Д. Ковчег (главы 4−7)

1. ВЗЯТИЕ КОВЧЕГА ФИЛИСТИМЛЯНАМИ (глава 4)

Филистимляне, главные враги Израиля на протяжении периода судей (Суд 10:6−8; 13−16), не были семитским народом, они, скорее всего, были выходцами с острова Крит или из какой-то другой части региона Эгейского моря (Быт 10:14; Иер 47:4; Втор 2:23; Ам 9:7). Известны две миграции филистимлян в Ханаан: одна в дни Авраама (2 000 год до Р. Х.) и другая — примерно в 1200 году до Р. Х. Жили они в пяти главных городах южноханаанского побережья — в Газе, Аскалоне, Аккароне, Гефе и Ашдоде (Азоте).

Филистимляне находились на высоком уровне технического развития, знали железо, имели искусных ремесленников (1Цар 13:19−20). Главным их божеством был Дагон, почитавшийся также в Месопотамии как бог хлеба и урожаев. Полагают, что Дагона представляли как божество с рыбьими хвостом и нижней частью туловища, но с человеческой головой. Это могло быть связано с тем, что филистимляне, народ, первоначально неразрывно связанный с морем, прийдя позднее в Ханаан, отождествили своего «рыбьего бога» с семитским божеством по имени Дагон (или Даган), поскольку стали народом земледельцев и «хлебо-производителей» (Суд 15:3−5).

1Цар 4:1−11. Случилось, что когда Самуил был еще совсем юным, выступили Израильтяне против Филистимлян и потерпели от них поражение при Афеке (в 30 с небольшим километрах на запад от Силома). И тогда израильтяне послали в Силом за ковчегом завета Господня, суеверно полагая, что самое присутствие его на поле битвы поможет им (наподобие некоего счастливого талисмана) обратить поражение в победу. Верно, что ковчег символизировал присутствие Самого Господа, но Его соучастие в битве предполагало одно непременное условие: народ должен был нести ковчег с верою (сравните Чис 10:35; Нав 6:6).

Однако и Филистимляне, узнав о прибытии ковчега, пришли в ужас, потому что слышали о таинственной связи его с сильным Богом, поразившим Египтян всякими казнями за 300 лет до того (стихи 6−8). И все-таки, собрав свои силы воедино и исполнившись мужества, они нанесли Израилю еще более тяжелое поражение, а ковчег Божий взяли. В этой, второй, битве с филистимлянами погибли оба сына Илиевы, Офни и Финеес.

1Цар 4:12−22. Когда Илия, без малого столетний старик, услышал от вестника, что ковчег попал в руки язычников-филистимлян, а оба его сына погибли, то упал с сидения своего и, сломав позвоночник, умер. Вслед за тем невестка Илия, жена Финеесова, умерла родами. Но сына, которого родила, она успела назвать — соответственно обстоятельствам — Ихаводом (что значит «бесславие»).

Ибо, рассудила она, раз присутствие ковчега среди евреев означает присутствие Самого Бога в их среде, то «пленение» ковчега филистимлянами показывает, что и Бог со всею славою Его теперь в их руках. В сознание идолопоклонников вполне вмещалось, что боги могут попадать в плен и даже подвергаться изгнанию (Ис 46:1−2), но евреям следовало бы знать, что их вездесущий Бог не может быть отнят от них. Насколько же языческим сделалось восприятие Бога израильтянами!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.