4. БИТВА ПРИ ГЕЛВУЕ (ГЛ. 31)

1Цар 31:1−6. Как и предсказал Самуил (28:19), Филистимляне нанесли израильтянам быстрое и решительное поражение; это произошло на обширной Изреельской равнине, где филистимляне, имевшие на вооружении колесницы, успешно воспользовались этим своим преимуществом (смотрите 2Цар 1:6; сравните с Иис Н. 17:16; Суд 4:3, 13, где речь тоже идет о военном преимуществе железных колесниц, на которых хананеи сражались против израильтян в тех же местах).

Саула и трех из четырех сыновей его (четвертым был Иевосфей; 2Цар 2:8) враги настигли у горы Гелвуй; сыновья царя, включая верного друга Давида — Ионафана, были убиты, а сам он тяжело ранен. Не желая попасть в руки филистимлян, царь попросил своего оруженосца заколоть его мечом, но тот не осмелился, и тогда Саул сам пал на… меч свой (судя по ветхозаветным текстам, самоубийство было нечастым явлением в израильском сообществе: (об Авимелехе в Суд 9:54; о Самсоне в Суд 16:30; об Ахитофеле в 2Цар 17:23, и о Зимри в 3Цар 16:18). Что касается Саула, то смертью «по собственному желанию» завершилась жизнь человека, так и не научившегося повиноваться Богу.

1Цар 31:7−10. Когда израильтяне, жившие на Изреельской равнине (или в Изреельской долине) и за Иорданом, узнали о гибели царя и его сыновей, то бежали из своих городов, спасаясь от филистимлян. Найдя на другой день тела Саула и трех сыновей его… Филистимляне обезглавили царя, а оружие, снятое с него, после демонстрации его во всей своей земле, положили… в капище Астарты (толкование на 7:3−4); тело же повесили на стене Бефсана (крупного города на восточном склоне горы Гелвуй, «смотревшего» на долину р. Иордан).

1Цар 31:11−13. Весть об этом достигла жителей Иависа Галаадского и настолько потрясла их, что все… сильные мужчины этого города отправились под покровом ночи к Бефсану и, сняв со стены его тела Саула и его сыновей (следовательно и их трупы были «повешены» на стене вместе с трупом отца), принесли их в Иавис (находившийся километрах в 16, за Иорданом). Возможно, они сожгли их потому, что тела были обезображены. И погребли они кости их. Это было последним знаком уважения и признательности со стороны жителей Иависа Галаадского Саулу, некогда избавившему их город от аммонитян.

Освобождение Иависа (за 40 лет до того) было первой публичной акцией Саула на царском поприще (11:1−11). Кроме того, не следует забывать, что колено Вениаминово, из которого происходил Саул, было, в историческом плане, тесно связано с Иависом Галаадским (Суд 21:8−12). Так или иначе, но благородный и мужественный поступок жителей этого города не был забыт и Давидом, когда он наконец пришел к власти (2Цар 2:4−7). Позднее Давид перезахоронил останки Саула и Ионафана в земле Вениаминовой (2Цар 21:11−14).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 31 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.