

В Откр 20:8 читаем, что армии, шедшие со всех концов земли (в русском тексте — вышли на широту земли) окружила стан святых и город возлюбленный. Тут, конечно, речь идет о Иерусалиме, который, будет столицею мира во время правления Христа (Ис 2:1−5). Результат последовал немедленный: И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их, — читаем в стихе 9.

В отличие от описанного Иезекиилем, тут нет упоминания ни о землетрясении, ни о граде, ни о других природных катастрофах. Сходство между обоими случаями лишь в том, что «с неба ниспал огонь» (обычная форма Божией кары); см. Быт 29:24; Исх 9:23−24; Лев 9:24; 10:2; Чис 11:1; Чис 16:35; 26:10; 3Цар 18:38; 4Цар 1:10, 12, 14; 1Пар 21:26; 2Пар 7:1, 3; Пс 10:6 и т. д.

Откр 20:10. После уничтожения последовавших за сатаною он сам — согласно видению Иоанна — был ввержен в озеро огненное и серное, приготовленное для него и для его ангелов. Так совершится последний суд Бога над Его извечным противником (Мф 25:41). Самое важное здесь — свидетельство в поддержку доктрины вечного наказания: они будут мучиться день и ночь во веки веков. «Они» — это сатана, антихрист и лжепророк. Два последних (19:20) и после тысячелетия пребывания там (к моменту «ввержения» туда дьявола) будут живы.

П. Суд у великого белого престола (20:11−15)

I. ВОСКРЕСЕНИЕ НЕПРАВЕДНЫХ И СУД НАД НИМИ (20:11−13)

Откр 20:11. стихи 6−10 подводят читателя к суду, завершающему человеческую историю, и сообщают о нем; они же образуют «введение» к началу вечности. Апостол Иоанн пишет: И увидел я великий белый престол… Представляющееся теперь духовному взору апостола явно следует за тысячелетием, которое подразумевается в стихах 1−6. «Великий белый престол», по всей видимости, не тот же самый, который упоминается в Откровении более 30 раз, начиная с 4:2. Ибо находится он не на небе и не на земле, а в воздухе, как это следует из слов, что от лица Сидящего на нем бежало небо и земля, и не нашлось им места.

Хоть и не сказано, кто именно этот «Сидящий», речь, по-видимому, идет о Христе, как и в Откр 3:21 (сравните Мф 19:28; Мф 25:31; Ин 5:22; 2Кор 5:10) — несмотря на то, что в перечисленных ссылках не обязательно подразумевается тот же самый престол, что и в Откр 20:11. Поскольку Христос восседает в настоящее время на небесном престоле, а в Тысячелетием царстве будет восседать на земном престоле Давидовом (Мф 25:31), этот «судейский» белый престол, вероятно, будет находиться в какой-то особой сфере.

Некоторые толкователи понимают сказанное в стихе 11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба. Здесь, в самом деле, возникает вопрос: будут ли земля и звездное небо, какими мы видим их теперь, разрушены к тому моменту, в будущем, или просто восстановлены в некоем новом безгрешном состоянии? Многие места в Библии говорят в пользу первого предположения (Мф 24:35; Мк 13:31; Лк 16:17; Лк 21:33; 2Пет 3:10−13). Подтверждается это и первым стихом 21 главы Откровения: «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».

Наша вселенная была создана наподобие гигантских часов, ход которых постоянно замедляется; если бы «они» были предоставлены самим себе, то давно «остановились» бы; другими словами, все виды жизни на земле угасли бы. Но поскольку Бог «завел часы», создав эту вселенную как сцену, на которой разыгрывается драма греха и покаяния, представляется (в меру нашего понимания) логичным, если сызнова Он начнет с нового неба и с новой земли, предназначенных для вечности, а, значит, и устроенных по какому-то иному принципу, чем «наши» небо и земля. В самом деле, небо и земля, сотворенные Им вновь, как описаны они в 21 главе, не схожи с нынешними.

Откр 20:12. Цель учреждения великого белого престола — в совершении суда над мертвыми. Иоанн пишет, что увидел… мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом… Из других мест Священного Писания следует, что все почившие праведники, сколько их ни жило на земле, воскресли прежде, включая ветхозаветных святых, святых времени великой скорби и святых Церкви (толкование на стих 5): Можно, следовательно, предположить, что в стихах 11−15 подразумевается суд над умершими во грехе, которые согласно стих 5, не оживут, «доколе не окончится тысяча лет», и в том, что названо «воскресением первым», участия принимать не будут.

Свидетель сцены суда, Иоанн видит раскрытые книги, включая книгу жизни. Из Писания не ясно, что это за «другие книги»; можно предположить, что в них записаны дела, которые люди делали, живя на земле, тогда как «книга жизни» содержит имена спасенных «от вечности» (3:5; 13:8; 17:8; 20:15; 21:27). Тот факт, что упоминаемые здесь мертвые не воскресли прежде, свидетельствует сам по себе, что жизни вечной они не наследуют и будут судимы по своим делам.

На всех завершающих судах Божиих будут «рассматриваться» дела людей, будь-то дела христиан, которых ожидают награды «у судилища Христова», или неспасенных, которые предстают перед вами здесь. Вопрос вечного спасения или вечной погибели решается не на небе, а в процессе земной жизни человека. И в 20:12 дается откровение относительно подтверждения каждой индивидуальной судьбы — на основании записанного у Бога.

Некоторые полагают, что в книгу жизни «вносится» имя каждого приходящего на землю, но затем имена умирающих во грехах вычеркиваются из нее. Правильнее понимать, что в эту книгу внесены только имена спасенных, записанные в нее «от начала мира» (Откр 17:8). Независимо от того, какой точки зрения придерживаться, в конечном счете, книга жизни содержит лишь их имена.

Откр 20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них. Те, которые умирают неспасенными, сразу переносятся в сознательном состоянии в место их страдания, которое в Ветхом Завете называется словом «шеол», а в Новом Завете словом «ад». (Тут важно заметить следующее. Русскому «ад» соответствует здесь в греческом оригинале слово «гадес» (так же и в англ. Библии). Дело в том, что «ад» и «шеол» («гадес») — понятия разные. Последние не означают в Библии места вечного наказания, в отличие от «ада».

«Озеро огненное» (стихи 14−15), которое называется еще «озером огненным, горящим серою» (19:20), — равнозначно «геенне» (Мф 5:22, 29−30; Мф 10:28; Мф 18:9; Мф 23:15, 33; Мк 9:43, 45, 47; Лк 12:5; Иак 3:6); оно и соответствует понятию «ада» как места вечного наказания. Когда-то в ветхозаветной древности «геенною» называлось место для сжигания отбросов, расположенное в долине Гинном, южнее Иерусалима. Эта свалка постоянно дымилась, и огонь в ней никогда не угасал. Впоследствии название ее стало именем нарицательным, обозначающим ад.

Сказанное Иоанном, что «смерть и ад («гадес») отдали мертвых, которые были в них», означает, что души неспасенных, находящихся там, воссоединятся со своими физическими телами. Слова же апостола, что и море отдало мертвых, бывших и нем, не оставляют сомнения в том, что и тело, претерпевшее, казалось бы, необратимый распад, тем не менее воскреснет для суда.

2. ОЗЕРО ОГНЕННОЕ (20:14−15)

Откр 20:14−15. По завершении суда у великого белого престола смерть и ад были повержены в озеро огненное. Это смерть вторая, — заявляет апостол. И ею завершатся судьбы злых и нечестивых.

Доктрина о вечном наказании всегда с трудом понималась и принималась христианами, которые уповают на милость Божию и радуются своему спасению в Господе. Библия не оставляет, однако, сомнения в том, что наказание нечестивых будет вечным. Это подтверждается и 10 стихом, из которого узнаем, что и после тысячи лет зверь и лжепророк будут оставаться в озере огненном.

Несмотря на то, что нечестивые тоже воскреснут в телах, их тела будут отличаться от тех, которые получат при воскресении праведные. Бывшие люди греха и в вечности будут оставаться такими же, как при жизни, однако, обретут прискорбное для себя «нетление», чтобы во веки веков мучиться в озере огненном.

На протяжении столетия многие исследователи Библии пытались найти в ней «аргументы» в опровержение доктрины о вечном наказании, но тщетно. Согласно Священного Писания, для душ человеческих предусмотрено лишь две судьбы: блаженство с Господом или пребывание, в вечной разлуке с Богом, в озере огненном. Эта важнейшая истина должна побуждать христиан нести свет Евангелия во все концы земли, чего бы им это ни стоило, и делать все возможное, чтобы убедить людей принять Христа, пока не поздно.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Откровение Иоанна, 20 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Откровение 20 глава в переводах:
Откровение 20 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.