Автор

В самой книге автор не указан, но едва ли приходится сомневаться, что Самуил был первоначальным автором, по крайней мере, автором первых двадцати четырех глав, где описаны именно его жизнь и служение вплоть до его смерти. Трудно, однако, сказать что-либо определенное относительно авторства последних глав этой книги, как и Второй книги Царств.

Время написания

Невозможно сколько-нибудь точно определить и дату составления обеих книг в том их виде, в каком они известны нам сегодня. В них нет и намека на то, что автор (или авторы) знали о падении Самарии в 722 г. до Р. Х., хотя он (или они), несомненно, жили в после-Соломоново время, т. е. после разделения царства (в 931 г. до Р. Х.) на Израиль и Иудею.

Это видно из ссылки на Секелаг, филистимский город, который, по словам рассказчика, «остался за царями Иудейскими доныне» (1Цар 27:6), а также из целого ряда ссылок на «Израиль» и «Иудею» (11:8; 17:52; 18:16; 2Цар 5:5; 11:11; 12:8; 19:42−43; 24:1, 9). Таким образом можно предположить, что окончательный вариант Первой и Второй Книги Царств был завершен между 722 и 931 годом до Р. Х.

Историческая обстановка

События, описанные в 1 и 2 книгах Царств, связаны с жизнью трех главных лиц, действующих в них, — с Самуилом, Саулом и Давидом. Первая книга Царств начинается с рассказа о рождении Самуила (было это в конце 12-го века, примерно в 1120 г. до Р. Х.). А Вторая книга Царств завершается рассказом о том, как Давид на смертном одре завещает царство своему сыну Соломону. Это было в 971 г. до Р. Х. Таким образом, весь период, охваченный обеими книгами, составляет около 150 лет.

Примерно 300 лет израильской истории (при правлении судей) были отмечены анархией и деградацией в сфере политики, морали и духовности. Обстановка была такова, что даже сыновья первосвященника Илия (в конце 12-го века) полностью совратились и пользовались своим положением для удовлетворения своей похоти и разнузданности. И вот, когда народ погряз, казалось бы, в своей развращенности, Бог вмешался и, в ответ на молитву Анны, дал ей сына Самуила. Самуил стал сильным вождем, судьей, пророком и священником.

Когда он состарился, и возникла нужда в его преемнике, то стало ясно, что никто из его сыновей не может составить ему достойную замену. Это обстоятельство, усугубленное посягательствами на землю со стороны аммонитян, побудило Израиль просить Самуила, чтобы дал им царя, «как у прочих народов» (1Цар 8:5, 20). Хотя и обеспокоенный этим требованием, которое означало «отвержение» Иеговы как Царя Израиля, Самуил помазал на царство Саула. Его выбор был, впрочем, предопределен и санкционирован Самим Иеговой. Так в Израиле была установлена монархия.

Обстоятельства и время ее установления были неподходящими, но сама по себе концепция «человеческого царствования» была частью Божьего плана, который был открыт Им еще во времена патриархов (Быт 17:6, 16; 35:11; Втор 17:14−20). Затем с избранием и помазанием Давида, как второго царя Израиля, Самуил стал свидетелем установления того династического правления, которое, по замыслу Бога, послужило осуществлению Его мессианского плана искупления (Быт 49:10; Чис 24:17). В книгах отражен путь от слабого племенного объединения к сильному централизованному правлению.

Цель написания

Первые две книги Царств содержат обзор исторических событий, происходивших в Израиле с конца 12-го до начала 10-го века до Р. Х. Но их следует рассматривать в богословском плане, а не как обычное описание человеческих дел, независимых от Божьих и планов и целей. Тогда как есть основания утверждать, что главная тема Библии предопределяется демонстрацией верховной власти Бога, которая простирается над всем и вся, конкретной целью этих двух книг было продемонстрировать, как именно эта верховная власть проявляла себя в истории израильского народа и, прежде всего, через избранных им царей по линии Давида.

Давид и та династия, которой он положил начало, показывала на практике, что это значит управлять народом, находясь в непосредственной зависимости от Бога. В конечном счете, как мы знаем, именно из этого царского дома явился в Своем земном облике Сын Давидов, Иисус Христос. Своей жизнью на земле Он изо дня в день являл Царство Небесное во всей его полноте, а смертью Своей и воскресением положил основание вере, причастники которой получат возможность царствовать с Ним и через Него (2Цар 7:12−16; Пс 88:36−37; Ис 9:7).

План книги:

I. На подступах к монархии (главы 1−9)

А. Рождение и детство Самуила (глава 1)

1. Семья Самуила (1:1−3)

2. Бесплодие Анны (1:4−8)

3. Молитва Анны (1:9−18)

4. Рождение Самуила (1:19−23)

5. Анна отдает Самуила Богу (1:24−28)

Б. Песнь Анны (2:1−10)

1. Радость Анны в Господе (2:1)

2. Хвала Анны Господу (2:2−8)

3. Упование Анны на Господа (2:9−10)

В. Обстановка в Силоне (2:11−36)

1. Возрастание Самуила (2:11, 26)

2. Недостойное поведение сыновей Илия (2:12−17, 22−25)

3. Благословение Господом родителей Самуила (2:18−21)

4. Отвержение Господом дома Илия (2:27−36)

Г. Призвание Самуила (глава 3)

1. Божий голос (3:1−10)

2. Господь говорит с Самуилом (3:11−14)

3. Утверждение Самуила «пророком Божиим» (3:15−21)

Д. Ковчег (главы 4−7)

1. Взятие ковчега филистимлянами (глава 4)

2. Сила ковчега (глава 5)

3. Возвращение ковчега (6:1 — 7:1)

4. Установление ковчега в Кириаф-Иариме (7:2−17)

Е. Избрание царя (главы 8−9)

1. Народ требует царя (8:1−9)

2. Самуил предупреждает народ (8:10−18)

3. Удовлетворение требования народа; вводная часть (8:19 — 9:14)

4. Избрание царя (9:15−27)

II. Время царствования Саула (главы 10−31)

А. Саул у власти (главы 10−14)

1. Избрание Саула Израилем (глава 10)

2. Первая победа Саула (глава 11)

3. Обращение Самуила к народу (глава 12)

4. Самуил упрекает Саула (глава 13)

5. Тайная вылазка Ионафана (глава 34)

Б. Самуил об отвержении Саула Богом (глава 15)

В. Саула Давид (главы 16−26)

1. Благоволение Саула к Давиду (главы 16−17)

2. Враждебное отношение Саула к Давиду (главы 18−26)

Г. Смерть Саула (главы 27−31)

1. Давид в Секелаге (глава 27)

2. Саул в Аэидоре (глава 28)

3. Возвращение Давида в Секелаг (главы 29−30)

4. Битва при Гелвуе (глава 31)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.