Хр. Рима 4 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме?1 Чего Он достиг?
2 Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом.
3 Что Писание говорит? «Поверил Авраам Богу, и было это зачтено2 ему в праведность».3
4 Работнику платят по долгу, а не из милости.
5 Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется4 Богу, оправдывающему грешника,5 сама вера его вменяется ему в праведность.
6 Давид говорит то же самое: называет блаженным6 он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:
7

«Блажен, кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;

8

блажен человек, грех которого Господом не зачтется».7

9 Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: «Вера была зачтена Аврааму в праведность».
10 Когда же случилось это?8 После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан.
11 А обрезание он получил позже как внешний знак и печать той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Он отцом стал всех верующих, которым и без обрезания вера их может быть Господом в праведность зачтена;
12 он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама еще в необрезании.
13 И само обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство весь мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры.9
14 А если наследство получат лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание:10
15 ничего, кроме гнева, не сулит Закон;11 преступления только там не бывает, где нет закона.
16 Потому и связано обещание с верой, оно — дар благодати, чтобы оно силу имело для всех потомков Авраама, не только для тех, кто привержен Закону, но и для тех, кто следует Авраамовой вере. Ведь он отец всех нас, —
17 как о том и написано: «Отцом многих народов Я поставил тебя»,12таков он в глазах Бога, Которому он поверил, Бога, возвращающего к жизни мертвых и из небытия вызывающего к бытию то, что не существует.
18 Когда не на что было уже надеяться, Авраам не терял все-таки надежды: он поверил и стал отцом13 многих народов, как было ему сказано: «Столь многочисленно будет потомство твое».14
19 Даже мысль, что тело его, по сути, [уже] мертво (ему ведь было уже почти сто лет) и что чрево Сарры давно омертвело, не ослабила веру его.
20 Не усомнился он, не перестал верить15 обещанию Божию, но, черпая силу в вере,16 вознес Богу хвалу,
21 ибо уверен был в том, что Бог в силах исполнить Свое обещание.
22 Вот почему вера его [и] была зачтена ему в праведность.
23 «Была зачтена» — слова эти не об одном Аврааме написаны,
24 но и о нас. Зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего,
25 Который смерти был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему.

Учебной Библии МакАртура

4:1 Авраам, отец наш Павел приводит в пример Авраама, чтобы доказать оправдание одной лишь верой, поскольку для иудеев он был наилучшим примером праведника (Ин 8:39), показывающим, что иудаизм с его системой праведности по делам уклонился от подлинной веры своих патриархов. В духовном смысле Авраам был прародителем первой церкви из язычников, к которым относились и римляне (см. пояснения к 1:13; 4:11, 16; ср. Гал 3:6−7).

4:2 оправдался делами Мнимая праведность, основанная на человеческих усилиях (см. пояснение к 3:24).
похвалу Если бы дела Авраама стали основой для его оправдания, он бы имел полное право хвалиться перед Богом. Это делает предположение высказанное в ст. 2, немыслимым (Еф 2:8−9; 1Кор 1:29).

4:3 Цитата из Быт 15:6, одно из самых ясных во всем Писании утверждений об оправдании (см. пояснение к 3:24).
поверил Авраам был человеком веры (см. пояснение к 1:16; ср. 4:18−21; Гал 3:6−7, 9; Евр 11:8−10). Но вера не зависит от заслуг, которые не могут быть основой для оправдания, они — лишь канал, через который приходит дар спасения. См. пояснение к Еф 2:8.
вменилось Ср. ст. 5−6, 8, 9−11, 22−24. Переведенное так слово встречалось в юридическом и финансовом языке древних греков, в гл. 4 оно употреблено 9 раз и означает передачу чего-либо от одного лица к другому. Эта операция носит односторонний характер — Авраам ничего не сделал для того, чтобы получить нечто от Бога, Бог просто открыл для него Свой кредит (см. пояснение к Быт 15:6).
праведность См. пояснения к 1:17; 3:21.

4:4−5 Распространяя свою аргументацию от Авраама на всех людей, Апостол ясно говорит о том, что акт объявления человека праведным совершенно не зависит от каких бы то ни было человеческих дел. Если бы спасение зависело от чьих-либо собственных усилий, то Бог давал бы спасение взаймы, но спасение всегда является даром благодати Всевышнего Бога (3:24; Еф 2:8−9) для верующих (ср. 1:16). Поскольку вера противопоставляется делам, вера должна означать отказ от любых попыток заслужить милость Божию через личные заслуги.

4:5 оправдывает нечестивого Только осуждающие себя и признающие себя недостойными являются кандидатами на оправдание (ср. Лк 5:32).
вменяется См. пояснение к ст. 3.

4:6−8 Павел приводит в качестве аргумента Пс 31:1−2, в котором Давид осуждает себя после прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа (2Цар 11). Несмотря на его ужасный грех и полное отсутствие личных достоинств, Давид познал благословение вмененной праведности.

4:9−12 Павел предвосхищает мысли своих будущих читателей из иудеев: если Авраам был оправдан одной лишь верой, то зачем Бог заповедал всем его наследникам обрезываться? Павел дает ответ не только обрезанным, но и миллионам тех, кто все еще тяготеет к различным религиозным церемониям и обрядам как основанию для праведности. См. пояснение к Быт 15:6.

4:9 обрезанию Здесь говорится об Иудеях (см. пояснения к Быт 17:10−14; ср. Деян 15:19−29; Рим 2:25−29; Рим 4:11; Гал 5:1−4; Гал 6:12; Флп 3:2−5).
необрезание А здесь — о всех язычниках (см. примечания к 2:25−29).

4:10 Не по… а до обрезания Хронология Бытия подтверждает правоту Павла. Аврааму было 86 лет, когда родился Измаил (Быт 16:16), и Аврааму было 99 лет в момент обрезания. Но Бог объявил его праведным перед тем, как был зачат Измаил (Быт 15:6; Быт 16:2−4), — как минимум за 14 лет до обрезания Авраама.

4:11 знак Указание на то, что человеку необходимо духовное очищение (ср. 2:28−29; Иер 4:3−4; Иер 9:24−26), и на завет между Богом и Его народом (см. пояснение к Быт 17:11).
печать Внешнее показание праведности, которую Бог дал ему через веру.

4:11−12 отцом всех верующих Биологически Авраам является отцом всех (обрезанных); духовно он отец как верующих евреев (ст. 12), так и верующих из язычников (необрезанных; ст. 11). Ср. 4:16; Гал 3:29.

4:13−15 Как Авраам не был оправдан благодаря обряду обрезания (ст. 9−12), точно также он не был оправдан через соблюдение закона Моисея (ст. 13−15).

4:13 не законом Т. е. не в результате соблюдения Авраамова закона.
обетование…наследником мира Речь идет о Христе, что составляет суть завета, который Бог заключил с Авраамом и его потомством (см. пояснения к Быт 12:3; Быт 15:5; Быт 18:18; Быт 22:18). Заключительным положением этого завета было то, что через семя Авраамово будет благословен весь мир (Быт 12:3). Павел утверждает, что под семенем подразумевается именно Христос, и что данное обетование действительно составляет сущность благой вести (Гал 3:8, 16; ср. Ин 8:56). Все верующие, будучи во Христе, становятся наследниками этого обетования (Гал 3:29; ср. 1Кор 3:21−23).
праведность веры Праведность, полученная от Бога через веру (см. пояснение к 1:17).

4:14 утверждающиеся на законе Если только совершенно исполняющие закон — что невозможно — получают обетования, то вера не имеет никакой ценности.
бездейственно обетование Заключение обетования на невозможных условиях делает обетование бессмысленным (см. пояснение к ст. 13).

4:15 закон производит Т.к. закон обнажает греховность человека (ср. 7:7−11; Гал 3:19, 24).

4:16 по вере Оправдание дается только через веру (см. пояснения к 1:16−17 и 3:24).
чтобы было по милости Силой оправдания является благодать Божия (см. пояснение к 1:5), а не человеческая вера.
обетование См. пояснение к ст. 13.
всех… по закону Это — верующие из иудеев.
по вере потомков Авраама Это — верующие из язычников.
отец всем нам См. пояснение к ст. 11.

4:17 как написано Цитата из Быт 17:5.
животворящим мертвых Авраам испытал это на собственном опыте (Евр 11:11−12; ср. Рим 4:19).
называющим несуществующее как существующее Еще одно сравнение с судебным делом. Бог может объявить уверовавших грешников праведными, даже если они таковыми не являются, вменяя им Свою праведность. Подобным образом Он объявил о «грехе» Иисуса и наказал Его, хотя Тот не был грешником. Тех, кого Он оправдывает, Он уподобляет образу Своего Сына (8:29−30).

4:18−25 Показав, что оправдание дается по вере, а не через дела (ст. 1−8), и по благодати, а не через соблюдение закона (ст. 9−17), Павел показывает в заключение, что оно является результатом Божьей силы, а не человеческого усилия (ст. 18−25).

4:18 сверх надежды По человеческому разумению это казалось невозможным (ср. ст. 19). Ср. Быт 17:5.
по сказанному Цитата из Быт 15:5.

4:19 изнемогши в вере Когда сомнения разрушают веру человека в Слово Божие.
утроба Саррина в омертвении Она была только на 10 лет моложе Авраама (Быт 17:17), ей было 90 лет (возраст, непригодный для деторождения), когда получила с мужем обетование об Исааке.

4:20 обетовании О рождении сына (Быт 15:4; Быт 17:16; Быт 18:10).
воздав славу Богу Вера в Бога подтверждает Его существование, природу и личность и, таким образом, воздает Ему славу (ср. Евр 11:6; 1Ин 5:10).

4:22 Потому По его истинной вере (см. Быт 15:6).

4:23 не в отношении к нему одному Все Писание носит всеобъемлющий характер (ср. 15:4; 2Тим 3:16−17), и жизнь Авраама не является исключением. Если Авраам был оправдан верою, то и все остальные оправдываются ею на том же самом основании.

4:25 Парафраз слов Исаии (Ис 53:12) из древнегреческого текста Ветхого Завета. Возможно, эти слова звучали как часть раннего христианского исповедания или гимна.
предан Т. е. распят.
для оправдания нашего Воскресение убедительно показало, что Бог принял жертву Своего Сына, остается праведным и может оправдывать нечестивых.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Авраам.
3  [2] — Или: вменилось, как и в последующих стихах этой главы.
3  [3] — Быт 15:6; то же в ст. 9 и 22.
5  [4] — Букв.: не делающему же, но верующему.
5  [5] — Или: нечестивого.
6  [6] — См. в Словаре Блаженный.
8  [7] — Пс 32 (31):1, 2 (LXX).
10  [8] — Букв.: как же была зачтена?
13  [9] — Букв.: ибо не через Закон обещание Аврааму… но через праведность по вере.
14  [10] — Или: отменяется обещание.
15  [11] — Букв.: Закон производит гнев, в том смысле, что он открывает грех и даже стимулирует его (см. 7:7−11).
17  [12] — Быт 17:5 (LXX).
18  [13] — Друг. возм. пер.: поверил, что будет отцом.
18  [14] — Быт 15:5 (LXX).
20  [15] — Букв.: не поколебался неверием.
20  [16] — Друг. возм. пер.: но был укреплен в вере.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.