2. ВРАЖДЕБНОЕ ОТНОШЕНИЕ САУЛА К ДАВИДУ (ГЛ. 18−26)
а. Бегство Давида от Саула (главы 18−20)
1) Давид пользуется всеобщей симпатией.
1Цар 18:1−7. Как это видно из приведенной выше таблицы, Давид был в числе тех, через кого Господь от вечности повел мессианскую династию; Он Сам готовил Давида к принятию им на себя обязанностей царя. Бог дал ему любящее и заботливое сердце пастыря — в те годы, когда он, выполнял нелегкий пастушеский труд, и это весьма пригодилось ему впоследствии как царю. Защищая свои стада от хищных зверей (17:34−36), Давид учился мужеству и проникался чувством ответственности по отношению к живым существам, зависевшим от него.
Он овладел искусством игры на гуслях и, полюбив музыку, сделался натурой чувствительной и эстетически утонченной; впоследствии он стал слагать трогательные псалмы, славившие подвиги и дела Господни. Пребывая в царском дворце в качестве музыканта и воина, Давид обретал опыт управления государством и политическую прозорливость.
И хотя в дни своего тайного помазания он был безынициативен и неопытен, в дни коронации своей, примерно 15 лет спустя, это был совсем другой человек. Но путь, которым он шел к вершине власти, отнюдь не всегда был легок и приятен. По мере того, как росла популярность Давида в народе, портились его отношения с Саулом, ибо царь испытывал болезненную ревность к этой популярности нового героя Израиля.
После потрясшей всех победы Давида над Голиафом Саул вновь взял его во дворец — на этот раз в качестве главнокомандующего (стих 5). Положению Давида при дворе содействовала личная привязанность к нему Ионафана, старшего сына Саула (стихи 1, 3). Сам наследник трона израильского, тот, однако, так полюбил Давида, что снял с себя свои одежды и царские регалии и «возложил» их на юношу — в знак его избрания Богом (18:4; сравните с 23:17). Не раз впоследствии союз дружбы, заключенный ими, послужит к пользе Давида.
2) Ревность Саула (18:8 — 20:42).
1Цар 18:8−16. Когда Давид возвращался, одержав победу над Голиафом, то женщины, приветствовавшие воинов, восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (стих 7). Сильно огорчило это Саула; терзаемый духом зла (стих 10; сравните 16:14−16; 19:9), он даже пытался пригвоздить игравшего для него Давида копьем к стене (18:10−11; 19:9−10). Но Бог сохранил Своего избранника, популярность которого все возрастала (18:12−16).
1Цар 18:17−30. Видя, что ему самому нелегко будет справиться с Давидом, Саул стал думать, как бы сделать это руками Филистимлян. С этой целью он поощрял его вести войны Господни, а в награду опять обещал ему в жены старшую свою дочь Мерову, которая должна была стать женой Давида и согласно прежнему обещанию царя (17:25). Давид, однако, не спешил принять это лестное предложение, ссылаясь на то, что человек он простой, и намекая на неспособность заплатить выкуп за невесту царского рода (18:25). Шло время, и Мерова была отдана другому — Адриэлу из Мехолы.
Между тем, Саулу… возвестили, что в Давида влюбилась Мелхола, его младшая дочь. И царь стал предлагать ее Давиду, подговорив и слуг своих, чтобы при каждом удобном случае, в частных беседах, те говорили Давиду, что все во дворце, начиная с царя, любят его и ему не следует отказываться от возможности стать царским зятем. Но Давид опять и опять ссылался на бедность свою и незнатность. И тогда Саул в притворной щедрости отказался от вена, но, взамен его, повелел Давиду убить сто филистимлян и в доказательство содеянного принести ему соответствующее число краеобрезаний Филистимских.
Он надеялся, что это не удастся Давиду, и он сам падет от рук их извечных неприятелей (стих 25). Но Давид вдвое перевыполнил «задание» Саула и принес ему двести… краеобрезаний врагов (стих 27). И выдал Саул… Мелхолу… в замужество Давиду, но стал… еще больше бояться его, и сделался врагом его на всю жизнь (стихи 27, 29), Между тем, полководческое искусство Давида приносило ему все больше славы (стих 30).
Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.