Екклесиаста 5 глава

Книга Екклезиаста
Cовременный перевод WBTC → Под редакцией Кулаковых

 
 

Не говори, не подумав. Бог на небе, а ты на земле, и тебе надо сказать только несколько слов. Такие слова правдивы:
 
Не торопись в речах, и пусть сердце твое не спешит говорить перед Богом, ведь Бог на небесах, а ты — на земле, потому и не будь многословен.

От больших волнений бывают плохие сны, и у глупых всегда слов больше, чем нужно.
 
Где много забот, там пустые мечты,1 и многоречивость выдает глупца.

Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу.
 
Когда даешь обет Богу, не медли с его исполнением:2 глупцы Ему неугодны — коль обещал, исполняй.

Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать.
 
Лучше и вовсе не обещать, чем обещать, да не исполнить.

И не позволяй словам твоим быть причиной твоих грехов, не говори священнику: "Я не то имел в виду". Если ты сделаешь так, Бог может разгневаться и уничтожить всё, ради чего ты трудился.
 
Не доводи устами себя до греха, говоря пред служителем3 Божьим: „Это, мол, по ошибке!“ Зачем гневить Бога словами твоими, чтобы погубил Он содеянное тобою?4

Пусть не мешают тебе чтить Бога мечтания, всякие бесполезности и многословие.
 
Ибо от множества пустых мечтаний — и многословие,5 но ты пред Богом благоговей!

В некоторых областях можно увидеть бедняков, с которыми плохо обращаются. Это несправедливо, и это умаляет права бедняка. Но не удивляйся — над высокопоставленным есть другой высокопоставленный. И есть ещё другой, который стоит над ними обоими.
 
А если увидишь в какой стране,6 как притесняют бедняка, как попирают правосудие и справедливость, — не удивляйся, ибо надзирает начальник над начальником, а над ними — еще начальники.

Но для любой страны царь, заботящийся о своей земле, — преимущество во всех отношениях.
 
Но любая прибыль — от земли, и царь кормится от поля.7

Кто любит деньги, никогда не будет довольствоваться тем, что имеет. Кто любит богатство, тот никогда не насытится. И это всё бессмысленно.
 
Кто любит деньги — не насытится ими,8 и кто богатство любит — не будет иметь прибыли. Всё это тщета!

Чем больше у человека богатства, тем больше он тратит на "друзей", так что богатый на деле не увеличивает ничего, он может только смотреть на своё богатство.
 
Больше добра — больше нахлебников, а хозяину какая польза? Разве что глядеть на всё на это…

Кто трудится весь день, тот мирно спит, и неважно, сколько у него еды. Но богатый всё время печётся о своём богатстве и лишается сна.
 
Сладок сон труженика, мало ли, много ли он съел, но трудно от пресыщения уснуть богачу.

Видел я — печальные вещи случаются в жизни: человек копит деньги на будущее.
 
Видел я под солнцем и такую злую напасть: бережет хозяин богатство — да себе же и на беду;

Но случается вдруг несчастье, и он всё теряет и ничего не может дать своему сыну.
 
пропадает богатство в неудачном предприятии,9 и нечего оставить родному сыну.

Человек в мир приходит из материнского чрева нагим и когда умирает, покидает этот мир нагим. Он много трудится, но, умирая, не может ничего с собою взять.
 
Вышел человек нагим из чрева матери своей — таким и уйдет, и ничего не вынесет от трудов своих, что мог бы унести в руках.

И это печально: он покидает мир таким же, как пришёл. Для чего же ему пытаться поймать ветер?
 
Зла эта напасть: каким пришел человек, таким и отойдет, и какой в том прок, ведь идут труды его на ветер, —

Он имеет лишь дни, полные печали и скорби, а в конце очень встревожен и болен.
 
а ему приходилось каждый день утолять голод во тьме, во всяком ожесточении, болезнях и досаде.

Видел я — лучшее, что может человек, — это есть, пить и радоваться тому, что делает за время своей недолгой земной жизни. Господь ему дал эти недолгие дни, и это всё, чем он владеет.
 
Но вот в чем усмотрел я благо, что нашел прекрасным: есть и пить на славу, довольствуясь трудами10 своими под солнцем в отмеренной жизни, что дана ему Богом. Таков его удел.

Если Бог посылает человеку богатство, собственность и власть, чтобы этим всем наслаждаться, то человек должен радоваться этому, он должен принять это всё и радоваться делу своему, потому что это — дар Божий.
 
А уж если дал Бог человеку и богатство, и состояние, и возможность использовать их, порадоваться трудам своим — это дар Божий.

Такой человек не размышляет подолгу о днях своей жизни: Господь занимает этого человека делами, которые он любит.
 
И не будет печалиться человек о краткости дней своих, если Бог радует сердце его.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: где много забот, там (дурные) сны; или: где много трудов, там (крепок) сон.
3  [2] — Ср. Втор 23:21.
5  [3] — Или: перед посланником (из Храма); LXX: перед Богом.
5  [4] — Букв.: дела рук твоих.
6  [5] — Или: много снов, как и много слов, — тщета; или: где много снов, там и много бесполезных слов.
7  [6] — Или: области / провинции.
8  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Наиболее вероятный смысл этого стиха таков: от успешного ведения земледелия зависит экономика страны и стабильность власти. Друг. возм. пер.: но благо земле, когда ею занимается сам царь; или: но любая прибыль — от земли, и царь — для того, чтобы было вспахано поле.
9  [8] — Букв.: не будет (рад) прибыли, ср. 1:8; 4:8.
13  [9] — Или: в тяжких обстоятельствах.
17  [10] — Или: есть, и пить, и видеть счастье в труде.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.