3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КОВЧЕГА (6:1 — 7:1)

1Цар 6:1−12. После пережитых ими мучительных наказаний и унижения их бога Дагона Филистимляне (очевидно, в лице своих вождей) обратились за советом к жрецам и прорицателям. И те, в согласии с суеверными языческими представлениями, посоветовали отпустить ковчег Бога Израилева, принеся Ему жертву повинности в виде вылитых из золота пяти (согласно числу главных филистимских городов) изображений того, чем филистимляне были наказаны, т. е. наростов… и… мышей (стихи 17−18). (Обычай умилостивления богов принесением им вылитых из металла изображений «орудий наказания», понесенного людьми, или пораженных болезнью частей человеческого тела был широко распространен в древнем мире и сохранялся очень долго — почти до нашего времени — как на Востоке, так и в некоторых частях Европы.)

В данном контексте приношения Богу Израилеву должны были означать признание филистимлянами Его превосходства над Дагоном (стих 5). На новой колеснице, запряженной двумя, не знавшими ярма коровами, только что отелившимися (от которых следовало отнять их телят), ковчег Господень предстояло отправить назад в Израиль. Целью задуманного было убедиться, действительно ли от Бога Израиля исходили беды, постигшие филистимлян.

Если коровы, от которых отняли их молочных телят, не возвратятся к ним, а пойдут к Вефсамису, т. е. в пределы Израильские, значит филистимляне наказаны Богом евреев. И пошли коровы… одною дорогою, они шли и мычали (тоскуя о своих телятах), но не свернули ни направо, ни налево, пока не дошли до пределов Вефсамиса.

Хотя о ворожбе и гаданиях не много известно из Ветхого Завета, поскольку Израилю они были запрещены, на Ближнем Востоке сохранилось с древнейших времен множество текстов, свидетельствующих как о широком распространении этой практики среди языческих народов, так и о методах, которые применялись для «узнавания намерений» тех или иных божеств, и о способах предотвращения угрожавшего зла.

Особенно распространен был метод «альтернативного гадания» (как в этом случае), т. е. по принципу «Да-нет». В свое время Гедеон воспользовался овечьей шерстью, чтобы узнать волю Божию (Суд 6:37−40), и это могло быть отражением такой вот «практики гаданий», лишенной, однако, языческой специфики. Упомянутый метод «альтернативного гадания» схож был с бросанием жребия. Так или иначе, наихудшие предположения филистимлян подтвердились.

1Цар 6:13 — 7:1. Израильтяне так обрадовались, вновь увидя ковчег Господень после семи месяцев отсутствия его (6:1), что там, где коровы остановились (на поле у Вефсамиса), принесли их Господу в жертву всесожжения. (Вефсамис был пограничным городом, километрах в двадцати на запад от Иерусалима.) К несчастию, жители этого города, в безудержной радости своей, нарушили святость ковчега: сняв с него крышку, они заглядывали внутрь его (6:19), возможно, желая убедиться, что скрижали завета — на своем месте.

Между тем, Моисеем было постановлено, что только Левиты могут «вступать в контакт» с ковчегом, да и то не касаться его непосредственно (не говоря уже о том, чтобы заглядывать в него); Чис 4:5, 15, 20. Подобное своеволие и столь явное неповиновение воле Божией каралось смертью (сравните 2Цар 6:6−7).

В некоторых еврейских манускриптах число убитых в Вефсамисе означено как семьдесят, а не как 50, 070 (в большинстве их), каковое число представляется непомерно большим. Смысл происшедшего, однако, в том, что не только язычники (люди, не верующие в истинного Бога) караются за пренебрежение законом Божиим, но и верующие (здесь — израильтяне).

После трагедии в Вефсамисе ковчег был отправлен к жителям Кириаф-Иарима (современный Абу Гош; километрах в 13 на северо-запад от Иерусалима). Он был переправлен туда, а не в Силом, очевидно, потому, что Силом был филистимлянами разрушен (возможно, вскоре после битвы при Афеке; смотрите главу 4; сравните Иер 26:9). Ковчег Господа оставался на попечении семьи Аминадава (7:1) около 100 лет.

По поводу сказанного в 6:17−18 заметим, что «золотые мыши и наросты» были принесены филистимлянами «в жертву повинности» по числу не только пяти их главных городов, но и всех примыкавших к ним поселений («открытые села» — значит не огороженные стенами), которыми управляли те же «пять владетелей (князей) филистимских».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.