Библия » Августин Толкования Августина

От Иоанна 5 От Иоанна 5 глава

Стих 2

Эта купальня и эта вода, как мне кажется, означает народ иудейский. Ибо народы подразумеваются под именем вод, на что явно указывает Откровение Иоанна, где, когда ему показаны были воды многие, и он спрашивал, что они значат, ответ ему был, что это народы1. Стало быть, эта вода означает тот народ; он был затворен пятью книгами Моисея, как пятью притворами. Но эти книги оставляли их в расслаблении, не исцеляли. Закон же грешников обличал, но не освобождал.

Так что же означало то, что при возмущении воды они исцелялись, а в притворах исцелиться не могли? Ибо внезапно казалось, что вода возмущена, а кем она была возмущена, не было видно. Верь, что это происходило благодаря ангелу2 , но не без некое-го таинства, являющегося знаком. По возмущении воды тот, кто мог, один бросался [в нее], и он единственный исцелялся; после него кто бросался, делал это тщетно.

Что же это значит, как не то, что пришел Христос, единственный, к народу иудейскому и, соделав великое, научив полезному, возмутил грешников, возмутил воду Своим присутствием и раздражил вплоть до страдания Своего? Но тайно возмутил Он.

Если бы они знали, неужели распяли бы Господа славы? (8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 1Кор 2:8) Итак, сходить в возмущенную воду — значит смиренно веровать в страдание Господа.

Примечания

  • 1 — См. 15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Откр 17:15; Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 6.11.
  • 2 — Некоторые списки Евангелия от Иоанна имеют дополнение в стихе 4, где говорится, как сошёл ангел и возмутил воду в купальне. Древнейшие списки этого стиха не содержат. Текст Августина не требует обязательного знания этого добавления, но очень явно его предполагает.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна Сl. 0278, 17,2,7.

Стих 8

Три [приказа] Он отдал: встань, возьми одр свой и ходи. Но [приказ] «встань» был не повелением трудиться, но деянием исцеления. А два других приказа Он отдал здоровому: возьми постель свою и ходи.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна Сl. 0278, 17, 7, 14.

Стих 9

Так какой смысл в постели-то, заклинаю тебя? Что, кроме как что его, расслабленного, на постели носили, а здоровый он понес постель. Что сказал апостол? Носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов (2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Гал 6:2). Стало быть, закон Христов — это любовь, и [закон] любви не исполняется, если мы не носим бремена друг друга. Поддерживая, — говорит, — друг друга любовью, стремясь сохранить единство духа в узах мира (2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф 4:2−3). Когда ты был расслаблен, носил тебя твой ближний; ты сделался здрав, — так носи ближнего твоего: друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов. Так исполнишь, о человек, то, чего тебе недоставало. Так возьми постель свою. Но когда поднимешь, не стой, ходи.

Любя ближнего и заботясь о ближнем твоем, ты совершаешь путь. Куда ты держишь путь, как не ко Господу твоему, к Тому, Кого мы должны любить всем сердцем, всей душой, всей мыс¬лью? Ко Господу мы еще не пришли, но ближний — с нами. Так понеси того, с кем ты на пути, и придешь к Тому, с Кем ты желаешь быть. Итак, возьми постель свою и ходи.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна Сl.0278, 17.9.14.

Стих 10

Они клеветали на Господа не за то, что Он исцелил его в субботу, — ведь Он мог им ответить, что, если бы у кого-то из них скотина свалилась в колодец, тот и в день субботний вытащил бы его и спас бы свое животное; [итак, они ставили ему в вину не то, что человек был исцелен в субботу], но что он нес постель свою. Если бы о здоровье нельзя было бы разглашать, неужели надо было давать приказание совершать работу? А он сам указывал клеветникам на Того, Кто дал ему здоровье: «Тот, — гово-рит, — Кто меня исцелил, Сам мне приказал: возьми постель свою и ходи. Как я мог не исполнить приказа Того, от Кого получил здоровье».

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна Сl. 0278, 17.10.1.

Стих 13

Если бы мы рассуждали о том, что Он ( соделал, и о том, что в Его власти, ограниченностью [своего] сердца, и, так сказать, по человеческому пони¬манию и рассуждению, [то решили бы,

Стих 17

Итак, словно бы Он говорил иудеям: "Почему ожидаете, чтобы Я не трудился в субботу? День субботний был учреждён для вас как знак обо Мне. Вы взираете на дела Бога — Я же был там, когда они совершались. Всё сотворено через Меня... Отец создал свет, но Он сказал, чтобы Свет был. Если Он сказал, то сделал это Своим Словом. Я был Его Словом, и Я есть [Слово Его]. Мир создан Мною в том творении, и мир управляется Мною в том творении. Отец Мой делал, когда творил мир, и Он действует доныне, ибо управляет миром. Так что, как Мною Он действовал, сотворяя мир, так и правя, Он действует через Меня".

Трактат на Евангелие от Иоанна 17.15. Cl. 0278, 17.15.17.

* * *

См. 2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Быт 2:2.

Иное толкование

Он уже здесь указал на то, что равен Богу. Отец Мой, — говорит он, — доныне делает, и Я делаю. Он перевернул плотские представления о субботе. Ибо они думали, что утоленный Господь почил и ничего не делает. Они слышат: «Отец Мой доныне делает», — и приходят в смятение. И Я делаю: Он делает Себя равным Богу — они приходят в смятение.

Августин Иппонский, Проповеди С1.0284, 125.PL38.693.33. См. также: Новациан, О Троице 28.

Как может быть истинно одно и другое, когда говорится, что Бог почил в седьмой день от всех дел, которые совершил, а также что сам Тот, через Кого они были совершены, говорит в Евангелии: Отец Мой доныне делает, и Я делаю?

Господь Иисус Христос, пострадавший в определённое время, которое Сам захотел, обозначил таинство покоя [в Бытии] Своим погребением. Разумеется, было это в день субботний, когда Он покоился во гробе, и день этот был неким святым отдохновением после завершения всех дел в день шестой, то есть день Приготовления, когда сказал: Совершилось! И, преклонив главу, предал дух (30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Ин 19:30). Так стоит ли нам удивляться, если Бог пожелал указать на тот день, в который Христу предстояло покоиться во гробе, прежде чем продолжить совершать бег веков — в оправдание уже вот этих слов: Отец Мой доныне делает?

Можно понимать так, что Бог отдыхал от учреждения разных видов творения, потому что более их не учреждал. Но покоился Он таким образом, что продолжал с того момента и продолжает доныне совершать управление всех вещей, которым тогда установлено место; но не так, чтобы, по крайней мере в тот седьмой день, Его власть отступила от управления небом и землёй, и всем, что Он создал. Если бы такое случилось, всё [сотворённое] мгновенно превратилось бы в ничто. Именно сила Создателя, прежде всего благородство, умение и упорство Всемогущего, являются причиной существования всего тварного. И если всё это прекратило бы на мгновение править и направлять всё, что сотворено, любое разнообразие [тварного мира] тут же прекратило бы быть и всякая природа превратилась бы в ничто. Видите ли, это не то, что каменщик, складывающий дома; завершив работу, он уходит, а построенное продолжает стоять, уже когда он всё сделал и ушёл. Нет, мир не может продолжить стоять ни на мгновение, если Бог отвернёт от него Свою указующую длань.

И верно, само выражение, произнесенное Господом: Отец Мой доныне делает, указывает на непрестанность Его трудов, которыми всё творение удерживается и направляется. Видите, можно было бы понять иначе. если бы Он сказал: И ныне делает I , тогда труды не были бы непрестанными. Говоря же: доныне, Он Побуждает нас понять это в другом смысле: начиная с того времени, когда Он учреждал порядок вещей.

Августин Иппонский, О Книге Бытия буквально 4.11.21−12.23 PL 34:303−304.

Стих 18

Вот, иудеи понимали то, чего не понимают ариане. Ибо ариане говорят, что Сын не равен Отцу, и потому ересь изгнана из Церкви.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 17.16. С1.0278,17.16.8.

***

[Взволновались] иудеи и возмутились, и справедливо, потому что услышали, что человек ставит себя равным Богу, но и несправедливо, потому что в человеке не признали Бога. Видели плоть, Бога не познали; смотрели на обиталище, Обитающего не увидели.

Ибо эта плоть была храмом, Бог обитал внутри. Иисус не плоть приравнивал к Богу, не зрак раба сравнивал с Господом, не то, чем Он стал ради нас, но то, чем Он был, когда сотворил нас.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 18.2.1. С1. 0278, 18.2.1.

Стих 19

Мы же уразумели, что Отец творит что-либо не обособленно, но, когда Сын увидит это, Он и Сам творит нечто подобное, глядя на деяние Отца Своего. Но вот что Он сказал: не может Сын от Себя творить ничего, если только не увидит Отца творящего (19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ин 5:19), потому что весь Сын — от Отца, и вся сущность и могущество Его — от Того, Кто породил Его. Но только когда Он сказал, что Он творит это подобно тому, как творит Отец, чтобы мы поняли это не так, что Отец творит одно, Сын — другое, но что тем же могуществом Сын творит то лее самое, что Отец, поскольку Отец творит через Сына.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 21.22. Cl. 0278, 21.2.2

***

Итак, неразделимы деяния Отца и Сына. Но вот это: не может Сын ничего творить от Себя, — сказано, как если бы Он сказал: «Сын не от Себя». Ведь если Он Сын, если Он рожден, Он от Того, Кем рожден. Однако Тот породил равного Себе. Ибо

не было у Порождающего недостатка ни в чем, и не нужно было времени, чтобы породить, ибо Он породил совечиого; и матери не нужно было, чтобы породить, ибо Он из Себя изнес Слово; и Отец, порождая, не превосходил Сына возрастом, так, чтобы Сын был младше.

И возможно, кто-то скажет, что после многих веков, в старости Своей Бог зачал Сына.

Но как Отец не имеет старости, так и Сын не имеет роста; ни Тот не состарился, ни этот не возрос, но равный породил равного, вечный — вечного. Но как, — скажет кто-нибудь, — вечный [породил] вечного? Так же, как временное пламя рождает временный свет. Порождающее пламя совечно свету, который оно породило, и не предшествует ему во времени. Порождающее пламя [рождает] порожденный свет; но где начинается пламя, там начинает¬ся свет. Покажи мне пламя без света, и я покажу тебе Бога-Отца без Сына.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 20.8.1−2. Cl. 0278, 20.80.1.

Стих 20

Вновь смущается смертная мысль. Отец показывает Сыну то, что делает Сам; стало быть, — скажет кто нибудь, — Отец творит Сам по Себе, так что Сын может видеть, что Он творит. И вновь мысль человеческая представляет словно бы двух мастеров, как если бы мастер учил своего сына своему ремеслу и показывал ему то, что он делает, чтобы тот и сам мог делать: все, говорит, что творит, показывает Ему, что Сам творит.

Так значит, пока Отец творит, Сын не творит, чтобы мог видеть Сын, что творит Отец? Напротив, все через Него было сотворено и без Него не было сотворено . Отсюда мы видим, каким образом Отец показывает Сыну, что Он творит, поскольку Отец ничего не творит, кроме как через Сына.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 21.2.2 2 С1. 0278, 21.2.14. См. также его Проповеди 126.10.

Стих 22

Немного раньше мы думали, что Отец творит нечто, чего не творит Сын , [когда Он говорил: ибо Отец любит Сына, и все показывает Ему, что Сам творит (19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ин 5:19)] как будто Отец творил, а Сын смотрел. Таково было плотское понимание, ослабляющее нашу мысль, как если бы Отец делал то, чего не делал Сын; Сын же смотрел, как Отец показывает то, что созидается Отцом. Стало быть, как будто Отец творил то, чего не творил Сын, только мы уже видим, что нечто творит Сын, чего не творит Отец. Каким образом Он приводит нас в движение и увлекает нашу мысль, влечет туда и сюда, на одном месте, плотском, оставаться не дозволяет, чтобы, приводя в движение, упражнять, упражняя, очищать, очищая, делать восприимчивыми, восприимчивых делать совершенными! Что делают с нами эти слова?

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 21.12 1 С1. 0278, 21.12.2.

***

На суде Бог явится не в образе Божием, но в образе Сына Человеческого. Не потому, что не будет судить Тот, Кто дал весь суд Сыну, поскольку о Нем говорит Сын: «Это Тот, Кто будет взыскивать и судить» (50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Ин 8:50); но сказано: Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, и как если бы было сказано: «Отца никто не увидит на суде живых и мертвых, но все увидят Сына, ибо Он есть также Сын Человеческий и может быть видим нечестивыми, когда и те увидят Того, Кого пронзили».

Августин Иппонский, О Троице 1.13.29 С1. 0329, SL50.1−13.67. См. также: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 21.13 и Проповеди 214.9.

Стих 24

Павел говорит: «Подобает всем нам предстать пред судом Христа», — а ты дерзаешь сам обещать себе, что не придешь на суд? Да не будет, говоришь ты, чтобы я осмелился обещать себе это; но я верю Тому, Кто обещает. Спаситель говорит, Истина обещает, Сам сказал мне: кто слышит слова Мои, и верует Пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и преходит от смерти в жизнь, и на суд не приходит. Значит, я слышал слова Господа моего и поверил; хоть бы и был я неверным, стал верным; как Он мне указал, прешел от смерти в жизнь, на суд не прихожу, не по моему домыслу, но по Его обетованию.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 22.4 С1. 0278, 22.4.1

Иное толкование

Но чтобы ты не думал, веря, что не умрешь плотью, — и, разумея по плоти, не говорил себе: «Господь мой сказал мне: кто слышит слова Мои, и верует Пославшему Меня, преходит от смерти в жизнь; стало быть, если я уверовал, я не умру», — знай, что ты разрешишься смертью, которой обязан Адаму. Ибо восприял ее и Тот, в Ком все мы были; сказано: смертью умрешь (17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Быт 2:17), — не может быть тщетным Божественное речение. Но когда ты разрешишься смертью ветхого человека, ты будешь взят в вечную жизнь нового человека, и совершишь переход от смерти в жизнь. Только соверши переход жизни. Что есть твоя жизнь? Вера — праведник верою живет См. (4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4, 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим 1:17). Ибо когда тебя, верующего, просветил Христос, ты совершаешь переход от смерти к жизни; оставайся в том, куда перешел, и не придешь на суд.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 22.6 С1. 0278, 22.6.1. В Послании 55.1. Августин трактует этот фрагмент как переход («Пасху») от смерти в жизнь.

Людям, которые любят жить на этой земле, обещана жизнь; и так как они очень боятся смерти, обещана им

Стих 26

Почему Он добавляет: в Самом Себе? Достаточно было бы сказать: «Ибо как Отец имеет жизнь, так и Сыну дал иметь жизнь». Добавил: в Самом Себе, ибо Сам Отец имеет жизнь в Самом Себе, и Сын имеет в Самом Себе. Он хотел, чтобы мы поняли нечто, о чем Он говорит: «В Самом Себе». И эта тайна скрыта в этом слове: стучите, да отверзнется (9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, Лк 11:9).

О Господи, что значит то, что Ты сказал? В Самом Себе — почему Ты это добавил?

Ведь и апостол Павел, которому Ты дал жизнь, разве не имел ее? Имел, говорит. Насколько люди мертвы, чтобы воскресать и приходить к слову Твоему верою; когда придут, разве не будут иметь жизни в Тебе? Будут иметь, ибо и Я ранее сказал: кто слы-шит слона Мои и верит Пославшему Меня, имеет жизнь вечную (24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Ин 5:24).

Поэтому те, кто верует в Тебя, имеют жизнь; но Ты не сказал: «В самих себе». Когда Ты говорил об Отце: как Отец имеет жизнь в Себе Самом; и опять-таки, когда говорил о Себе, Ты с казал: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Как Сам имеет, так и дал иметь. Где имеет? В Самом Себе. Где дил иметь? В Самом Себе. Павел где имеет? Не в самом себе, но во Христе. Давайте посмотрим, это ли говорит апостол: живу уже не я, по живет во мне Христос (20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал 2:20).

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 22.9.1−2 С1. 0278, 22.9.5.

***

Но каким образом? Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, чтобы жить не причастностью, но жить неизменно, и Самому быть Жизнью.

Так дал и Сыну иметь жизнь. Как имеет, так и дал. В чем разница? Что Тот дал, а Этот принял. Неужели Он уже был, когда принял? Неужели мы думаем, что Христос некогда был без света, в то время как Он сам есть Премудрость Отчая, о которой сказано: «Сияние вечного света» (26 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Прем 7:26) Поэтому если сказано: дал Сыну, это как если бы было сказано: «Породил Сына»; ибо дал, порождая*1. Каким образом дал, чтобы был? — так дал, чтобы был Жизнью, и так дал, чтобы в Самом Себе был Жизнью. Что значит: «в Самом Себе быть Жизнью»? Он не нуждался в жизни извне, но Сам был полнотой жизни, отчего и другие, верующие, буду]’ жить, пока будут жить. Итак, Он дал Ему иметь жизнь в Самом Себе; дал как кому? Как Слову Своему, как Тому, Кто в начале был Словом, и Слово было у Бога (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин 1:1).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 22.10.3−4 С1.0278,22.10.22.

Примечания

  • 1 См. также: Амвросий Медиоланский, О христианской вере 3.16.133

Стих 27

Судия этот будет Сын Человеческий; судить Он будет в том образе, в каком был судим. Слушайте и уразумейте, ибо это сказал пророк: увидят Того, кого пронзили (10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. Зах 12:10). Увидят тот самый образ, в каком поразили Его копьем. Воссядет Судия, Который стоял пред судом. Осудит истинных виновных Тот, Кто был признан виновным ложно. Сам придет, в том же облике придет.

Августин Иппонский, Проповеди 127.10 С1. 0284, 127.PL38.711.8.

Стих 29

Отвечает тебе апостол, если мы поняли смысл его [слов], а с Божьей помощью несомненно поняли; отвечает тебе апостол и говорит: «Знаю, что сказать. Ты говоришь, язычники освобождаются от тела этой смерти, ибо придет последний день их жизни, когда все, кто во гробах, услышат глас Его; и пойдут те, кто творил добро, в воскресение жизни: вот освобожденные от тела этой смерти. А кто творил зло — в воскресение суда: вот, они вернулись к телу этой смерти. Тело этой смерти возвращается к нечестивому, и не будет от него освобождения никогда. Тогда будет не жизнь вечная, но смерть вечная, ибо наказание — вечно».

Августин Иппонский, Проповеди 154.16 С1. 0284, 154.PL38.840.3.

Стих 30

Сын говорит: «Не ищу Моей воли», — а вот мы хотим поступать по своей воле! Смотри, как принижает Себя Тот, Кто равен Отцу! Так станем исполнять волю Отца, Христа и Святого Духа, ибо у Троицы одна воля, одно могущество и величие.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 22.15 Сl. 0278, 22.15.2.

Стих 35

Ибо каждый человек — это светильник, который можно и возжечь, и погасить.

Один только Он не есть светильник. Ибо Он не возжигается и не гасится, потому что как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Ин 5:26). Стало быть, и апостолы — светильники; и благодарны [за то], что возжжены от света истины, и горят духом любви, и довольно у них елея благодати Божией. Если бы они не были светильниками, не говорил бы им Господь: Вы — свет мира (14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Мф 5:14). Ибо после того, как Он сказал: Вы — свет мира, — Он показывает, что они не должны считать себя тем светом, о котором сказано: был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в этот мир (9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Ин 1:9).

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 23.3.1−24 Сl. 0278, 23.3.1.

Стих 46

Но как в ячменном зерне сердцевина скрывается под мякиной, так под покровом таинств закона скрывается Христос. Как хлеб, эти таинства извлекаются на свет и распространяются.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 130.1 Сl.0284, 130.PL38.725.41.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Иоанна, 5 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Иоанна 5 глава в переводах:
От Иоанна 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.