Б. Песнь Анны (2:1−10)

Перед нами один из самых ранних и наиболее волнующих ветхозаветных гимнов. Мессианский характер этого гимна настолько очевиден, что Мария, мать Иисуса, «строит» на его основе собственную Песнь хвалы Господу (Лк 1:46−55).

I. РАДОСТЬ АННЫ В ГОСПОДЕ (2:1)

1Цар 2:1. Говоря о «врагах» своих, Анна, в первую очередь, имела, вероятно, в виду свою соперницу Феннану; теперь, когда Господь дал ей стать матерью, Анна в состоянии отразить ехидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии (широко разверзлись уста мои на врагов моих). Рог — символ силы (животные, как известно, пользуются рогами при нападении и защите); этот образ употреблен Анной в том смысле, что Господь восстановил ее женскую силу и достоинство.

2. ХВАЛА АННЫ ГОСПОДУ (2:2−8)

1Цар 2:2−8. Благодаря тем Своим атрибутам, которые перечисляет Анна, — святости, силе и твердости, всезнанию (стихи 2−3), Бог все и вся держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами. Пути и суды Его неисповедимы. Дерзкие, сильные, сытые впадают в ничтожество по воле Его, а немощные обретают силу. Бесплодная рождает (семь раз — символ полноты всякого явления), провозглашает Анна, а многочадная теряет силу (в этой фразе, возможно, продолжение «спора» Анны с ее соперницей Феннаной). Господь умерщвляет и оживляет… делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (стихи 6−7).

3. УПОВАНИЕ АННЫ НА ГОСПОДА (2:9−10)

1Цар 2:9−10. Мысль о том, что незавидна участь тех, кто полагается на собственную силу, проходит через всю песнь Анны (стихи 3, 9). Она поет о том, что угодных Ему людей (святых Своих) Бог благословляет, а не соблюдающих закона и не имеющих веры Он обращает в ничто (стих 9). Никто на земле не избежит суда Его (стих 9). Словами воистину пророческими завершает Анна свою песнь: Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего.

Упоминание о «царе» в гимне «домонархической» поры заставило некоторых исследователей Библии думать, что в уста Анны он был вложен каким-то редактором книги в позднейшее время. Но это вовсе необязательно, тем более если верить в возможность пророческого предвиденья. Тем более что представление о грядущем царе из среды Израиля не было чуждо еврейскому сознанию — ведь впервые откровение на этот счет было возвещено еще в дни Авраама (Вступление). Словом «помазанник», сопутствующим слову «царь», переведено еврейское машиах («Мессия»).

Это первое в Ветхом Завете упоминание о некоем человеке-помазаннике. Хотя едва ли оправданно напрямую связывать пророчество Анны с Иисусом Мессией, вполне очевидно, что «совмещение» здесь этих двух понятий — «царь» я «помазанник» — указывает на то, что помазанник, которому Бог даст особую силу (вознесет рог его), будет облечен царским достоинством (Пс 88:20−24). Правомочно думать, что предсказание Анны, в первую очередь, относилось к царю Давиду.

В. Обстановка в Силоме (2:11−36)

1. ВОЗРАСТАНИЕ САМУИЛА (2:11, 26)

1Цар 2:11, 26. Итак, родители оставили маленького Самуила у Илия, а сами вернулись домой, в Раму. Очевидно, в последующие годы ребенок проходил под руководством священника особую подготовку — как физическую и нравственную, так и духовную — к предстоявшему ему служению. В стихе 26 читаем, что по мере того, как Самуил приходил в возраст он обретал все большее благоволение у Господа и у людей. В похожих словах евангелист Лука напишет впоследствии о возрастании Иисуса (Лк 2:52).

2. НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИЛИЯ (2:12−17, 22−25)

1Цар 2:12−17, 22−25. Самуил появился на свет по молитве своей благочестивой матери. Но важно уразуметь, что ответ на эту молитву был продиктован и некоей высшей причиной. Ибо слова из Суд 21:25 — «В те дни… каждый (в Израиле) делал то, что ему казалось справедливым» — относилось и к священникам. Сам Илий, судя по всему, безнравственным человеком не был, однако, он полностью утратил контроль над своими сыновьями, которым, между тем, предстояло наследовать его священнический сан; об этих молодых людях сказано, что они не знали Господа (в том смысле, что не признавали заповедей Его и повелений).

Так, при принесении израильтянами мирных жертв, они дерзко нарушали и последовательность и неукоснительные правила совершения ритуала (для чего посылали слугу из дома священника — отрока, и делали это «его руками»): вместо положенных священнической семье частей жертвы (Лев 7:28−34), сыновья Илия брали то, что им больше нравилось (стихи 12−17). Женщин, собиравшихся у входа в скинию, они — по примеру хананеев — превращали в своего рода «храмовых блудниц» (стихи 22−25).

3. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДОМ РОДИТЕЛЕЙ САМУИЛА (2:18−21)

1Цар 2:18−21. В повествовании противопоставляются, словно бы иллюстрируя слова Анны из гимна о «святых» и «беззаконных», семья Самуила и семья Илия. Отдав сына Господу, Анна не переставала заботиться о нем (стих 19). О ней же самой не переставал печься Господь. Как это часто бывает с людьми, истинно верующими, Он дал ей много больше, чем она просила: трех сыновей, помимо Самуила, и двух дочерей.

4. ОТВЕРЖЕНИЕ ГОСПОДОМ ДОМА ИЛИЯ (2:27−36)

1Цар 2:27−36. Не удивительно, что Бог отверг священство Илия и его сыновей. Некто из провозвестников Божией воли (человек Божий) явился к Илию и напомнил ему об обстоятельствах избрания Левия (отца твоего) на первосвященическое служение (стихи 27−28), и он же объявил ему о том, что за нарушение условий священства оно от дома Илия отнимется (стихи 29−33). И в наказание дому этому впредь мужчины его не будут доживать до старости. Вместо потомков Илия, Господь, однако, поставит Себе священника верного (стих 35), потомки которого (дом) тоже будут верно служить Ему — в присутствии помазанника Божиего, т. е. царя.

В историческом плане это пророчество осуществилось, когда священство было отнято от Авиафара, потомка Ифамара, сына Ааронова, и передано Садоку, потомку Аарона по линии Елеазара (3Цар 2:27, 35). В полном же смысле оно исполнилось лишь в Иисусе Христе, в Чьем лице «объединились» верный Священник и Помазанник (Царь) — Пс 109; Евр 5:6; Откр 19:16.

Г. Призвание Самуила (глава 3)

Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (стих 1). Но вот Господь нашел в народе Своем того, кто пришелся Ему по душе, и к нему, юному Самуилу, Он обратился со словом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.