По Иоанну 13 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел Егo час и Он должен перейти из этого мира к Отцу, и любя своих в этом мире, открыл им совершенство Своей любви.
2 Во время ужина, когда Дьявол уже внушил мысль Иуде, сыну Шимона из Карийота, выдать Иисуса,
3 Тот, зная, что Отец дал ему власть надо всем и что, придя от Бога, Он к Богу уходит,
4 встал из-за стола, снял верхнюю одежду и подпоясался полотенцем.
5 Затем, наполнив водой умывальную чашу, Он начал омывать ноги ученикам и вытирать полотенцем.
6 Когда очередь дошла до Шимона Петра, тот Его спросил:
— Ты, господин мой, собираешься омыть ноги мне?
7 Иисус ответил:
— Что Я делаю, тебе сейчас не понять, поймешь потом.
8 Петр говорит:
— Ни за что не дам Тебе омыть мои ноги!
Иисус ответил:
— Если Я не омою тебя, не будет у тебя общей доли со Мной.
9 Шимон Петр воскликнул:
— Господин мой, тогда не только ноги — омой мне и руки и голову!
10 Иисус ответил:
— Омывшийся целиком больше не нуждается в омовениях, он совершенно чист. Так что вы чисты, но не все.
11 Он знал, кто выдаст Его, а потому и добавил: «Вы не все чисты».
12 Итак, омыв им ноги и одевшись, Он снова возлег за столом и сказал:
— Понятно ли вам, что Я сделал?
13 Вы почетаете меня Учителем и Господином и верно делаете, ибо так оно и есть.
14 Но если Я, Господин и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
15 Я вам подал пример: как Я поступил, так поступайте и вы.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не превосходит своего господина, и вестник — пославшего его.
17 Теперь вы это знаете. Благословенны вы, когда так и поступаете!
18 Я говорю не о всех вас, Я знаю тех, кого выбрал. Но должны исполниться слова Писания: «Кто ест со мной хлеб, тот против меня замышляет недоброе».
19 Я говорю вам об этом сейчас, до того как это случилось, чтобы, когда случится, вы поверили, что Я — это Я.
20 Истинно, истинно говорю вам: кто принимает посланного Мной, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус внутренне содрогнулся и изрек:
— Истинно, истинно говорю вам: один из вас меня выдаст.
22 Ученики посмотрели друг на друга, не понимая, о ком Он говорит.
23 Рядом с Иисусом возлежал ученик, которого Он любил.
24 Шимон Петр кивнул ему, чтобы тот узнал, о ком идёт речь.
25 Тот ученик, положив голову на грудь Иисуса, спросил:
— Господин мой, кто он?
26 Иисус ответил:
— Тот, кому я дам, обмакнув, кусок хлеба, — и, обмакнув хлеб, подал его Иуде, сыну Шимона из Карийота.
27 Как только Иуда взял кусок, в него вошёл Сатана. Иисус сказал ему:
— То, что делаешь, делай быстро.
28 Никто из возлежавших не понял, о чём Он это сказал.
29 А так как Иуда распоряжался денежным ящиком, некоторые подумали, что Иисус сказал: «Купи нам, что нужно, к празднику», — или поручил подать бедным.
30 Иуда, взяв хлеб, немедленно вышел. А была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал:
— Теперь прославлен Сын Человеческий и Бог в Нём прославлен.
32 Но если Бог в Нём прославлен, то Бог и Его в Себе прославит и прославит уже скоро.
33 Дети мои! Ещё недолго Я буду с вами. Вы будете Меня искать, но, говорю вам, как сказал евреям: «Куда Я иду, вам туда не дойти».
34 Я даю вам новое повеление: любите друг друга. Как Я полюбил вас, так и вы друг друга любите.
35 По этой взаимной любви в вас будут узнавать Моих учеников.
36 Шимон Петр спросил его:
— Господин, куда Ты идешь?
Иисус ответил:
— Куда Я иду, сейчас ты туда не можешь за Мной пойти, но позже пойдёшь за Мной.
37 Петр спросил:
— Господин мой, почему я не могу пойти за Тобой сейчас же? Я жизнь отдам за Тебя!
38 Иисус ответил:
— Жизнь отдашь за Меня? Истинно, истинно говорю вам: ещё не пропоет петух, как ты трижды от Меня отречешься.

Новой Женевской Библии

13:1 — 17:26 В этих пяти главах описывается Тайная Вечеря. В параллельных местах других Евангелий указывается, что в тот вечер была учреждена Вечеря Господня, но Иоанн ничего не сообщает об этом.

Отношение, в котором Евангелие от Иоанна находится к рассказам синоптиков, служит темой широкой дискуссии. Синоптические Евангелия ясно указывают, что эта вечеря была пасхальной трапезой (Мф 26:17−30; Мк 14:12−26; Лк 22:7−23). С другой стороны, в повествовании Иоанна присутствует ряд моментов, указывающих, что трапеза происходила накануне Пасхи и что смерть Иисуса имела место точно в то самое время, когда заколались пасхальные агнцы (13:1, 29; 18:28; 19:14, 31, 42).

13:1 до конца возлюбил их. В гл. 13−17 любовь Христа высшее свое проявление находит в том, что Сын Божий пожелал воплотиться в человеческое тело и умереть заместительной смертью за «своих». Ожидание этой смерти чувствуется и в сцене омовения ног, когда Сын Божий не счел ниже Своего достоинства совершить самую низкую работу, считавшуюся уделом слуг (Флп 2:7, 8).

13:3 Иисус, зная. Самоуничижение Иисуса было вызвано не тем, что Он забыл о Своем положении и достоинстве, но тем, что Он, в полном сознании Своего происхождения и ожидающей Его судьбы, пожелал занять место самого последнего раба.

13:5 умывать ноги ученикам. Иисус подает пример истинного смирения и любви. Это смирение полнее всего выразилось на кресте, где Иисус занял место грешников и принял на Себя праведный гнев Божий.

13:6−10 Петр был не в состоянии понять символическое значение этого действия, предвозвещавшего крест Иисуса, на котором было достигнуто очищение от грехов, даруемое Божиим прощением. Петр и в некоторых других случаях говорил: «нет, Господи» (Мф 16:22; Лк 5:8; Деян 10:14), хотя два этих слова находятся в остром противоречии друг с другом. В ответ Иисус поясняет, что омовение души, имеющее гораздо более важное значение, чем физическое очищение, может быть достигнуто только через пролитие Его крови. И позднее Петр полностью осознает это (ср. 1Пет 1:18−21).

13:11 знал Он. Иоанн подчеркивает, что предательство Иуды не было непредвиденным и потому неизбежным развитием событий. Иисус знал о нависшей над Ним угрозе и о роли в этом Иуды. Здесь мы имеем явный пример того, как божественное провидение идет рука об руку со свободным и ответственным человеческим решением.

13:13 Учителем и Господом. Этим титулом особо подчеркивается владычество Христа над жизнью учеников.

13:15 Я дал вам пример. Смирение Христа является примером для Его учеников. Принятие Иисусом роли слуги должно находить отражение также в жизни Его последователей-христиан. В некоторых деноминациях обязанность омывать ноги понимается буквально, и эта процедура совершается в качестве церковного обряда, часто сопровождая Вечерю Господню. В подобной практике нет никакого вреда, но следует иметь в виду, что Иисус заботился не столько о том, чтобы Его ученики буквально повторяли Его поступок, сколько о том, чтобы готовность служить другим стала чертой их характера. Более мы не встречаем в НЗ никаких указаний на существование в Церкви подобной практики.

13:17 когда исполняете. Одного понимания разумом недостаточно, вера должна подкрепляться самой жизнью. Это не означает, что наши дела являются основанием для принятия нас Богом, но они служат выражением истинной веры, которая включает в себя готовность повиноваться.

13:18 Не о всех вас говорю. Иисус избрал Иуду одним из двенадцати, но Он не избирал его для спасения. Иуда не принадлежал к числу избранных (Мф 26:24), однако никто не принуждал его становиться предателем.

да сбудется Писание. Многие события Своей жизни Иисус воспринимал как исполнение Писания. Он сознательно стремился исполнить его, потому что рассматривал Писание как истинное Слово Божие. Слова из Пс 40:10, цитируемые Иисусом, вероятно, являются намеком на предательское поведение Иуды.

13:19 прежде нежели то сбылось. Исполнение предсказания является признаком того, что сделавший его пророк — истинный, если же предсказание оказывается ошибочным, можно с уверенностью считать предсказателя лжепророком (Втор 18:18−22).

это Я. Букв.: «Я есмь». См. ком. к 8:58.

13:20 Пославшего Меня. В этом Евангелии часто упоминается о том, что Иисус был послан Отцом, а миссия, порученная Им Его последователям, тесно связывается с Его собственной (ср. 15:20, 21).

13:21 возмутился духом. Ср. 11:33; 12:27. Хотя Иисус заведомо знал о предательстве Иуды, приближение часа, когда этот человек должен был осуществить задуманное, вызвало содрогание Его души.

13:22 недоумевая. Иуда столь тщательно скрывал свое предательство, что ученики не подозревали его. Каждый из них начал опасаться, не является ли он сам слабым звеном цепи, и спрашивать: «не я ли, Господи?» (Мф 26:22).

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус. Это обозначение встречается также в 19:26; 20:2; 21:7, 20 и обычно понимается как относящееся к Иоанну, автору данного Евангелия. Это не подразумевает отсутствия у Иисуса любви к другим ученикам (ср. 13:1), но указывает на Его особо сердечное отношение к Иоанну (ср. 19:26−27).

возлежал у груди Иисуса. На званых ужинах гости не сидели, а возлежали на специальных ложах, опираясь на левую руку таким образом, чтобы лицо было обращено к столу, а правая рука свободна.

13:26 кусок хлеба. Очевидно, это было обычным знаком уважения, адресованным почетному гостю. То, что Иисус мог Сам подать Иуде кусок, показывает, что Иуда занимал место поблизости от Него.

13:27 вошел в него сатана. Отказ Иуды откликнуться на призыв Иисуса открыл его сердце для сатаны. Он был в состоянии нести ответственность за свои действия и добровольно поставил себя на службу злу (ср. 8:34).

делай скорее. Иисус по-прежнему контролирует ход событий, но с этого момента оставляет попытки отвратить Иуду от гибельного пути.

13:29 некоторые думали. Даже после всего случившегося ученики не имели ясного представления о предательстве Иуды.

13:30 была ночь. Это замечание говорит не только о времени суток, но, в первую очередь, о мраке, царившем в душе Иуды.

13:31 прославился. Здесь уместнее слово «унизился», ибо, согласно апостолу Павлу, Иисус действительно был в это время на пороге глубочайшего унижения, которое Он испытал, когда принимал на кресте заместительную смерть, «сделавшись за нас проклятием» (Гал 3:13, цит. по переводу Библейских Обществ). Но Иоанн настолько сосредоточивается на откровении Божией славы, совершившемся через Христа, что и крест Его рассматривает как самое значительное ее проявление. Поэтому он и повторяет в этих двух стихах глагол «прославить» пять раз. См. ком. к 12:23.

13:33 Будете искать Меня. Со временем ученики придут туда, где будет Иисус. А в ближайшем для них будущем, в промежуток времени между распятием Иисуса и Его воскресением, они не смогут следовать за Ним.

13:34 Заповедь новую. В этой заповеди нет нового в том, что касается самой любви, поскольку Лев 19:18 учит любить ближнего как самого себя. Собственно новых элементов здесь два: 1) любить требуется не «ближнего», а «друг друга»; 2) и не «как самого себя», а как «Я возлюбил вас». Образцом христианской любви служит жертвенная любовь Христа, и община верующих является тем местом, где эта любовь должна проявляться в первую очередь (ср. Мф 25:40). См. статью «Любовь».

13:36 после пойдешь за Мною. Это пророчество о мученической смерти, которую предстояло принять Петру (21:18−19).

13:37 я душу мою положу за Тебя. Несомненно, Петр говорил это с полной уверенностью, но он не знал, что в решающий момент человеческая слабость возьмет в нем верх.

13:38 не пропоет петух. Выражение, использованное Марком («нежели дважды пропоет», Мк 14:30), означает то же. Петр трижды отрекался от Христа в трех различных ситуациях, а не просто повторил одно и то же отречение три раза.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.