Псалом 108: Судьба врагов Бога

Из всех псалмов-проклятий этот не имеет себе равных. Ни один другой псалом не призывает Божий суд так яростно и не описывает его с такими живыми подробностями. Читателя не может не заинтриговать и не увлечь та невинность и простота, с какой автор псалма призывает многочисленные кары на головы своих врагов!

108:1−3 Псалом начинается с обезоруживающей мягкой ноты. Давид молит о том, чтобы Бог хвалы помог ему, потому что это Бог, Которого он восхваляет. Его враги коварно хулят его, возводят на него лживые обвинения. Он со всех сторон слышит слова ненависти. Особенно трудно то, что все эти нападки совершенно необоснованны.

108:4−5 Давид проявил любовь и милость к тем, кто нападает на него, и что он получает взамен? Массу ложных обвинений. А он молился за этих людей! На доброту они отвечают ему оскорблениями, а на любовь — ненавистью.

108:6−7 На этот раз чаша терпения Давида переполнилась. С этого момента его уязвленная душа исторгает из себя исключительно проклятия, жестокие и яростные. От множества врагов, о которых говорится в стихах 1−5, он переходит к одному конкретному.

Когда-нибудь этот человек будет пойман и приведен на суд. Когда это случится, пусть Господь устроит так, чтобы нечестивый стал его обвинителем, дьявол — его судьей. Пусть на суде вынесут приговор: «Виновен!» Если же он попытается обжаловать решение, то пусть его просьбу посчитают оскорблением суда и ужесточат меру наказания.

108:8−10 Что касается его жизни, пусть она будет короткой и пусть кто-нибудь займет его положение. Это проклятие цитируется по отношению к Иуде и его «должности» казначея в группе учеников в книге Деяний 1:20:

В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.

Нам легче будет понять суровость этого псалма, если мы вспомним, что эти слова касаются не только Давида и его врага, но также Мессии и Его предателя; возможно, также Израиля и антихриста в грядущую эпоху.

Что же до семьи врага, то пусть его дети станут сиротами, а его жена — вдовою. Пусть его дети скитаются и просят милостыню, пусть их дом постигнет разорение.

108:11−13 Что касается его состояния, то пусть его захватит заимодавец, чтобы все, что он заработал, расхитили чужие.

Так как этот человек не проявил милости, пусть не будет сострадающего ему, и никто не пожалеет сирот его. Пусть имя его семьи будет забыто в следующем роде (на востоке это было одно из самых постыдных наказаний, какое только могло существовать).

108:14−15 Даже его предки не были безвинны. Пусть Господь вспомнит беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится. Не говорится, какие именно преступления они совершили, но, должно быть, их вина была велика, так как далее автор псалма просит, чтобы Господь никогда не забывал их грехов и чтобы истребил Он память их на земле.

108:16−20 В стихе 16 мы встречаемся с резким осуждением этого грешника. Он не имел обыкновения проявлять доброту. Вместо этого он активно и агрессивно преследовал бедных и нищих, доводил до смерти сокрушенных сердцем. Нетрудно узнать в этом описании Иуду, который коварно предал безгрешного Спасителя на распятие.

Но в области нравственности действует непреложный закон воздаяния. Человек пожнет то, что посеял. Этот сбор урожая неизбежен. От греха никуда не деться. Здесь автор псалма просит о том, чтобы подействовал закон причинно-следственной связи. Этот человек возлюбил проклятие; путь проклятие бумерангом вернется к нему самому. Он не хотел, чтобы другие наслаждались благословениями; пусть теперь благословения удалятся от него. Он облечется проклятием, как ризою; это проклятие пропитает его жизнь, как вода пропитывает губку; оно войдет во все его существо, вплоть до мозга костей. Проклятие покроет его, как одежда, которую он носит, «прилепится к нему, как пояс, который ему не удастся снять никогда» (Нокс).

Таково желание Давида по поводу его врагов и говорящих злое. Он не упустил ни одной детали, перечисляя кары. Некто сказал: «Грешников ждут все наказания, каким люди желали бы подвергнуть своих врагов».

108:21−25 Автор псалма завершает его двумя молитвами и восхвалением. Во-первых, он молится об избавлении от неприятностей. Он хочет, чтобы Господь принял его сторону ради имени Своего, то есть, чтобы прославиться как Богу силы и справедливости. Выступив на стороне Давида, Господь еще раз покажет, что Его милость блага.

Автор псалма молится отчаянно. Он не только беден и нищ, но и сердце его уязвлено. Его жизнь колеблется, как ускользающая тень. Его гонят, как человек гонит саранчу. Из-за длительного поста колени его устали, он превратился в кожу и кости. Его враги насмехаются над его плачевным состоянием; они качают головой, издеваясь над ним.

108:26−29 Во второй молитве Давид просит Господа отомстить за него его врагам. Когда Иегова придет ему на помощь и спасет его, нападающие на него познают, что это был акт Божьего вмешательства — рука Господа. Какое значение могут иметь их проклятия для того, кого Господь благословляет! Тогда враги покроются стыдом, а автор псалма возрадуется. Они будут в растерянности, облекутся стыдом и бесчестьем, как одеждой.

108:30−31 Наконец, мы слышим, что Давид собирается славить Господа, когда получит ответ на свои молитвы. Это будет не просто восхваление, а великое благодарение. Он будет славить Бога не наедине, а среди множества. Он будет славить Иегову, Который стоит одесную бедного, избавляя его от судящих душу его. Псалом вселяет веру в Господа как нашего защитника.

Как сказал Ф. Б. Майер:

«Обвиняемый ведет себя уверенно, если вступает в зал суда, опираясь на руку самого влиятельного в стране лица. Разве не напрасно осуждать кого-либо, если Судия всех встанет на его защиту?»

псалмы-проклятия

Вот о чем, фактически, говорится в псалме 108. Но будет нечестно двигаться дальше, не рассмотрев проблемы, связанные с псалмами-проклятиями. Конечно же, проблема заключается в том, как примирить мстительный и осуждающий тон этих псалмов с духом прощения и любви, который внушается Божьему народу в других местах. Так как псалом 108 — самый сильный из псалмов-проклятий, мы решили, что будет уместно рассмотреть эту проблему здесь.

Во-первых, я перечислю некоторые из объяснений, которые выдвигаются в связи с этим, но не кажутся мне достаточно убедительными. Потом я попытаюсь дать объяснение, которое представляется правильным мне, хотя оно тоже связано с трудностями.

Бытует мнение, что псалмы-проклятия — не столько призыв к мести или наказанию грешников, сколько предсказания того, что случится с врагами Бога. Так Унгер пишет:

«Проклятия, которые святые люди обрушивают на отдельных лиц, не являются   проявлением мстительности, страсти или нетерпения; это предсказания, следовательно, Бог не осуждает их». Действительно, многие из этих отрывков можно переводить с помощью глаголов в будущем времени, а не в повелительном наклонении.

Второе объяснение заключается в том, что Давид говорит здесь как помазанник Божий. Благодаря своему положению, он был представителем Бога. Поэтому ему позволено было произносить такие суровые осуждающие речи. (Здесь следует отметить, однако, что не все псалмы-проклятия написаны Давидом.)

Есть также мнение, что эти отрывки — исторические записи о чувствах людей, но их резкость не одобряется. Об этом взгляде Барнс писал:

«Эти выражения чувств — просто фиксация того, что реально происходило в голове автора псалма, они сохранены для нас как образец человеческих эмоций и святы лишь отчасти. Согласно этому мнению, богодухновенное    Писание несет не больше ответственности за эти чувства автора, чем за поступки Давида, Авраама, Иакова или Петра... Правильное представление о вдохновении Духом не требует от нас считать, что все богодухновенные авторы были совершенно безгрешны... Согласно этому взгляду, выражения, используемые в данных текстах, — не являются примером для подражания».

Существуют и другие объяснения. В защите псалмов-проклятий можно сказать, что они напоминают нам о том, что, так как Израиль был избранным народом Бога, его враги были Божьими врагами. В каждом из нас заложено что-то, что считает праведным соответствующее  наказание  за преступления. Псалмопевцы просто пишут о том, что грешники заслуживают за свои преступления, и это не выражение личного желания отомстить.

Как я уже говорил, я не считаю какое-либо из этих объяснение полностью удовлетворительным. Мне больше всего нравится такой вариант: псалмы-проклятия выражают отношение иудея, жившего по закону, но не подобающее христианину, живущему по благодати.

Эти псалмы кажутся нам резкими, потому что мы рассматриваем их в свете новозаветного откровения. У Давида и других авторов псалмов не было Нового Завета. Скрогги указывает:

«...следует раз и навсегда признать, что предыдущий завет уступал нынешнему, что, хотя закон не противоречит Евангелию, он не равен ему; что, хотя Христос пришел исполнить закон, Он пришел также, чтобы превзойти его. Следует быть осторожным и не судить выражения Псалтири, с ее мстительностью и осуждением, используя стандарты посланий Павла». Хотя нам может показаться слишком суровым осуждение семьи человека за его грехи, оно вполне оправдано словами Бога, обещавшего наказывать за грехи отцов их детей вплоть до третьего и четвертого колена (Исх 20:5; Исх 34:7; Чис 14:18; Втор 5:9). Нравится это нам или нет, но в духовном царстве есть законы, согласно которым грех влияет на семью человека. Никто не живет сам по себе; последствия наших поступков влияют не только на нас, но и на других людей.

Сейчас мы живем в лето Господне благоприятное. Когда этот век закончится и начнется день отмщения Господа нашего, на устах Божьего народа снова будут такие слова, как используются в псалмах-проклятиях. Например, мученики в период Великой Скорби скажут: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр 6:10).

И еще одно соображение! Суровость проклятий в псалмах помогает нам от всей души оценить жертву Того, Кто принял на Себя все проклятия на кресте, чтобы мы вечно были свободны от проклятия и проклинающих нас. Все кары, описанные в псалмах, дают нам лишь слабое и приблизительное представление о том, какой суд Он вынес вместо нас.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 108. Комментарии МакДональда.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Псалтирь, псалом 108 в переводах:
Псалтирь, псалом 108, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.