Хр. Рима 10 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Братья, всем сердцем хочу я и Богу молюсь о том, чтоб спаслись израильтяне.
2 В служении Богу — я сам тому свидетель — усердны они, только усердию их истинного знания недостает.
3 Не осознав праведности Божией, не захотели они ей покориться и силятся собственную свою [праведность] утвердить.
4 Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него.1
5 Когда Моисей говорил, что «человек, соблюдающий все повеления Закона,2 в них и найдет для себя жизнь»,3 он о праведности по Закону говорил.
6 А праведность, что по вере, так говорит:4 «Не вопрошай в сердце своем: „Кто на небо взойдет?“ (Как если бы нужно было Христа оттуда свести.)
7 Или: „Кто в бездну сойдет?“»5 (Как если бы нужно было Христа от мертвых вернуть.)
8 Что же тогда она утверждает? «Близко слово6 к тебе, оно на твоих устах и в сердце твоем».7 Слово это — о вере, та самая весть, которую мы проповедуем.
9 Так что если устами своими ты открыто заявляешь,8 что Иисус — Господь, если сердцем веришь, что Бог из мертвых Его воскресил, будешь спасен.
10 Потому что вера в сердце к праведности ведет, а исповедание устами — ко спасению.
11 Писание и говорит: «Всякий верующий в Него посрамлен не будет».9
12 И так для каждого, без различия: для иудея и для язычника, Господь ведь у всех у нас один, и богатства Его довольно для всех, кто в молитве призывает Его;10
13 ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен.11
14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего?
15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую весть12
16 Однако не все вняли Благой Вести. Об этом говорит Исайя: «Господи, кто поверил тому, что услышал от нас13
17 Итак, вера — от Вести услышанной, а слышат ее там, где возвещается слово Христово.14
18 Но спрашиваю: не слышали разве они? Конечно же, слышали! Ведь сказано о тех, кто Весть эту возвещает:

«По всей земле звучал их голос,
до пределов вселенной дошли слова их».15

19 А может быть, снова спрошу, израильтяне не знали? Еще Моисей словами Господними им говорил:

«Я вызову ревность в вас теми,
кого вы не считали народом,
введу в раздражение вас народом,
который не понимал Меня ».16

20 Еще смелее передает слова Бога Исайя:

«Нашли Меня не искавшие,
открылся Я тем, кто не спрашивал обо Мне».17

21 А об Израиле Он говорит: «Целый день Я руки Свои простирал к народу своевольному и дерзкому».18

Учебной Библии МакАртура

10:1 молитва к Богу об Израиле Апостольский призыв Павла к язычникам (11:13; Деян 9:15) не умалил его рвения к молитвам (ср. 1Тим 2:1−3) за спасение Израиля (ср. 1:16; Ин 4:22; Деян 1:8) или к евангелизации среди евреев.

10:2 ревность по Боге Проявляющаяся в законническом поведении и яростном противлении оппонентам иудаизма (Деян 22:3; Деян 26:4−5; Гал 1:13−14; Флп 3:5−6).

10:3 не разумея праведности Божией Не зная ни внутренне присущей Богу истины, раскрытой в законе и остальной части ВЗ (которая должна была бы показать иудеям их собственную неправедность), ни праведности, которая исходит от Него на основе веры (см. пояснение к 1:17).
собственную праведность Основанную на соблюдении закона Божьего и зачастую на более низких требованиях их традиций (Мк 7:1−13).

10:4 конец закона — Христос Хотя греческое слово, переведенное как «конец», может означать либо «выполнение» либо «завершение», здесь речь не идет о том, что Христос совершенно исполнил закон через Свое учение (Мф 5:17−18) или через Свою безгрешную жизнь (2Кор 5:21). Во второй части стиха Павел показывает, что вера во Христа как Господа и Спасителя завершает бесплодные попытки грешника обрести праведность и спасение подчинением закону (ср. 3:20−22; Ис 64:6; Кол 2:13−14).

10:5 праведности от закона Праведное хождение перед Богом на основе повиновения закону.
исполнивший его человек жив будет им Цитата из Лев 18:5. Упование на праведность, основанную на повиновении закону, требует абсолютного соблюдения всякой малости (Гал 3:10; Иак 2:10; ср. Втор 27:26) — что является совершенно невозможным.

10:6−7 Павел говорит о праведности, основанной на вере, как бы вкладывая в уста другого человека цитату из Втор 30:12−13. Он хочет подчеркнуть, что праведность от веры не требует каких-то невероятных исканий для того, чтобы найти Христа.

10:8 Близко к тебе слово Цитата из Втор 30:14. Искание, о котором говорится в ст. 6−7 является ненужным, потому что Бог ясно открыл путь спасения — через веру.
слово веры Свидетельство веры есть путь к Богу.

10:9 исповедывать Иисуса Господом Не просто признавать, что Он есть Бог и Господь Вселенной, поскольку это признают даже бесы (Иак 2:19), а иметь твердое убеждение в том, что Иисус есть твой личный Господин и Повелитель. Здесь подразумевается раскаяние в грехе, вера в Иисуса как Спасителя и подчинение Ему как Господу. В этом заключается волевой аспект веры (см. пояснение к 1:16).
сердцем твоим веровать См. пояснение к 1:16.
Бог воскресил Его из мертвых Воскресение Христа было кульминацией Его служения (ср. н. 2:18−21). Вера в это необходима для спасения, ибо это есть доказательство истинности слов Христа о Самом Себе и о том, что Отец принял Его жертву вместо грешника (4:24; ср. Деян 13:32−33; 1Пет 1:3−4). Без воскресения нет спасения (1Кор 15:14−17). См. пояснение к 1:4.

10:10 исповедуют Это греческое слово означает говорить то же самое или соглашаться с кем-либо. Человек, исповедующий Иисуса как Господа (ст. 9), соглашается с утверждением Отца, что Иисус есть Спаситель и Господь.

10:11 Цитата из Ис 28:16 и 49:23. Эта цитата не только показывает, что спасение благодатью исключительно через веру всегда входило в Божий план спасения, но и то, что оно распространяется на всех, включая язычников (1:16; 3:21−22; 2Пет 3:9; см. также Иона 3:5).

10:12 нет различия Ср. 3:22−23; Гал 3:28−29; Еф 2:11−13; Еф 3:4−6.

10:13 Павел цитирует Иоиль 2:32 в подтверждение того, что спасение предлагается людям всех национальностей и рас.
призовет имя Известное выражение из Ветхого Завета (Пс 78:5−6; Пс 104:1; Пс 114:4−5) не означает отчаянного вопля к какому-либо божеству, но к единственно истинному Богу, Каковым Он явил Себя — откровение, которое включает в себя Иисуса как Господа (ст. 9) и Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых (ст. 9).

10:14−15 Этими несколькими риторическими вопросами Павел хочет четко показать, что истинной спасительной вере должно предшествовать ознакомление с содержанием благой вести. Истинная вера всегда предполагает содержимое — явленное Слово Божие. Спасение приходит к тем, кто слышит и верит в содержание — благую весть.

10:15 прекрасны ноги благовествующих мир Цитата из Ис 52:7. Прекрасна именно благая весть, которую несут эти ноги.

10:16 послушались благовествования Благая весть — не только милостивый дар, но и повеление уверовать и покаяться (1:4−6; 2:8; 6:17; Деян 6:7; 2Фес 1:7−8; Евр 5:9).
поверил слышанному от нас Цитата из Ис 53:1. Исаия говорит о заместительной смерти Христа (53:5) — сути благой вести (53:5).

10:17 вера от слышания. См. пояснения к ст. 14−15.
слова Божия Лучшим переводом было бы «слово Христа», что значит «весть о Христе», т. е. благая весть (ср. Мф 28:19−20; Деян 20:21).

10:18 Павел привел эту цитату из Септуагинты (греч. Перевод иудейского Ветхого Завета) в виде Пс 18:5, показывающего, что даже Давид понимал, что откровение Бога о Себе достигло всей земли (ср. 1:18−20; Иер 29:13; Мф 24:14; Ин 1:9; Кол 1:5−6).

10:19−21 Израиль не знал истины о спасении, содержавшейся в его Писаниях, включая истину о том, что благая весть достигнет язычников, как и было обещано во Втор 32:21; Ис 65:1−2.

10:19 не народом Т.е. язычники, которые не являются частью Израиля, особого и избранного Богом народа.

10:20−21 Цитата из Ис 65:1−2.

10:21 непослушному Буквально «возражающий» или «выступающий против». Как это уже случалось не однажды, Израиль снова выступил против Слова Божьего — на этот раз против истины Евангелия (ср. Мф 21:33−41; Лк 14:21−24).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: ибо конец (или: цель) Закона (как средства обретения праведности) есть Христос, к праведности каждого верующего.
5  [2] — Букв.: исполняющий их.
5  [3] — Лев 18:5.
6  [4] — Здесь, как и в ст. 7 и 8, апостол олицетворяет праведность: она «говорит», напоминая верующему о том, что Христос уже приходил с неба на землю, умер здесь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
7  [5] — Втор 30:12,13.
8  [6] — Или: весть.
8  [7] — Втор 30:14.
9  [8] — Или: исповедуешь устами.
11  [9] — Ис 28:16; или: доверившийся Ему не постыдится.
12  [10] — Выражение «призывать Господа (или Его имя)» в Библии близко по значению понятию «совершать богослужение».
13  [11] — Иоиль 2:32 (LXX).
15  [12] — Букв.: как прекрасны ноги (некот. поздн. рукописи добавляют: благовествующих мир), благовествующих доброе; Ис 52:7.
16  [13] — Ис 53:1 (LXX).
17  [14] — Букв.: а возвещение (и слушание ее) через слово Христа; или: через слово о Христе.
18  [15] — Пс 19 (18):5 (LXX).
19  [16] — Втор 32:21 (LXX).
20  [17] — Ис 65:1 (LXX).
21  [18] — Ис 65:2 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.