Псалом 118: Все о Библии

Этот псалом называли «золотым алфавитом» Библии. Он разделен на двадцать два раздела, по одному на каждую букву еврейского алфавита. В каждом разделе по восемь стихов, и каждый стих раздела начинается с определенной еврейской буквы. Так, в еврейском тексте каждый стих первого раздела начинается с буквы алеф; второго — с буквы бет, и так далее.

В переводе НКИ все, кроме четырех, стихи этого самого длинного из псалмов содержат какой-то титул или описание Слова Божьего. Четыре исключения — стихи 84, 121, 122 и 132. Слово Божье здесь названо законом, свидетельством, стезей, предписаниями, уставами, заповедями, судами, постановлениями, правдой, повелениями и откровениями.

Райдаут полагает, что используя в этом акростихе алфавит, автор хотел показать, что «исчерпаны все возможности человеческого языка для выражения полноты и совершенства Слова Божьего». Похожая идея выражена и в Новом Завете. Господь наш называет Себя Альфой и Омегой (Откр 1:8). Это, конечно же, первая и последняя буквы греческого алфавита. Идея здесь та, что Он есть все благое и совершенное, что можно выразить всеми буквами алфавита, во всех возможных сочетаниях.

В псалме нет двух одинаковых по значению стихов. Каждый обладает неповторимым оттенком значения. К. С. Льюис писал о Псалме 118: «Это стихотворение не является, и не претендует на внезапный всплеск чувств, как, скажем, Псалом 17. Это сложный узор, который выполнялся стежок за стежком, долгими часами, с любовью к теме и наслаждением результатом, искусным плодом труда и дисциплины». Следующие подзаголовки разделов этого псалма прежде всего основаны на заметках Ф. У. Гранта:

В псалме превосходно выражена любовь к Слову Божьему, которую испытывал наш Спаситель, когда был Человеком на земле. Беллет предполагает также, что «в своем полном пророческом значении [этот псалом] выражает чувства истинного Израиля, вернувшегося к Богу и Его пророчествам, которыми они долго пренебрегали».

118:1 Блажен или счастлив тот, чья жизнь соответствует Слову Господа. Даже если он грешит и оступается, Слово заботится о Его исповеди и восстановлении, что хранит его непорочным.

118:2 Важно повиновение откровениям Его — и повиновение не из-под палки, не бесчувственное и неохотное, а страстное, большое желание быть угодным Ему, от всего сердца.

118:3 Можно сказать, что счастье — это удаленность от любого беззакония. Это желание следовать тем путем, который Он наметил для нас в Писании. Самый верный способ удерживаться от зла — это полностью посвятить себя добрым делам.

118:4 Божьи повеления — не просто пожелания, это заповеди, которым нужно следовать не произвольным образом, а твердо.

118:5 Теперь автор псалма переходит от истины вообще к истине в своей собственной жизни. Непроизвольно переходя от предписаний к молитве, он признает, что желание, а также способность постоянно повиноваться, в конечном итоге должна исходить от Бога.

118:6 Пока он соблюдает все постановления Господа, он будет избавлен от позора, который терзает разум, заставляет краснеть щеки и иногда даже заставляет тело вздрагивать.

118:7 «Путь от молитвы до восхваления недолог». Те, кто поучается слушаться Божьих постановлений правды, полны радости, что ведет их к спонтанному поклонению.

118:8 Твердая решимость дополняется кротким упованием. Автор псалма решился твердо следовать за Господом. Но он понимает свою слабость. Молитва: «Не оставляй меня совсем», — не столько предположение о подобной возможности, сколько констатация факта: это то, чего заслуживает автор.

118:9 Одна из наиболее важных проблем в жизни каждого юноши — хранить чистоту. Для того, чтобы сделать это, нужно на практике исполнять слова Библии.

118:10 Для того, чтобы достичь святости, необходима интересная смесь человеческого желания (Всем сердцем моим ищу Тебя) и наделения Божьей силой (не дай мне уклониться от заповедей Твоих).

118:11 Бог не делает нас святыми против нашей воли или без нашего содействия. Кто-то мудро сказал: «Лучшая книга в мире — Библия. Лучшее место, куда ее можно поместить, — сердце. Лучшая причина поместить ее туда состоит в том, что это спасает нас от греха против Бога».

118:12 Так как Бог столь велик и исполнен благодати, обновленная природа жаждет узнать Его уставы и соответствовать им. Любовь Христа сдерживает нас!

118:13 Наслаждение сокровищами Слова неизбежно ведет к желанию поделиться ими с другими. Закон жизни в том, что, когда мы действительно верим во что-то, нам хочется передать это другим.

118:14 Золотоискатель не радуется найденным золотым слиткам так, как радуется тот, кто обнаруживает в Писании скрытые истины.

118:15 Божье Слово — бесконечный источник материала для самых приятных размышлений, но размышление не должно быть оторвано от практического исполнения Слова.

118:16 «Заповеди Его нетяжки» (1Ин 5:3). Тот, кто рожден свыше от Бога, утешается Его уставами и всегда хранит их в памяти.

118:17 Без Него мы ни на что не способны. Нам нужна Его благодать, чтобы жить и повиноваться Его слову. Давайте просить обильной благодати, потому что наша нужда так велика.

118:18 В Библии есть масса чудес, множество духовных благ, которые скрыты от поверхностного взгляда. Нужно открыть очи, чтобы мы увидели их.

118:19 Библия — это дорожная карта, неизбежно ведущая паломников к истинной цели.

118:20 Хорошо, когда наша жажда Писания велика и неутолима. Душа автора псалма томилась, желая Слова, и это пылкое, интенсивное желание было с ним во всякое время.

118:21 В истории есть примеры того, как гордые и высокомерные пренебрегали заповедями Господа, и вскоре были низведены мощной рукой Бога.

118:22 Мир насмехается над верующими, издевается над ними. «Они... дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет 4:4). Но последовательность верующего будет вознаграждена, а Его похвала в полной мере компенсирует неудобства, причиненные поношениями и посрамлением.

118:23 Даже когда те, кто занимает высокое положение, объединяются и злословят христианина, он может обрести силу и утешение в размышлениях над Библией, «отвечая своим хулителям молчанием».

118:24 Мэтью Генри комментирует этот стих так:

«Разве Давид был в растерянности, когда князья злоумышляли против него? Божьи заповеди были его советниками, и они советовали ему сносить все терпеливо и предоставить Богу решить проблему».

118:25 В жизни есть свои взлеты и падения. Даже когда мы в печали, мы можем воззвать к Господу, чтобы Он оживил нас возрождающей силой Своего слова.

118:26 Когда мы говорим о своих путях, то есть открыто исповедуемся в своих грехах, Господь отвечает нам прощением. Тогда возрождается наше желание святости, выраженное в молитве: «Научи меня уставам Твоим».

118:27 Мы должны понимать значение Божьих повелений и то, как применять их на практике в своей жизни. Это ведет нас к размышлению о Божьих чудесах.

118:28 В мрачные моменты жизни, когда наша душа истаивает от скорби, Бог всех утешений склоняется к нам и часто одним стихом Писания поднимает наш дух и укрепляет нас, чтобы мы шли вперед.

118:29 Духом Божьим и через Слово Божье мы можем отличать истину от заблуждения. В Библии выражена святая ненависть к любой форме лжи. Она учит также, что истина — это то, что говорит Бог (Ин 17:17).

118:30 Никто не может стать святым автоматически. Для этого нужно сознательно избрать путь истины, явленный в священном Писании. Сперджен сказал: «Божьи заповеди должны стоять перед нами как цель, к которой мы стремимся, как образец для подражания, как путь».

118:31 Автор псалма прилепился к откровениям Божьим, как приклеенный. Однако он все равно понимает, что может отойти от истинного пути, и взывает к Господу с осознанием своей зависимости от Него.

118:32 Бог дает нам большое сердце, а не большой мозг, чтобы мы стремились соблюдать Его заповеди. Это скорее вопрос привязанности, чем интеллекта.

118:33 Мы должны молиться о наставлении. Будучи учениками Божьей школы, мы должны желать научиться применять правила на практике и принять решение повиноваться Его Слову до конца своей жизни.

118:34 Мы должны молиться о вразумлении. Важно иметь правильное представление о Писании, его значении и постановлениях. Как иначе можем мы следовать за Ним с непоколебимой преданностью?

118:35 Мы должны молиться о наставлении. Дух наш жаждет, но плоть слаба. Поэтому мы хотим, чтобы Господь направил нас на путь Своей воли, так как это единственный путь, на котором мы будем воистину счастливы.

118:36 Мы должны молиться скорее о духовном, чем о материальном обогащении. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим 6:6). Чудо благодати освобождает человека от любви к деньгам и заменяет ее любовью к Библии.

118:37 Мы должны молиться о духовной реальности, а не тенях. Вот что Бог говорит о телевидении: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты». По телевизору нам показывают сказочную страну, мир, которого не существует. Божье Слово показывает нам реальную жизнь.

118:38 Мы должны молиться о том, чтобы Бог утвердил Свое обещание. «Я претендую на все реки Твоей благодати; на всех обещаниях пишу свое имя». Мы можем претендовать на Его обещания, потому что боимся Его.

118:39 Мы должны молиться о том, чтобы Бог уберег нас от поношения, от всего, что может опозорить имя Господа Иисуса или навлечь на Него бесчестье. Его суды благи; мы должны преданно следовать им.

118:40 Мы должны молиться о личном пробуждении. «И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод» (Ис 35:7). Мы страдаем, возжелав Его предписаний, и Он животворит нас Своей правдою.

118:41 Мы не должны воспринимать Божьи милости и спасение как должное. Мы зависим от Его сострадания и защиты так же, как тогда, когда только что спаслись. Поэтому мы уповаем на Его обещание заботиться о нас и хранить нас изо дня в день.

118:42 Неоспоримые свидетельства того, что Господь отвечает на молитвы, должны заставить замолчать поносящих нас неверующих. Наша вера основана на слове Божьем, которое непогрешимо.

118:43 Никогда не бойтесь и не стыдитесь говорить слово истины. Если мы уповаем на суды Бога, Он постоянно будет посылать нам возможность свидетельствовать о Нем.

118:44 Нашим ответом на Его любовь и благодать должна быть твердая решимость хранить Его Слово до самой смерти. «После того, что Он сделал для меня, как могу я сделать меньшее, чем отдать Ему самое лучшее и жить только ради Него?»

118:45 Освобожденные Сыном Божьим воистину свободны (Ин 8:36). Миру христианский образ жизни кажется рабством. Но те, кто взыскал повелений Бога, наслаждаются подлинной свободой.

118:46 Вера дает смелость говорить об Иисусе в присутствии царей. Сколько могущественных персон услышали Благую Весть от смиренных и часто презираемых подданных!

118:47 Те, кто любит Библию, обретают глубокое наслаждение, читая ее страницы. Это источник утешения, поток удовольствия, неисчерпаемый кладезь удовлетворения.

118:48 Мы чтим Библию в том смысле, что испытываем трепет, думая о ее размахе, ее глубинах, ее силе, ее сокровищах и ее бесконечности. Мы возлюбили ее за то, что она есть, и за то, что она делает. Мы размышляем над ней день и ночь.

118:49 Бог не может забыть о Своем обещании, но в горниле страданий, когда вера наша колеблется, нам позволено молиться: «Господи, вспомни...» «Он не мог научить нас верить в Свое имя только для того, чтобы навлечь на нас позор».

118:50 Те, кто испытывал на себе действие живительного слова, находят в нем бесконечный источник утешения. Слова людей часто пусты и ненадежны, но Слово Божье всегда живо, уместно и действенно.

118:51 Если мы верны Господу, нам следует ожидать насмешек и издевательской ругани, но, обретя Божьи принципы, мы должны их придерживаться.

118:52 Нас ободряет память о том, как Господь помогал нам в прошлом. В милости Своей Он привел нас туда, где мы есть, и, без сомнения, доведет нас до цели. «Его любовь, проявленная к нам в прошлом, не позволяет думать, что Он может оставить нас во тьме в будущем».

118:53 Когда верующий видит, что Божий закон бесчестят и не соблюдают, это вызывает у него яростное негодование. Так относился к этому Господь Иисус: «Злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим 15:3). Сын воспринимал любое оскорбление Отца как личное.

118:54 Благодаря чудесному Слову Бога, путник может петь на месте странствований, или, как формулирует это Нокс, «в земле изгнания». Путь может быть труден, но он не может быть долгим. Ночь может быть темной, но Бог посылает песню.

118:55 Часы бессонной ночи кажутся бесконечными, но их можно занять размышлениями о Господе, который открывается нам в Своем Слове. Чем лучше мы узнаем Его, тем больше мы любим Его, а любя Его, мы хотим соблюдать Его повеления.

118:56 Повиновение — это благословение. «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим 4:8).

118:57 Понимание того, какое несравненное сокровище мы обретаем в Господе, побуждает нас принять обет соблюдать слова Его. Он самодостаточен. Обладать Им значит быть сказочно богатым.

118:58 Хотя Он самодостаточен, мы — нет. «Способность наша от Бога» (2Кор 3:5). Поэтому мы должны постоянно молиться, просить Божьей милости и уповать на Его обещание милости.

118:59 Выбор пути — вечная проблема. Куда пойти? Честно говоря, у нас самих нет мудрости, чтобы выбрать путь. Ну ладно. Тогда обратим свои стопы на пути, указанные в Писании.

118:60 Мы живем во времена быстрого питания, быстрого обслуживания и вообще быстрого всего. Быстрое повиновение явленной Божьей воле — вещь, о которой надо размышлять и которую надо вырабатывать.

118:61 Нечестивые могут злоумышлять против невинного верующего, но это еще один повод для него, чтобы помнить о Слове, как источнике наставлений и защиты.

118:62 «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» (Деян 16:25). Люди были несправедливы к ним, но они все равно могли воспевать Божьи праведные суды.

118:63 Те, кто любит Бога, любят Его народ. А те, кто любит Библию, любит всех любящих Библию. Это всемирное братство, которое не обращает внимания на национальные, общественные и расовые границы.

118:64 Божью бесконечную любовь к себе можно почувствовать в любом конце света, но более того, земля полна ею. Наши благодарные сердца говорят в ответ: «Господи, сделай меня скинией Своего Святого Духа!»

118:65 Как давно я в последний раз благодарил Господа за Его чудесное отношение ко мне, по слову Его? «Сосчитай свои благословения; назови их одно за другим, и ты удивишься, сколько сделал Господь!»

118:66 Мы должны все молиться о добром разумении так же, как и о ведении. Можно обладать ведением без разумения и без равновесия. Из Слова и жизненного опыта мы получаем уроки здравого суждения.

118:67 Божье наставление «наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр 12:11). Память о том, чего стоили нам наши заблуждения, помогает не повторять их.

118:68 Бог благ и все, что Он делает, тоже благо. Для того, чтобы стать благими, мы должны принять на себя Его бремя и научиться у Него.

118:69 Когда нечестивые люди пытаются разрушить нашу репутацию своей ложью, мы можем обрести защиту в верном и непогрешимом повиновении Библии.

118:70 Пусть мирские купаются в роскоши и удовольствиях. Мы же находим свое удовольствие в духовном наставлении, а не в чувственных наслаждениях.

118:71 Страдания временны, но благотворное влияние страданий остается навсегда. Люди преследуют нас, чтобы повредить нам; Бог обращает это во благо.

118:72 Библия — самая большая материальная ценность, какая у нас есть в мире. Компьютер может складывать фантастически большие числа, но не может оценить ценность Писания.

118:73 Так как Бог сотворил нас так чудесно, Он по праву должен быть нашим Учителем. Мы должны понять, с какой целью Он сотворил нас, и исполнить Его замысел до конца.

118:74 Это большая духовная радость — встретить христианина, который пылко любит Господа Иисуса. Те, кто уповает на Слово Божье, светятся от присутствия Святого Духа.

118:75 Болезни, страдания и горе не исходят непосредственно от Бога, но Он допускает их при определенных обстоятельствах и заставляет их служить Своему замыслу. Это признак духовной зрелости — видеть Его справедливость и праведность среди таких обстоятельств.

118:76 Сами по себе мы слабы, как прах, и нам нужна Его сострадательная любовь, которая поддерживала бы нас. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4:16).

118:77 Любое проявление милосердия Божьего подобно свежему вливанию жизни в сердце утомленного святого. Те, для кого закон Божий — утешение, могут быть уверены, что Он придет на помощь.

118:78 Желино так переводит стих 78: «Да будут пристыжены гордые, которые вредят мне своей ложью, пока я размышляю над Твоими повелениями».

Бог позволяет греху проявиться, а автор псалма просто просит Бога, чтобы Он поступил так, как обещал.

118:79 Духовный инстинкт велит нам искать общения со знающими и любящими Слово Божье. Но как часто мы просим Господа о встрече с боящимися Его?

118:80 Есть много причин, по которым нам следует желать непорочно соблюдать уставы Господа. На одну из них указывает здесь автор псалма — чтобы избежать позора греха.

118:81 Верующий может быть в печали, но он не сломлен; в недоумении, но не в отчаянии; гонимым, но не покинутым; раненым, но не уничтоженным (2Кор 4:8, 9). Здесь он молит о спасительной помощи Бога, и упование живо в нем.

118:82 Хотя очи верующего истаивают в ожидании, когда исполнится Божье обещание избавления, он не молится: «Утешишь ли Ты меня?», он молится: «Когда Ты утешишь меня?»

118:83 Мех для вина в дыму покрывается морщинами и темнеет. Сравнение понятно. Верующий в беде страдает, сохнет, изнывает, но не теряет надежду, потому что у него есть Слово.

118:84 Жизнь в лучшем случае очень коротка. Кажется, что дни огорчений занимают ее большую часть. Настало время для Господа действовать и наказать притеснителей.

118:85 Злодеи из этого стиха — нечестивцы и беззаконники; эти две характеристики неотделимы друг от друга. Они строят заговоры, чтобы погубить праведных и невинных — доказательство того, что они не хотят подчиняться Божьему закону.

118:86 Нет ничего надежнее Божьего Слова. Он обещал избавить Свой народ, который подвергается гонениям. Поэтому, когда нас ложно обвиняют, мы можем с уверенностью воспользоваться «золотой молитвой»: «Помоги мне!»

118:87 Сперджен писал: «Если мы держимся повелений, то будем спасены обещаниями». Даже оказавшись в отчаянном положении, мы никогда не должны переставать повиноваться. Помощь придет, только верь!

118:88 Лучшая молитва рождается в момент сильной внутренней потребности. Здесь автор псалма молит о том, чтобы Господь пощадил его жизнь и он и дальше мог прославлять Бога, повинуясь Его Слову.

118:89 Вера не слепа. Она основана на самой несомненной вещи в мире — Библии. Нет риска в том, чтобы верить в слово, которое на веки утверждено на небесах.

118:90 Верность Бога проявляется не только в Его Слове, но и в Его делах. Она распространяется на все поколения, она видна в упорядоченности и точности природы.

118:91 Небо и земля исполняют Его законы. Время посева и сбора урожая, холодной и жаркой погоды, дня и ночи — все определено Богом и все служит Ему. Все это регулируется и поддерживается Его словом силы.

118:92 Барнс комментирует: «Я мог бы уже тысячу раз утопиться, — сказал мне один выдающийся и очень несчастный человек, — если бы не один текст в Слове Божьем: 'Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными'».

118:93 Те, кто ощутил силу Писания в своей жизни, вряд ли забудут об этом. Мы — «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1Пет 1:23).

118:94 Но даже после того, как мы спаслись от наказания за грех, нам по-прежнему нужно день за днем спасаться от скверны и вреда. Знакомство с Божьими повелениями и с нашими собственными сердцами позволяет понять, что спасение нужно нам всегда.

118:95 Единственный способ избежать нападок нечестивых — вести незначительную, непоследовательную жизнь. Пока наша жизнь эффективна для Него, нам следует ожидать сопротивления. Но мы обретаем силу и уверенность, когда углубляемся в откровения Божьи.

118:96 Даже самое лучшее в этом мире лишено совершенства и бренно, но Слово Божье совершенно и бесконечно. Чем лучше мы узнаем Библию, тем лучше понимаем, насколько мы сами несовершенны.

118:97 Те, кто любит Господа, конечно же, будет любить и Его Слово. И эта любовь проявится в изучении Библии при каждой возможности. Размышляя над Писанием, мы внезапно открываем в нем для себя новые красоты и чудеса.

118:98 Смиренный верующий, вооруженный мудростью Слова, стоя на коленях, может видеть больше, чем его враги, стоя на цыпочках.

118:99 Если учитель будет доволен собой и будет почивать на лаврах, его быстро вытеснит с учительского места более молодой человек, постоянно размышляющий о Слове.

118:100 Это может прозвучать как неразумное хвастовство, но это не так. Важен не возраст и не ум человека, а его послушание. Поэтому молодой человек может превзойти пожилого, если у него выше OQ (коэффициент послушания).

118:101 Здесь мы наблюдаем повиновение в действии. Автор псалма удерживает ноги свои от пути греха, чтобы повиноваться Богу как можно лучше.

118:102 Велико освящающее влияние Библии. Научаемые Господом через ее страницы, мы вырабатываем в себе ненависть к греху и любовь к святости.

118:103 И, конечно, Библия — источник чистого наслаждения. Никакая другая книга в мире не может быть так приятна. Мед сладок, но Слово Божье еще слаще.

118:104 Для того, чтобы отличить фальшивые деньги от настоящих, люди внимательно изучают настоящие. Так и близкое знакомство с истиной помогает распознать и изобличить всякий путь лжи.

118:105 Слово воспитывает нас, запрещая определенные виды поведения. Оно ведет нас, указывая правильный путь. Скольким мы обязаны дружественным лучам этого светильника!

118:106 Здесь выражена святая решимость повиноваться Священному Писанию. Это делается ради славы Бога, ради благословения других и ради нашего собственного блага.

118:107 Сперджен сказал: «В предыдущем стихе автор псалма поклялся быть воином Господа, а в этом стихе он призван пострадать в этом качестве. Служение Господу не освобождает нас от испытаний, а скорее обеспечивает их нам».

118:108 Мы приходим к Господу как священники и как ученики. Как священники, мы «непрестанно приносим Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр 13:15). Как ученики, мы открываем сердца и умы для Божьих наставлений.

118:109 Когда наша жизнь постоянно в опасности, мы можем обрести безопасность и уверенность, вспомнив закон Господа. Следует любой ценой избегать паники, истерики и не забывать о Слове Божьем никогда.

118:110 Те, кто знает Слово, знает о происках сатаны. Посредством простого повиновения Писанию мы можем избежать его ловушек.

118:111 Писание — это драгоценность, самое главное наследие. Подумайте, как радуется человек, унаследовав большое состояние. Насколько больше должны радоваться мы, обладатели книги книг.

118:112 Все, кто понимает ценность Библии, должны повиноваться ей навек, до конца своих дней. Никаких выходных и каникул, никаких отпусков — только повиновение.

118:113 Моффат переводит этот стих так: «Ненавижу людей, которые идут на компромисс. Люблю Твой закон». Вымыслы человеческие приводят к тому, что люди оказываются сегодня на стороне Бога, а завтра — на стороне мира. Они двуличны и предают закон Божий.

118:114 Господь — наш покров, когда нас преследуют, и наш щит, когда на нас нападают. Те, кто уповает на Его обещания, никогда не будут разочарованы, потому что Он не может обманывать или быть обманутым.

118:115 Мы должны удаляться от беззаконных, которые не исполняют заповедей нашего Бога. Но, не участвуя в их греховных делах, мы все же поддерживаем контакт с людьми мира, чтобы делиться с ними Благой Вестью.

118:116 Суть этой молитвы такова: «Ты обещал поддержать меня. Теперь сделай то, что Ты обещал. В противном случае люди скажут, что Ты оставил меня, и я разочаруюсь в своей надежде».

118:117 Мы не можем обезопасить себя, так же, как и не можем сами себя спасти. Но, если Бог поддержит нас, мы будем в безопасности. Со своей стороны мы должны постоянно соблюдать Его уставы.

118:118 Господь наказывает всех, кто отступает от Его уставов. Однажды окажется, что поведение, которое они считали умным, на самом деле было неразумным.

118:119 Слово ясно учит, что Бог отметает всех нечестивых земли, как мастер убирает окалину, образующуюся на поверхности металла. Если бы Он не наказывал грех по справедливости, мы не могли бы уважать Его писаный закон.

118:120 Думая о Божьем суде над грешниками, мы вполне можем дрожать. Но также, согласно утверждению Барнса, мы «исполнены трепета, думая о строгости, духовности и суровости Его закона».

118:121 Автор псалма молит о том, чтобы его справедливые и праведные поступки стали общим и неизменным правилом. Его праведная жизнь была плодом его спасения, и на этом основании он может просить Господа не предать его гонителям.

118:122 Заступник — тот, кто выступает на стороне другого, кто защищает его права. Наш Заступник на Голгофе успешно молит за нас в течение всей нашей жизни, сдерживая надменных гонителей.

118:123 Здесь мы видим человека, который ожидал Божьего избавления пока его глаза не устали. Он до изнеможения ждал выполнения обещания правды, когда Господь вмешается и поможет ему.

118:124 Несмотря на слова стиха 121, которые могут показаться нам мольбой о правосудии, здесь он уповает на милость или благодать Господа. Одна из форм Его милости — Его благодатные наставления. «Уставам Твоим научи меня».

118:125 Чем больше раб знает о своем хозяине, тем лучше он работает и тем больше может быть полезен. Мы должны быть вразумлены, чтобы познать откровения Бога.

118:126 Здесь показана другая сторона медали. Раб призывает Хозяина действовать, потому что Его закон нарушен. Это зов Божьего народа в мрачные времена: «Время Господу действовать».

118:127 То, насколько Библия нам дорога, видно из количества времени, потраченного на ее изучение. Если мы ценим ее больше золота чистого, ее обложка будет потрепанной, а страницы зачитанными.

118:128 Еще одно доказательство нашего уважения к книге — это наше повиновение ей. Если мы не делаем того, что она говорит, и не всякий путь лжи ненавидим, мы обманываем сами себя.

118:129 Божье Слово дивно в своей вечности, чистоте, точности, гармонии, всеобщей актуальности, силе и достаточности. Такая книга стоит того, чтобы читать ее и прислушиваться к ней.

118:130 Откровение Слова просвещает народы, семьи и отдельных людей. Мы плохо понимаем, какое освящающее влияние оно оказывает на мир. Оно вразумляет тех, кто признает себя простыми, то есть нуждающимися в помощи.

118:131 Громадная, сильная жажда Слова Божьего — то, что нужно всем нам. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет 2:2).

118:132 Возможно, вы устали от этих повторяющихся просьб о милости, но не автор псалма, и уж точно не Бог. Мы никогда в этой жизни не достигнем такого положения, чтобы не нуждаться в Его благодати.

118:133 У монеты святости есть две стороны — упорно двигаться к Господу в соответствии с Его словом и освобождаться от влияния пребывающего в нас греха.

118:134 Первая часть этой молитвы не является необычной; любой из нас хотел бы избавиться от угнетения человеческого. Но обратите внимание на необычную цель этого: «и буду хранить повеления Твои».

118:135 Служа Господу, мы можем просить Его о каком-либо знамении Его присутствия, милости и силы. Он знает, как воодушевить нас в ответ на нашу молитву. И мы никогда не должны терять желания узнавать все больше и больше о Нем.

118:136 Слезы, текущие, как потоки вод, — очень яркое описание глубочайшей скорби и тоски! Что же так печалит автора? Какая-то несправедливость по отношению к нему самому? Нет, пренебрежение Божьим законом, порочащее Его имя.

Бендетти, автора «Стабат Матер», однажды увидели плачущим; когда же его спросили о причине его слез, он ответил: «Я плачу, потому что никто не любит Любовь».

118:137 Автор книги праведен, поэтому ничего удивительного нет в том, что и книга справедлива. Большинство из нас знает это, но немногие в связи с этим обращаются к Господу с восхвалением и поклонением.

118:138 Все, что говорит Бог, — правда и совершенная истина. Его Слово абсолютно достойно доверия. Верить в Слово Божье — это не достойное поощрения дело. Это просто здравый смысл.

118:139 Барнс приводит проницательный комментарий к этим словам: «Это великая победа человеческой души, когда, глядя на поведение гонителей, преследователей и хулителей, он огорчается больше тому, что они нарушают закон Божий, чем тому, что они вредят ему самому».

118:140 Библия — испытанная книга. Тысячи людей уповали на ее обещания и обнаружили, что они истинны. «Она пережила ненависть людей, костры нечестивых священников, насмешки неверующих и плотскую мудрость современной критики» (Каждодневные заметки Союза Писания).

118:141 С точки зрения своих врагов, автор псалма мал и презрен. Но насмешки людей не мешают ему держаться за Библию.

118:142 Божья правда — это не преходящее настроение, а вечная добродетель. Недостаточно сказать, что Библия содержит истину; Библия есть истина. Каждое изречение Бога истинно.

118:143 Автор хлебнул полной чашей скорбь и горесть, но Слово Божье — радуга, сияющая сквозь слезы.

118:144 Божьи откровения не только праведны сейчас; они всегда такими будут. Чем больше мы понимаем их, тем более способны наслаждаться жизнью, сейчас и на небесах.

118:145 Ключ к пониманию этого фрагмента — слово «взываю». Здесь сердце с верой взывает о помощи. Всемогущий Бог не может не прислушаться к молитвам, которые исходят из сердца и в которых выражено желание исполнять Его волю.

(118:145) Стихи 145−152 начинаются с буквы «коф», первой буквы еврейского слова «взываю».

118:146 Когда мы, подобно Петру, начинаем погружаться в волны, мы всегда можем обратиться к Богу с короткой молитвой: «Спаси меня». И Господь спасает нас, чтобы мы продолжали жить и служить Ему.

118:147 Вигл пишет: «Здесь описаны привычки благочестивого человека, который встает до рассвета и начинает день с размышлений и молитвы». Нашим девизом должны стать слова: «Кто не читает Библию, то не завтракает».

118:148 Даже бессонные ночные стражи можно использовать для размышления над Словом. Часто именно в эти часы Господь посылает нам «сокровище во тьме».

118:149 Мы никогда не должны забывать о чудесном факте: мы имеем непосредственный доступ к Богу в молитве. Как и автор псалма, мы можем просить Бога о милости и суде, чтобы Он сохранил нашу жизнь.

118:150 Враги приблизились. Они собираются причинить вред слуге Божьему. Они пренебрегают Божьим законом в своей жизни, и кажется, что ничто их не остановит.

118:151 Но Господь близок, и тот, кто с Богом, — в большинстве. «Никакой враг не может повредить нам, никакой ужас — испугать нас, мы на стороне победителя». Божье слово истинно, и Он никогда не оставит своих детей.

118:152 Это потрясающее утешение — знать, что Слово Божье вечно. «Уповающий на его обещания не ослабеет, когда на него обрушатся бури сомнений и страха; мы устоим живым Божьим Словом; опираясь на Божьи обетования».

118:153 Господь действительно заботится о нас в наших бедствиях. «Человек скорбей принимает участие во всех муках, терзающих наши сердца». Он приходит, чтобы избавить тех, кто держится Его и Его Слова.

118:154 Автор просит Бога быть его защитником и оживить его. Против него выдвинуты серьезные обвинения; ему нужен защитник. Его преследовали до изнеможения; ему нужно, чтобы в него заново вдохнули жизнь.

118:155 Бог не спасает людей против их воли. Он не населяет небеса людьми, которые не хотят там находиться. Нет спасения для тех, кто не хочет прислушиваться к Слову.

118:156 Никакой человеческий язык не может описать милость Божью. Его щедроты никогда не иссякнут. Автор псалма, подвергаясь преследованиям, просит об избавлении от своих потенциальных убийц.

118:157 Многие из этих стихов находят свое истинное исполнение в Господе Иисусе, конечно же. Окруженный гонителями и врагами, Он оставался верен откровениям Отца.

118:158 Это признак духовной зрелости — больше горевать об оскорблениях, нанесенных Богу, чем о себе. Да снедает нас такая ревность о Господе!

118:159 В стихе 153 автор псалма писал: «Воззри на бедствие мое». Здесь, как указывает Сперджен, он говорит: «Воззри на привязанность мою» — привязанность к священным предписаниям. Он также просит, в третий раз в этом разделе, сохранить ему жизнь (ст. 154, 156).

118:160 Божье слово истинно во всех отношениях. Каждое Его обещание будет выполнено. «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18).

118:161 Люди, облеченные властью, часто угнетали слуг Божьих. Но глубокое уважение и страх перед словом Бога хранит верных от измены Господу.

118:162 Тот, кто изучает Библию и исследует ее духовные богатства, испытывает восторг от обнаружения скрытой прибыли.

118:163 Знакомство со Словом помогает нам любить то, что любит Бог (закон) и ненавидеть то, что Он ненавидит (ложь). Мы начинаем мыслить также, как Бог.

118:164 Так как семь — число совершенства и полноты, мы понимаем, что автор псалма собирается славить Господа за Его суды правды постоянно и от всей души.

118:165 Слово дает нам мир среди беспокойства и безопасность от силы искушений. Этот стих не значит, что верующие не испытывают печали и волнений, но, исполняя закон, они избегают ловушек греха.

118:166 В псалме 36:3 написано: «Уповай на Господа и делай добро». Здесь автор говорит, что следовал этому совету. Сначала идет вера, за ней следуют дела — плод веры.

118:167 В дни Малахии народ воспринимал повиновение как тяжкую обязанность (Мал 1:13). Но автор псалма относится к этому иначе. Он повинуется Слову и любит его все сильнее и сильнее.

118:168 В последних трех стихах этого раздела говорится о практическом повиновении Библии. Если вам покажется, что такого не мог сказать рядовой верующий, просто подумайте, что это слова нашего Спасителя, и проблема решится.

118:169 Псалом завершается, и мольба становится все более страстной. Слово «да» повторяется здесь семь раз. Сначала это просьба выслушать молитву, потом — просьба о подлинном духовном вразумлении.

118:170 Из этих стихов видно, что враг все время рядом, поэтому автор продолжает просить об избавлении, в соответствии с обещаниями слова.

118:171 Приобретение знаний о Божьих уставах ведет не к гордости и завышенному самомнению, а к хвале и поклонению Господу.

118:172 Вместо того, чтобы говорить о всякой ерунде и незначительных вещах, мы должны приучать себя говорить о духовном. Все заповеди Бога праведны и чрезвычайно ценны.

118:173 Это потрясающая картина — пронзенная гвоздями рука Всемогущего простирается с небес, чтобы выручить простого человека, сознательно решившего следовать в своей жизни повелениям Господа.

118:174 Наслаждаясь спасением своих душ как свершившимся фактом, мы желаем спасения от присутствия греха, когда Иисус придет снова. Тем временем мы обретаем утешение в чтении Библии и исполнении ее заповедей.

118:175 Мы спасены не только для служения, но и для того, чтобы славить Бога. Любое исцеление, любое спасение от несчастного случая должно побуждать нас к поклонению, любая неприятность — к молитве о помощи.

118:176 Это одна из немногих исповедей в этом псалме. «После полета в высотах святого восхищения мы всегда должны возвращаться к смиренному признанию своей греховности и неспособности».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 118. Комментарии МакДональда.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Псалтирь, псалом 118 в переводах:
Псалтирь, псалом 118, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.