Библия » Толкования Августина

От Иоанна 2 глава

Стих 2

Господь пришел по приглашению на брачный пир. Удивительно ли, что Он пришел на брачный пир в этот дом, если Он на брачный пир пришел в этот мир? Стало быть, невеста Его – та, которую Он искупил кровью Своей и которой в залог дал Дух Святой( 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 1 Кор. 1:22). Он вырвал ее из лап диавола, умер за грехи ее, воскрес, чтобы оправдать ее. Кто принес таковые дары своей невесте? Хоть люди и приносят подношения в виде земель, [а также] золото, серебро, камни драгоценные, коней, владения, поместья, усадьбы; но разве кто принесет кровь свою? Ведь если бы кто подарил невесте кровь свою, его уже не будет, чтобы взять ее в жены. Господь же, умирая без повреждения, отдал кровь Свою за ту, которую, воскреснув, должен был взять в жены, с которой уже обручился во чреве Матери. Ибо Слово –Жених, а невеста – плоть человеческая, и все имеете – единый Сын Божий, и Он же Сын Человеческий. Он стал главой Церкви, чрево Девы Марии – брачный Его чертог, Он вышел оттуда, словно жених из брачного своего чертога, как и пророчествовало Писание: «И Сам, как жених, выходящий из чертога своего, возрадовался, как исполин, выходя в путь»( 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: Пс. 18:6). Из чертога вышел как жених и был приглашен на брачный пир.

Трактат на Евангелие от Иоанна 8.4.1-3,Сl. 0278, 8.4.1. См. также: Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия 1.14

Стих 4

Наконец, хотя евангелист ясно свидетельствует, что знал Матерь Христа, однако ни о Его рождестве ничего не говорит, как Матфей и Лука, ни крещение Его не вспоминает вместе с тремя [другими евангелистами], но только упомянув там, возвышенно и превыспренне, о свидетельстве Иоанна, переходит вместе с Ним к браку в Кане Галилейской, где, хотя сам евангелист указывает на то, что это была Его Матерь, Он, тем не менее, говорит: Что Мне и Тебе, Жено? Не отвергая Ту, от Которой воспринял плоть, но претворением воды в вино в наибольшей степени являя Божество, то Божество, которое соделало Ее женщиной, но не само образовалось в Ней.

О согласии евангелистов 4.10.11,Сl. 0273, 4.10.11.407.13

Стих 7

Если понять в Евангелии то, что явно, откроются все те тайны, которые скрыты в этом чуде Господа... Он не обошел вниманием ничего из древних Писаний. То была вода, и потому Господь назвал их нечувствительными, потому что им до сих пор казалось, что вкус имеет вода, а не вино. Но как же Он сделал вино из воды? Когда открыл им смысл и изложил им Писания, начав от Моисея через всех пророков. Отчего уже опьяненные говорили: «Не сердце ли наше горело в нас на пути, когда открывал Он нам Писания»?(32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? Лк. 24:32) Ибо они уразумели Христа в тех Писаниях, в которых не знали Его. Стало быть, Господь наш Иисус Христос претворил воду в вино, и приобрело вкус то, что вкуса не имело, и стало опьянять то, что не опьяняло. Если бы Он приказал, чтобы вода была вылита, и Сам влил бы [в сосуды] вино из тайников творения, откуда Он взял и хлеб, когда насытил столько тысяч... так можно было бы и влить вино, вылив воду. [Но] если бы Он это сделал, показалось бы, что Он не одобряет древних Писаний. Поскольку же саму воду претворяет Он в вино и показывает нам, что и древнее Писание – от Него же; ибо по Его приказу наполнились сосуды для воды. От Господа, конечно же, и то Писание; но оно не имеет вкуса, если там не уразумевается Христос.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 9.5.1 -З, Сl. 0278,9.5.1. Сходное толкование см. у Цезария Арльского (Проповеди 168.4).

Стих 13

Об изгнании толп торгующих из храма говорят все, но Иоанн – долго и пространно, по порядку. Ибо после свидетельства об Иисусе Иоанна Крестителя, когда, вспомнив, что Он отправился в Галилею, когда претворил воду в вино, затем, упомянув о нескольких днях в Капернауме, [евангелист] сказал, что Он взошел в Иерусалим, во время Пасхи иудейской, и, сделав бич из вервия, изгнал из храма торгующих. Отсюда понятно, что не единожды, но не раз Господь делал это, но [о том, как это было] первый раз, вспоминает Иоанн, последний – три другие [евангелиста].

О согласии евангелистов 2.67.129, Сl. 0273, 2.67.129.231.15. См. также: Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Иоанна 23.2, и Ориген, Комментарии на Евангелие от Иоанна 10.129.

Стих 15

Кто суть те, кто продает быков? – чтобы в прообразе разгадать нам смысл [этого] действия. Кто суть те, кто продает овец и голубей? Это те, кто ищет в Церкви своего, не Иисуса Христова (21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп. 2:21). Ведут торговлю те, кто не желает быть искупленным; быть купленными они не желают, а продавать желают. Ибо благо для них – быть искупленными кровью Христа, чтобы достигнуть мира Христова. Ведь какой смысл искать в этом мире чего бы то ни было временного и преходящего, будь то деньги, будь то страсть к услаждению чрева и гортани, будь то почести от человеческих похвал? Разве не дым и ветер все это? Разве не преходит все, не ускользает? И горе тем, кто цепляется за преходящее, за то, что уже преходит...

Братья мои, те, кто ищет такового, – торговцы. Ведь тот Симон, который хотел купить Дух Святой, потому что хотел продавать Дух Святой (9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Деян. 8:9-24) , думал, что и апостолы – такие же торговцы, как те, кого Господь из храма изгнал бичом. Ибо таков был он сам и хотел купить, чтобы продавать; он был из тех, кто продает голубей. Ведь в виде голубя явился Дух Святой (32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Ин. 1:32, 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Мф. 3:16, 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Мк. 1:10, 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк. 3:22). Итак, те, кто продают голубей, братья, кто суть, как не те, кто говорит: «Мы даем Дух Святой»? Почему они так говорят и за какую цену продают? За цену своих почестей. Они нанимают за цену временные кафедры, чтобы казалось, что сами они продают голубей. Пусть остерегаются бича из вервия! Не продается голубь – даром дается, ибо благодатью зовется.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 10.6.1-3,Сl.0278,10.6.1.

***

Предстояло бичевать Его тем, кого ранее бичевал Он.

Трактат на Евангелие от Иоанна 10.5, Сl. 0278,10.5.1.

Стих 16

В соответствии с прообразом Господь и изгоняет людей из храма, – тех, которые искали своего, то есть приходили в храм ради продажи и купли. Если этот храм был прообразом, ясно, что и Тело Христа, которое есть истинный Храм, чьим подобием был тот, имеет в смешении покупающих и продающих, то есть ищущих своего, а не Иисуса Христова... Разве те, кто хотел сделать дом Божий вертепом разврата, сделали так, что храм разрушился? Так и те, кто непотребно живет в кафолической Церкви, насколько это в их силах, желают дом Божий соделать вертепом разбойников, но тем самым не ниспровергают храм. Ибо придет время, когда вервием грехов своих будут изгнаны вон.

Но этот храм Божий, это Тело Христово, это собрание верных имеет единый голос и как один человек поет в псалме... Если мы желаем, это наш голос, если желаем, ушами слушаем поющего, а сами поем сердцем. Если же не желаем, мы будем в этом храме словно покупающие и продающие, то есть своего ищущие.

Изъяснения псалмов 130.2-3, Cl.0283,SL40.130.2.1. См. также: Климент Александрийский, Педагог,3.11

Стих 17

Кого снедает ревность о Доме Божием? Того, кто, если видит, что в нем все перевернуто, печется о том, чтобы исправить, [жаждет поправить, не успокаивается;] а если исправить не может, терпит, стеная... Каждого из христиан да снедает ревность о Доме Божием, ибо он – часть Дома Божия... Стало быть, если ты печешься о том, чтобы в доме все было в порядке, в Доме Божием, в котором обещано спасение [и покой бесконечный] , должен ли ты терпеть то, что зависит от тебя, если вдруг увидишь, что что-то перевернуто? Друг ли это? Его надо убеждать мягко. Жена ли? Ее надо строго обуздывать... Делай то, что можешь ради того, за кого отвечаешь.

Трактат на Евангелие от Иоанна 10.9, Cl.0278,10.9.4

Стих 19

Шесть, девять, двенадцать, десять и восемь – вместе дают сорок пять. Итак, добавь сюда самую единицу, будет сорок шесть; если взять это число шесть раз, получится двести семьдесят шесть. А говорят, что человеческое зачатие так происходит и совершается, что первые шесть дней [человек] имеет подобие как бы молока, в следующие девять дней изменяется в кровь, затем за двенадцать дней уплотняется, остальные десять и восемь формируется вплоть до совершенных очертаний всех членов и с этого срока остальное время, вплоть до часа рождения, прибавляет в величине. Итак, добавив к сорока пяти дням один, а это число обозначает совершенство, – так как шесть, девять, двенадцать, десять и восемь, соединенные в одно, дадут сорок пять; итак, добавив, как было сказано, один, получим сорок шесть. И когда это число будет умножено на находящееся во главе этого порядка число шесть, даст двести семьдесят шесть, то есть девять месяцев и шесть дней. И исчисляется этот срок от восьмого дня апрельских календ, – дня, в который, как верят, был зачат Господь, ибо в тот же самый день Он также и пострадал; – и до восьмого дня январских календ, – до дня, в который был Он рожден. Итак, разумно говорится, что Храм был построен за сорок шесть лет, ведь он обозначал Его тело, так что сколько лет заняло возведение Храма, столько же дней продолжалось совершенствование тела Господня (19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?21 А Он говорил о храме тела Своего. Ин. 2:19–21).

Источник: Вопрос 56 из 83.

Стих 22

Вы видите, что Бог был равен Отцу. «Братья мои, – говорит апостол, – кто воскресил Его из мертвых?»(1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, Гал. 1:1, 12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, Кол. 2:12) О ком он говорит? Об Отце: «Был Он, – говорит, – послушен даже до смерти, смерти же крестной, почему и Бог Его воскресил из мертвых, и дал Ему имя, которое превыше всякого имени» (8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, Флп. 2:8-9). Воскрешен и возвышен Господь. Воскресил Его Кто? Отец, Которому Он сказал в псалмах: восставь Меня и воздам им (11 Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Пс. 40:11). Стало быть, воскресил Его Отец. Разве не Сам Себя? А что же делал Отец без Слова? Что делал Отец без Единственного Своего? Услышь, ведь и Он был Бог: разрушьте этот храм и в три дня воздвигну его (19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Ин. 2:19). Разве Он сказал: «Разрушьте храм, и Отец в три дни воздвигнет его»? Но каким образом, если и Отец воскрешает, и Сын воскрешает, так же если Сын воскрешает, то и Отец воскрешает, ибо Сын сказал: Я и Отец – одно (30 Я и Отец – одно. Ин. 10:30).

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 10.11.3,Cl.0278, 10.11.13

Стих 24

Вот они уже веровали в Иисуса, а Сам Иисус не доверялся им. Почему? Потому что они еще не возродились водой и Духом. Это побудило нас, и мы побуждаем братьев наших оглашенных. Если ты спросишь их, они уже уверовали в Иисуса, но, поскольку они еще не восприемлют Его Тело и Кровь, Иисус еще не доверяется им. Но что им делать, чтобы доверился им Иисус? Пусть возрождаются водой и Духом, пусть родит Церковь, кого готовится родить. Они зачаты -пусть выйдут на свет; есть грудь, от которой они будут питаться, пусть не боятся, родившись, задохнуться, от груди материнской да не отрываются.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 12.3.2,Cl.0278,12.3.8

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, 2 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.