Библия » Толкование Мэтью Генри

Песня Песней 8 глава

← 7 Песн 8 MGC 1

В заключительной главе Песни сила и энергия взаимных чувств между Христом и Его Возлюбленной не только не угасает, но и возрастает.

(I) Невеста продолжает настойчиво просить Возлюбленного о более близком общении и дружбе (ст. 1-3).

(II) Она велит дщерям Иерусалимским не мешать ее общению с Возлюбленным (ст. 4), а они, вследствие этого, восхищаются ее упованием на Него (ст. 5).

(III) Она просит Возлюбленного, которого разбудила своими молитвами, чтобы Он Своей благодатью закрепил блаженный союз невесты с Собою, в который она была принята (ст. 6,7).

(IV) Она также ходатайствует о других, дабы Он и о них позаботился (ст. 8,9), и услаждает себя мыслями о собственном интересе во Христе и о Его чувствах к ней (ст. 10).

(V) Она признает, что является нанимателем виноградника в Ваал-Гамоне, который сторожит для Него (ст. 11-12).

(VI) Песнь завершает обмен просьбами. Христос велит невесте, чтобы она почаще давала Ему слышать свой голос (ст. 13), а она умоляет Его, дабы Он поспешил к ней вернуться (ст. 14).

Стихи 1-4. В этих стихах:

1. Невеста желает постоянной близости и свободы с Господом Иисусом. Она уже обручена Ему, но торжественной и публичной свадебной церемонии пока еще не было (жена, невеста Агнца, не будет полностью готова до Его второго пришествия), она обязана быть скромной и держаться на некотором расстоянии; поэтому она хотела бы, чтобы ее принимали за Его сестру (ведь Он так ее называл, Песн 5:1) и чтобы она могла иметь с Ним целомудренное и невинное близкое общение, как у сестры с братом, с собственным братом, сосавшим груди ее же матери; тогда Он был бы безмерно нежен с ней, как Иосиф со своим братом Вениамином. Существует мнение, что это – молитва святых Ветхого завета о скорейшем воплощении Христа, дабы Церковь лучше узнала Его, когда, как дети причастны плоти и крови, Ему следовало бы подобным же образом быть причастным и не стыдиться называть их братьями. Но скорее всего, речь идет о желании всех верующих о более близком общении с Христом, дабы они могли принять Духа освящения, и таким образом Христос должен быть их братом, то есть чтобы они могли быть Ему братьями, каковыми они и становятся, когда благодатью делаются причастниками Божеского естества, ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого (Евр 2:11 и далее). Вполне пристойно, когда братья и сестры, дети одних родителей, вскормленные одной грудью, проявляют друг ко другу любовь и нежность. Невеста желает, чтобы такая же любовь была между нею и Возлюбленным, чтобы она могла называть Его братом.

2. Тогда невеста обещает себе удовольствие от более открытого, чем она может позволить сейчас, заявления о ее родстве с Возлюбленным: «тогда я, встретив Тебя на улице, где угодно, даже в обществе, целовала бы Тебя, как сестра родного брата, в особенности – маленького брата, сейчас сосущего груди ее матери» (существует такое толкование);

«я бы полностью воспользовалась допустимой свободой в отношениях с Тобой, и меня не осуждали бы за это, как за поступок, не соответствующий скромности моего пола». С момента воплощения Христа Церковь может претендовать на родство с Ним более свободно, чем раньше, когда над ней посмеялись бы за такую сильную любовь к Тому, Кто еще не родился. Христос стал нам как брат; поэтому, где бы мы Его ни нашли, давайте будем готовы признаться в родстве с Ним и в любви к Нему, не будем же бояться осуждения за это и придавать презрению значения больше, чем придавал Давид, когда плясал перед ковчегом: «И я еще больше уничижусь…» Более того, давайте надеяться на то, что презирать нас будут не так сильно, как некоторые представляют. «…И пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен». Где бы мы ни нашли образ Христа, хотя бы и на улице, даже среди тех, кто не идет вслед за Ним вместе с нами, мы должны любить его и подтверждать свою любовь, и нас не осудят за это, но мы заслужим уважение благодаря щедрому милосердию.

3. Невеста обещает использовать возможность, которая должна у нее тогда появиться, и ближе узнать Возлюбленного (ст. 2): «Повела бы я Тебя, как своего брата, за руку и обняла бы Тебя; я бы показала Тебе весь дом моих драгоценных вещей, привела бы тебя в дом матери моей, в Церковь, в святое собрание (Песн 3:4), в мою комнату» (ибо именно в ней святые имеют самое близкое общение с Господом), «и там Ты учил бы меня» (существует такое толкование), подобно тому как братья наставляют сестер в вопросах, которые те хотели бы выяснить. Кто знает Христа, тот будет Им научен, и поэтому нам следует желать общения с Христом, дабы получить от Него наставление. Он пришел для того, чтобы дать нам разумение. Или же: «моя мать научит меня, когда Ты будешь со мной». Именно присутствие Христа в Церкви и с Церковью делает Слово и таинства поучительными для ее детей; им всем надлежит учиться у Бога.

4. Невеста обещает, что пригласит Его и будет потчевать самым лучшим, что у нее есть; она поила бы Его ароматным вином, соком гранатовых яблок, оказала бы Ему радушный прием, с наилучшими для Него пожеланиями. Проявление благодати и исполнение долга – ароматное вино для Господа Иисуса, оно весьма угодно Ему как выражение чувства благодарности за Его благосклонность. Те, кто доволен Христом, должны научиться угождать Ему; и они увидят, что угодить Ему не трудно. Наилучшим для Себя угощением Он считает сердечный прием; и если мы окажем Ему таковой, Он принесет с Собой Свое угощение.

5. Невеста не сомневается в Его нежной заботе и чувствах к ней (ст. 3), она уверена, что Он поддержит ее Своей силой и убережет от полного изнеможения в самом трудном служении и в тяжких страданиях: «Левая рука его у меня под головою…», а ей следует утешаться Его любовью: «…а правая обнимает меня». Так Христос положил Свою правую руку на Иоанна, когда тот чуть не умер (Отк 1:17, см. также Дан 10:10,18). Возможно такое же толкование, как для стиха Песни песней 2:6: «Левая рука его у меня под головою…» (ибо в первоисточнике слова одинаковы);

таким образом выражен незамедлительный ответ на молитву невесты, который заключался в том, что Господь вселил в душу ее бодрость (Пс 137:3). Пока мы усердно идем вслед за Христом, десница Его поддерживает нас (Пс 67:9). И ты под мышцами вечными.

6. Невеста приказывает окружающим быть осторожными и не делать ничего такого, что могло бы нарушить ее приятное общение с Возлюбленным (ст. 4), так она поступила и прежде, когда Он подобным же образом укрепил ее и утешил Своим присутствием (Песн 2:7): «Позвольте мне попросить вас, дщери Иерусалимские, и убедить вас не будить и не тревожить Возлюбленного, доколе Ему угодно». Церковь, наша общая мать, заклинает всех своих детей никогда не делать ничего такого, что может рассердить Христа и побудить Его удалиться, к чему мы весьма склонны. Зачем вам публично оскорблять Его? Зачем вам быть врагами самим себе? Зачем рассуждать таким образом, чтобы поддаться искушению огорчить Святого Духа? «О, неужели мне надоело присутствие Христа настолько, чтобы я обидел Его и заставил уйти от меня? Зачем мне делать то, что Ему совсем не понравится, а я обязательно в том буду раскаиваться?»

Стихи 5-7. Здесь:

I. Невестой весьма восхищаются окружающие ее. Эти слова звучат как отклонение от темы, но в них евангельская благодать изложена так же просто и возвышенно, как и в любом другом месте этой таинственной Песни: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» Некоторые толкователи приписывают данные слова Жениху, который выражает Свое удовлетворение тем, что невеста полагается на Него и покоряется Его водительству. Хотя, скорее всего, они принадлежат дщерям Иерусалимским, к которым невеста обращалась (ст. 4);

они видят ее и благословляют ее. Ангелы небесные и все ее друзья на земле – радостные свидетели блаженства невесты. Иудейская церковь вышла из пустыни, поддерживаемая Божьей силой и покровительством (Втор 32:10,11). Христианская Церковь поднялась из жалкого и заброшенного состояния благодаря тому, что полагалась на благодать Христа (Гал 4:27). Отдельные верующие привлекательны, более того, восхитительны, равно как и достойна восхищения Божья благодать в них, когда силой этой благодати они восходят от пустыни, опираясь со святой уверенностью и удовлетворением на Иисуса Христа своего Возлюбленного. Сие свидетельствует о красоте души и о чудесах Божьей благодати (1) в обращении грешников. Греховное состояние – пустыня, удаленная от общения с Богом, бесплодная и сухая, в ней нет истинного утешения; это – состояние скитаний и нужды. Мы заинтересованы в том, чтобы выйти из этой пустыни путем истинного покаяния силою благодати Христа, чтобы наш Возлюбленный поддерживал нас и нес на руках.

(2) В утешении святых. Душа, облеченная во грехе и по-настоящему униженная таковым, находится в пустыне, в весьма затруднительном положении. Единственный способ выйти из этой пустыни – опереться на Христа, нашего Возлюбленного, верою и не полагаться на разум свой, не доверяться собственной праведности или силе, считая их достаточными, но идти вперед и продолжать в силе Господа Бога, памятуя исключительно о Его праведности, ибо Он – «Господь – оправдание наше».

(3) В спасении тех, кто принадлежит Христу. Мы должны взойти от пустыни этого мира, ибо наше жительство – на небесах; и по смерти мы должны переместиться туда, опираясь на Христа; нам надлежит жить и умереть с верою в Него. Для меня жизнь – Христос, а смерть приобретение, именно потому, что обретаю Его.

II. Невеста обращается к своему Возлюбленному.

1. Она напоминает Ему о прежнем опыте утешения и успешного обращения к Нему, пережитым ею и другими.

(1) Что касается лично невесты: «Под яблоней разбудила я тебя, то есть я неоднократно боролась с Тобой молитвою и одолела. Уединившись для поклонения в саду под яблоней… (с этим деревом Христос сравнивается в Песне песней 2:3), подобно Нафанаилу, сидевшему под смоковницей (Иоан 1:48), размышляя и молясь, именно тогда разбудила я тебя, дабы Ты помог мне и утешил»; как ученики разбудили Христа во время бури со словами: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?», так и Церковь говорила: «Восстань, что спишь…» (Пс 43:24). Следует заметить: мы на опыте убедились, что Христос готов уступать настойчивой молитве в вере, и этот опыт должен побудить нас проявлять постоянство в своих обращениях к Нему, быть усерднее и не унывать. «Я взыскал Господа, и Он услышал меня» (Пс 33:5).

(2) У других тоже есть подобный опыт обретения утешения от Христа, что следует из слов: «Кто, подобно мне, обращал взор к Нему, те просвещались…» (Пс 33:6). Там родила Тебя мать Твоя, вселенская Церковь, или верующие души, в которых «изобразился» Христос (Гал 4:19). Они прилагали усилия ради утешения и пробуждения интереса в Тебе и рожали в муках и в болезни (именно это подразумевает здесь Слово);

но они родили Тебя; боли не могут длиться вечно. Кто рожал в обличениях, тот, наконец, родил в утешении, и боли забыты в радости от рождения Спасителя. Именно на этом примере Христос описывает радость, которая охватит учеников, когда Он вернется к ним после скорбной, но временной разлуки (Иоан 16:21,22). После жестоких болей покаяния многие переживают благословенное рождение утешения; почему же это не может случиться со мной?

2. Невеста умоляет Возлюбленного закрепить их союз, продолжить общение и сделать его более близким: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою» (ст. 6).

(1) «Позволь мне иметь место в Твоем сердце, интерес в Твоей любви». Это то, чего превыше всего желает всякий, кто знает, насколько его счастье зависит от любви Христа.

(2) «Позволь мне никогда не терять места в Твоем сердце; да буду я иметь гарантии Твоей любви ко мне, как печать на документе, подтверждающую его силу. Пусть ничто никогда не сможет ни отлучить меня от Твоей любви, ни приостановить ее сообщение и лишить меня утешительного ощущения ее».

(3) «Позволь мне всегда быть близкой и дорогой Тебе – перстнем на правой руке Твоей (Иер 22:24), дабы не разлучаться, быть начертанной на дланях Твоих (Ис 49:16), дабы Ты любил меня особою любовью».

(4) «Будь моим первосвященником; пусть мое имя будет записано на наперснике Твоем, ближе к сердцу, подобно тому как имена всех колен были вырезаны, как гравировка на перстне, на двенадцати драгоценных камнях на наперснике Аарона, а также на двух драгоценных камнях на нарамниках, или плечах, ефода (Исх 28:11,12,21)».

(5) «Пусть Твоя сила будет действовать для меня как доказательство Твоей любви ко мне; пусть я буду не только печатью на Твоем сердце, но и перстнем на Твоей руке; пусть Ты меня всегда будешь носить на Своих руках, и я буду знать об этом себе в утешение». Некоторые толкователи считают, что данные слова звучат из уст Христа и адресованы невесте как повеление всегда помнить о Нем и о Его любви к ней; однако, если мы желаем и уповаем на то, что Христос поставит нас печатью на Своем сердце, то, несомненно, мы обязаны поставить Его печатью на своих сердцах.

3. Для усиления своего прошения невеста ссылается на силу любви, силу ее любви к Нему, вынуждающую ее столь настойчиво просить знаков Его любви к ней.

(1) Любовь – неистово сильная страсть.

[1] Она крепка, как смерть. Муки разочаровавшегося в любви подобны смертным мукам. Более того, смертные муки слабее и ничего не стоят в стремлении к объекту любви. Любовь Христа к нам была крепкой, как смерть, ибо прорвалась через саму смерть. Христос возлюбил нас и предал Себя за нас. Любовь истинно верующего к Христу крепка, как смерть, ибо делает его мертвым для всего остального; она даже разделяет душу и тело, хотя душа на крыльях благочестивой преданности воспаряет ввысь к небу и забывает, что все еще облачена в плоть и несет ее бремя. Павел в экстазе этой любви не знал, был ли он в теле, или вне тела. Благодаря этой любви верующий распят для мира.

[2] Люта, как преисподняя, ревность, всепоглощающая и всепожирающая. Кто истинно любит Христа, тот будет ревностно относиться ко всему, что может увести его от Возлюбленного, особенно к самому себе – чтобы не совершить поступка, который заставит Христа удалиться от него, но, дабы избежать сего, скорее вырвет правый глаз свой и отсечет правую руку, а что может быть более жестоким? Немощные и трепещущие святые, испытывающие ревность ко Христу и сомневающиеся в Его любви к ним, обнаруживают, что эта ревность преследует их, как преисподняя; ничто не изнуряет дух сильнее; однако сие есть доказательство силы их любви к Нему.

[3] Стрелы ее – светильники, пламя и лучи, весьма интенсивны и горят с немыслимой силой, как стрелы огненные; она пламень весьма сильный, пламя Господа (есть и та­кое чтение), мощный всепроницающий огонь, подобный молнии (Пс 28:7). Святая любовь – огонь, зарождающий в душе мощный накал, он сжигает всякий сор и все нечистоты, которые там были, расплавляет душу, как воск, придавая ей новую форму, и поднимает ее, подобно искрам, вверх – к Богу и небу.

(2) Любовь – смелая, побеждающая страсть. Такова же и святая любовь; царящая в душе любовь Божья постоянна и непоколебима, ее невозможно убрать из души ни честными способами, ни подлыми, ни смертью, ни жизнью (Рим 8:38).

[1] Смерть и все ее страхи не отпугнут верующего от любви к Христу: большие воды, хотя и погасят огонь, не могут потушить любви, более того, и реки не зальют ее (ст. 7). Шум этих вод не нагонит на любовь ужаса; пусть они стараются изо всех сил, Христос все равно останется самым Возлюбленным. Льющиеся через край потоки не заглушат любви, но дадут человеку силы радоваться в скорбях. Вот, Он убивает меня, но я буду любить Его и надеяться на Него. Никакие воды не способны погасить любовь Христа к нам, никакое наводнение не потопит ее; Он преодолел величайшие трудности, даже моря крови. Любовь воцарилась над потопами; не позволим же никому загасить нашу любовь ко Христу.

[2] Жизнь и все ее утехи не соблазнят и не уведут верующего от любви к Христу: если бы кто предложил ему все богатство дома своего за то, чтобы забрать его любовь к Христу и снова перенести ее на мир и плоть, верующий отверг бы предложение с полнейшим презрением; так же и Христос, когда Ему были предложены все царства этого мира и слава их за то, что Он откажется от Своего предприятия, сказал: «Отойди от Меня, сатана…» Это было отвергнуто с полнейшим презрением. Предложите эти вещи тем, кто не знает лучшего. Любовь дает нам силы отвергнуть и восторжествовать над искушениями, которые мир предлагает как с улыбкой, так и хмурясь. Существует и такое толкование: если бы кто давал все богатство дома своего Христу вместо любви в качестве компенсации за отсутствие таковой, то он был бы отвергнут с презреньем. Христос ищет не того, что у нас есть, но нас самих – сердце, а не богатство. «И если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор 13:3). Так верующие крепко привязаны к Христу: дары Его промысла не могут удовлетворить их без заверений в Его любви.

Стихи 8-12. Христос и Его невеста достаточно обоснованно подтвердили взаимную любовь и пришли к согласию, что она обоюдно крепка, как смерть, и непоколебима; теперь в данных стихах они, как любящие муж и жена, совместно обсуждают свои дела и решают, как им поступить. Супруги, соединив сердца, соединяют и головы и строят планы в отношении своих родственников и имений; соответственно, и эта счастливая пара советуется друг с другом о сестре и о винограднике.

I. Здесь супруги обсуждают, как распорядиться судьбой своей сестры, младшей сестры.

1. Движима состраданием и заботой, невеста представляет свое дело: «Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее (то есть она еще не повзрослела);

что нам будет делать с этой сестрою нашею, когда будут свататься за нее, так, чтобы сделать ей благо?» (ст. 8).

(1) Возможно, это следует понимать как слова иудейской Церкви в отношении языческого мира. Господь обручил Себе иудейскую Церковь, она щедро одарена, но что будет с бедными язычниками, с неплодной и нерождающей, и оставленной? (Ис 54:1). Состояние язычников (говорят набожные иудеи) весьма плачевно и безнадежно; они – сестры, дочери тех же отцов – Бога и Адама, но они малы, ибо не удостоены знания о Господе. У них нет сосцов, нет Божьего откровения, нет Писаний, нет духовных служителей, нет сосцов, из которых можно извлечь утешение и напитаться, так как они чужды заветов обетования; у них нет сосцов наставления для себя самих, которыми они могли бы питать и своих детей (1Пет 2:2). Что нам будет делать с ними? Мы можем их только жалеть и молиться о них. Господи, что Ты сделаешь для них? Святые во времена Соломона могли знать из Давидовых псалмов, что Господь приберег для них милость, и умоляли, чтобы она поскорее сошла на них. Теперь скрижали повернулись; язычники обручены Христу и должны в ответ на милосердие иудеев сами с таким же усердием заботиться о возвращении иудеев, нашей старшей сестры, у которой когда-то были сосцы, а теперь – нет. Если согласиться с таким толкованием, то неверующие потомки упомянутых набожных иудеев опровергают данную молитву своих отцов, ибо с наступлением того дня, когда надлежало свататься за язычников и привлечь их ко Христу, вместо того чтобы решать, что делать с ними, иудеи замышляли против язычников все, что только можно, чем наполнили меру грехов своих (1Фес 2:16). Или же (2) речь может идти о любом другом, кто принадлежит избранию благодати, но все еще не призван. Таковые имеют отдаленное отношение ко Христу и Его Церкви и приходятся сестрами как Ему, так и ей – другие овцы, которые не сего двора (Иоан 10:16; Деян 18:10). У них нет сосцов, те еще не оформились (Иез 16:7), нет чувств ко Христу, нет источника благодати. Настанет день, когда будут свататься за них, когда избранные будут призваны, привлечены ко Христу духовными служителями, друзьями Жениха. Каким блаженным будет этот день, день посещения! Что мы будем делать в тот день, чтобы помочь засватанным преодолеть застенчивость и убедить их дать Христу согласие и представить себя пред Ним непорочными девами? Следует заметить: те, кто благодатью приведен ко Христу сам, должны думать, как они могут помочь другим предстать пред Ним, выполнять великий замысел Его Евангелия, который заключается в обручении душ Христу и обращении грешников к Тому, от Кого они уклонились.

2. Вскоре Христос решает, как следует поступить в таком случае, и Его супруга соглашается с Ним в этом: «Если бы она была стена, если бы доброе дело однажды было начато в язычниках, в душах, которым предстоит быть призванными, если малая сестра… когда будут свататься за нее Евангелием, всего лишь примет Слово и будет строиться на основании, которое есть Христос, если во всех своих деяниях будет равняться на Господа, подобно тому как стена соответствует дому, то мы построили бы на ней палаты из серебра, или встроили бы ее в такие палаты; мы будем продолжать начатое в ней доброе дело, пока стена не станет дворцом, стена из камней – дворцом из серебра» (ст. 9), это сравнение превосходит предмет гордости Августа Цезаря, который, найдя кирпич, оставил мрамор. Эта малая сестра, придя однажды к Господу, будет сложена и возрастет в святый храм в Господе… жилище Божие Духом (Еф 2:21,22). Если бы она была дверь, когда строительство дворца подойдет к концу, и в стене поставят двери, что делали в последнюю очередь (Неем 7:1), тогда мы обложили бы ее кедровыми досками; мы тщательно и надежно ее защитим, дабы ей не нанесли вреда. Это сделаем Мы – Отец, Сын и Дух Святой, все согласованно продумаем, выполним и увенчаем благословенный труд в должное время. Все недостающее будет поставлено на место, и работа веры будет исполнена с силою. Несмотря на то что начатки благодати малы, в конечном счете она весьма возрастет. Церковь заботится о тех, кто еще не призван. «Предоставь это Мне, – говорит Христос, – Я сделаю для них все необходимое. Доверься Мне в этом».

3. Невеста использует данную возможность, дабы с благодарностью выразить Возлюбленному признательность за Его доброту к ней (ст. 10). Она готова доверить Ему свою малую сестру, ибо на себе испытала Его благодать, и со своей стороны признает, что всем обязана Ему: «Я – стена, и сосцы у меня, как башни». Она говорит это не в упрек своей сестре, у которой нет сосцов, но утешает ее тем, что Тот, Кто сделал ее такой, какая она есть, Кто построил ее на Себе и дал ей повзрослеть, способен и желает проявить такую же милость по отношению к тем, о чьем деле она печется всем сердцем. «…Потому я буду в глазах Его, как достигшая полноты». Обратите внимание:

(1) невеста высоко оценивает себя, обретя благосклонность в глазах Иисуса Христа. Счастлив тот – истинно счастлив и навеки, – кто обрел благосклонность Господа и принят Им.

(2) Как невеста приписывает добрую работу Божью в ней благоволению к ней Господа: «Он сделал меня стеной, и сосцы мои, как башни, и тогда, в тот же миг, более чем в чем-то другом я испытала Его любовь ко мне». Радуйся, Благодатная! Ибо в тебе изобразился Христос.

(3) Какое наслаждение находит Бог в работе Своих рук. Когда мы сделаны, как стена, медная стена (Иер 1:18; 15:20), которая твердо противостоит гневному дыханию тиранов (Ис 25:4), тогда Господь находит в нас радость, делая нам добро.

(4) С какой радостью и торжеством нам следу­ет говорить о Божьей благодати к нам, и с каким удовлетворением мы должны огляды­ваться назад на те особые случаи и време­на, когда мы были в глазах Его, как достиг­шие полноты; такие дни никогда не забыва­ются.

II. Здесь супруги советуются в отношении виноградника, который у них находился за городом; под виноградником подразумевается Церковь Христова на земле: виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне (ст. 11,12) – царство во владении великого множества людей. Поскольку Соломон выступает в качестве прообраза Христа, то его виноградник – прообраз Церкви Христовой. Наш Господь дал нам ключ к разумению данных стихов в Своей притче о винограднике, отданном неблагодарным виноградарям (Мат 21:33). Сделка заключалась в том, что каждый из нанимателей, имея в своем распоряжении большой участок из 18 виноградных лоз, должен был платить годовую ренту в 18 сребреников, ибо читаем, что на плодородной почве росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников (Ис 7:23). Обратите внимание:

(1) Церковь Христова – Его виноградник, приятное и особое место, удостоенное многих почестей; Христу нравится гулять в нем, как человеку в своем винограднике, Он доволен его плодами.

(2) Христос доверил каждому из нас Свой виноградник как сторожам. Привилегии Церкви – это то благо, которое вверено нам на хранение в качестве священной доверительной собственности. Служение Церкви должно быть нашим делом, по нашим способностям. Сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Адам до грехопадения должен был возделывать сад и хранить его.

(3) Христос ждет арендной платы от тех, кого нанял в Свой виноградник и кому вверил его. Он приходит искать плода и требует исполнения евангельского долга от всех, кто наделен евангельскими привилегиями. Каждый, независимо от ранга и сословия, должен приносить славу и честь Христу и совершать служение в интересах Его Царства в мире, принимая во внимание выгоду и преимущества, каждый располагает своей долей привилегий в винограднике.

(4) И хотя Христос отдал этот виноградник сторожам, он все равно принадлежит Ему, и Он всегда зорко наблюдает за ним, ибо, если бы ночью и днем не стерег его (Ис 27:1,2), то сторожа, которым отдан виноградник, напрасно бы бодрствовали (Пс 126:1). Некоторые толкователи приписывают эти слова Христу: «А мой виноградник у меня при себе» (ст. 12) и делают наблюдение, как Христос печется о Своей собственности: «Это – мой виноградник, он у меня при себе». Так Христу дорога Его Цер­ковь, Его сущие в мире (Иоан 13:1), и поэтому верующие всегда будут находиться под Его защитой; это – Его виноградник, и Он будет присматривать за ним.

(5) Церковь, располагающая привилегиями виноградника, должна всегда иметь их при себе. Присмотр за виноградником требует постоянной заботы и прилежания. Скорее всего, эти слова принадлежат невесте: «А мой виноградник у меня при себе». Ранее она горевала по поводу своей нерадивости и глупости, когда не стерегла собственного виноградника (Песн 1:5), но сейчас невеста решительно настроена исправиться. Наши сердца – это наши виноградники, которые мы должны хранить больше всего хранимого, а посему нам надлежит зорко и ревностно наблюдать за ними во всякое время.

(6) Предметом особой заботы с нашей стороны должна быть плата за свой участок виноградника Христова; нам надлежит следить, чтобы не задолжали и не разочаровывали гонцов Христа, которых Он посылает взять Свои плоды (Мат 21:34). «Тысяча пусть тебе, Соломон; и ты ее получишь». Главная прибыль принадлежит Христу: все наши плоды должны быть посвящены Ему и в Его хвалу.

(7) Если мы добросовестно будем воздавать Христу хвалу за наши церковные привилегии, то можем, благодаря им, обрести пользу и утешение. Если собственник виноградника получит должное, то сторожам хорошо заплатят за труды и заботы; они получат 200 (сумма, которая, несомненно, рассматривалась как хорошая прибыль). Те, кто работает на Христа, работают и на себя, и невозможно описать словами, что они обретут от этого.

Стихи 13-14. Здесь Христос и Его невеста ненадолго расстаются. Она должна остаться внизу в садах, на земле, где ей надлежит выполнять для Христа работу. Он должен удалиться на горы бальзамические на небе, где у Него тоже есть ради невесты дело Ходатая пред Отцом. Итак, обратите внимание, с какими взаимными проявлениями нежности они расстаются.

I. Христос желает чаще получать от нее вести. Перо невесты готово, она непременно будет Ему писать; она знает, как адресовать послания (ст. 13): «Жительница садов, в настоящем ты возделываешь и стережешь их, пока не перенесешься снизу из сада ввысь на небо – ты, верующая! Кем бы ты ни была, ты – жительница садов святых таинств, садов церковных собраний и общения, товарищи так рады слышать твой голос, дай и мне послушать его тоже». Обратите внимание:

(1) друзья Христа должны держать друг друга в курсе своих дел и, как добрые товарищи, часто говорить друг другу (Мал 3:16) и внимать голосу друг друга; они должны назидать, ободрять и уважать друг друга. Они – соучастники в Царстве и в терпении Христа, а посему, как попутчики, должны поддерживать взаимную свободу, не стесняться и не избегать друг друга. Общение святых – одна из статей нашего завета, а также статья нашего Символа веры; наставляйте друг друга каждый день и радуйтесь тому, что вас наставляют. Внимайте голосу Церкви, поскольку таковая в согласии с голосом Христа; Его товарищи так и будут поступать.

(2) В гуще общения друг с другом мы не должны пренебрегать общением с Христом, но позволять Ему видеть наше лицо и слышать наш голос. Здесь Христос говорит об этом: «…товарищи внимают голосу твоему и радуются ему, дай и мне послушать его; ты делишься с товарищами своими печалями, почему бы тебе не донести их до Меня, не дать Мне услышать о таковых? Ты свободна с ними; будь такой же свободной со Мной; излей Мне свое сердце». Таким же образом Христос, оставляя Своих учеников, повелел им обращаться к Нему по любому случаю: «просите, и получите…» Следует заметить, что Христос не только принимает и отвечает, но даже побуждает Свой народ молиться, дабы верующие не считали, что молитвы приносят Ему беспокойство, но напротив – радость и честь (Прит 15:8). Мы даем Ему слышать свои молитвы не только когда молимся, но и когда спорим и боремся в молитве. Христу, в отличие от людей, нравятся настойчивые прошения. Существует и такое чтение стиха: «Дай услышать обо Мне, ты часто имеешь возможность говорить со своими товарищами, и они внимают твоим словам; скажи им обо Мне, пусть они услышат Мое имя; пусть Я стану предметом твоего разговора». Как, бывало, говорил архиепископ Ашер: «Одно слово о Христе, прежде чем вы уйдете». Нет предмета более пристойного, и не должно быть более интересного.

II. Невеста желает Его скорого возвращения к ней (ст. 14): «Беги, возлюбленный мой, приди снова и прими меня к Себе; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических, не теряй времени; как хорошо и как приятно в садах, но разрешиться и быть с Тобой – несравненно лучше. Именно этого я желаю, и жду, и стремлюсь. Ей, приди, Господи Иисусе, гряди скоро». Обратите внимание:

(1) несмотря на то что Иисус Христос в данное время удалился, Он вернется. Небеса – эти высокие горы сладкого бальзама – должны вмещать Его, доколе не придут времена отрады; и эти времена наступят, и узрит Его всякое око во всем величии и силе горнего и лучшего мира; тайна Божья раскроется, и тайное тело достигнет совершенства.

(2) Истинные верующие ждут и торопят наступление дня Господня не для того, чтобы побудить Его спешить сверх меры, но чтобы исполнилось все, сопряженное с волей Божьей, и тогда наступил конец – чем раньше, тем лучше. Не то чтобы они думали, что Господь медлит исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но таким образом святые выражают силу своей любви к Христу и множество упований, связанных с Его возвращением.

(3) Только те, кто искренне может назвать Христа своим возлюбленным, самым возлюбленным, вправе, на твердом основании, желать ускорения Его Второго пришествия. Что же касается тех, чье сердце блудит вслед за миром и кто весьма привязан к земному, то их вряд ли обрадует Его приход, скорее – испугает, потому что тогда и земля, и все, что на ней – что они избрали своим уделом – сгорит дотла. Но те, кто искренне любит Христа, с нетерпением ждут Его Второго пришествия, ибо оно станет и венцом Его славы, и венцом их блаженства.

(4) Утешение и удовлетворение, которое мы подчас испытываем здесь во время общения с Богом в благодати, должно побудить нас усерднее уповать на то, чтобы увидеть Его непосредственно, уповать на полное плодоношение Его в царстве славы. Невеста, после нежного общения со своим Возлюбленным, понимая, что оно должно прерваться, завершает разговор любезным прошением о развитии этого блаженства и сохранении его навеки в будущем состоянии. Грозди винограда, которые встречаются нам в этой пустыне, должны побудить нас с нетерпением ждать полного сбора урожая в Ханаане. Если один день в Его дворах так приятен, какой же тогда будет вечность в покоях! Если это небо, то как бы я хотел быть там!

(5) Весьма полезно завершать поклонение радостным ожиданием явления славы и святым и смиренным упованием на сие. Расстаемся мы не иначе, как с перспективой встретиться снова. Полезно завершать каждое воскресенье мыслями о вечном воскресенье, в котором не будет ночи и за которым не наступят будни. Полезно завершать каждое таинство мыслями о вечном пире, когда мы сядем с Христом за Его стол в Его царстве, и уже не уйдем и будем там пить вино молодое, а также завершать каждое религиозное собрание в надежде на всеобщее собрание Церкви Первенца, когда времени и дней уже не будет; так пусть же благословенный Иисус приблизит этот благословенный день! Что долго не идет конница Его, что медлят колеса колесниц Его?

1 В английском переводе Библии фраза The song of songs, which is Solomon’s – «Песнь песней Соломона» идет первым стихом.

2 В английском переводе Библии употреблено слово loves, которое во множественном числе можно перевести как «ласки», автор же в толковании использует данное слово в единственном числе, его основное значение – «любовь».

3 Употребленное здесь слово fair переводится с английского как «прекрасный», так и «светлый», в числе множества других вариантов перевода этого слова на русский язык.

4 В английском переводе Библии вместо слова нарцисс, употреблено слово rose – «роза».

5 С английского языка «лилия долин» – lily of the valley – переводится как «ландыш» (примечание редактора).

6 В английском переводе Библии речь идет именно о возлюбленном (…ye stir not up, nor awake my love, till he please), а не о возлюбленной, как в русском синодальном переводе.

7 В английском переводе Библии речь идет именно о возлюбленном (…ye stir not up, nor awake my love, till he please), а не о возлюбленной, как в русском синодальном переводе.

8 В английском переводе Библии вместо слова «уста» употреблено слово speech – «речь».

9 В синодальном переводе Библии на русский язык использованы такие слова: «благоутробие» (Ис 63:15), «внутренность» (Иер 31:20). В английском переводе Библии короля Иакова в данных местах Писания употреблено слово bowels, переводимое как «кишечник, внутренние органы», в то время как в Песни песней 5:14 слово belly – «живот, внутренности», а в Песни песней 5:4 – bowels.

10 Дословный перевод употребленного в данной части стиха глагольного сочетания look forth – смотреть вперед. (Речь идет об английском переводе Библии короля Иакова).

11 Песн.П. 6-13 в английском переводе Библии короля Иакова соответствует Песн 7:1 синодального перевода Библии на русский язык.

12 Согласно русскому переводу Библии, здесь повествование ведется от имени невесты; в английском переводе отсутствие у глаголов грамматических признаков рода не позволяет сделать однозначный вывод. Очевидно, автор при толковании приписывает данные слова Возлюбленному.

13 В английском переводе Библии данная часть стиха звучит так: «…my soul made me like the chariots of Amminadib» – «…моя душа сделала меня подобным колесницам Аминадиба» (Песн 6:12).

14 Согласно английскому переводу Библии: What will ye see in the Shulamite? As it were the company of two armies – «Что вы увидите в Суламите? Как если бы было собрание двух армий».

15 В английском переводе Библии: The joint of the thighs – «сустав бедер».

16 Последняя часть данного стиха в английском переводе: «…the king is held in the galleries» – «…царь задерживается в галереях». Слово gallery переводится как «галерея», «скопление».

17 В переводе на английский язык данный стих звучит так: «And the roof of thy mouth like the best wine for my beloved, that goeth down sweetly, causing the lips of those that are asleep to speak» – «И небо моего рта, как лучшее вино для моего возлюбленного, которое приятно стекает, заставляя уста уснувших заговорить». Синодальный перевод: «Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных».

18 В синодальном переводе Библии данные слова звучат из уст Возлюбленного.

19 В английском переводе Библии вместо слова «стрелы» употреблено слово coals – «угли».

20 Вторая часть стиха Песни песней 8:10 в английском переводе звучит так: then was I in his eyes as one that found favour – «…и тогда я была в Его глазах, как обретшая благосклонность».


Толкование Мэтью Генри на песнь песней Соломона, 8 глава


← 7 Песн 8 MGC 1

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.