Е. Избрание царя (главы 8−9)

После битвы при Авен-Езере (7:12), происшедшей около 1084 г. до Р. Х., править Израилем стал Самуил, и правление его продолжалось примерно 30 лет. Уже в дни судей народ предпринимал преждевременные попытки установить у себя монархическую власть (Суд 8:22−23; 9), что шло вразрез с идеалом теократического царства, которым «владеет» Сам Господь.

Снова израильтяне стали выражать желание «получить царя», когда Самуил состарился и стало ясно, что долго он не проживет. Бог и Сам «имел в виду» такого царя, который был бы, однако, подготовлен к принятию своего сана предшествующими обстоятельствами и принял бы его в то время, которое счел бы благоприятным Господь (Втор 17:14−15); в дни Самуила время это еще не настало.

1. НАРОД ТРЕБУЕТ ЦАРЯ 8:1−9)

1Цар 8:1−6. Очевидно, то, о чем рассказывается в этих стихах, произошло незадолго до 1051 г. до Р. Х. (год вступления на царство Саула); когда… состарился Самуил (ему было в то время 65−70 лет). И собрались все старейшины Израиля… в Раму — просить пророка, чтобы поставил над ними царя (стих 5). Толчком к этому послужило неправедное судейство сынов Самуила — Иоиля и Авия, которых отец (достигши преклонных лет) посадил судьями в Вирсавии (стихи 1−2).

Те, однако, не ходили путями Самуила (брали взятки и судили превратно), чем, должно быть, живо напомнили израильтянам сыновей священника Илия (2:12, 22). Вероятно, народ боялся возвращения тех дней, предшествовавших правлению Самуила, которого как бы Сам Господь вырастил и поставил над ними. Просьба старейшин огорчила Самуила, потому что он признавал лишь одного царя Израиля — Того, Который избавил его из египетского рабства.

1Цар 8:7−9. Но Господь повелел пророку удовлетворить просьбу народа, отвергавшего, по Его словам, не его, Самуила, а Самого Иегову, т. е. ту форму теократического правления, которая до тех пор была Израилю присуща.

Собственно, не самое желание иметь царя (хотя слова старейшин «как у прочих народов» (стих 5) подразумевали «как у народов языческих») не угодно было Богу, Который и Сам обещал Израилю вождя, носящего царский сан (Вступление), а нетерпение народа, его нежелание дождаться благоприятного (с Божией точки зрения) времени для этого.

Израильтяне ведь «запросили царя» и перед лицом назревавшего конфликта с аммонитянами (12:12−13). Все еще не убедившись во всесилии Господнего водительства, в какой уже раз засвидетельствованном им (в недавнем прошлом — в поражении, которое нанесли они филистимлянам при Авен-Езере; 7:10−12), евреи просили царя-человека, не застрахованного от ошибок и поражений.

Бог, говоривший к Самуилу, наставил его предупредить народ о правах царя по отношению к нему.

2. САМУИЛ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАРОД (8:10−18)

1Цар 8:10−18. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя. Он предупредил Израиль, что царь его будет деспотом и диктатором, который станет обогащаться за его счет. Народ станет для него тем неиссякающим источником, из которого он по прихоти своей будет черпать ресурсы для проведения своих военных и дворцовых мероприятий (стихи 11−13). Царь будет присваивать собственность своих подданных (стихи 14, 16) и облагать их тяжелыми налогами (стих 15, 17).

Все это будет происходить, «как у других народов», но поздно тогда будет жаловаться, ибо Израилю придется пожать плоды своих плотских устремлений (стих 18). Многое из предсказанного Самуилом осуществилось вскоре после того, как Саул взошел на трон (к примеру, 14:52), и продолжало оставаться «живой приметой» всей длительной истории монархического правления как в Израиле, так и в Иудее (2Цар 15:1; 3Цар 12:12−15; 21:7).

3. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАРОДА; ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (8:19 — 9:14)

1Цар 8:19 — 9:2. Предупреждение Самуила не отвратило народ от желания иметь царя. И Господь согласился на это. После чего в историю Израиля был введен Саул. Он был из колена Вениаминова, человек знатный (потому что таковым был его отец Кис), молодой, сильный и необычайно красивый. Однако по характеру своему он был, как видно из дальнейшего, прост и недалек и иных «царских признаков», кроме вышеупомянутых внешних, включая на редкость высокий рост не имел. Происходил он, между прочим, из города Гивы (10:26), того самого, где соплеменники его совершили зверское убийство наложницы левита (Суд 19). Раскопками в Тел эль-Фул, километрах в пяти севернее Иерусалима, установлено, что именно там находилась древняя Гива.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 8 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.